О статье Ирины Наумовой «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез»

Чудинов Валерий Алексеевич


С удовольствием публикую на своем сайте тех авторов, которые занимаются рассматриваемой здесь проблематикой. В данном случае речь идёт об Ирине N. Первого декабря 2008 года Irina N в качестве комментария к моей статье “Обратная связь № 42, каменные миниатюры” написала: «Декабрь 1st. Уважаемый Валерий Алексеевич, более 10 лет я занимаюсь скифологией, в том числе расшифровкой языка скифов. Была бы очень признательна Вам, если бы Вы нашли время связаться со мной по электронной почте. С уважением Ирина».

Оглавление:
  • Вступление
  • Переписка
  • Текст статьи с моими комментариями
  • Моё заключение
  • Комментарии
  • Вступление

    С удовольствием публикую на своем сайте тех авторов, которые занимаются рассматриваемой здесь проблематикой. В данном случае речь идёт об Ирине N. Первого декабря 2008 года Irina N в качестве комментария к моей статье “Обратная связь № 42, каменные миниатюры” написала: «Декабрь 1st. Уважаемый Валерий Алексеевич, более 10 лет я занимаюсь скифологией, в том числе расшифровкой языка скифов. Была бы очень признательна Вам, если бы Вы нашли время связаться со мной по электронной почте. С уважением Ирина». У меня не было ее электронного адреса, и Павел мне по моей просьбе его дал.

    Переписка

    И я ей написал 2 декабря письмо:
    «Уважаемая Ирина! Меня весьма интересуют скифские надписи; она из них, опубликованная в "Зеркалах Скифии" была прочитана мной в моей монографии "Вселенная русской письменности до Кирилла" Она оказалась на диалекте русского языка. Другие надписи были чисто русскими. Но найти новые надписи мне не удалось. Если Вы интересуетесь историей скифов и скифским языком, у Вас наверняка имеются образцы таких надписей. Даже если Вы придерживаетесь других взглядов на скифский язык, был бы рад познакомиться с ними. - С уважением, В.А. Чудинов»
    ,
    на которое она мне ответила:
    «3 декабря 2008 года. Уважаемый Валерий Алексеевич, огромное спасибо Вам за то, что нашли время ответить мне. Я учитель истории, живу в Рязани. Первая специальность - инженер по автоматизации. Также как и Вы, я считаю скифский язык праязыком славян. Но шла к этому другим путем. Моя тема: "Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез". Все началось с того, что изучая Геродота, я прочитала название горького источника, который на скифском звучит как "Эксампей". Эк! Сам пей! Источник-то горький. Затем пошла расшифровка топонимов, патронимов, появилась связь с русским язычеством. В итоге пришла к слоговому письму. По возможности изучаю санскрит. Предполагаю, что он вошел в ту часть русского языка, которая называется древнерусской. К сожалению, таких надписей как у Вас я не имею. Но Ваши пробовала расшифровать, очень сложно. Просто удивительно, как Вы их находите и разделяете на графические знаки. Я чувствовала, что такие надписи есть, но пока не познакомилась с Вашими работами, о них не знала. В ваших надписях я вижу буквы санскрита, в виде характерной части знаков. Вертикальные и горизонтальные черты отбрасываются, т. к. они показывают написание текста слева направо и сверху вниз. Очень хорошо просматривается "ра" (санскрит) на можжевеловой палочке из Новгорода. Во второй надписи слева особенно четко виден знак, напоминающий одну кавычку. Этот знак изменяет "ра" на "ру". Просматривается также буква "на"(санскрит). Читается "руна", также как и у Вас. Свою же работу я показывала историкам и археологам. Мягко говоря, от нее все открещиваются. Ваши работы очень поддержали меня. Большое Вам за это спасибо. С уважением. Ирина»
    .
    Мой комментарий. Если скифские угловатые буквы, которые скифы позже принесли в Грецию, напоминают одновременно и буквы санскрита, то это означает, что какая-то часть скифов могла быть в соприкосновении и с теми ариями (то есть, с той частью русских), которые ушли в Индию.

    Дальнейшая переписка. А затем я отправил ей новое письмо:
    «3 декабря 2008 года. Дорогая Ирина, спасибо и Вам! Вдвоём можно сделать вдвое больше, чем в одиночку. Пока что скифологи придерживаются иранской версии скифского языка. У меня к Вам просьба: напишите, пожалуйста, статью по скифам с Вашими наработками, а я постараюсь ее разместить на своих сайтах со своими комментариями. - С уважением, В.А. Чудинов»
    .
    На это она мне ответила:
    «5 декабря 2008 года. Уважаемый Валерий Алексеевич, как только получила Ваш ответ, сразу же села писать статью (впервые, хотя материала накопилось много). Стараюсь побыстрее, но не получается. Хотелось бы узнать, можно ли Вам переслать статью в формате Word как вложение. Извините, что ответила не сразу. С уважением Ирина». И, наконец, прислала мне статью с уведомлением: «21 декабря 2008 года. Уважаемый Валерий Алексеевич, отсылаю Вам статью "Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез". Пишу статью впервые, поэтому строго не судите. С уважением, Ирина».

    Текст статьи с моими комментариями

    Отец истории Геродот посетил наши южные территории в период между 490 – 480 – 423 г. до нашей эры. Тогда же им написан основной труд, который содержит важнейшие для историков данные. Четвертая книга Геродота «Мельпомена» посвящена нашим территориям, которые Отец истории называет Скифией, а жителей страны скифами. Официально скифологи придерживаются иранской версии скифского языка, а племена скифов называют иранскими племенами. Однако как скифский, так и иранский язык имеют единый индоевропейский корень, поэтому сравнивая два языка можно придти только к общему корню. Этот корень первичен, два последующих языка – вторичны. Таким образом, можно говорить только о времени их отделения от общего корня, но никак ни о происхождении одного от другого. Ибо с таким же успехом можно утверждать, что иранский язык произошел от скифского. Следовательно, одной лингвистики для изучения древнего языка недостаточно. Необходимо привлекать другие науки: археологию, этнографию, ономастику и т.д.

    В данной работе предпринята попытка доказать, что скифы – праславянские племена, а скифский язык является праславянским языком. Обратимся к первой легенде Геродота о возникновении скифского народа. «По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). «Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колоксаис. В их царствование на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но когда подошел третий, младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему». Борисфен – река Днепр, авт.

    Мой комментарий. Очень интересно, что у этрусков оказалось надгробье, посвященное Таргитаю, рис.1.

    Портрет Таргитая и моя дешифровка надписей
    Рис. 1. Портрет Таргитая и моя дешифровка надписей

    Эту дешифровку я выполнил в книге «Вернем этрусков Руси» (рис. 193, с. 505; текст – с. 504 – 506). А сопровождающие дешифровку текст таков: «№ 154. Надгробие из Ветулонии. В книге З. Майяни приводится изображение надгробия с подрисуночной подписью: «Каменное фигурное надгробие из Ветулонии VIII-VII веков до н.э.» (МАЙ, с. 400). Никаких дополнительных комментариев не приводится.

    Я читаю надписи сначала на уровне головного убора. Тут можно прочитать очень хорошо знакомые слова МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. На уровне лба, почти в центре, под шапкой читается слово КНЯЗЬ. Слева, над правым глазом, написано АТАМАН. Под тем же глазом, на щеке, можно прочитать слово МУЖ. Над переносицей написано длинное слово РУКОВОДИТЕЛЬ. Под левым глазом, справа на щеке выбито наиболее важное слово, ТАРГИТАЙ. Щель между верхней и нижней губой доносит слова ЗАТВОРНИК КОРСИКИ, что можно понимать, как УЗНИК, СОДЕРЖАВШИЙСЯ НА КОРСИКЕ. А над верхней губой справа написано продолжение: И СТРАЖ КИЕВА.

    При обращении в цвете область губ дает слова: КОРСИКИ И КИИВА, тогда как на груди справа можно прочитать продолжение: слово МУЖ. Таким образом, здесь подтверждается, что Таргитай – МУЖ КОРСИКИ И КИЕВА. Еще раз то же самое можно прочитать на груди при обращении данной части тела в цвете; тогда наверху опознаются слова КОРСИКИ И КИИВА. В завершении данного фрагмента, в его низу, можно прочитать уже знакомые слова МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Обращаю внимание читателя на то, что все надписи неявные и все выполнены по-русски, насчитывая 21 слово.

    Имя «Таргитай» русской древности знакомо. У Б.А. Рыбакова мы читаем: «Геродот сообщает интереснейшие исторические мифы древних земледельцев-сколотов, вполне сопоставимые с археологическими данными. Схема этих сказаний такова: 1. Примерно за тысячу лет до прихода Дария на скифов (512 год) от Зевса и дочери Днепра родился Таргитай, оказавшийся первым человеком в этой земле. 2. У Таргитая было трое сыновей; в их царствование с земли упали золотые реликвии – плуг с ярмом, топор и чаша. Овладеть чудесным золотом удалось только младшему сыну Колаксаю, по имени которого все эти поклонники плуга и ярма назывались сколотами. Имя родоначальника сколотов – Таргитай – связано с древним индоевропейским понятием плодородия и урожая (ср. греческие «таргелии» – праздник урожая).

    Время мифического Таргитая («никак не больше тысячи лет» до Дария) – примерно XVI-XV века до н.э., то есть, то самое время, когда завершилось расселение пастушеских племен и началось обособление праславян и их исторически самостоятельная жизнь.

    Мифическое время трех сыновей Таргитая, по всей вероятности, – время чернолесской культуры (Х – VII века до н.э.), когда началось пашенное земледелие (небесный плуг) и «поча люди оружье ковати» (небесный топор). В VII веке до н.э. греки уже знали имя мифического Колаксая. Трое царей властвовали над четырьмя сколотскими племенами, размещение которых с разной степенью вероятия может быть сопоставлено с четырьмя группами концентрации археологических памятников чернолесской культуры: киевской, тясминской, подольской (Южный Буг) и ворсклинской. Золотые реликвии хранились в «обширнейшем царстве», но у нас нет данных для его определения» (РЫБ, с. 24). Итак, в VII веке до н.э., как полагает Б.А. Рыбаков, жил Колаксай. Но тогда примерно в то же время, но чуть раньше жил и его отец Таргитай. Ведь не мог же отец жить в течение семи веков! Следовательно, скорее всего, каменный портрет из Ветулонии как раз и принадлежит тому самому Киевскому князю Таргитаю. А из пояснительного текста мы узнаем, что он одновременно являлся и атаманом войска, и пленником Корсики. Иными словами, Таргитай – не мифическое, а вполне историческое лицо! Заметим, что в чернолесскую культуру входила и киевская, что говорит о существовании культурного слоя того периода вокруг Киева. А из надписей на надгробии мы узнаем, что Киев уже существовал, и Таргитай был СТРАЖ КИИВА (заметим, что правописание этрусков вполне соответствует современному украинскому написанию этого города). Очевидно, он умер на Корсике, и потому был похоронен в Этрурии».

    К этой цитате из книги добавлю, что мною позже был обнаружен хронологический сдвиг примерно в 11-12 веков, так что VIII век до н.э. (время прихода этрусков в Северную Италию и время основания Рима) приходится примерно на IV-V века н.э. реального времени, так что VII век до н.э., время жизни Таргитая приходится на реальный VI век н.э., то есть время реального основания Киева по современным археологическим данным, а VI век до н.э. (время путешествий Дария) – на реальный IX век. Иными словами, похоже, что Таргитай был не мифологическим, а реальным правителем Киева.

    Продолжение статьи Ирины. Прежде чем приступить к доказательству, обратимся к исследователю индоевропейских языков Мейе А. Крупнейший французский лингвист А. Майе полагал, что «славянский язык, продолжает без какого–либо перерыва развитие общеиндоевропейского языка; в нем нельзя заметить тех внезапных изменений, которые придают столь характерный вид языкам греческому и италийским (особенно латинскому), кельтским, германским. Славянский язык, сформировавшийся в результате длительного употребления, глубоко измененный многими влияниями, но в целом сохранивший архаический тип». Русский язык является одним из славянских языков, поэтому деление его на слоги позволяет понять слоговое письмо, существовавшее в середине II тыс. до н. э.

    Геродот пишет, что от рождения Коло до похода на Скифию Дария I прошло ровно 1000 лет. В примечании к четвертой книге Геродота говорится: «Тысячелетнее царство – восточное учение, распространенное также у римлян и этрусков». На этом основании слова Геродота часто вызывают недоверие. Однако сведениям Геродота следует доверять, т.к. языческие верования были перенесены нашими предками на другие территории, в частности, этрусками на территорию Италии. Применим метод деления слов на слоги. Разделим слово этруски на слоги, получим: «эт», «рус», «с», «ки, кий». Предположительный смысл слова: «Это русские скипетроносцы». Разделим слово «итальяно» на слоги. Получим: «и», «таль, даль, где т, д – парные согласные», «Яно, Иваны». Предположительный смысл слова: «Вдали Иваны». Разделим слово «итальянский» на слоги, получим: «и», «даль», «Ян», «с», «кий». Предположительный смысл слова: «Вдали Яны, Иваны – скипетроносцы».

    Мой комментарий. Раньше подобные этимологии слов вызывали у меня бурный протест, поскольку относились к так называемой «народной этимологии». Однако со временем я понял, что выступать против народного понимания смысла слов – всё равно, что выступать против народного пения, народного костюма, народного танца, лубка, скульптурной игрушки, афоризмов, сказок и прочих форм проявления народного творчества. Народная этимология – это этнический способ осмысления непонятных слов.

    Продолжение статьи Ирины. Вернемся к Геродоту. Поход Дария I на Скифию датируется 512 годом до н. э. Следовательно образование скифского народа относится к середине II тыс. до нашей эры. Как видим, время появления скифов на исторической арене по Геродоту значительно отличается от официального времени существования скифских племен (VII – III век до н.э.). Могли ли племена, жившие на скифской территории за 1000 лет до похода Дария I на Скифию быть предками скифов? Обратимся к данным археологии.

    Археология. Для уточнения вопроса обратимся к учебнику археологии Авдусина Д.А., по которому обучалось не одно поколение историков. По Авдусину Д.А., в середине II тыс. до нашей эры произошло расселение срубной археологической культуры: «…Древнейшие археологические находки срубной культуры находятся на территории Средней Волги. Основная территория формирования срубной культуры лежит по Волге от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в скорченном положении в срубе высотой в один – два венца. Эти срубы и послужили поводом для названия культуры. К концу срубной культуры в погребениях часто встречаются железные ножи, появляются формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. Это одно из оснований полагать, что между срубной и скифской культурами нет принципиальной грани. Не исключено, что потомки срубных племен были основой последующей скифской культуры. Есть и иные аргументы…». Другие аргументы говорят в пользу иранского происхождения скифских племен, что опровергает данная работа.

    Вывод: Авдусин Д.А. допускает, что скифы VII – III века до н. э. являются потомками срубной археологической культуры середины II тыс. до н.э.И далее: «Территория срубной культуры больше предшествующих культур. Она простиралась от р. Урал до Поднепровья, от Азовского моря до устья Камы. Видимо, племена этой культуры происходили от древнеямных, живших в Среднем и Нижнем Поволжье, где древнеямные памятники имеют некоторое своеобразие». Таким образом, Авдусин Д.А. допускает, что срубные археологические племена середины II тыс. до н. э. могут являться потомками ямных археологических племен. Однако данная работа не рассматривает более ранние археологические культуры, а ограничивается серединой II тыс. до н. э.

    Более того, в последних сводных данных по археологии скифов фигурирует «…гипотеза, согласно которой скифы были потомками племен срубной культуры, продвинувшихся из Волжско – Приуральских степей в северное Причерноморье несколькими волнами, начиная с середины II тысячелетия до н. э., частично вытеснивших, а частично ассимилировавших местное киммерийское население. Эта гипотеза была предложена А.М. Тальгреном (Tallgren А.М.,1926), а затем развита Артамоновым М. И. и Граковым Б.Н. (Артамонов М.И. 1950; Граков Б.Н., 1971)».

    Вывод: Такие известные археологи, как Тальгрен А.М., Артамонов М.И., Граков Б.И., а также академик Рыбаков Б.А., считают скифов VII – III века до н. э. потомками срубных археологических племен середины II тыс. до н. э., что полностью соответствует данным Геродота. Подтверждением может служить русское слово «пращур». Разделим слово на слоги, получим: «р. Пра» - приток р. Оки; «Ра» - древнейшее название р. Волги; «щ» - предлог с; «Ур» - Урал .Смысл слова: «Наши предки с р. Оки, р. Волги, Урала». Причем все три территории в слове представляют собой единое целое.

    Рассмотрим слово «киммерийцы». Разделим слово на слоги, получим: «к» - предлог к; «им» - местоимение они в дательном падеже; мы» - местоимение мы; «ирийцы» - ирий или рай отождествлялся древними с Поволжьем. Смысл слова: «К ним мы, с территории Поволжья». Существование киммерийцев в Причерноморье официальной исторической наукой датируется VII в. до н. э. Однако слово «киммерийцы» говорит о расселении срубных археологических племен с Волги, которое произошло в середине II тыс. до н.э.

    Рассмотрим букву «и», стоящую вначале слова «ирийцы». Матвеева – Исаева Л.В. в Учебнике «Лекции по старославянскому языку» рассматривает общеславянские гласные, которые в настоящее время не сохранились в славянских языках. «Гласный ? не сохранился ни в одном современном славянском языке; в русском литературном языке совпал с е, в украинском с i; в польском (в зависимости от фонетических условий) с е или а…». Следовательно, буква осталась от древнейшего праславянского языка, когда гласные еще окончательно не установились. Гласная «?» могла звучать как «е», «а», либо «i», т. е. была «плавающей». Рассмотрим слово «ирийцы» с точки зрения древнейшего праславянского языка. В нем слово могло звучать: «ирийцы», «ерийцы» и «арийцы». Таким образом, слово «ирийцы», или «арийцы» - эндоэтноним (самоназвание) срубных археологических племен.

    Вывод: археологи назвали племена, расселившиеся с территории Поволжья в середине II тыс. до н. э. срубниками. Самоназвание народа говорит о том, что это были арийские племена. Арийцы расселялись не только на Восток и Ю. Восток, но также и на Запад.

    Мой комментарий. Народная этимология слов ПРАЩУР или КИММЕРИЙЦЫ для меня не играет существенной роли. К проблемам этимологии даже в строго научном плане как к научному доказательству я вообще прибегаю крайне редко (поскольку способов неверной этимологизации гораздо больше, чем верной), хотя признаю дидактический, то есть наглядно-познавательный смысл этого вида исторического исследования. Но он ненадёжен.

    Продолжение статьи. Лингвистика. Для доказательства того, что скифский язык является праязыком славян, а также то, что он существовал на нашей территории в середине II тыс. до н. э., рассмотрим имена внуков Зевса по первой легенде Геродота: Лип оксаис, Арп оксаис, Кол оксаис. Каждое из имен состоит из двух корней, причем, второй корень один и тот же у всех трех имен и имеет в своей основе корень «окс». Корень «окс» в русском языке связан с названиями рек Аксай (приток Дона) и Ока (Окский) и мог в праязыке означать реку или воду. Это согласуется со словами Геродота о том, что матерью трех сыновей была дочь реки. В настоящее время в славянских языках существует имя Оксана. Разделим слово на слоги: «окс», «ана», возможно так звали дочь реки. Следовательно, первые корни слов – имена трех братьев. Их звали Лип, Арп и Кол или Коло. Рассмотрим имя младшего брата, которому по легенде досталось царство. Кол, или Коло – это имя русского языческого бога.

    Согласно скифской легенде, дедом Коло является сам Зевс. Геродот отмечает тот факт, что скифы верили в бога Зевса и называли его Папием: «Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по – моему, совершенно правильно) – Папей…». У древних римлян Зевс звался Юпитером. Следовательно, можно говорить о едином пантеоне богов для скифов, древних греков и древних римлян.

    Мой комментарий. Исходя из русского языка скифов (в чем я совершенно уверен), я предполагаю, что слова Геродота верны только отчасти. А именно: они напоминают беседу в жилище скифа без переводчика. Так, указав на то место, где у греков обычно находится изображение Гестии, Геродот мог спросить, «Что это?», а скиф мог понять вопрос как «Для чего это?». И ответил «ТА – БИТИ», имея в виду плеть, имя существительное женского рода, которой действительно бьют (часто у русских на стенах висели плети довольно замысловатого вида, которые по незнанию можно было принять за абстрактные изображения бога). Точно так же на вопрос грека «Чей это лик?», скиф мог ответить «ПАПИЙ», то есть «ОТЧИЙ, БОГА НАШЕГО». Но их этого совершенно не следует, что именно таким было имя богов.

    Продолжение статьи. Рождение внука Зевса связано с образованием новых слов. Прежде чем рассматривать слова, связанные с рождением Коло, необходимо отметить тот факт, что в русском языке, особенно в отдаленных районах (Север России, Сибирь) «съедаются» окончания слов. Это можно принять за негласное правило, поскольку оно ведется, по крайней мере, со времени существования самого древнего (по официальным данным) индоевропейского языка санскрита. В санскрите существует определенный знак, обрывающий окончание слова.

    Рассмотрим русские слова, связанные с Коло и сохранившиеся в языке с середины II тыс. до н. э.:«Кол – короткий шест, заостренный с одного конца». Однако это не простой шест, ибо он связан с именем внука Зевса. Академик Чудинов В.А. в работе «Руница и археология. Непривычные начертания. Ярлыки и забытые названия вещей», изучая археологическую находку, найденную в Новгороде, пишет: «Еще одним текстом, называющим слоговые знаки рунами, является надпись – орнамент на можжевеловой палке XI – XII вв. из Новгорода, которую сочли за знаки собственности на эталоне меры длины, русского локтя. С моей точки зрения каждый узор в виде веточек с листьями есть лигатура из слоговых знаков; тем самым все 5 надписей на стержне читаются 3 раза РУНОВЬ и 2 - РУНОВЬ КОЛЪ, то есть Кол, покрытый рунами. Скорее всего перед нами – некий магический жезл…». И в этом, по моему убеждению, он совершенно прав. В русском языке есть слово колкий, которое соединяет два слова «кол» и «кий», что по сути одно и то же. Обратимся к словарю Даля: «Кий стар. – палка, трость, посох, жезл». «Жезл, жезло стар. – палка, трость, посох; посох архиерейский; знак власти маршальской; скипетр». «Скипетр – один из атрибутов, регалий, почетных знаков государя, владетельного сана, верховной власти; жезл. Скипетродержец, скипетроносец – державный властитель, царь, государь».

    Скипетр, жезл – поздние названия, кол, кий – ранние названия знака власти. Жезл Коло вполне мог быть также и магическим жезлом. В книге Забылина М. «Русский народ» читаем: «… от слова колядование произошло слово «колдование». Слово «колядование» рассмотрено в разделе этнография. «Колчан – кобура для стрел, туло; для лука…». Разделим слово «колчан» на слоги, получим: «чан» «Коло». «Колчанник – «лучник, воин, вооруженный луком и стрелами». Разделим слово «колчанник» на слоги, получим: «Кол», «чан», «ник». Смысл слова следующий: Кол с чаном (лучник, авт.). Никни! «Кольчуга – кольчатая рубаха, доспех из мелких колец, сеткою». Разделим слово «кольчуга» на слоги, получим: «Кол» «чуг». Смысл слова: Коло в чугуне (металле). «Кольчужник – воин в кольчуге». Разделим слово «колчужник» на слоги, получим: «Кол», «чуж», «ник». Смысл слова следующий: Коло в чугуне (металле). Никни! «Колонтарь – доспех, броня из блях и колец, среднее между латами и кольчугой». Разделим слово на слоги, получим: «Кол», «он» и «Тар». «Кол» означает имя славянского языческого бога. «Тар» - первый слог имени отца Коло – Таргитая. Предположительный смысл слова: доспех Коло и его отца.

    «Колено – одно из значений – «Род или поколенье, … племя. Коленная или поколенная роспись – родословная». Первый слог данного слова «Кол», следовательно, наш род, родословная русских людей, ведется от Коло. «Поколенье – род, племя, колено; однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками». Слова колено и поколенье – важнейшие для нашего народа. Они означают, что наш род пошел от языческого бога Коло.«Коленопреклоненье». В данном слове просматриваются слова «Коле» и «преклоненье». «Колесница – всякая повозка на летнем ходу; коляска древних; повозка разного вида для торжественных поездов; беговая колясочка». В слове просматриваются слова: «Кол», «колесо» и «ниц». Предположительный смысл слова: «Коло на колесах. Пади ниц перед ним!». «Колесничник, колесничий – возница, погонщик на колеснице». Разделим слово «колесничник» на слоги, получим: «Кол», «колесо», «нич», «ник». Предположительный смысл слова: «Коло на колесах. Пади ниц, никни!».

    «Колесовать кого – казнить колесованием». Разделим слово «колесовать» на слоги, получим: «Коле» «совать». Видимо, только Коло имел право казнить, или миловать. «Колеть – цепенеть, коченеть, замирать, обмирать, умирать». В слове просматривается слог «Кол» и фонема «леть» (ср. летальный исход, душа отлетает). Фонема «леть» связана с верованиями, в которых душа представляется в виде птицы (летает). Синонимы замирать, обмирать, умирать содержат слоги «мы» и «рать». В слове «рать» содержится слог «Ра», означающий р. Волгу, что связывает данные слова со срубными археологическими племенами (древними арийцами).

    «Коло стар. – круг, окружность, обод, обруч; колесо. Южное: мирская сходка, круг, рода, казачий круг, совет…» . Смысл слова говорит о том, что государственный строй скифов – военная демократия, что совпадает с современным научным подходом к данному вопросу. «Кола – повозка на колесах, телега». Предположительно, повозка появилась во времена Коло, и названа в его честь. «Коловратный – кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг…». В слове просматривается имя «Коло», предлог «в» и слово «ратный». Смысл слова: Коло в бою. Предположительно, метод ведения боя, который долгое время сохранялся у казаков. В слове «ратный» просматривается слог «Ра», означающий древнейшее название реки Волги. Этот слог связывает Коло со срубными археологическими племенами (древними арийцами).

    «Коловерт, коловерть, коловорот – одно из значений: сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья». Смысл слова: Коло вертит. Предположительно, орудие труда, которым мог пользоваться Коло. «Коловрат – ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза…». Предположительно, орудие труда, появившееся при Коло. «Кологрив старое – служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских поездов». Как видим, человек служил только царю, первоначально – ходивший у гривы коня, принадлежащего Коло. «Кологривый – одно из значений – лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой». Предположительно, такая грива была у коня принадлежавшего Коло.

    «Колода». Слово состоит из двух слов: «Кол» и «ода», ода Коло. Одно из значений – «дуб». Дуб – священное дерево Зевса, деда Коло. Дубовые рощи – места поклонения древних русичей. Следующее значение – «долбленый гроб, домовинка из цельного отрубка…». Слово также очень важно для нас, поскольку говорит о применении дерева при захоронениях, что связывает Коло со срубной археологической культурой (древними арийцами). Одно из значений: «Колодец, колодезь – узкая и глубокая яма: рудная дудка, спуск в землю; яма, рудная дудка, вырытая до водяной жилы, для воды и одетая срубом, либо камнем, а иногда и целою дуплястою колодой, от чего, или от водопойной колоды, и самое названье». Применение сруба, дуплястой колоды говорит о срубной археологической культуре (древних арийцах). Одно из значений – «два бруска с вырезкой, на ногу узнику: посадить кого в колоду». Следовательно, колода появилась при Коло. «Колонна (одно из значений) – конная, пешая колонна – отделение войск, отряд. Колонна судов, кораблей – отряд флота». Разделим слово на слоги, получим: «Кол» и местоимение «она». Т.е. построение войск, появившееся при Коло. «Колоннада – целый ряд колонн, в один порядок или два, улицей, просадью». Разделим слово на слоги, получим: «Коло», «она», и «ад» Предположительный смысл: «Войско Коло, приносящее войну, ад». «Колоть… кого – поражать острием, тыкать, пырять острым». Разделим слово на слоги, получим: «Коло» и «от», т.е. пошло от Коло. Одно из значений: «Колкий, колющий – острый, язвительный: колкая насмешка, колкий ответ». Слово говорит о черте характера Коло. Он мог остро съязвить, надсмеяться, колко ответить. Разделим слово на слоги, получим: «Кол» и «кий», т.е. кол с кием, с жезлом.

    Мой комментарий. В том, что все слова, производные от «коло» произошли именно от имени собственного Коло, а тем более в то же самое время, у меня имеются большие сомнения. Как правило, имена собственные происходят от нарицательных (как частное от общего), а не наоборот. И при этом разрыв во времени между основным словом и его дериватами может достигать нескольких столетий.

    Продолжение статьи. Этимологии. «Колпак. Одно из значений: встарь, колпак столбун называлась высокая, не острая шапка». Слово говорит о головном уборе Коло. Разделим слово на слоги, получим: «Кол», «Па, Папий, Зевс», «ак!». В книге Забылина М. «Русский народ», раздел «Одежда», читаем: «Богатые делали колпаки из атласа обыкновенно белого, по его окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, который унизывали жемчугом или жемчужными пуговками. Сверх того на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимою такой колпак подбивался мехом, который заворачивался к верху и наружу широкою полосою. Эти колпаки делались с продольными разрезами на переди, а сзади до половины. Разрезы эти окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Этой формы шапки носили и бедные мужики из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной, или каким нибудь недорогим мехом».

    «Колыбель. Одно из значений – Родина, место рождения человека, где провел он свое младенчество; место происхождения народа, поколенья…». Важнейшее для нас слово, означающее место происхождения народа. Разделим слово на слоги, получим: «Колы» «Бель». «Бель» - предположительно, Белая Русь. По Татищеву, в территорию Белой Руси входят «княжения местные и удельные: Ростовское, от него удельные: Ярославское, Углицкое, Галицкое, Костромское, Кубинское, или Вологоцкое, к нему же приобщено Белоозерское, …Смоленское, от которого Вяземское, Дорогобужское, Друцкое или Мстиславское, Бельское и Торопецкое. Муромское без уделов. Рязанское, или Тмутараканское, от него Елецкое и Пронское. Тверское. От него Кашинское, Городенское, ныне село, Холмское и Микулинское, ныне села. Суздальское, от него Нижегородское, Шуйское и Верейское. Владимирское. От него Юрьевское, Городецкое, ныне село. Стародубское, ныне город запустел, именуется Кляземское городище и Стародубская волость. Московское, от него Можайское, Боровское, Звенигородское, Волоцкое, Ржевское, Старицкое и Дмитровское». «Колымага – карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу…». Разделим слово на слоги, получим: «Кол», «ма», «га». Повозка Колы, запряженная быками, т. к. «ма» – мать; «га» – корова, бык (ср. звуковое «гавядина» – «га» «в» «ядина», корова, идущая в еду, не священная). «Коляска – барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах». Разделим слово на слоги, получим: «Кол» «я» «с» «ка». «Ка» не расшифровано.

    Сокол – тотем Коло, т.к. по – видимому, он всегда ходил с этой птицей «со Кол». На гербе Украины (вспомним, что Коло родился на Днепре) изображен сокол – тотем Коло. На стене Дмитриевского собора во Владимире XII века изображен сокол – тотем Коло и лев – тотем Геракла. Это может говорить о том, что остатки языческих верований сохранялись во времена христианства. На двойном троне, принадлежавшем царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу, изготовленному в мастерских Московского Кремля 1682 – 1684г.г. изображены: орел – символ Зевса (Папия), три льва – символы Геракла, сокол – тотем Коло. Кроме того можно найти огромное количество изображений тотемов Зевса, Геракла и Коло на наших территориях с середины II тыс. до н. э. до настоящего времени.

    Выводы: 1. Если слова, связанные с Коло сохранились до наших дней, то они существовали на протяжении всего времени. Таким образом, слова, связанные с рождением Коло, существуют в нашем языке 3500 лет.2. Язык, на котором говорило население наших территорий во II тыс. до н. э. – праславянский и имеет минимальные отличия от современного русского языка.3. Языческий бог Коло – реальное историческое лицо нашей древнейшей истории.

    Мой комментарий. Мы знаем русского бога с корнем КОЛО – это Коляда. Был ли он реальным историческим лицом – вопрос пока открытый.

    Продолжение статьи. Этнография. С именем Коло связан прекраснейший языческий праздник – Рождественские Колядки, которые все еще празднуют славянские народы. Праздник перешел из язычества в христианство. Слово «Рождественские» говорит как раз о рождении Коло и его братьев. Праздник посвящен языческому богу Коло, внуку Зевса. Само слово «Коляда» сложное, имеет два корня: «Кол» и «яда» (еда), а «коледовать» - «Коле» «давать». Рассмотрим фрагменты празднования Коляды, записанные в Калужской языческой общине В. Казаковым: «когда начинает прибывать день, все славяне отмечают Коляду». Из леса появляется ряженый, одетый Овсенем… Его приветствуют «Овсень, куда едешь? / Мосты мостить! / Кому ездить? / Коляде – Государю… / На чем ему ездить? / На солнечной свинке… Колядовщики поют: Хозяин идет, пожиток несет! / Первый пожиток – мерочка жита, мерочкой жита / коза будет сыта / Другой пожиток – мерочка гречки, мерочка гречки / нам на варенички. /Третий пожиток – решето овса, решето овса, /сверху колбаса. / Будьте здоровы! Веселых свят! С праздником, хозяева! – Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись». Записано в 1991, 1995 г. в капище Сокол.

    Как видим, праздник посвящен сбору дани (колядовать – Коле давать). Об этом говорят слова: «мосты мостить» и «с весной воротись». До времен феодальной раздробленности на Руси сбор дани проходил после того, как замерзали реки «мосты мостить», возвращались сборщики дани весной «с весной воротись». Горящее колесо также означает круг, или Коло. Следующее действо праздника: «Считается большим стыдом не одаривать колядовщиков. Таким хозяевам колядовщики посылают проклятия. Т.е. проглядывают угрозы тому, кто не заплатит дань. Одна из русских поговорок связана со сбором дани самим Коло: «Где б ни летал сокол, везде ему свежий мосол».

    Академик Рыбаков Б.А. рассматривает факты, которые могут объяснить, одну из причин появления рабства: «Участившиеся войны и ставшие теперь возможными (благодаря возросшим общественным запасам) далекие походы конных воинов усиливали неравенство. Побежденные превращались в рабов, победители – в рабовладельцев. Вожди племени, жрецы почитаемых богов, военачальники удачливых дружин становились первыми рабовладельцами и одновременно захватчиками общественных запасов и угодий внутри своего племени. На положении рабов оказывались не только пленные чужеплеменники, но и…часть соплеменников». Следует отметить, что рабство на наших территориях было условным и ограничивалось, как видим, сбором дани для содержания армии.

    Даль В. И. Толкует слово Коляда следующим образом: «Коледа, Коляда, юж. и запад. (лат.Colendae). Святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещения// Сочельник рождественский// колядованье, обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи// подарки, собранные при этом// свинья, убиваемая на Рождество// Песня, при колядовании употребляемая или колядки// Подать, которая встарь взималась в Западных губерниях//…Коляда или кутья, рождественский или первый сочельник, свят – вечер, не едят до звезды (24 дек.). Уродилась Коледа накануне Рождества. Шла Коляда из Нова – города. На коледу дня прибыло на куриную ступню. …Пошла Коледа по леду, разсыпала коляду! Коле(я)давать, славить Христа, ходить о святках по домам с песнями, собирая подачки// в Тв., Пск. накануне Рождества девушки ходят с овсяными блинами, ходят на перекрестки петь колядки// Смл. Просить хлеба, собирать по домам зерновой хлеб; колядоваться, коледиться арх. хлопотать, колотиться, кучиться. Колядовался не мало, а всей подати не добрал! Коледуха – скользкий лед. Шейн. Коледчик, …,колядовщик, кто колядует. На юге колядуют только муж., на сев. Пск., Твс. также девушки…». Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II, М., 1979, С.136.

    Коледой, Колядой, Даль В. И. Называет Святки, Рождество, все дни до Крещения, Сочельник. Следовательно, все праздники посвящены Коло. Поговорка: «Уродилась Коляда накануне Рождества» говорит о рождении Коло и празднике в его честь. Одно из значений слова коляда – подать. Следовательно, в начале XIX века еще помнили о том, что в Западных губерниях подать называлась колядой. Это подтверждает предположение о сборе дани самим Коло. Подтверждает это и пословица, приведенная Далем В. И.: «Колядовался не мало, а всей подати не добрал!». Название скользкого льда – коледуха. Название подтверждает тот факт, что сбор дани Коло начинался поздней.

    Забылин М. в своем труде «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» подробно рассматривает праздники Святки и Рождество, которые праздновались в России, Малороссии, в других славянских и западных государствах, а также в Индии. Христианские праздники он выводит из язычества: «Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно 5 января следующего года…

    Если мы начали со святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые святки. На святках мы встречаем, или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющей ничего общего с христианскими целями и настроением духа и – славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою под час с рацеями, вертепом и тому подобными предметами.

    Между тем как самое слово «святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя в разных видах и формах, более или менее измененными. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, в Египте, у Греков и у Индийцев. Так, например Египетские жрецы, празднуя возрождение Озириса, или новый год и вместе с тем, надевая на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города».

    Пояснение. В Египет, предположительно, верования были принесены так называемыми народами моря тиритами. Разделим слово «тириты» на слоги, получим: «Тир» «и» «ты». Согласно Геродоту Тирас – древнейшее название Днестра. Разделим слово «Тирас» на слоги, получим: «Тир» «ас, аз, первоначальный». Геродот пишет, что египтяне верили в Зевса и называли его Амон. Подтверждением является слово папирус. Разделим слово папирус на слоги, получим: «Папий», «рус»! Папий – скифское имя Зевса и в данном слове неразрывно связано с письменностью. Зевс в слове назван русом, русским. Это не должно нас смущать, т.к. слово указывает на принадлежность Зевса к арийскому племени (срубным археологическим племенам). Как известно, Зевс родился на о. Крит. Однако деда Зевса звали Уран. В слове просматривается древнейший русский клич «Ура!», название Уральских гор (без окончания), а также «Ра» - древнейшее название р. Волги. Следовательно, Зевс – потомок срубных археологических племен (арийцев), расселившихся с материка на греческие острова. Разделим слово Озирис, Осирис (в русском языке звучит Асирис) на слоги, получим: «Оз, аз», «с» «Ирис». Смысл слова: «Первоначально с Ирия, Рая, Поволжья».В Индию верования попали при расселении арийских племен в другом направлении, на Восток и Ю. Восток. На санскрите «tir» означает берег. Следовательно, название Тирас реке Днестр было дано арийскими (срубными) племенами, расселившимися с р. Волги на Запад.

    Вернемся к Забылину М., который рассматривает празднование Коляды в России: «…Со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к дому либо, поют: «Тебя Бога хвалим» и поздравляют с «Новым годом». Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе». Очень напоминает сбор дани. Возможно, повторяется то действо, которое совершал бог.«Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины». «Даже сам Император Петр I, по возвращении из путешествия в Россию, наряжал Зотова папою, а других своих любимцев, кардиналами, дьяконами и церемонiймейстерами и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить». И далее: «Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндiйцевъ Koleda (коледа) почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowati (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками».

    То, что Коляда у индийцев божество, также подтверждает гипотезу празднования в честь языческого бога Коло. Как уже говорилось, праздник на территорию Индии принесли древние арийцы. Территория проживания арийцев до индийских походов найдена. Она находится на р. Волге. Однако в данной работе этот вопрос не рассматривается.

    «У чехов, болгар и сербов Koleda, а также wanoenj pisnieky значит - святочная песнь, choditi po Kolede (ходить по коляду) – значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто - что может дать». Необходимо обратить внимание на слово Коледа. Оно звучит как Кол и еда. А также на корень «wano» в слове wanoenj. Поздравление с Новым годом – более позднее понятие. При переходе от язычества к христианству смысл праздника чехами, болгарами и сербами был утерян, но название праздника и время его проведения сохранились неизменными. «Коляда у словаков означает благословение домов, какое у них бывает в канун праздника трех царей, а «kole –dowat» - благословлять домы». Особое внимание необходимо обратить на то, что у словаков Коляда – праздник трех царей, а не одного. У Зевса родилось три внука, а не один. «Богемская история объясняет коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами на Рождество Христово, который был утвержден чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжения». Здесь видна борьба христианства с язычеством. Однако праздник остался и перешел в христианство все с тем же названием - «Коляда».
    Выводы.1.Забылин М. считает, что такие праздники, как Рождество, Святки, Коляда в основе своей - языческие. Как видим, русское православие возникло не на пустом месте. Оно впитало и при этом переработало в свою пользу все то, что существовало на наших территориях во времена язычества. 2. На основании вышеуказанных данных я делаю вывод, что языческий бог Коло, внук Зевса, родился в ночь с 24 на 25 декабря, поэтому праздник был назван Рождеством. 3. В этот день «год поворачивается колесом» , поэтому это еще и солнечный бог. В праздник русские люди пекут блины (солнце). Вкатывают горящее колесо в гору, так как солнечное колесо «начинает идти в гору», т.е. день начинает удлиняться. Языческий праздник, несмотря на запреты православной церкви, празднуется до сих пор.

    Ономастика. Названий населенных пунктов, связанных с именем Коло, только по моим данным около трехсот. Все ойконимы были нанесены на карту, в результате чего были выявлены территории, связанные с именем Коло (см. Рис. 2). На карту были нанесены также ойконимы с отрицательной частицей, например: Никола Вологодская обл. (ни Кола), Новониколаевский Саратовская обл. (ни Кола его с кий), т.к. упоминание о Коло в них также присутствует.

    Карта распространения ойконимов, связанных с Коло
    Рис. 2. Карта распространения ойконимов, связанных с Коло

    Рассмотрим некоторые из ойконимов: Коло – Мурманская обл. Колки – Саратовская обл. Слово состоит из имени Коло и слова «кий» без окончания. Предположительный смысл слова: «Коло с кием, с жезлом, скипетром». Колкино – Вологодская обл. Слово состоит из имени «Кол», предлога «к» и слова «иной» без окончания. Предположительный смысл: «Коло (идет походом) к иным (племенам)». Кологривово – Орловская обл. Вероятно, что кони с красивой косматой гривой на обе стороны (см. выше) уже разводились в середине II тыс. до н. э. на территории, которая в настоящее время является Орловской областью. Область славится лошадьми орловской породы.Коломна – Московская обл. Предположительный смысл: «Я Коло и территория досталась мне (мна)». Колчаново – Ленинградская обл. Предположительный смысл слова: «Новое поселение Коло – лучника». Возможно и другое толкование. Колыван – Алтай. Кол назван Иваном. Название появилось при расселении части срубных археологических племен на Восток. Здесь имя младшего внука Зевса, неразрывно связано с именем Иван. Иваны – экзоэтноним русского народа – русские Иваны. Колыван – Новосибирская обл. То же, что и предыдущее. Колыван – Саратовская обл. Коло назван Иваном. Кольбай – Восточный Казахстан. Кол назван баем. В середине II тыс. до н. э. по данным известного антрополога Алексеева В.П., на территориях Восточной Европы, Урала, Казахстана, Ю. Сибири, вплоть до Алтая, безраздельно господствовало ярко выраженное европеоидное население. Возможно, что слово «бай» пришло к монголоидам от наших предков, ибо в слове просматривается устаревшее русское «ба!». Кольчуг – Пермская обл. Коло в чугуне (металле). Колюпаново – Калужская обл. Разделим слово на слоги, получим: «Кол», «Па, Папий, Зевс», «ан», «ново». Предположительный смысл: «Новое поселение Коло, потомка Зевса». Коляново – Ивановская обл. Кол назван Яном, Иваном. Смысл слова: «Новое поселение Коло». Иван – экзоэтноним русского народа - русские Иваны. Расколово – Ленинградская обл. Разделим слово на слоги, получим: «Ра – древнейшее название Волги», предлог «с», имя «Коло» и «во». Предположительный смысл слова: «Волжане с Коло», что подтверждает расселение срубных археологических племен с Волги до Ленинградской области. Сколе – Зап. Украина. Предположительный смысл слова: «Территория, на которой расположен город, была союзницей Коло».

    Выводы: 1. Если географические названия, связанные с именем Коло сохранились с середины II тыс. до н. э. до настоящего времени, значит, они существовали на всем протяжении 3500 тыс. лет. 2. Языческий бог Коло – реальное историческое лицо нашей древнейшей истории. 3. Ойконимы на территории России, связанные с именем Коло, имеют ярко выраженные славянские корни.

    Мой комментарий. Далеко не со всеми этимологиями Ирины я могу согласиться, и прежде всего потому, что слова образовывались не по признаку словосложения, например, КОЛО + ИВАН = КОЛЫВАН, а по признаку перехода в другую часть речи или посредством суффиксации. Например: КОЛО (круглый), КОЛОВ (принадлежащий к круглому, округлый), КОЛОВАН или КОЛЫВАН (принадлежащий к округлому).

    Продолжение статьи. Пояснение. Текст Геродота: «В их царствование с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша» может быть дано вполне реальное объяснение. Знакомство древнего населения с металлами началось именно с метеоритного металла. Так, еще Граков Б.Н. отмечал, что «Почти все народы начали свое знакомство с железом с метеоритного железа, падающего иногда из мирового пространства на земную поверхность в виде небольших, а иногда и значительных обломков». По аналогии с железом предположим, что с неба действительно упал метеорит, состоящий из палладия. Название этого драгоценного металла у древних было известно (ср. Афина – Паллада). Считается, что ее идол упал с неба. Разделим слово «палладий» на слоги, получим: «пал» «ад» и «дий». Смысл слова следующий: «пал» (с неба) и сделал «дий» сожжение «ад».

    У металла палладия могут быть различные оттенки, в зависимости от включений, в том числе и желтоватый. Палладий, наряду с золотом и платиной является благородным металлом. Температура упавшего с неба металла, разогревшегося в атмосфере земли, могла быть действительно высокой (t его плавления составляет 1554 С). В тот момент, когда младший из трех братьев подошел к металлу, он мог остыть. Из этого металла впоследствии были изготовлены: плуг, ярмо, секира и чаша. В легенде трижды говориться о золоте и только один раз о золотых вещах, что косвенно подтверждает падение с неба металла, а не вещей.

    Вывод: Для историка все вышеуказанные вещи могут означать то, что скифы во II тыс. до н. э. уже овладели плужным земледелием (плуг). Одомашнили и использовали для пахоты волов (ярмо). Овладели ремеслом (изготовление плугов и секир). Часть из них была воинами (секира). А также то, что скифы имели свою религию (чаша – ритуальный сосуд скифов). В русском языке существует выражение: «Жар загрести». Здесь речь идет о золоте и богатстве. Золото же названо жаром, т.е. горячим.

    Фольклор.Русские народные песни. В русском фольклоре большое количество песен, связанных с Коло. В данной работе в качестве примера приводится выборка русских народных песен из собрания Киреевского П.В.:

    Летел сокол из Киева,
    Другой летел из Новгорода.
    Ен крылышком машет из под облака,
    Ен другим – то машет - растворяй ворота.
    В те поры Авдотьюшка по новым сеням шла,
    В те поры Палагеевна по новым сеням шла,
    Рукавчиком машет попереди себе:
    Станьте – ко, бояре, вы к одной стороне,
    Слушайте, бояре, что я вам сговорю.
    Сулили – то мне батюшка семь городов,
    Теперича батюшка одного не даеть…
    Сулила мне матушка семь сундуков, Таперича родимая одного не даеть.
    Соколы, вы соколы!
    Куда вы летали?
    Мы летали, летали
    На сине на моря.
    Вы что тама видели?
    Мы серую утицу.
    Вы что ее не взяли?
    Мы взяти ее не взяли,
    Мы ей крылушки подшибли.
    В нас при вечеру, вечеру,
    При девичьим вечеру,
    При Катеринином девишничке
    Прилетал тут ясен сакол,
    Он садился на акошечка,
    На сиребрину прицелинку,
    На золотуя на прикладинку:
    Катерина, сайди с терема,
    Саступи са высокова!
    Приголубь ты яснава сокола,
    Яснава сокола залетнова,
    Добра молодца заезжива!
    Я бы рада сошла с терема, Мае сердце испужаласа,
    Маи ноги падламилиса,
    Маи руки апустилиса,
    Из ачей слезы катилиса.

    Большинство русских народных песен, связанных с Коло, являются свадебными. Предположительно, они поются со времени женитьбы Коло, т.к. священным для народа является только то действо, которое связано с богом. Проявление божественного в жизни простых людей воспринимается ими как незримое присутствие бога, проявление его покровительства. Свадебный ритуал совершался прежде всего перед богом.
    Русские народные сказки. Отголоски мифа о трех сыновьях можно наблюдать в огромном количестве русских сказок, где у царя неизменно было три сына. Так в сказке «Царевна Лягушка», говорится о царе и трех сыновьях: « В старые годы у одного царя было три сына». Русская народная сказка « Сивка – Бурка »: « Было у старика трое сыновей». Русская народная сказка « Иван царевич и серый волк »: «Жил – был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», и др.

    Русские фамилии. Книга «Современные русские фамилии» А.В. Суперанской посвящена теме формирования современных русских фамилий. В частности, она указывает: «В XV в. были отработаны формы именования, соответственно нашим современным фамилиям. Но это не значит, что в XV в. Появились фамилии у всех слоев населения русского общества. Понадобился длительный период для их окончательного официального формирования. Крестьяне остаются без официальных фамилий до конца XIX в., а некоторые до 30 – х годов XX века. Тем не менее, так называемые уличные, или деревенские фамилии у русских крестьян существовали очень давно и основаны на народной лексике. До XV в. Преобладали патрономические формы фамилий в сочетании с прозвищными именами. Патронимы – это очень древние слова, они встречаются даже в списке русских послов 945 г., включенном в Лаврентьевскую летопись».

    Мой комментарий. К этому последнему замечанию Суперанской я добавил бы, что у этрусков, которые реально отправились в Северную Италию где-то в IV веке н.э., были вполне нормальные русские фамилии. Так что история основной массы русских фамилий уходит вглубь тысячелетий, что не исключает их отсутствие у некоторых категорий населения вплоть до ХХ века.

    Продолжение статьи. Рассмотрим средневековые фамилии, собранные Веселовским С. Б. и сохранившие корень «Кол»: «Колвашев Яков, посадский человек, 1624 г., Гороховец. Колвецкий Семен Тимофеевич, царский ключник. 1551г., Нижний Новгород. Колган, крестьянин 1545г., Новгород. Колдунов Андрей, подьячий, 1643 г., Москва. Колединский Иван Григорьевич, начало XVI века, фамилия от села Коледина в Старицком уезде. Колемин Григорий и Тиша Дмитриевичи, 152 1г., Рязань. Колесников Иван, посадский человек, 1624 г., Вязьма. Колеснина Федор, посол в Орду 1328 г., Новгород. Колзак, Колзаковы: Михаил Колзак, первая четверть XV века ; от него Колзаковы; Родислав и Булат Васильевичи Колзаковы, 1550 г… Колмак, Колмаковы: Федор Иванович Колмак Овцын, XVI в.; Петр и Исаак Колмаковы; 1564 г., Олонец; Колмак и Неустрой Борисовичи Обрютины; Ярославль; Колмак и Долмачной Михайловичи Васьковы, 1568 г., Ярославль; Никита Колмаков, подъячий, 1680 г., Нижний Новгород. Колмановы , холопы, 1603 г., Новгород. Колмогоров Иван, посадский человек, 1623 г., Гороховец. Колобов, Колобовы: Колоб Перепечин, начало XVI в.; Алабыш Колобов сын Перепечин, 1550 г. Колобродов Прокош, сокольник боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Степан Колобродов, царский конюх, 1573 г. Коловратов Иван, послух, 1643 г., Москва. Кологрив: Иван Тимофеевич, Кологрив Улитин – Пушкин, начало XVI в.; от него – Кологривовы Гулида, Повод. Колодин Данило Осипович, середина XVI в.. Колодка Иван Дмитриевич Плещеев, 1568 г. Колоднич Грязной Никифоров, подьячий, 1611 г., Москва. Колодуев Иван, посадский человек, 1485 г., Псков. Колокол Андрей Филиппович, посадский человек, 1570 г., Новгород. Колокольцев Яков, середина X Vв., вотчинник, Дмитров. Коломна, Коломин: Федор Юрьевич Коломна Вельяминов, первая половина XV в.; Василий Коломин. Крестьянин 1607 г., Юрьев; Коломна Иван, холоп кн. Ромодановских, 1522 г. Коллонтай, Колонтаев: Колонтаев Тимофей, казнен в опричнине; Андрей Богданович, 1596 г., Руза. Колос Иван Андреевич Кокорев 1495 г., Василий Колосов, посадский человек, 1624 г., Зарайск. Колосей, крестьянин, начало XVI в., Новгород. Колотилов Гридя, крестьянин, 1495 г., Новгород. Колоша Гридя, крестьянин, 1490 г., Новгород. Колпаковы, вторая половина XVI в. и позже, Тульской и Дедиловский уезды. Колтовский Федор Михайлович, 1492 г.; от него – Колтовские. Фамилия от города Колтеска на р. Оке, позже Колтовска, ныне села Колтова, или Колтовского, недалеко от Каширы. Колтыря, Колтырин; Иван Михайлович Колтыря Раков, дьяк, 1532г., Псков; Богдан Колтырин, земский дьячок, 1636г., Устюг».

    Велика вероятность того, что до появления официальных фамилий, существовали патронимы с корнем Кол и Коло. Время появления первых патронимов Суперанская А.В. не указывает. Предположительно, корни их образования уходят в середину II тыс. до н. э.

    Заключение статьи.

    1. Для доказательства того, что скифы – праславяне, а скифский язык является праславянским языком, использовались данные: истории Геродота, данные археологии, антропологии, этнографии, ономастики, лингвистики, фольклора, антропонимики. По данным источника, а также всех вышеуказанных наук и разделов наук (по моему мнению, и на данном этапе работы) можно сделать вывод: скифы – наши предки, а скифский язык является праславянским языком.
    2. В работе рассмотрена первая легенда Геродота о возникновении скифского народа. В результате исследования выяснилось, что основоположник скифского народа Коло (русский языческий бог Коло) – реальное лицо нашей древнейшей истории. Время его появления на исторической арене определяется Геродотом, как середина II тыс. до н. э. – 3500 лет назад! Рождению Коло посвящен прекраснейший русский праздник Коляда. В честь Коло было названо огромное количество поселений скифов, которые в настоящее время являются русскими городами, деревнями и селами. С именем Коло связано словообразование нашего родного языка. В его честь поются русские народные песни. Рождение бога оставило след в таком виде народного творчества, как русская народная сказка. Т.о. скифы оказали огромное влияние на формирование нашего языка и нашей культуры.
    3. Геродот посетил территорию Скифии в середине I тыс. до н. эры. Наши предки уже тогда почти тысячу лет сохраняли легенды о возникновении своего народа. Следовательно, эти легенды были очень важны для них. Поэтому каждая крупица данных, дошедших до нас из глубины тысячелетий должна исследоваться с особой тщательностью. И в этом историкам поможет наш богатейший русский язык. Наш язык – это кладезь, который вобрал в себя всю информацию о наших далеких предках, уходящую своими корнями вглубь тысячелетий.

    Мой комментарий. Для работ академического направления такого типа статья была бы вполне аргументированной для манифестирования определенной точки зрения на проблему, но при условии, что 1) автор является признанным учёным, имеющим статус не ниже доктора исторических наук и 2) имеет и ряд других работ, по менее спорным вопросам. Тогда как для направления, которое представлено моим направлением, в данной работе представлено перечисление неких косвенных признаков принадлежности скифов к русским. Работы этого типа весьма полезны во многих отношениях: еще раз перечисляют источники наших знаний о скифах, дают новые интерпретации некоторых понятий, в ряде случаев несколько иначе освещают скифскую проблему. Поэтому как первый опыт сводки и интерпретации данных по скифам это – весьма интересная статья начинающего исследователя.

    Вместе с тем, академическое направление сразу отсекло бы народную этимологию (возможно, вместе со всей статьёй), а также исследования по ономастике (как относящиеся ко второй половине второго тысячелетия н.э., тогда как речь идёт о якобы середине первого тысячелетия до н.э., то есть, о событиях на два тысячелетия более ранних). Было бы изъято и выражение «Коло – историческое лицо», ибо бог Коляда к лицам не относится, это бог русского пантеона. Наверняка были бы сделаны критические замечания и по поводу интерпретации Геродота.

    Я бы разделил источники на несколько типов.

    Последний по значимости – народные отношения к чему-то: это пословицы и поговорки, сказки, песни, а также народная этимология. Всё это – очень косвенные источники; их полезно применять на последних этапах, чтобы показать, что они не противоречат некой исторической гипотезе. Академическая наука на них почти не опирается, особенно возражая против народной этимологии. Хотя зачастую и академическая этимология вырождается в кабинетную, то есть, не соответствующую действительности.

    Предпоследний: ономастика в широком смысле слова: личные имена, этнонимы, теонимы, гидронимы, топонимы. Они более конкретны, ибо имеют географическую и иногда хронологическую привязку. В академической науке их уважают, но не слишком, ибо всегда можно принять название чужого народа за собственное (например, русское название города Зверин превратилось у немцев в Шверин, как бы от слово ШВЕР – тяжело, а «русское» название горы Судомы не имеет ничего общего с судом, а есть искажение финского слова СУОМИ, то есть «финская»).

    Третий от конца и самый любимый академическим направлением: ссылки на древних писателей. Но сами приводимые там сведения следует интерпретировать и комментировать, а еще лучше переводить самому с обоснованием правильности чтения и понимания ряда слов. Иначе говоря, исследователю не только желательно знать греческий язык, но еще и заниматься герменевтикой текста.

    Все перечисленные методы – косвенные. Я же применяю прямой метод: чтение названий на древних предметах. Естественно, этот метод намного доказательнее. Однако мне пока встречаются лишь короткие, в 1-2 слова тексты, крайне редко какие-то осмысленные фразы. Но уже и это переворачивает сложившуюся картину мира. На сегодня академическая наука не только не взяла эти методы на вооружение, но и активно противодействует им.

    Однако можно представить себе и еще более доказательный метод: чтение древнейших пространных тестов на русском языке. Допускаю, что они существуют, но пока они мне еще не попадались.
    В связи с изложенным, весьма приветствуя освоение «нижних этажей» доказательного исторического исследования, всё-таки напоминаю о существовании более высоких, чья научная значимость много весомее.

    Моё заключение

    В этом году я уже опубликовал интересные работы ряда моих коллег и читателей: Тюняева, Осипова, Ерофеевой, Шершнева, Сергея С., а теперь вот и Ирины N. Интересно отметить то, что читатели болеет душой за прошлое нашей Родины и стремятся в меру своих сил внести свою лепту: кто мне подсказывает нужные сайты, кто присылает фотографии, кто сводит с нужными людьми, кто дарит найденные им камни, а кто предлагает своё видение проблемы в виде статей. Возможно, если мы с Нового года расширим площадь сайта ИДДЦ, на нем можно будет размещать не только фотографии как источники надписей, но и статьи читателей как творчество самих читателей. Тогда мои комментарии я буду публиковать отдельно, как сейчас публикуются отдельно комментарии моих читателей на мои статьи.

Комментарии:

Наумова Ирина
21.07.2009 13:07
Ответы Ирины N на комментарии Чудинова В. А. Ответ на комментарий о буквах санскрита. Валерий Алексеевич, на тот момент, когда я писала о буквах санскрита, у меня было другое мнение о санскрите. Тогда я считала, что наш язык произошел от санскрита. После того, как стала знакомиться с Вашими работами, мое мнение изменилось. Теперь я поняла, что наш праязык принесли в Индию древние арии, приспособив его для местного населения. В связи с этим, когда я писала первую статью, многие положения пришлось менять. Ответ на комментарий о Таргитае. Огромное спасибо за фотографию надгробия из Ветулонии, которую сопровождают Ваши расшифровки текста. Если есть надгробие, то существовал человек (а это для меня очень важно). Имя Таргитай для меня одно из самых сложных для расшифровки. Понадобится время, чтобы в этом разобраться, хотя материал по нему есть. К ссылке на Рыбакова Б.А. Рыбаков Б.А. один из самых уважаемых мною ученых. Его «Язычество древних славян», «Язычество древней Руси» и др. неоднократно перечитывала, и каждый раз находила много полезного материала для своих исследований. Более того, я обучалась на его работах. Однако посмотрите, как в приведенном Вами отрывке меняется хронология. Сначала мы видим XVI – XV века до н. э., через несколько строк уже X – XII век до н. э., еще через несколько строк появляется VII век до н. э. В итоге окончательно устанавливается все тот же, принятый в академической науке VII век до н. эры. При всем уважении к Рыбакову Б. А., на мой взгляд, просматривается явная натяжка. О Киеве. Упоминание города Киева в надписях надгробия из Ветулонии вовсе не означает, что речь идет о современном Киеве, существующем с VI века н. э. Из истории известно, что некоторые русские города после уничтожения врагами строились на другом месте, но с тем же названием. Так было, например, с Рязанью. Первый Киев мог появиться ранее середины II тыс. до н. э., или за два поколения до рождения Коло. Первым скипетроносцем (Кий) был Зевс, дед Коло. Самый ранний Киев (до расселения древних арийцев) мог находиться даже в районе современной Рязани. Здесь протекает река Лыбедь (Кий, Хорив, Щек и сестра их Лыбедь, ПВЛ). Название Окского заповедника состоит из слогов «Окс» и «Кий». Каменское городище на Днепре считается археологами скифской столицей VI века до нашей эры. Название столицы неизвестно. Однако греки знают скифов VI в. до н. э. и ранее. «С Киев» фонетич. «скийэф», или скиф. Следовательно, Каменское городище может оказаться вторым древним Киевом, но уже VI века до н.э. То, что название скифской столицы пока не открыто, не означает, что она не была Киевом. Очень надеюсь на то, что древнейший Киев будет найден с помощью Ваших расшифровок древнейших археологических текстов. Ответ на комментарий о верности одного из имен Зевса. Валерий Алексеевич, в своей статье я не рассматриваю имени Табити. Ссылка на Геродота дана при рассмотрении одного из имен Зевса. То, что Папий и Зевс одно и то же лицо, доказывается следующим. У древних римлян зевс звался Юпитером. По Вашим данным язык этрусков, как и санскрит – ветви нашего праязыка (я придерживаюсь такого же мнения). С точки зрения академической науки все индоевропейские языки произошли от санскрита. Латинский язык относится к группе индоевропейских языков. В любом случае обратимся к санскриту. На санскрите Pitar – отец, родители, предки. Таким образом, имя Зевса — Юпитер произошло от Pitar и означает именно Зевса — отца, или Папия (у скифов). Татищев В. Н., изучая наши древние обряды, отмечает: «Многие свидетельства имеем от древних, что имена в возрасте переменялись и новые от обстоятельств давались, а прежде данные отменялись…». Татищев В. Н. История. Т.I, гл. 48, н.5, стр.525, М. 2003г. Зевс (арийских кровей) имел множество имен. На нашей территории у него имелось не одно имя. Ответ на комментарий о топонимике. Н.И. Надеждин, русский историк, считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Он писал: Топонимика – это язык Земли, а Земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре». Я.К. Грот, русский филолог утверждал: «Топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой–нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство…». Рождение Коло – не просто обстоятельство, а обстоятельство, результатом которого стал мир между срубниками (ариями) и этнически близкими им киммерийцами. В терминологию топонимики составной частью входят антропонимы. Антропоним – имя, фамилия, прозвище людей. Антропонимы – это названия, основу которых составляют имена. Александр Македонский, к примеру, строил свои Александрии по всему свету. По имени Кол, Коло также могли быть названы вновь построенные поселения. Ответ на комментарий об этимологии. Валерий Алексеевич, Вы правы, говоря о том, что академическая наука не признает народной этимологии. Более того, считая народ глупым, объясняет народную этимологию объяснением по внешнему созвучию и случайному фонетическому сходству. Одним из методов моего исследования является как раз обращение к живому русскому языку. Когда я говорю о русском языке, то помню о том, что язык появился задолго до появления каких – либо правил. Причем, говорить можно только о правилах написания. Живой язык, его фонетика очень часто не соответствует этим правилам. Правила и нормы – это попытка оформить, если так можно выразиться, «де – юре» то, что существовало де – факто с глубокой древности. В настоящее время язык ограничен нормами. И что же? Почти на каждое правило есть исключение из правил. Просто образование языка шло не всегда по одним и тем же правилам, а правила так и не смогли охватить все нюансы словообразования. Изучая русские слова, я рассматриваю их фонетическое звучание, северный и южный говор. Рассматриваю их написание на украинском и белорусском языках, на санскрите. Иногда при делении слова на слоги проявляется его древнейший смысл. При этом полностью нарушается все то, что мы называем составными частями слова. Разрывается понятие о приставке, корне, суффиксе и окончании. Например, в связи с расселением срубных археологических племен с Волги, я всегда особое внимание уделяю словам, содержащим слог «ра». В русском православии существует праздник Радоница, который перенесен из язычества в православие. «Древность поминовения умерших в этот день подтверждается свидетельствами святителей Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста». Год души. Православный календарь. М. 2003г., стр. 120. Праздник посвящен поминовению умерших. О какой радости может идти речь? Русские не радуются смерти. Разделив слово на слоги, получим: Ра (река Волга), дон (река Дон), ница (пал ница). Предположительный смысл слова: «Волжане одержали победу над жителями Дона». Геродот не упоминает ни о какой битве между Волгой и Доном. Однако Велесова книга упоминает о войне срубников с киммерийцами в середине II тыс. до н. э., но с наложением на рассказ о Готской войне IV века до н. э. Радоница – день поминовения погибших в войне в середине II тыс до н. э . Таким образом, в народной речи заложена вся генетическая память народа. Народная речь помнит все, в том числе и древнейшие верования. Моя бабушка при виде восходящего солнца торжественно произносила: «Объярыщылось», т. е вспоминала Ярило – Солнце. Рассмотрим слово «былина». Язык однозначно говорит о том, что слово образовано от слова быль. Академическая этимология возражает: « Не верь глазам своим. Былина – это вымысел (неправда)».Народную этимологию необходимо использовать в любых исследованиях, связанных с нашей древнейшей историей.
Сергей
23.07.2009 11:07
А, по-моему, такая этимология дискредитирует всю статью.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову