Геоглифы и скульптуры Аркаима

Чудинов Валерий Алексеевич


Современное чтение надписей В.А. Чудинова и Л.В. Шершнева на городище Аркаима.

Понятно, что за пять лет, прошедшие со дня публикации книги о священных камнях, техника передачи и обработки изображений усовершенствовалась. Поэтому появилась возможность передавать изображения более подробно и в цвете. По просьбе читателей, Леонид Васильевич Шершнев теперь публикует сначала необработанный снимок, а затем – тот же снимок, на котором он выявляет лики, символы и надписи.

Оглавление:
  • Геоглифы и скульптуры Аркаима
  • Аркаим
  • Наше современное чтение надписей
  • Каменная скульптура
  • Геоглиф Аркаима с высоты 6 км
  • Обсуждение
  • Заключение
  • Литература
  • Комментарии
  • Геоглифы и скульптуры Аркаима

    В.А. Чудинов, Л.В. Шершнев

    Перед поездкой в Аркаим нам было очень важно рассмотреть геоглифы и некоторые артефакты, связанные с этим местом. Напомню, что аэрофотоснимок Аркаима был рассмотрен в работе одного из нас (ЧУД, с. 335-337). Приведу соответствующий отрывок в кавычках, изменив нумерацию рисунков с 204 и 205 на 1 и 2 соответственно.

    Город-святилище Аркаим
    Рис. 1. Город-святилище Аркаим

    Аркаим

    «Итак, установив, что форма горных храмов видоизменяется от рельефа местности, перейдем к рассмотрению храмов равнинных. Собственно говоря, у нас нет ни малейшего сомнения в том, что эти храмы представляют собой систему вписанных друг в друга концентрических окружностей. И тем не менее, одно городище-святилище равнины я хотел бы рассмотреть, но уже не в европейской, а в азиатской части России. Это — Аркаим. Из проспекта данного святилища мы узнаем: «Уникальный по своей сохранноти и наиболее изученный из “страны городов” культурный комплекс Аркаим был обнаружен в 1987 году. Общая площадь памятника 20 тысяч квадратных км. Площадь археологических раскопов — более 8 тысяч квадратных м. На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева.Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 — во внутреннем. Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством»(ЗДА). Из этих слов, а также из многих других текстов не следует ни то, что переде нами святилище, ни то, что это святилище славянское. Однако перед нами имеется картина аэрофотосъемки, что дает возможность читать надписи на самом ландшафте, рис. 1(ЗДА).

    Мое чтение надписей на городище Аркаима
    Рис. 2. Мое чтение надписей на городище Аркаима

    Как обычно, для чтения надписей целесообразно увеличить изображение, обратить его в цвете и выделить места надписей рамочкой. Так мы поступаем и в этот раз. Уже при рассмотрении надписи в первой рамочке можно прочитать текст ХРАМ МАКОЖИ-РОДА. Вторая и третья рамочки, находящиеся рядом, дают одно и то же слово МАСТЕРСКАЯ. А продолговатая рамочка поясняет слово МАСТЕРСКАЯ, давая ее характеристику: РОДА-МАКАЖИ. Таким образом, перед нами именно святилище, и именно славянское, и, как обычно, Макоши и Рода. Для подтверждения этого вывода я рассматриваю надписи на нижней части кольцевого вала и рядом с ним. Тут можно прочитать слова МАСТЕРСКАЯ (дважды), а также МАКОЖИ и МАКАЖИ, и слово РОДА. Тем самым, все мои сомнения рассеялись: перед нами действительно храм Макоши (внутренний), храм Рода (внешний), и частично выходящая за их пределы мастерская двух храмов.

    Полагаю, что, как и в случае Стоунхенджа, каменные постройки появились значительно позже земляных сооружений. Иными словами, вначале это был действительно храм Макоши, храм Рода и немногочисленные постройки жрецов и мастеров; однако со временем святилище превратилось в небольшой город. Его особенностью стало наличие длинных домов не столько в третьем кольце (такое кольцо выделалось в ряде горных святилищ), но и во втором (в храме Рода), и даже в центральном круге (в храме Макоши, но в южной стороне, тогда как в северной, видимо, располагались камни или лики). Однако совмещение аэрофотоснимка, когда съемка производилась под некоторым углом к горизонту, с планом участка, сделанным точно с вертикальной точки съемки, привело к тому, что снимок претерпел перспективное сокращение, а чертеж — нет, и потому вместо двух концентрических кругов получилась спираль Архимеда».

    В работе (ЧУД) я показал, что святилище Аркаима по сути дела не отличается от массы других святилищ неолита-эпохи бронзы, рассмотренных в этой монографии. Однако теперь было бы интересно изучить геоглифы Аркаима детальнее, и привлечь к исследованию изображения некоторых сакральных скульптур.

    Аркаим, вид с небольшой высоты
    Рис. 3. Аркаим, вид с небольшой высоты

    Наше современное чтение надписей

    Понятно, что за пять лет, прошедшие со дня публикации книги о священных камнях, техника передачи и обработки изображений усовершенствовалась. Поэтому появилась возможность передавать изображения более подробно и в цвете. По просьбе читателей, Леонид Васильевич Шершнев теперь публикует сначала необработанный снимок, а затем – тот же снимок, на котором он выявляет лики, символы и надписи.

    Ликона: Троя Яра Рода Руси славян
    Рис. 4. Ликона: Троя Яра Рода Руси славян

    На приведенном изображении удалось выделить достаточно чёткие лики и надписи. Продублируем увиденное словами, описав изображение сверху вниз, слева направо. Сначала выделим лик ЯРА (небольшое мужское лицо анфас слева вверху). На нем можно прочитать слова: РУСЬ ЯРА МИРА. Левее находится гораздо более крупное мужское лицо анфас с надписью: лик ЯРА РОДА. Бог Род представлен в виде богатыря в шлеме. На шлеме можно видеть лигатуру: ЯВЬ ЯРА МИРА, ЛИК ЯРА. На груди богатыря выделен лик и надпись: РЫСЬ, как символ Руси Яра Рода. Слово РЫСЬ в надписях нам встречается впервые, да и словосочетание ЯР РОДА мы регистрируем не часто.

    Справа от богатыря мы видим слова: МАЯК ХРАМА СЛАВЯН ЯРА РОДА. ТРОЯ ЯРА РОДА АСЪ ХОРСЪ. Надпись указывает на расположение храма славян, посвященного явлению Всесвятой Трои(цы) Яра Рода (Отца, сына и Св.Духа). Визуально – это лик двуглавого орла (Ярела) и мужской лик Яра, вписанные в круг света (ХОРСЪ). Равноконечный крест и надпись ЯВЬ ЯРА МИРА, подтверждают это ещё раз. В нижней части орла читается текст: МАЯК (храма) ЯРА РОДА. В одной лапе – жезл с ликом Троицы- Ярела, в другой – держава (шар земной) ЯРА РОДА МИР, ЛИК СЫНА.

    Таким образом, мы встретились с сакральными символами Яровой Руси. Символы выполнены в такой же строгой манере ликонописания, как мы уже сообщали в статьях о Руси Яра и в работах о древней Трое-Шкодере и о Царьграде.

    Якобы каменная баба
    Рис. 5. Якобы каменная баба

    Каменная скульптура

    Недалеко от Аркаима сохранилась и каменная скульптура. Обычно все такие культовые скульптуры считают каменными бабами и приписывают исключительно половцам. Хотя мы показали, что в значительной части это – скульптурные лики основных славянских богов. Более всего встречается изображений Мары, а вот Макоши и Яра пока нами найдено всего по одному лику. На данной фотографии скульптура одновременно и напоминает фаллос, и одержит усатое лицо, так что по иконографии перед нами, предположительно, находится лик Яра. Его эпиграфическое исследование либо подтвердит, либо опровергнет данное предположение.

    Камень-маяк храма Яра Рода Руси
    Рис. 6. Камень-маяк храма Яра Рода Руси.

    Камень имеет четыре стороны, как у креста, что может означать и одиночный лик, и миму, и святовида. Однако сбоку лика нет, стало быть, вариант святовида отпадает. Мы опишем по фотографии одну сторону, но будем готовы в случае мимы признать существование второго лика с противоположной стороны скульптуры.

    Возможно, что более детальные снимки в будущем, позволят прочитать и другие стороны скульптуры. На ней удалось выделить один большой и два поменьше лика Яра Рода. Надписи дублируют лики. Наверху начертано: ЛИК ЯРА РОДА МИРА. ЯРА РОДА МИРА МАЯК ХРАМА. РУСЬ. ЯВЬ ЯРА РОДА. ЯРА РОДА ХРАМА( маяк). Таким образом, это камень – маяк храма Яра Рода Руси.

    Внизу в двух рамочках также можно прочитать надписи. Так, в черной рамочке читается слово МАЯК, тогда как в белой – в верхней строке слова ЯРА МИМА, а в нижней – ЯРА РУСИ. Из этого следует, что перед нами находится не одиночный лик, но мима.

    Заповедник Аркаим, вид с высоты 6000 м
    Рис. 7. Заповедник Аркаим, вид с высоты 6000 м.

    Геоглиф Аркаима с высоты 6 км

    Теперь рассмотрим вид Аркаима с более высокой точки подъёма в программе компании ГУГЛ «Планета Земля». Здесь просматривается несколько фрагментов с геоглифами, один из которых я обвел белой рамочкой.

    Чтение надписей на геоглифе
    Рис.8. Чтение надписей на геоглифе

    Для чтения надписи в белой рамочке обращаем фрагмент в цвете. При этом видно, что темными слабоконтрастными буквами здесь написаны слова ЯРА РУСИ. А правее и выше можно прочитать другую надпись: РУСЬ ЯРА РОДА, ЗЕМЛЯ СЛАВЯНСКАЯ. Это означает, что данная территория имела отношение к Руси Славян, была ее составной частью.

    Выявление ликов и символов на геоглифе
    Рис. 9. Выявление ликов и символов на геоглифе

    При более внимательном анализе было выделено 3 других фрагмента с крупными надписями и ликами. Наверху лик Яра Рода, в шлеме. Рядом надпись: МИР (Яра Рода). Ниже, слева: МАЯК, ТРОЯ ЯРА РОДА. ЯВЬ ЯРА РОДА, РУСЬ. Справа виден всадник на коне, со стягом в руке. На стяге – лик Яра. За всадником видны пешие воины в шлемах. Геоглиф показывает направление движения воинов с востока на запад.

    Обсуждение

    Исследование феномена «Аркаим», с помощью эпиграфики, по трём разным источникам дало интересный результат. Все три источника совпадают и расширяют наши знания о загадочной «стране городов», в частности, города Аркаим.

    Это страна называлась РУСЬ ЯРА РОДА СЛАВЯН, то есть, сокращенно, РУСЬ СЛАВЯН! Аркаим – это город-храм ЯРА РОДА. Лик ЯРА РОДА в виде воина в шлеме, дополняется ликом ЯРА РОДА- РЫСЬю (выделяется впервые). Город имеет конфигурацию круга, потому что повторяет рельеф, выполненный в виде Ярела как ликоны ТРОИ ЯРА РОДА АСЪ ХОРСЪ. ЯРА РУСЬ.

    В статье «Маяк храма Яра Царьграда, обелиск Феодосия» мы прочитали текст: ПРАВЬ ЯРА РОДА – Русью Яра Правит Родъ. Слова ЯВЬ и ПРАВЬ встречаются в текстах надписей на мраморе впервые. Пока можно предложить такое понимание (предложение Л.В. Шершнева): ЯВЬ – Я РА В(оплощённый)ь, ПРАВЬ – Пред Явь – то, что является причиной Яви Яра. Это Бог РОДЪ, родитель всему – РА, РАДОНЕЖЪ., ДАЖДЬБОГ, СВАРОГ, Творец Мира. В этой связи можно добавить, что Русь Яра Рода можно называть РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ – ПРАВЬю славная. Конечно, можно было бы воспользоваться и термином «Ведическая Русь», но пока текстов с таким названием Руси нам не попадалось. Разве, что в связи с ариями, вышедшими из Индии.

    Геоглиф в Аркаиме показывает, что воинство славян Руси Яра Рода двигаются в направлении запада. Стяг, в руках всадника имеет лик Яра. Такой флаг сохранился в православии до наших дней в виде Убруса Спасителя и иконы Ярое око.

    Направления крестов указывают на северный полюс со смещением (западнее) примерно на 15 градусов. На основании статьи «Где и когда существовала Аркторусь?» В.А. Чудинов от 3.12.09 такая дата указывается. Это более 13660 лет. Данная датировка может указывать на возраст создания геоглифов в районе Аркаима славянами Руси Яра Рода. Тем самым, исходя из данного исследования, эпоху Руси Яра, в частности, Яра Рода славян можно отнести к возрасту в 14000 лет и более.

    В данной местности не найдено больших крепостей. Аркаим являлся глубинкой в Цивилизации Руси Яра Рода. В лесостепной зоне, на огромных пространствах Руси, без необходимости не создавались мощные укрепления. Стратегически, ставились казачьи станицы на ключевых точках, и организовывалась конная система охраны. Такая система казачьих станиц вполне эффективно дожила на Руси до 20 века н.э. Так что, данным исследованием, мы можем подтвердить ещё и древность русского казачества. Возможно, казаков можно было назвать половцами, как русских, проживающих в поле (степи). Заметим, однако, что никаких «каменных баб» или «половецких баб» в Аркаиме нет.

    Впрочем, этот высосанный из пальца археологический термин («каменная баба») свидетельствует о том, что отечественные археологи не смогли разглядеть и прочитать на своей территории следы своих далёких предков. Наши пращуры ставили камни – маяки с указанием, куда ты попадёшь, если пойдёшь по указанному направлению. Как в сказке, где богатырь стоит на распутье, читая надписи и символы Руси.

    Исход людей из данной местности вполне вписывается в теорию смещения полюса из-за планетарной катастрофы. Оледенение вытеснило русских южнее, где были условия для жизни лучше. Перемещение русских и положило начало многим древним государствам Азии, но гораздо позже. Затем славяне вернулись на свои исконные земли, по мере таяния ледника.

    Заключение

    Исследование геоглифов открывает всё новые надписи, лики и символы. Особенно интересным в этом отношении стал геоглиф Аркаима.

    Литература

    1. ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. – М., Фаир-Пресс, 2004. – 624 с., ил.
    2. ЗДА: Зданович Г.Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Культурная и социальная обусловленность // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989; он же. Архитектура поселения Аркаим // Маргулановские чтение. Сборник материалов конференции. Москва, 1992 год; он же. Аркаим: арии на Урале. Гипотеза или установленный факт? // Фантастика и наука (Гипотезы. Прогнозы). Международеный ежегодник, вып. 25. М., 1992

Комментарии:

Наумова Ирина
21.07.2009 19:07
Уважаемый Валерий Алексеевич, мой муж всегда читает Ваши статьи, но не пишет. Сегодня он, рассматривая Ваш рисунок Аркаима, увидел второй рисунок человека и решил его показать.
Александр
12.01.2016 20:01
Интересны навеянные образы тонкого мира на геоглифах. Но увидеть можно и по-другому. Но не это важно, тему задаёт притягательность взглядов. Я вот в статуе Родины Матери вижу образ Марии Магдалины - жёны И-са Христа - Радо мира.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову