Некоторые интересные этимологии слов

Чудинов Валерий Алексеевич


Я давно не публиковал статьи по русскому языку, особенно по этимологии слов. В данной статье я хотел бы исправить эту оплошность.

Оглавление:
  • Внутри корня.
  • РЯ и ЗА РЯ.
  • Слова со вторым слогом РЯ.
  • Соотношение со слогом РА.
  • Корень РОГ.
  • Названия сибирских городов и рек.
  • Русское происхождение некоторых иностранных слов.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Внутри корня.

    Меня давно привлекает возможность заглянуть внутрь корня слов. Она открывается, если в корне можно усмотреть древний предлог или указательное местоимение. Образцом такой моей предыдущей этимологии явилось слово ВИНО, в котором я усмотрел предлог В и прилагательное ИНОЙ. Иначе говоря, ВИНО – это вхождение В ИНОЙ МИР. Со временем третье слово отпало, а первый два слились сначала в слово ВИНОЙ, а затем редуцировался и конечный полугласный звук.

     

    Рис. 1. Красное и белое вино (Википедия) и моя этимология слова

    Однако Википедия толкует происхождение этого слово иначе: «Вино́ (лат. vinum) — алкогольный напиток (крепость: натуральных — 9—16 % об., креплёных — 16—22 % об.), получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного сока (иногда с добавлением спирта и других веществ — так называемое «креплёное вино»). Наука, изучающая вина, — энология». – Замечу, что слово ЭНОЛОГИЯ – это слегка измененное слово ИНОЛОГИЯ, то есть, НАУКА ОБ ИНОМ (СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА). Но для Википедии главное – показать, что многие предметы имеют не русское происхождение. В данном случает русское слово она возводит к латинскому. Но что означает латинское слово? – На это ни у нее, ни у других словарей ответа нет.

    РЯ и ЗА РЯ.

    На этот раз поводом для исследования явилось слово ЗАРЯ, где я, сначала чисто гипотетически, предположил, что речь идёт о предлоге ЗА и древнем слове РЯ, которое, судя по всему, обозначало Солнце. Однако Википедия, которая отражает западную точку зрения на всё русское, утверждает: «Заря́ — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Образовано от зара, в свою очередь произошедшего от зьрѣти «смотреть, видеть». На мой взгляд, слог РА – более поздний, и из него слог РЯ произойти никак не может, так что эта этимология – неверная.

     

    Рис. 2. Заря на море (Википедия) и моя этимология слова

    Но далее это предположение необходимо было проверить. Предлог ЗА имеет несколько смыслов, но к данному случаю подходят смысла СЗАДИ и ПОСЛЕ, и тут подобный смысл вполне можно было считать древним.

    Но вот слог РЯ явно не имеет никакого сходства со слово СОЛНЦЕ. Более того, уже более 20 лет назад я понял, что слово СОЛНЦЕ имеет такой состав: приставку СО, корень ЛН или, точнее, ЛЪН – примерно тот же, что и в слове ЛУНА, уменьшительный суффикс –Ц, и окончание среднего рода –Е, более древнее, чем –О, которое возникло из –Е под ударением. Иначе говоря, СОЛНЦЕ есть МАЛЕНЬКАЯ ЛУНА.

    Но зато, видимо от инглингов Хиневича, пошла раскрутка слога РА как якобы обозначения Солнца и солнечного божества. Якобы боевой клич УРА есть выражение У РА, то есть, У СОЛНЦА, РАДУГА есть ДУГА РА и т.д. В принципе, так могло бы быть, если бы было доказано, что слог РА когда-то обозначал Солнце. Но именно этого никто из последователей подобной этимологии так и не доказал. И потому у меня отношение к слогу РА было скептическим.

    Рис. 3. Диск из Небры [1] и моя этимология слова «Солнце»

    На рис. 3 я обвел предполагаемый размер видимой Луны черной окружностью, и теперь стало видно, что Луна в изображении наших предков действительно выглядела больше Солнца.

    Но что, если авторы этой этимологии ошиблись не в принципе, а в мелочи? То есть, что если обозначение Солнца в древности было не РА, а РЯ? – Я попробовал проработать эту версию в нескольких направлениях. И первое из них, это объяснение слова ЗАРЯ как ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ, ПОЗАДИ СОЛНЦА или ПОСЛЕ СОЛНЦА. Иначе говоря, наши предки прежде всего видели послесвечение Солнца вечером, и ЗАРЁЙ назвали именно это явление. Позже, если они рано вставали, они наблюдали обратные процесс: рассвет и затем появление Солнца, однако они его не стали называть *ДО РЯ, а назвали также ЗАРЯ (звёздочкой обозначается предполагаемое слово).

    Написав это, я задумался: уж больно предлоги ДО и ЗА в предударном положении слабо различаются в устной речи! Ведь вполне допустимо, что утренняя заря так и называлась ДОРЯ, с ударением, как и в слове ЗАРЯ на последний слог, однако позже, именно из-за очень большого сходства, слово ДОРЯ слилось с более часто употребляемым словом ЗАРЯ.

    Это первое доказательство меня воодушевило, и я стал искать второе. Оно не заставило себя долго ждать: слог РЯ, написанный наоборот, читается как ЯР. А это – имя бога Солнца! Хотя я считаю, что слов-перевертышей было крайне мало, но с точки зрения академической лингвистики в 8-6 веках до н.э., а с моей точки зрения, в IX-XIвеках н.э. существовал период европейского письма справа налево. Отсюда, например, слово МИР превратилось в слово РИМ. Точно так же слово РЯ могло превратиться в слово ЯР.

    Однако мне и этого показалось мало. Я стал искать слова, содержащие слог РЯ в качестве второго, и обратил внимание на слово ПРЯМО, где -М – суффикс принадлежности, -О является окончанием, а далее П(О) – приставка, и РЯ – корень. Смысл этого слова: ПО СОЛНЦУ. Ответ на вопрос: как мне идти? ПО РЯ. Иначе говоря, иди ПО СОЛНЫШКУ, не заблудишься. То есть, не обязательно к Солнцу или от Солнца, но по этому ориентиру.

     

    Рис. 4. Фото из альбома интернета «Солнечный луч» и моя этимология слова

    Под изображением лесного пейзажа с солнечными лучами, рис. 4, имеется ремарка: «Изображения для персонального, некоммерческого использования».

    Фасмер по поводу этимологии слова ПРЯМОЙ пишет: «Праславянская форма является спорной» [2, III: 395], и сближает со значениями ПЕРЕДНИЙ, ГОДНЫЙ, ХОРОШИЙ, СМЕЛЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, СПОСОБНЫЙ, ПОРЯДОЧНЫЙ. Все эти производные характеристики «ПРЯМОГО ЧЕЛОВЕКА» являются поздними и не характеризуют исходной слово ПРЯМОЙ.

    А тот человек, который не желает идти по солнечному ориентиру – У П(О) РЯ М, то есть, УПРЯМ! Постепенно слово ПРЯМ превращается в новый корень, от которого появляется масса производных слов: СПРЯМИТЬ (путь), РАСПРЯМИТЬ (кривой предмет), ПРЯМОТА (высказываний), НАПРЯМУЮ (высказаться), УПРЯМЫЙ, УПРЯМСТВО и т.д.

    Далеко ли я ушел от академического понимания? Словарь Фасмера [2, II:81] связывает слово ЗАРЯ со словами СИЯНИЕ, БЛЕСК, СВЕТ, ЗВЕЗДА, но нигде не упоминается Солнце. Словами басни Крылова, «Слона-то я и не приметил!»

    Неужели некоторые слова с вторым слогом РЯ как-то связаны с Солнцем? Я решил это проверить.

    Слова со вторым слогом РЯ.

    Первое слово, которое пришло мне на ум – не очень приличное слово ХАРЯ. Так мы называем обычно очень жирное, почти круглое некрасивое лицо. Вроде бы, ничего солнечного. А что, если предположить, что как раз округлость, как у Солнца, да ещё самодовольная улыбка, как при понимании, что при этом жизнь СОЛНЕЧНА, и есть содержание этого слова?

    Википедия пишет о слово ХАРЯ: «Харя — понятия, тесно связанные с лицом. В древности на Руси Харями назывались маски (см. Комоедица), как сокращение от «святочная харя» , но это значение появилось от более распространённого в словарях определения Хари — как «отвратительное лицо».

     

    Рис. 5. Харя (округлая маска) и моя этимология слова

    Но в таком случае, слог ХА имеет значение «лицо», «голова». Так ли это? – Тут мне пришло на ум слово УХО, которое можно понять, как У ХО, то есть, У ГОЛОВЫ. Правда, не У ХА, а У ХО. Но пока я разницей в гласном звуке пренебрегаю, как это было в слоговом письме рунице.

    Переставив слоги, получим вместо слова ХАРЯ слово РЯХА, у которого смысл должен быть примерно тот же СОЛНЦЕПОДОБНАЯ ГОЛОВА, однако, поскольку слог РЯ стоит на первом месте, то смысл становится положительным, типа «солнечная голова». Правда, это слово практически не употребляется, зато известно слово НЕРЯХА как обозначение нечистоплотного человека. В каком-то смысле «нечистого», «несолнечного».  

    Затем я обращаюсь к слову РЯСКА, которое, на мой взгляд, состоит из корня РЯ, суффикса прилагательного –СК и окончания женского рода –А. В таком случае оно означает СОЛНЕЧНАЯ (зелень водоёма). И действительно, мелкие и часто округлые листики ряски напоминают солнечные блёстки.

     

    Рис. 6. Ряска (Википедия) и моя этимология слова

    Слово РЯД, которое я рассматриваю как два слога РЯ ДЪ. Значение второго слога мне пока не ясно. Однако можно предположить, что и это слово исходно означало СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, рис. 4. Иначе говоря, предметы В РЯД должны располагаться по солнечному лучу. А если они так не располагаются, то возникает сомнение, правильно ли они расположены, что выражается словом ВРЯДЛИ, то есть, В РЯ ДЪ ЛИ. Зато, если соблюдается солнечный луч, мы называем это словом ПОРЯДОК, то есть, ПО РЯ Д ОК.

    Далее я рассматриваю слово РЯБОЙ. Оно состоит из двух слогов РЯ и БОЙ, то есть, ПОБИТЫЙ СОЛНЦЕМ. И действительно, рябины на лице человека, чаще всего, имеют вид круглых пятнышек, напоминающих маленькие солнышко. Это можно видеть, например, на рис. 7, заимствованного из альбома интернета по теме «Рябое лицо». Стрелочками я пометил отдельные рябины.

     

    Рис. 7. Рябое лицо (пример рябин) и моя этимология слова

    Еще один пример – это название молочного продукта: РЯЖЕНКА. На мой взгляд, это – пример словосочетания РЯ (СОЛНЦА) ЖЖЁНКА. То есть, «жжёнка» не печки.

    Полагаю, что эти шксть проверочных слов в качестве примеров являются дополнительным доказательством правильности отождествления слога РЯ со смыслом СОЛНЦЕ.

    Соотношение со слогом РА.

    Почему я решил, что слог РЯ был более ранним по сравнению со слогом РА? – По нескольким причинам.

    Первая из них заключается в том, что дети гораздо раньше осваивают (в силу анатомического строения полости рта) мягкие согласные, чем твёрдые. Так что в процессе социального развития личности дети постепенно осваивают твёрдые согласные, что требует определенных усилий, тогда как мягкие согласные произносятся естественно, без особого напряжения ребенка.

    Вторая состоит в том, что мягкие согласные в полном объёме сохранились только в русском языке, и для многих иностранцев они не просто непривычны, но и практически непроизносимы. Так, слово ТЁТЯ англичанин произнесёт как ТИОТИА, РЯБЬ как РИАБ, БЕГАТЬ как БИЕГАТ и т.д. С моей точки зрения романо-германские языки возникли только в последнем тысячелетии, они очень молодые, и, хотя это противоречит академической лингвистической точки зрения, этот мой взгляд опирается на мои многочисленные чтения древних надписей.

    Третья причина кроется в графике. Так, в рунице, древнем жреческом русском слоговом письме, слог РЬ с его производными (РЯ, РЕ, РИ, РЁ, РЯ, РЮ) на письме обозначался, как «Ь». Позже, в кириллице, он назывался ЕРЬ, то есть, Е РЬ, ЕСТЬ РЬ, а еще позже – МЯГКИЙ ЗНАК. Его значение расширялось, и от значения мягкости только звука Р его значение расширилось до обозначения мягкости любого согласного звука.

    Зеркальным отражением (в горизонтально расположенном зеркале) графемы Ь явилась графема Р, чей звуковой смысл в рунице стал РУ, иногда РО, в буквенном алфавите рун Рода – звук Р. А для обозначения звука РА в рунице использовалась графема И. Понятно, что более поздние графемы оказывались и более разнообразными.

    Так что эти доказательства убеждают, что слог РЯ старше слога РА.

    Корень РОГ.

    Значение этого корня вполне понятно: он соотносится с именем существительным мужского рода РОГ, которое обозначает вырос на голове многих крупных травоядных животных – туров, яков, бизонов, оленей, лосей.

    Но меня интересуют слова с приставками, происходящими из корня. Например, слово ОТРОГ. Оно означает: НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ГОРЫ, ВЫСТУПАЮЩАЯ ОТДЕЛЬНО, ПОДОБНО РОГУ ЖИВОТНОГО.  

     

    Рис. 8. Дорога как высокая насыпь и моя этимология слова

    Но меня заинтересовали два подобных же слова, объяснения которым я получил неделю назад, находясь с лекциями в Санкт-Петербурге. В автомобиле у меня с пассажирами зашел разговор о наводнениях, и я был удивлён, что многие дома этого города имеют подвалы, которые наверняка затапливались во время наводнений. И я же пришёл к выводу, что это – небольшая беда для хозяина, который вряд ли проживал в подвале или хранил там ценные вещи. Намного важнее, чтобы во время наводнений можно было уйти, а лучше уехать от воды. Иначе говоря, дорога должна была моститься много выше не только фундамента, но и входа в подвал дома. А какой высоты ее делать от уровня земли?

    И тут во мне что-то ёкнуло: дорога должна быть ВЫСОТОЙ ДО РОГА, то есть, до темечка быка, рис. 8. Что и стало ее названием. Аналогично выглядит и слово ПОРОГ: он высотой в наводнении ПО РОГ быка или коровы. Однако, как я полагаю, вначале слово ПОРОГ применялось к выступающим камням на реке, а уже затем, по аналогии, к ступеням дома и его крыльцу, рис. 9.

     

    Рис. 9. Порог на реке и моя этимология слова

    Разумеется, бык в бурлящую воду не пойдёт, я его поместил сюда для масштаба.

    Вообще названия различных путей по земле различны. Так, мы говорим: «не видно ни ЗГИ». Слово ЗГА – это озвонченное и с утратой гласного слово СТЬГА, то есть, СТЁЖКА. Происходит оно от слова СТЕГАТЬ, что очевидно, прилагалось к траве. Иначе говоря, СТЕГА – это просто ПРИМЯТАЯ (отстёганная) ТРАВА. Это – как бы временный, пока сохраняется примятость травы, путь по полю.

    Затем идёт слово ТРОПА. На мой взгляд, слово происходит от глагола ТОРИТЬ, то есть, ТРОПА – это ПРОТОРЕННЫЙ ПУТЬ. И, скорее всего, изначально это слово звучало как *ТОРОПА. Здесь уже трава была не просто примята, а притоптана, то есть, усохшая и уменьшенная в размерах. По такому пути можно было пройти много быстрее, чем по просто примятой траве, по СТЁЖКЕ. Иначе говоря, можно было пройти ТОРОПЛИВО. Так что от слова ТОРОПА происходит и глагол ТОРОПИТЬ, и глагол ТОРОПИТЬСЯ.

    Сложнее происхождение слова ПУТЬ. На мой взгляд, тут слиты слова П(О) и ИТЬ в смысле ИДТИ-ИДТЬ. Иначе говоря, на первом этапе два слова слились в слово ПОИДТЬ, затем ПОДТЬ, далее ПУДТЬ, и, наконец, ПУТЬ. Это – слово с самым широким смыслом: ПУТЬ – это то, ПО ЧЕМУ МОЖНО ИДТИ.

    И, наконец, ДОРОГАэто ВЫСОКИЙ, ВЫСОТОЙ ДО РОГА БЫКА, ПУТЬ.

    Названия сибирских городов и рек.

    Интересно, что в ряде моих статей я определил названия некоторых сибирских городов, таких, как Тюмень и Тобольск. На мой взгляд, в названиях этих городов содержались указательные местоимения ТО, а именно: ТО МЕНЬ и ТО БОЛЬ. Другими словами, один город был поменьше, другой – побольше. Затем два слова слились в одно, ТОМЕНЬ и ТОБОЛЬ, но в первом названии изменилась предударная гласная, а во втором – добавился суффикс названия города –СК, и получилось: ТЮМЕНЬ и ТОБОЛЬСК. Кстати, из краткого прилагательного БОЛЬСК получилось БОЛЬШ, а полное прилагательное БОЛЬСКИЙ после перенесения ударения стало прилагательным БОЛЬШОЙ.

    Википедия пишет: «Тюме́нь — первый русский город в Сибири, административный центр Тюменского района и Тюменской области. Первое упоминание о гербе города Тюмени относится к 1635 году. Достоверных сведений о названии города нет. Татарские легенды связывают его со словом «тумен», что значит «десять тысяч», «десятитысячное войско». Башкирское предание гласит о «тумэндэ», что значит внизу, а Югра от башкирского «югора», что значит наверху. Есть мнение, что город взял название старой Чинги-Туры, которое пошло от угорского «чемген» и означало «город на пути». В прошлом считали также, что название города состоит из двух тюркских слов «тю» (принадлежность) и «мяна» (достояние) — моё достояние. В современном языке тюменских татар слово «Тюмень» означает «низина», «низкое место». Существуют и другие мнения». Итак, хотя убедительных версий нет, но, тем не менее, считается, что названия – не русские.

    По поводу Тобольска Википедия полагает: «Тобо́льск — город в Тюменской области России. Административный центр Городского округа город Тобольск. Ранее административный центр Тобольского района, Тобольского округа, Тобольского уезда».

     

    Рис. 10. Расположение городов Тюмень и Тобольск

    Переход к карте, рис.   показывает, что речь идёт о размерах не городов, а рек, то есть, об их ширине от берега до берега.

    Затем меня заинтересовали названия города Иркутска и реки Иртыш. Полагаю, что эти названия образовались от одного из названий рая, а именно Ирий. Само это название стало вариантом прилагательного от божественного имени ЯР – ЯРИЙ (ЙАРИЙ). В другом произношении – ЙИРИЙ, то есть, ЯРОВЫЙ.

    Если полагать, что слово КУТ означает – МЕСТЕЧКО, УГОЛОК, а слово ЗАКУТОК – МАЛЕНЬКОЕ МЕСТО, ЗАУЛОК, то тогда слово ИРКУТСК означает ИРИЯ КУТ-СК, то есть, ГОРОД КАК РАЙСКОЕ МЕСТЕЧКО. Слово возникало постепенно: ЙИРИЯ КУТ – ЙИРИЙКУТ – ЙИРИЙКУТСК – ИРКУТСК.

    Википедия пишет: «Название города происходит от реки Иркут, вблизи которой в 1661 году возник Иркутский острог». – Иначе говоря, подтверждается название реки как ИРИЯ КУТ. «Гидроним реки Иркут имеет многозначное истолкование и связывается с монголо-бурятскими словами в значении «сила, энергия, крутиться, вертеться, поворачиваться». Согласно наиболее правдоподобной версии, название реки образовано от этнонима Ырху, который в вариантах иркит, иргит, иркыт распространено у бурят и других народов. По-монгольски река и город называются Эрхүү, по-бурятски — соответственно Эрхγγ мγрэн и Эрхγγ хото, где «хото» — «город». До революции город называли «Восточным Парижем», «Сибирским Петербургом», «Сибирскими Афинами». – А из последнего предложения следует, что Иркутск действительно был РАЙСКИМ УГОЛКОМ. Что же касается бурятско-монгольского названия, то эти народы, живущие довольно далеко от Иркутска, просто по-своему произнесли русское слово ИРКУТ.

     

    Рис. 11. Фотография участка реки Иркут и моя этимология слова

    Название реки ИРТЫШ могло быть таким: ЙИРИЙ ТОЖ – ЙИРИТОЖ – ЙИРИЙТОШ – ЙИРТЫШ – ИРТЫШ. А что говорит академическая наука: У Фасмера название «Иркутск» отсутствует, а название Иртыш возводится к древнетюркскому ЭРТИШ, взятому из Орхонских надписей и не имеющего какого-либо смысла [2, II:139]. Но получается, что у русских это называние было осмысленным, а тюрки просто заимствовали его у русских, произнося со своей фонетикой. Википедия отмечает: «Одно из названий верхних притоков Иртыша — тюркское Кара-Ирцис, «Чёрный Иртыш», что применено в этом названии не в значении чёрный, а в смысле земля, то есть Кара-Ирцис — Иртыш, начинающийся из родника (из земли)». Но это – желание показать, что названия и Иркута, и Иртыша – не русские.

    Но можно ли предположить, что Иртыш – тоже райское место? – Полагаю, что да, если мы посмотрим на фотографию участка Иртыша, рис. 12.

     

    Рис. 12. Фотография участка реки Иртыш и моя этимология слова

    Кстати, обычно говорится: ОБЬ С ИРТЫШОМ. Но что означает слово Обь? Как ни парадоксально, но мне представляется, что это название произошло от слова ОБЕ. Иначе говоря, обе реки до какого-то предела выглядели как совершенно равноценные, и их называли ОБЕ. А ели хотели указать на ОБЬ, то, возможно, говорили: ОБЕ БЕЗ ИРТЫША. А позже стали понимать слово ОБЕ как ДВЕ РЕКИ, а ОБЬ – как единственное число от слова ОБЕ.

    Для того, чтобы понять, насколько в своём верхнем течении реки обладают одинаковой полноводностью, достаточно взглянуть на карту, рис. 13. На ней мы видим, что в среднем течении они обладают одной шириной, а после слияния – текут ОБЕ. Так что до слияния одна река – ИРТЫШ, а другая – единственное число от слова ОБЕ – ОБЬ, а нииже по течению текут ОБЕ РЕКИ.

     

    Рис. 13. Обь и Иртыш и моя этимология слова

    Однако от названия ИРИЯ могло возникнуть и название Сибири: ВСИМ В ЙИРИЙ, то есть: ВСЕМ В РАЙ, что затем преобразовалось в название ВСИМВИРИЙ – СИМВИРИЙ – СИМБИРИЙ – СИМБИРЬ – СИБИРЬ.

    Википедия по поводу слова СИБИРЬ пишет: «Достоверное происхождение слова «Сибирь» неизвестно, однако существует ряд версий. Версии, связанные с происхождением от какого-либо слова из языка алтайской группы: 1. «Сибэр/чибэр» — тюркское (башкиры/татары) слово, означающее «красивое». Например, озеро Чебаркуль в переводе с татарского означает «красивое озеро». У древних тюрок, к примеру, было распространено имя Шибир, как знаменитый тюркский каган VII века нашей эры — Шибир-хан Тюрк-шад, уничтоживший китайскую династию Суй. Также в тюркских языках (в частности, в татарском языке) имеется слово «Себер(ү)», означающее «мести», «метель (позёмка)», таким образом название «Сибирь» дословно может означать «Метель». 2. «Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую берёзами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингисхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.

     

    Рис. 14. Карта Сибири (Википедия) и моя этимология слова

    На карте Сибири цветами обозначены: . – Сибирский федеральный округ 5,1 млн км² (~30.09 % от территории РФ), – Сибирь в географическом смысле 9,8 млн км² (~57.01 % от территории РФ),  – Азиатская часть России13,1 млн км² (~76.69 % от территории РФ). А далее я продолжаю цитировать Википедию: «Версии, связанные с какой-либо этнической группой: 1. По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр»(сёпыр, сабир), язык которой был предком угорской языковой группы Позднее он стал применяться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска. 2. По версии В. Софронова, от сейчас тюркоязычной этнической группы, известной как сибирские татары, самоназвание которых (сибир), по мнению автора версии, фактически означает «терпение». По другому мнению, «местные» (ы/ир — мужчины, народ, люди; сибэ/у — россыпь, бросить на землю; досл.: «рассеянные [живущие] тут люди». 3. По версии В. Я. Петрухина и Д. С. Раевского, название произошло от кочевых племен савир (сувар), перекочевавших с юга Западной Сибири на Северный Кавказ а затем в Среднее Поволжье».

    Итак, мы видим, что задачей антирусской Википедии было показать, что исконно русские названия вовсе не являются русскими, а связаны с намного позже появившимися на этой территории мелкими этносами. Получалось, что гигантские территории получили своё название от крохотных групп недавнего населения.

    А город, из которого предписывалось идти ВСИМ В ИРИЙ, стал называться СИМБИРСК. В нём еще сохранилась буква М, выпавшая из названия СИБИРИ. Википедия (статья «Ульяновск») говорит о названии следующее: «О происхождении топонима Симбир высказывалось много предположений. Так, были попытки связать его с чувашским син бирен — «белая гора», с мордовским сююн бир — «зелёная гора», с тюркским сын бер — «одинокая гробница».

    Но уже во второй половине прошлого века подобные объяснения были отвергнуты, как несостоятельные, не подтверждённые материалом указанных языков.

    Тогда же получила распространение мысль о том, что городище Симбир обязано своим названием личному имени одного из булгарских ханов. Однако в дошедших до нас довольно обширных перечнях личных монгольских и тюркских имён XIII—XIV веков имя Симбир тоже не обнаружено. Не встречается оно и среди упоминающихся в исторических работах личных имён булгарского периода в истории Среднего Поволжья (VIII—XIII века)».

    Итак, на русском языке Сибирь мыслилась как райское место. Это весьма раздражало многовековых конкурентов Руси, католический Рим. И на картах он перенес рай в свою столицу, Рим, и даже в определенный квартал, Ватикан. А Сибирь решил назвать Адом. Но не по-латыни, а по-гречески. У греков ад именовался ТАРТАР. Отсюда «адская территория» получила название ТАРТАРИЯ.

    Википедия пишет о Тартарии: «Тартария, синоним — Татария (лат. Tartaria, фр. Tartarie, англ. Tartary, немTatarei) — географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии. Использование термина прослеживается с XIII и вплоть до XIX века. Пространство, ранее называвшееся Тартарией, в современной европейской традиции называют Внутренней или Центральной Евразией. Эти территории представляют собой засушливые равнины, основное население которых в прошлом занималось скотоводством

    Названия «Тартария» и «тартары» происходит от этнонима татары, под которыми в древности понимали все тюркские и монгольские народы, не слишком различая их по языкам и национальностям. Европа узнала о «татарах» во время вторжений войск Чингисхана и его потомков, но вплоть до XIX века сведения о них и об их государствах оставались крайне скудными и отрывочными. При этом у западноевропейцев термин превратился в «тартары» из-за контаминации с Тартаром. Последний в Средние века означал как глубочайшие области ада, так и далёкие неизвестные области Земли».

    Всё как раз наоборот: этносы назывались тюрками или туранцами, а конкретно татары называли себя булгарами, по имени их главного города Булгар, что означает искаженное русское слово ВОЛГАРЬ.

    Русское происхождение некоторых иностранных слов.

    По мнению Александра Воронцова, слово ИСКРА на языке хинди звучит как АГНИХОТРА, что можно понять, как искаженное русское словосочетание ОГНИ КОСТРА. Отсюда он выводит английское слово «hot» (горячий) как искаженное начало русского слова КОСТЁР – ХОТ.

    Но с этой точки зрения можно понять и русское слово ИСКРА. На мой взгляд, исходным было выражение ИЗ КОСТРА, которое слилось в одно слово с оглушением первого согласного: ИСКОСТРА. Затем постепенно стали утрачиваться средние звуки: ИСКОСТРА – ИСКОТРА – ИСКТРА – ИСКРА – ИСКРА. Ударение я отметил подчёркиванием внизу. Любопытно, что словарь Фасмера связывает слово ИСКРА со словами «ЯСНАЯ ЗВЕЗДА, ЯРКИЙ, ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ, ОТЧЁТЛИВЫЙ» [2, II: 140]. Но на мой взгляд, это – более поздние и часто метафорические значения данного слова.

     

    Рис. 15. Искры из костра и моя этимология слова

    Дале я перехожу к латинским словам. Вот слово из латинского языка: МИНИМАЛЬНЫЙ. На мой взгляд, тут соединено два русский слова: МЕНЕЕ МАЛОГО. Сложнее дело обстоит со слово ОПТИМАЛЬНЫЙ. Если вспомнить, что в этрусском языке приставка ПО- в слове ПОЧИЛ редуцировалась до –О- (а акающем произношении – до –А-), то русскую основу слова ОПТИМАЛЬНЫЙ можно реконструировать до слов (П)О П(У)ТИ МАЛОМУ. При этом смысл данных русских выражений полностью сохранился.

    Осталось понять слово МАКСИМАЛЬНЫЙ. Я уже давно понял, что слово МАКСИМ восходит к имени МАКОСИМ, то есть, МАКОШИН. А поскольку Макошь считалась самым крупным русским божеством, то слово МАКСИМАЛЬНЫЙ также означает МАКОШИН, то есть ТАКОЙ ГРАНДИОЗНЫЙ, КАК МАКОШЬ. Слово МАЛЫЙ на конце выделено быть не может, поскольку суффикс –ИН входит в слово МАКСИМ, рис.16.

    Рис. 16. Моя этимология ряда латинских слов

    Обсуждение.

    Я предложил новый способ этимологизации. Макс Фасмер в начале ХХ века работал по методам сравнительного языкознания, сравнивая звучание слова одного и того же смысла в разных языках и отдавая предпочтение тем языкам, которые в тот момент считались наиболее древними – латинскому, греческому, ивриту, хинди, готскому, литовскому. И получалось, что значение слова в этих языках полагалось исходным, а значение русского слова – более молодым и вытекающим из этого древнего смысла.

    Однако, мои исследования показали, что русский язык древнее всех перечисленных выше, так что наиболее древними оказываются русские значения, а в перечисленных языках – более молодыми. Но из этого следует, что необходимо понять значение русских слов, даже довольно простых.

    В данной статье я попытался провести два принципа. Первый из них я изложил в начале статьи. Это – попытка найти в корнях современных слов древние предлоги и указательные местоимения. А второй – полагание мягких согласных более древними по сравнению с твёрдыми. Это дало возможность понять происхождение ряда слов или корней.

    Кроме того, я постарался применить новый способ иллюстрации: соответствующее теме яркое изображение плюс краткое изложение самой этимологии. И лишь в крайнем случае – просто сами этимологии в рамочке.

    Я не считаю свои предположения ненаучными или лженаучными, поскольку предлагаю доказательства. Просто я стремлюсь дать этимологии в соответствии с языком своего народа, так что, скорее всего, меня можно назвать народным учёным. Но я предлагаю вовсе не так называемую «народную этимологию», а, скорее, «научную этимологию русского народа».

    Кроме того, я остался верен своему принципу – показывать не только начальное слово или словосочетание и конечный результат, но и промежуточные ступени его развития, то есть, давать эволюционную картину.

    Заключение.

    Надеюсь, что мои читатели смогут не только понять и оценить предложенную методику, но и предложить свои этимологии русских слов и корней, а также их иностранных производных, по показанному образцу.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Диск из Небры. – Сайт chudinov.ruот 7 января 2012 года   

    2. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка в четырёх томах. Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента РАН О.Н. Трубачёва. – СПб, Терра, 1996 

Комментарии:

Руслан
27.02.2017 22:02
Думаю,что слово *ДО РЯ вполне могло существовать. Достаточно вспомнить такую профессию как дояр(ка). То есть -человек, встающий и делающий свою работу до рассвета. А большого противоречия между РЯ-ЯР и южнорусским РА-АР, видимо нет. Да второе более позднее, но оно не отменяет "солнечное"понимание таких слов как радуга,радость,Урал и т. д.
Владимир
02.03.2017 19:03
Также как есть женские имена Зара и Дора.
Руслан
05.03.2017 00:03
По поводу ТО МЕНЬ и ТО БОЛЬ. А точнее - использования указательных частиц в названиях населенных пунктов.Обсуждали с дочерью статью и заметили следующее. Живем мы в селе Талица Елецкого района Липецкой области. Версий происхождения названий Елец и Талица существует множество. Но изначально село наше было городом ( с момента основания в 1592 году ) и звалось Талецк. Показалось нам ,что у обеих топонимов первая часть это указательная частица. Е лец -то, что находится здесь, а Та лецк-то что, соответственно, там. Вот только значение второй половины слов объяснить не смогли. Не знаю правы мы в своих рассуждениях или нет, но в любом случае благодарны Валерию Алексеевичу за то , что показал нам какой огромный смысл может находится внутри каждого русского слова.
Борис Маковкин.
22.03.2017 11:03
Осталось понять слово МАКСИМАЛЬНЫЙ. Я уже давно понял, что слово МАКСИМ восходит к имени МАКОСИМ, то есть, МАКОШИН … поскольку суффикс –ИН входит в слово МАКСИМ. В русском (и не только) языке сотни теонимов с корневой основой МАГ(МАК). МАК + СИМ. 1) Маг — колдун, чародей, волшебник, заклинатель; человек, практикующий магию посредством сверхъестественных явлений. 2) Маг — жрец в Древнем Иране. 3) Маг — зороастрийский священнослужитель. 4) Маг — древнерусский языческий (то бишь православный) жрец. Сим – от Самен (район Эфиопии) места рождения славянства. Составная часть древних понятий. Ваал – Самен (Ваал-Шамем). По амхарски небо – semaj, по арабски – sama, по туркменски – sema, на древнееврейском звучит как «шамаим». Русский синоним слова небо - синева (синен – симен). То – есть Господь небес. Небо - место пребывания Бога. Но, одновременно, Самен окажется Сем/ёном, Зин/ой – Сим/ой, зим/ой, или «сем/енем», или «син/агогой», или «шам/аном» (шам/ан = сам/ан (саман – са-мен). Шам = шум # муш=муж=муг=маг. Шум – глава провинции или церкви в древней Эфиопии. Здесь-же Сион, нама для выпуска дыма). СИНЕЦ - м. церк. - бес (синий). Читаем слово справа налево, то неожиданно Симен # немис = немес = немец. В Эфиопии область «Богемдир и Самен». Богемдир –Богемия(область Германии).

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову