Языческое святилище, найденное Димитрием Кебе

Чудинов Валерий Алексеевич


В газете Словении «Неделя» приводится интервью с археологом-любителем Димитрием Кебе, который обнаружил в Альпах славянский языческий храм [1].

Рис. 1. Археолог Димитрий Кебе

Храм был обнаружен на альпийском плато под Шпуком. Д. Кебе полагал, что это – древнее святилище Солнца, весьма напоминающее Стоунхендж. А поскольку мы установили, что Стоунхендж имеет славянские надписи, нас заинтересовал и этот храм. Его расположение в горах показано стрелочкой на рис. 2.

К сожалению, текста в сообщении о находке храма очень мало, зато имеются хорошие фотографии. К их анализу мы и приступаем.

Оглавление:
  • Тип языческого храма
  • Место в горах
  • Скальный выступ над водой
  • Надписи за спиной
  • Подводная часть камней
  • Вход в храм Мары
  • Заключение
  • Литература
  • Комментарии
  • Тип языческого храма

    В нашей работе о священных камнях и языческих храмах древних славян [2] мы подразделили храмы на открытые и закрытые; особую категорию составили пещерные храмы. На первый взгляд представляется, что именно с таким храмом мы и имеем дело в данном случае. Но уже при беглом просмотре фотографий видно, что явных входов в пещеры практически нет, зато имеются водопады и горные озера. В таком случае перед нами особый тип славянского языческого святилища – у воды, что весьма благоприятно для размещения храма Рода, ибо, по ряду данных, некоторые храмы Рода размещались у родников. Однако для того, чтобы в этом убедиться (или, напротив, разувериться), необходимо вначале прочитать надписи.

    Место в горах

    Для размещения языческого святилища в горах необходимо, с одной стороны, скрыть его от глаз посторонних, то есть не располагать прямо у подножия горы. Святое место должно быть достаточно уединенным и, по возможности, весьма живописным и не тронутым человеком. Желательно также наличие большого количества проточной воды, в которой паломники могли бы смыть свою физическую и моральную грязь. С другой стороны, святилище не должно быть слишком далеким или располагаться слишком высоко в горах, чтобы паломники приходили к нему на последнем дыхании. Именно таким требованиям и удовлетворяет расположение священной долины, показанное на рис. 2.

    Демонстрация места расположения святилища на плато под Шпуком
    Рис. 2. Демонстрация места расположения святилища на плато под Шпуком

    На фотографии видно, что священное место расположено на плато в нескольких километрах от долины предгорий, на которой стоял фотограф, однако не на вершинах гор, а в хорошо защищенном месте. Стрелка указывает не на само плато, которого не видно, а на углубление в горах, которое можно увидеть только с обозначенной стрелкой горной возвышенности над ним. Таким образом, фотография места расположения святого урочища вблизи горы Шпук не вызывает сомнения в том, что именно в таком горном кармане как раз и должно было находиться славянское святилище.

    Скальный выступ над водой

    На одной из фотографии, рис. 3, датированной 19 августом 2003 года, исследователь изображен стоящим на двух камнях над водой, задавая, таким образом, масштаб изображения. Несмотря на то, что святилище расположено достаточно высоко в горах, а Димитрий Кебе находился вблизи воды, августовский день был довольно жарким, так что наиболее комфортно было стоять раздетым до пояса.

    Вряд ли исследователь отдавал себе отчет в том, что он стоит перед своеобразным указателем, на котором читаются надписи. Они нанесены на все камни, попавшие в кадр, и мы постараемся их выявить.

    Надписи за спиной

    За спиной исследователя находится несколько надписей на уходящей в воду отвесной скальной стене, рис. 4. Слева от него видны несколько выступов камня, на которых в виде глубоких щелей выбито слово ХРАМ. Чуть ниже и по линии такой же восходящей вправо строки на вершинах выступов не столько выбито, сколько, видимо, закрашено или отполировано еще 4 буквы (последняя проглядывает в проем между рукой и туловищем исследователя), образующие слово МАРА. Тем самым, можно предположить, что Кебе стоит как раз над входом в храм Мары, который обычно размещался ниже горизонта, на котором располагались храмы Макоши и Рода; иными словами, этот вход должен находиться под водой.

    Справа от исследователя, за ним, на уровне его локтя мелкими углублениями начертаны слова – руницей РУСЬ и кириллицей – РУССКИЙ МИР. При этом слово МИР написано выпуклыми буквами, что обычно редко, а первые две буквы образуют лигатуру. Надпись РУССКИЙ МИР встречается нам впервые; обычно географические привязки даются иначе, например, ПЕРУНОВА РУСЬ, или ЖИВИНА РУСЬ, то есть название конкретной области Руси. Здесь же мы имеем собирательное название. Можно предположить, что тем самым Альпы считались авторами надписей именно за сердцевину Руси, за РУССКИЙ МИР, тогда как отдельные области типа ПЕРУНОВОЙ РУСИ являлись лишь периферией этого мира. Так что данная надпись исключительно интересна.

    Димитрий Кебе на фоне камней-указателей
    Рис. 3. Димитрий Кебе на фоне камней-указателей

    Далее можно видеть надписи на камне слева, на котором стоит правая нога исследователя. Здесь читаются слова ХРАМ МАРЫ. Буквы слова ХРАМ на прориси я повернул вправо на 90°, чтобы они были понятнее, ибо они почти лежат на строке в данном ракурсе. Полагаю, что это – уточняющая надпись, то есть надпись на том камне, под которым этот храм должен располагаться. Возвращаясь к каменной стене, слева от левой ноги исследователя можно прочитать слово ХРАМ, а справа от нее – слово МАКАЖИ. Это означает, что на уровне воды или несколько выше, но правее данного места, в одной из расщелин располагается храм Макоши. Таковы наиболее крупные надписи, дающие общую ориентацию для славян-паломников.

    Подводная часть камней

    Если предположить, что храм Мары находится под водой, то и надписи на камнях также должны располагаться ниже уровня воды. Чтения этих надписей показаны на рис. 5. Здесь на большом камне можно разобрать весьма интересное изречение: У МАРЫ Я МИРЮСЯ. Видимо, оно означает, что человек, готовящийся представь пред ликом богини смерти, должен помириться со всеми, отойти в мир иной с миром.

    Наше чтение надписей на камнях
    Рис. 4. Наше чтение надписей на камнях

    Другая надпись, у самой кромки воды на малом камне, гласит РУНА, то есть НАДПИСЬ. Она придает камням сакральность. А на подводном камне под малым камнем читается слово МАРА. Оно как бы приглашает спуститься под воду.

    Наше чтение подводной части камней
    Рис. 5. Наше чтение подводной части камней

    Вход в храм Мары

    Тем не менее, хотелось бы видеть более доказательные надписи, приглашающие войти в храм Мары через вход. Такая возможность появляется при переходе к следующему рисунку, рис. 6. Здесь мы имеем тот же вид, что и на рис. 4, однако оба светлых камня с перемычкой между ними расположены уже чуть подальше, а расположенная правее них отвесная стена тут показана сбоку. Вода течет по промытому желобку, а два камня, на которых стоял Д. Кебе, оказываются двумя вершинами единой скалы.

    Мое чтение указателей входа в храм Мары
    Рис. 6. Мое чтение указателей входа в храм Мары

    На этом рисунке я читаю надписи, обведенные рамочками: МАРЫ ХРАМ, № 1, ВХОД В ХРАМ, № 2, МАРЫ, № 3, В СКАЛУ, № 4. Итак, оказывается, чтобы войти в храм Мары, необходимо войти в скалу. На малом белом камне совсем справа, видна надпись МАРЫ, № 5. Ближе к зрителю, у подножия черного камня, левее его, в воде, на дне видна надпись СЕ СКАЛА, № 6, то есть ВОТ СКАЛА. Этот указатель показывает, где находится та скала, в которую надо войти, чтобы попасть в храм Мары. Видимо, необходимо идти по дну от белых камней к проходу между данным черным камнем и вертикальной стеной. На стене имеется вывеска, как на нынешних магазинах, МАРА, № 7.На поверхности стены также неоднократно начертана слово МАРА, № 8, однако черное на темном плохо смотрится.

    Для того, чтобы понять, где окончательно находится вход в храм Мары, я даю уменьшенное изображение того же участка, рис. 7.

    Вход в храм Мары
    Рис. 7. Вход в храм Мары

    Из моих прежних исследований я знаю, что часто камни Мары представляли собой изображение женского лона с большой половой щелью. Нечто подобное мы видим и на данной фотографии, где плоская стена представляет собой вертикальный пропил в камне, куда может пройти один человек. Я не знаю, достаточно ли пологим являлся черный камень, чтобы по нему можно было бы спуститься в щель, однако думаю, что основная часть паломников шла все-таки по воде. Наиболее надежным ориентиром является нижняя часть черного камня, на которой читается надпись СТРАЖ. Таким образом, вход в храм Мары выделяется как символикой, так и надписями. И он, действительно, находится под белыми камнями, на которых стоял Кебе. Заметим, что хотя вход в храм со стороны точки съемки виден хорошо, но для человека, который не разбирается в символике входа в храм и не умеет читать надписи, он отлично замаскирован.

    Между тем, о том, что он существует, можно понять по очень интересной скале, возвышающейся над всем ландшафтом. Эта скала с небольшой башенкой видна издалека, рис. 8. Представляет интерес рассмотреть башенку поближе, что я и делаю на рис. 9.

    Скала с башней над ней, господствующая над горным ландшафтом
    Рис. 8. Скала с башней над ней, господствующая над горным ландшафтом

    Естественно, что данная скала видна за многие километры и невольно привлекает взоры путников. При более крупном масштабе видно, что скала похожа на вставшего в полный рост медведя, однако что именно находится на его голове, разглядеть довольно сложно. Зато хорошо моделирована сама голова: прекрасно различим нос с темным кончиком, и рот под ним. Глаз не видно, но они угадываются. Как мы знаем, медведица – это зооморфный облик Макоши, следовательно, где-то поблизости должен находиться храм Макоши.

    Более крупное изображение дает возможность прочитать наиболее крупные надписи. Так, в квадратной рамочке на уровне уха животного можно прочитать слово МАКАЖЬ, и ниже и левее, тоже в рамочке, можно прочитать слова: И МАРА. Из этого следует, что в горах расположен комплекс храмов Макоши и Мары. Это может служить указанием на то, что перед нами находится один из древнейших храмовых комплексов. А ниже можно прочитать слова РОД МАКОЖИ. Судя по тому, что написано не МАКАЖИ, а МАКОЖИ, храм Рода был построен много позже комплекса храмов Макоши-Мары. С храмом Мары мы уже познакомились. Осталось обнаружить храм Макоши, который, как я полагаю, должен располагаться много выше храма Мары. Вместе с тем, на тех фотографиях, которыми проиллюстрировал свой поход Дмитрий Кебе, выявить храм Макоши мне не удалось. Однако, это не столь важно. Важно другое: что славянский ведический храмовый комплекс под Шпуком вначале состоял из храмов Макоши и Мары, а позже к ним добавился храм Рода.

    Крупное изображение зооморфной скалы и мое чтение надписей
    Рис. 9. Крупное изображение зооморфной скалы и мое чтение надписей

    Естественно, что к фотографиям Дмитрия Кебе следует вернуться, поскольку ряд из них изображает водопад, а другой ряд – некие камни, возможно, священные.

    Заключение

    Теперь, после анализа входа в храм Мары и чтения надписей на зооморфной скале с ликом Макоши первоначальное мнение о несколько необычном храме у воды должно уступить место атрибуции данного святилища как типично пещерного. Мы уже познакомились с пещерным святилищем в Болгарии, в местечке Иваново под городом Русе, а в данном исследовании можно видеть святилище в горной Словении, в Альпах под Шпуком, обнаруженное Дмитрием Кебе. И впервые на скалах обнаружена надпись РУССКИЙ МИР; возможно, она означает, что внутри храма Мары находится некая экспозиция всего мира, занимаемого Русью.

    Литература

    1. PovšeMatej (foto). Stonenhenge s sončne strani Alp // Nedelja, 16 septembra 2001, nedelski dnevnik, s. 12
    2. Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. Опыт эпиграфического исследования. М., «Фаир-Пресс», 2004

Комментарии:

Светлана
04.04.2016 00:04
Доказано..Буквы совпадают, так их писали на изображениях Макоши

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову