Синий камень Плещеева озера

Чудинов Валерий Алексеевич


Об этом камне я уже писал в моей монографии «Священные камни и языческие храмы древних славян». Там я определил данный камень как Перунов. В данной статье я хочу привлечь дополнительный материал.

Оглавление:
  • Синий камень Плещеева озера
  • Возможность камня наносить удар
  • Возможность камня передвигаться
  • Существование надписей
  • Фотографии камня Анны Устоевой
  • Новые надписи
  • Вид с севера
  • О Синь-камне у Д.В. Громова
  • Александрова гора
  • Литература
  • Комментарии
  • Синий камень Плещеева озера

    Об этом камне я уже писал в моей монографии (ЧУД, с. 103-109). Там я определил данный камень как Перунов. В данной статье я хочу привлечь дополнительный материал.

    Обмеры камня группой Космопоиск
    Рис. 1. Обмеры камня группой Космопоиск

    Сначала я дам материал Вадима Александровича Черноброва. Вот что он пишет об этом камне: «СИНЬ-КАМЕНЬ – легендарный валун, издревле находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским (Ярославская область). Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. Язычники преклонялись этому черно-синему валуну (вероятно, имеется в виду глагол «поклонялись» – В.Ч.) как божеству, и поэтому по повелению руководителей христианской церкви камень закопали в землю. Спустя много лет Синь-камень показался над землей, и поклонения возобновились. Валун утопили в Плещеевом озере, однако через 80 лет он «самостоятельно выполз» из воды» (ЧЕР, с. 428-429). Пока сообщаются известные сведения.

    «Некоторые современные исследователи утверждали, что Синь-камень сродни ползающим камням с американского континента и действительно может двигаться с весьма малой скоростью из-за какого-то неизвестного физического явления. Несмотря на большой интерес к этому объекту со стороны журналистов, туристов и исследователей-эзотериков, первоначально комплексных научных исследований Синь-камня не проводилось.

    В сентябре 2000 года у Синь-камня прошла 87-я экспедиция Космопоиска в составе 16 человек с целью подтвердить или опровергнуть древние легенды о способности камня к самопроизвольному движению. Для исследования камня были подобраны (но не отколоты от камня) образцы, проведены замеры, как самого камня, так и окружающей почвы, выкопан шурф, опрошены местные жители. Размеры семиугольного в плане сверху камня составили: 254 см (направление Север-Юг), на 259 см (В-З), периметр – 862 см; высота над уровнем земли: 33 (С), 36 (С-В), 52 (В), 69 (Ю-В), 66 (Ю), 10 (Ю-З), 20 (З), 5 см (С-З).

    Измерение плотности грунта производилось путем измерения глубины проникновения штыревого пенетратора с тарированным грузом, при этом делалось по три замера в каждой точке на сетке с шагом разбиения один метр. Замеры выявили четкий след из грунта меньшей плотности, по размерам примерно соответствующий ширине камня и свидетельствующий о том, что камень если и выполз (или был вытащен) из озера, то с направления С-З. Измерения самого камня выявили повышение радиоактивного фона на 25-30% на вершине камня (относительно почвы). На южной стороне камня выявлена область, имеющая электростатический заряд. Частиц металла (кроме брошенных монеток) и иных физических отклонений на камне не выявлено. Изучение следов повреждения почвы не выявило повреждений почвы из-за волочения камня со стороны З и Ю-З. Весь процесс измерений засняли кинодокументалисты, операторы В. Каракуц и Ю. Суворов. Вывод экспедиции таков: четких признаков движения камня в прошлом не выявлено, хотя установлено, что в направлении с С-З на Ю-В существует след уменьшения плотности грунта, соответствующий по ширине самому камню» (ЧЕР, с. 219-430).

    Можно только поприветствовать коллег, которые произвели первые обмеры камня и сделали их достоянием общественности. Между тем, полная высота камня, его плотность, а тем самым, объем и вес не установлены. Не определен и геологический состав камня. Остается также неясным, как далеко от камня простирается его менее плотная земляная «тень», и остается ли она все той же плотности. Неясно также и на каком расстоянии от уреза воды находится камень в наши дни. Это, так сказать, чисто геометрические и физические сведения. Но и с точки зрения экстрасенсорики неясно, какова вторая аура камня как по расстоянию от камня, так и по ее геометрической форме. Все это не дает мне возможность подтвердить вывод автора процитированного текста о том, что исследование было комплексным.

    Возможность камня наносить удар

    Особенно ценным в исследовании коллег я считаю обнаружение электростатической области на южной стороне камня. Я специально отмечал в моей книге, что в Великобритании исследователи подверглись удару со стороны камня при неосторожном прикосновении к нему. А из статьи В. Черноброва явствует, что удар действительно может быть нанесен, но всем нам знакомым электростатическим разрядом. Иными словами, Перуновы камни являются электрическими конденсаторами, своеобразными Лейденскими банками.

    Возможность камня передвигаться

    Вопреки мнению участников экспедиции о том, что четких признаков движения камня в прошлом не выявлено, само обнаружение менее плотной почвы по ширине камня в направлении на С-З говорит именно об этом. Камень, следовательно, двигался на Ю-В. Мне хочется поздравить участников экспедиции с тем, что они додумались до такого несложного измерения, как измерение плотности почвы. Видимо, такие замеры целесообразно устраивать при исследовании любых священных камней.

    Мое чтение надписей на камне
    Рис. 2. Мое чтение надписей на камне

    Существование надписей

    К сожалению, экспедиция Космопоиска не ставила также задачи подтвердить или существование надписей или дополнить их список. Эту задачу беру на себя я. Хотя для чтения надписей данная фотография не очень хороша из-за низкого разрешения, все-таки на ней можно уверенно прочитать и слово ТОПЛЕНЪ, и слова ПЕРУНОВ КАМЕНЬ, которые я выявил еще в моей монографии.

    Хочу так же обратить внимание читателя на то, что камень сфотографирован со стороны некой лужи, вода в которой так спокойна, что камень в ней отражается без искажений. Ясно, что часть камня затоплена в луже.

    Фотографии камня Анны Устоевой

    На одной из моих лекций в Политехническом музее города Москвы моя слушательница Анна Устоева подарила мне четыре фотографии Синь- камня, сделанный ею в сентябре 2005 года. То есть, фотографий у нее было больше, но я отобрал четыре наиболее выразительных.

    Вид на Синь-камень с Анной Устоевой
    Рис. 3. Вид на Синь-камень с Анной Устоевой

    На рис. 3 мы видим камень в цветном изображении. Фотография, судя по отбрасываемой на север тени, сделана с западной стороны. Справа юг, слева север, вдали восток. Камень как бы сползает слева направо, с невысокого холмика в ямку, где образовалась небольшая лужа. Судя по промерам Космопоиска, грунт был найден более рыхлым, видимо, с той стороны, где сейчас стоит Анна. Камень покрыт мелкими углублениями, о которых никто из исследователей не сообщал.

    Новые надписи

    Поскольку в таком положении я камень вижу впервые, было бы интересно прочитать на не иные надписи. Для этого я беру только фрагмент камня, рис. 4. Прежде всего, бросается в глаза зооморфный лик, весьма напоминающий собаку; скорее всего, это не очень удачно нарисованная медвежья морда, то есть, зооморфный лик Макоши. Я выношу его на поля слева от фотографии камня.

    Но, оказывается, в нескольких местах камня читается слово МАЯК, а непосредственно под головой медведя можно прочитать надпись МАЯК НА КАМНЕ. И действительно, полукруглыми линиями с кривизной то внутрь, то наружу очерчен прямоугольник, идущий как влево от головы животного, так и вправо от нее. Вероятно, здесь и располагался маяк, то есть, высокий камень, свидетельствовавший о расположении поблизости храма. Какого бога? – Полагаю, что Макоши, поскольку выбит рельеф медведя. Так что камень Перуна еще до его закапывания в землю христианами выполнял роль пьедестала под маяк храма Макоши.

    Мое чтение надписей на камне
    Рис. 4. Мое чтение надписей на камне

    До сих пор мне встречались лишь маяки храма Мары; то, что имелись также маяки храма Макоши, и что они использовали в качестве пьедестала камни Перуна, выяснилось лишь из анализа данной фотографии.

    Синий камень с того же направления без Ани
    Рис. 5. Синий камень с того же направления без Ани

    На рис. 5 камень виден с того же направления, но без Анны. Солнце поднялось выше, верхняя поверхность стала ярче освещена, и теперь медвежья голова перестала просматриваться. Зато на снимке хорошо видна лужа, сквозь толщу которой виден камень. Так низко он был изображен и на рис. 1, но со стороны данной лужи. К сожалению, ее размер на рис. 5 не передан. Зато ясно виден большой наклон камня к горизонту.

    Вид на камень с севера
    Рис. 6. Вид на камень с севера

    Вид с севера

    На виде камня с севера хорошо видна лужа, размер которой раза в три превышает размер камня, но это не берег Плещеева озера, поскольку тут все заросло травой. К сожалению, отражение солнца в воде дало белый блик в непосредственной близости от него внизу и желтый блик внизу слева. На этом контрастном изображении видно, что камень с этой, северной стороны очень приподнят, а также что его наклонное плато располагается выше уреза воды. Некоторые надписи можно прочитать, что я и делаю, несколько увеличивая изображение, как показано на рис. 7. На правой стороне медвежьего лика (для зрителя на слева), весьма плохо выделяемого (если бы я его прежде не выделили на рис. 4, я бы не смог его опознать и на рис. 7), можно прочитать выделенную рамочкой надпись МАЯКИ, а правее и ниже, где, видимо, туристы пользовались голубой краской для закрашивания части поверхности камня – слово МАКАЖЬ. Тем самым, подтверждается высказанное выше предположение о том, что данный камень являлся постаментом для вертикального столба – маяка Макоши.

    Еще один вид на камень с севера показан на рис. 8. Здесь точка съемки переместилась влево, а расположение солнца над горизонтом оказалось выше, чем на рис. 6, поэтому блика от солнца на луже нет. Зато видно, что за лужей находится достаточно большой участок суши, и лишь вдалеке расположено Плещеево озеро. Однако, озеро расположено на юге (Ю-З), и, следовательно, камень двигался не к озеру, как выходит из промеров группы Космопоиска, а от озера. Поэтому наклон камня свидетельствует о том, что он не сползает с наклонного откоса вниз, а, напротив, поднимается вверх. И то, что почва оказывается более рыхлой именно перед ним, дает повод для размышлений.

    Мое чтение двух надписей на камне
    Рис. 7. Мое чтение двух надписей на камне

    О Синь-камне у Д.В. Громова

    О Синь-камне можно прочитать некоторые слова и у Д.В. Громова: «Недалеко от подножия горы, у самой воды находится Синий (или Синь) Камень, огромный ледниковый валун. Предполагают, что первоначально он служил алтарной плитой святилища на Александровой горе... Языческое поклонение побудило церковную администрацию к принятию мер по уничтожению камня: в конце XVII века он был низринут в глубокую яму и засыпан землей. С этого момента начались чудесные превращения камня – через некоторое время он снова оказался на поверхности, поклонения ему возобновилось. Зимой 1788 года было принято решение положить камень в фундамент церкви, строящейся в Духовской слободе, на берегу реки Трубеж. Его спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но на середине озера лед проломился, и «мерьский бог» утонул на достаточно большой глубине. Через несколько десятков лет местные рыбаки стали замечать, что каменная глыба передвигается под водой в северном направлении, и к концу 1840-х годов камень снова оказался на берегу озера, там, где он сейчас и лежит. В настоящее время бытует мнение, что камень продолжает свое движение, все дальше отодвигаясь от воды» (ГРО, с. 81-82).

    Из этих строк можно понять, что камень двигался с 1788 по 1848 год, то есть, около 60 лет. Хотя преодоленное им расстояние не указано, но, вероятно, он был удален от берега не менее чем на 60 м, так что скорость его перемещения составляла порядка метра в год, или порядка 8 см в месяц. Это – очень высокая скорость для геологического объекта. В настоящее время он находится не менее чем в 30 м от берега. Следовательно, с 1850 по 2005 год, то есть за 155 лет он по суше продвигался много медленнее, по 20 см в год или по 2 см в месяц. Это – примерно вчетверо медленнее. Однако, в принципе, вещь вполне измеримая. Важно то, что камень двигался в обратном направлении по сравнению с тем, куда его увозили – назад к берегу, а по берегу – назад к Александровой горе, куда он и вползает. Следовательно, северная, высокая сторона камня – его передняя часть, а погруженная в лужу – задняя.

    Синь-камень на фоне Плещеева озера
    Рис. 8. Синь-камень на фоне Плещеева озера

    Александрова гора

    У Д.В. Громова можно прочитать и об Александровой горе: «Александрова гора находится в нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера. Около двух тысяч лет назад на Александровой горе финно-уграми (мерянскими племенами) было заложено первое укрепление – был срыт перешеек, соединяющий вершину с соседними холмами, и надсыпана сама гора, превращенная таким образом в неправильный конус с плоской вершиной. Ко второй половине первого тысячелетия укрепленное поселение уменьшилось; видимо, теперь оно выполняло в основном функцию святилища. Постепенно в данной местности происходил приток славян и ассимиляция финно-угорского населения.

    Возможно, именно в эти времена и появилось еще одно название горы – Ярилова Плешь. Данное название указывает на то, что здесь проводились языческие праздники весеннего цикла, связанные с богом Ярилой. В конце Х века святилище было разорено, на вершине горы был выстроен деревянный православный храм. В XIII веке на его месту был воздвигнут загородный терем Александра Невского (именем которого, собственно, и называется Александрова гора). Вскоре после смерти князя здесь был выстроен монастырь, окруженный стеной с шестью башнями. Начиная со второй половины XVI века и по сей день, вершина пустует» (ГРО, с. 81).

    В первое сообщение относительно крупных земляных работ мерян верится с трудом. О том, что финно-уграм было возможно срыть перешеек и надсыпать вершину, мы нигде более в истории не читаем. Зато такого рода работы были вполне по силам русским, однако, вероятно, в гораздо более ранний период, еще в античности. Бог Яр (Ярило) являлся наиболее почитаемым богом где-то в период конца неолита-начала бронзы. Племена мерян вполне могли поселиться здесь в период между этим временем и освоением русскими данной местности в Х веке. А православный храм, разумеется, был выстроен именно там, где в свое время находилось святилище Макоши. Именно там и размещалась плита под маяк храма Макоши, называемая в наши дни Синь-камнем.

    Вид Александровой горы
    Рис. 9. Вид Александровой горы

    Вид Александровой горы показан на рис. 9 (ГРО, с. 81). Она невысока и вполне напоминает обычное славянское святилище, где в теле холма вполне могли быть скрыты подземные ходы и отдельные помещения.

    Таким образом, Синь-камень не представляет собой самостоятельного объекта, находящегося вне священного комплекса. Это – фрагмент святилища Макоши, насильственно смещенный со своего места и стремящийся вернуться туда, откуда его сбросили. В этом смысле Синь-камень представляет собой ценнейший объект для наблюдения.

    Но достойна исследования и сама Александрова гора. На ней также могут находиться некоторые сохранившиеся остатки древнейшей славянской и русской культуры.

    Литература

    1. ГРО: Громов Д.В. (составитель). Сакральная география. Энциклопедия святилищ и мест силы. Екатеринбург, Ультра-культура, 2005, 648 с.
    2. ЧЕР: Чернобров Вадим Александрович. Энциклопедия загадочных мест России. Первый в мире путеводитель по аномальным зонам, таинственным и удивительным местам. М., «Вече», 2005, 528 с.
    3. ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Фаир-Пресс, 2004, 624 с.

Комментарии:

НИКШУП
26.07.2009 10:07
Обнародование Чудиновым В.А. сведений о перемещении камней подтверждает, что камни такие же живые сущности как растения, животные и человек. Пушкин описал Законы Природы — Законы Вечного Движения в донской тайной рукописи 1829 г. На основании этого И.М. Рыбкин (1904–1994) – главный хранитель научной рукописи А.С. Пушкина писал в статье «ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ» : «Деление на живую и неживую природу условно: живой природой называют то, что близко к порядкам человека, неживой природой — то, что находится далеко от порядков человека… Ритм человека -78,5 лет. Ритм Земли — сотни миллионов лет. Естественно, что на протяжении жизни человека не заметно изменений Земли. Ритм же растений и животных близок к человеческому, и изменения этих Особей хорошо видны человеку». Как было ранее мной доказано — 4 четверти круга развертывания видов жизни на Земле равны 5,25 млрд. лет. Также и свертывание видов жизни происходит за тот же срок. Полный круг Земли 10.5 млрд. лет, а круг, так называемой, «неживой природы» — каменной длится активно 1,3 млрд. лет, но никогда не исчезает, а значит, изменяется. Что по кольцевой (циклической) науке означает движение и жизнь. Человек – РОД Разума и Творчества, венец развития Вселенной. Животные, Растения и Камни – то, что существует для, или при человеческом роде – ПРИРОДА. Человек появляется на Земле, когда готовы полностью условия жизни разумного существа: пища (растительная и животная), материал для строительства жилья и творчества. Лишь после 2,5 млрд. лет от своего появления Человек оставит Природу — в тот момент, когда природа не сможет быть основой жизнедеятельности человека. Человек использовал свойства камня не только в строительстве жилищ и защитных укреплений, но и в целях сохранения истории Человечества. Поэтому такое пристальное внимание уделяет Валерий Алексеевич каменной памяти Человечества.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову