Скифская пектораль воинов виман и новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


В одном из интервью телевизионному каналу РЕН ТВ я сказал, что скифы – это земледельцы и скотоводы, уровень развития которых не позволял делать сложные ювелирные изделия. А то, что мы называем «золотом скифов», является городскими ювелирными изделиями, направленными в сельскую местность по какой-то необходимости, например, в храмы или воинские гарнизоны, но не скифам, а жрецам или воинам Рюрика. А журналиста особенно интересовала пектораль из Толстой Могилы.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • О находке золотого артефакта.
  • Окончание заметки.
  • Фантазии автора другой заметки.
  • Как трактуют изображение археологи.
  • Якобы арабская монета из Дагестана.
  • Надпись на пирамиде из Антарктиды.
  • Зубной протез из 5 зубов.
  • Папирусы по поводу пирамид Гизы.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Начало статьи.

    Сначала я хотел бы процитировать небольшую статью Википедии: «Пектораль из кургана Толстая Могила — золотая царская пектораль IV века до нашей эры. Была найдена 21 июня 1971 года во время археологических исследований захоронения в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область). Руководитель экспедиции — Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко. Считается, что пектораль была изготовлена греческими мастерами-ювелирами по заказу знатных скифов. Хранится в киевском музее исторических драгоценностей Украины.

    Экспедиция обнаружила многочисленные золотые украшения в двух погребальных камерах, среди которых была и пектораль. Она и железный меч в ножнах с обложенной золотом рукоятью находились в коротком коридоре — дромосе, который соединял погребальную камеру с входной ямой. Масса золотой пекторали — 1140 г, диаметр — более 30 см. Ювелирные техники, которые использовались для её изготовления: литьё по восковой модели, волочение, скань, пайки, эмалирования.

    Композиция пекторали состоит из трёх уровней. Нижний — анималистические сцены с участием мифологических и реалистических зверей. Средний — флористические мотивы. Верхний — сцены с участием скифов и домашних животных. Есть несколько версий-интерпретаций изображаемых мотивов. По некоторым — на пекторали изображено бытовые сцены из жизни скифов. По другим — скифская легенда о Золотом руне и двух братьях, отправившихся на его поиски.

    Копия установлена в Донецке в Театральном сквере как часть скифской композиции. Также копия пекторали используется как театральная премия».

    Во время интервью представитель РЕН ТВ сообщил, что имеется мнение некоторой части телезрителей о том, что в центре пекторали изображена какая-то странная символика. Я таковой не обнаружил, но решил, что со временем рассмотрю и особенности находки пекторали, и само изделие более подробно. Такая возможность теперь представилась.

    О находке золотого артефакта.

    Этой проблеме посвящена заметка [1]: «44 года назад закончился археологический сезон, принесший Украине самую знаменитую находку из древнего скифского захоронения — золотую пектораль, нагрудное украшение знатного кочевника». Уже после этих строк возникает вопрос: откуда у степняка-кочевника возникло изделие высочайшего уровня городской культуры?

    Цитирую заметку дальше: «Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области золотая скифская пектораль — главное археологическое сокровище Украины — по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

    Украине с этим украшением повезло еще и потому, что его нашли через несколько лет после того, как появилась возможность оставить находку в украинском музее, — случись эта история чуть раньше, и советское руководство приказало бы передать столь ценный экспонат в Москву или Ленинград. А так скифское украшение до сих пор входит в коллекцию киевского музея. Все эти случайности породили массу полуанекдотических историй о раскопках кургана Толстая Могила неподалеку от города Орджоникидзе в Днепропетровской области, в ходе которых нашли пектораль. Некоторые из них до сих повторяют в украинских СМИ.

    Самая распространенная из них — как руководитель экспедиции Борис Мозолевский вез пектораль в Киев на себе под толстой телогрейкой, чтобы скрыть находку от московских или ленинградских музеев. Ученый, по рассказам выдумщиков, якобы носился по тогдашним украинским моральным авторитетам, таким как писатель Олесь Гончар, чтобы те оставили пектораль себе на хранение». – Получается, что внештатные сотрудники действовали примерно так, как «чёрные археологи».

    Чуть ниже этих строк помещена фотография кургана, по которой имеется такая подпись «Курган Толстая Могила еще в древние времена посетили грабители. Чтобы найти пектораль, нужно было полностью срыть курган. Находки лежали на глубине 8,5 м от поверхности степи». Очень странное объяснение. Представьте себе, что вы захоронили своих родственников с золотыми крестиками, а кладбищенский сторож вам рассказывает: «На кладбище я заприметил действующих воров. И, чтобы золотые крестики вашей мамы и вашего папы достались мне, как представителю законной кладбищенской власти, я уничтожил вашу могилу». Скорее всего, от таких слов вы придёте в ужас.

     

    Рис. 1. Курган «Толстая Могила» и моё чтение надписей на вегетоглифе

    Трава кургана до сих пор сохранили буквы надписей. Замечу, что надписи, созданные из травы и кустарников я называю вегетоглифами. Как и любые надписи, они передают важную историческую информацию. Чтение вегетоглифов я начинаю с самого верха. Тут можно прочитать надпись в две-три строки, которая гласит: ВИМАН СКИФОВ ВОИНЫ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА КРАЯ МАРЫ. На правом склоне имеется уточнение: ВИМАН МАРЫ. На современном русском языке это означает: ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППРАТАОВ СКИФОВ ВОИНЫ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА КРАЯ ЕВРАЗИИ. ВОИНЫ САМОЛЁТОВ.

    А на средней части холма можно прочитать слова: РЮРИКА ВАРЯГА МАРЫ. – Так что сомнений в том, что холм принадлежал погибшим русским воинов ВВС Рюрика нет никаких. И сами погибшие и похороненные в данном месте воины, действительно, были призваны из Скифии. Но это были не кочевники, а ВОИНЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ АРМИИ РЮРИКА. Так что ошибка в атрибуции кургана Толстой Могилы как могилы «знатного кочевника» несомненна.

    Цитирую заметку [1] далее: «Об этих мифах Александр Загребельный, который принимал непосредственное участие в раскопках кургана с первых дней и до конца полевого сезона, вспоминает с улыбкой. И рассказывает настоящую историю пекторали.

    Своего не отдадим. У каждого хорошего рассказа есть своя предыстория. Для скифской пекторали она началась в ноябре 1963 года. Тогда руководство УССР в лице Петра Шелеста, главного коммуниста республики, создало в Киеве Золотую кладовую. Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград.

    Шелест был противоречивым руководителем. С одной стороны, начиная с 1965 года при нем постоянно арестовывали диссидентов — тогда свои первые сроки получили поэты Василь Стус, Иван Светличный и Вячеслав Черновол. Также Шелест был одним из инициаторов ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.

    При этом тогдашний главный украинский коммунист ратовал за укрепление украинского языка в учебных заведениях и прессе. Он перечитывал несколько раз брошюру Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация». А из‑за своей книги «Украина наша советская» Шелест попал в немилость Кремля. Там посчитали ее националистической и весь тираж изъяли из продажи». – Подзаголовок данного раздела весьма показателен: находка Загребельного (а фамилия-то говорящая!) понималась не как «советская», а как «украинская», как «своя». Как показывает современная русофобская ориентация нынешней украинской власти, Кремль поступил тогда совершенно верно. А позже Кремль, к сожалению, не препятствовал развитию украинского национализма.

    Продолжу цитирование: «Найти желанное. Демобилизовавшись из армии, Загребельный вряд ли думал о всех тонкостях подковерной политики Шелеста, когда весной 1971 года подавал документы на исторический факультет Киевского государственного университета. До вступительных экзаменов оставалось еще несколько месяцев. Как‑то, проходя мимо Института археологии, он решил узнать, есть ли там какие‑то вакансии. Тогдашний директор института Федор Шевченко предложил внештатную лаборантскую должность.

    Однажды в реставрационную мастерскую, где работал Загребельный, заглянул Борис Мозолевский. Представился и сказал, что руководство института просит молодого лаборанта помочь ему обследовать курган в Днепропетровской области. Быстро собравшись, археологи 14 апреля были уже в Орджоникидзе. Это был мощный промышленный район, где открытым способом добывалась марганцевая руда. Местный обогатительный комбинат имел стратегическое значение: марганец — необходимая добавка для прочной стали.

    Григорий Середа, руководитель треста, в который входили рудники и сам комбинат, был довольно влиятельным человеком. С Мозолевским он поддерживал дружеские отношения уже несколько лет — с тех пор, когда тот начал ездить сюда в свои первые экспедиции. Середа сам увлекался археологией. Он придумал предлог для экспедиции — якобы для комбината нужна земля, которую можно было взять из кургана, и пространство для расширения марганцевых рудников.

    Хотя Мозолевскому было 35 лет, в Институте археологии он был всего лишь внештатным сотрудником. После того как будущий ученый окончательно оставил попытки стать военным летчиком, он приехал в Киев. Много лет работал кочегаром и учился заочно на истфаке Киевского университета. Писал стихи — к тому времени вышло уже три сборника. Из-за нескольких произведений нажил проблемы: в них “компетентные органы” усмотрели антисоветчину, и вопрос о зачислении ученого в штат Института археологии отложили на несколько лет».

    Вот ведь каверзы судьбы: несостоявшийся военный лётчик нашёл могилу состоявшихся и погибших лётчиков тысячелетней давности, но приступил к ее раскопкам с помощью обмана. А держава Рюрика, к которой принадлежали погибшие лётчики, являлась таким же «Советским Союзом» прошлого, объединяя в себе лиц совершенно различного этнического происхождения. Украинский национализм подиктовал ему способ поведения: считать все могилы, независимо от их происхождения, украинской собственностью, а их содержимое – собственностью Киевского Институт археологии.

     

    Рис. 2. Расчистка раскопа кургана Толстой Могилы и моё чтение надписей

    Далее в заметке [1] следует вторая фотография с подписью: «Археологи расчищают очередные находки под курганом. Вверху фото видны ноги зевак, ожидающих сенсации». Под «археологами» понимаются рабочие в раскопе, женщина и мужчина, которые не обращают ни малейшего внимания на существование надписей в виде грунтоглифа, то есть, надписей на срезе грунта, и микрогеоглифа на верхней части почвы по краям раскопа. А они заслуживают того, чтобы их прочитать.

    Сначала я читаю надписи на микрогеоглифе, которая написана серыми буквами. Она гласит: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА ТИПА САМОЛЁТОВ. А на грунтоглифе над женщиной можно прочитать слова: 30 И 35 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА. Над головой мужчины читается продолжение: МАСКА МИМА 35 АРКОНЫ ЯРА. На современном русском языке это означает: ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Иначе говоря, в Толстой Могиле помимо воинов было погребено какое-то изображение (возможно, мраморная или деревянная скульптура), и можно предположить, что на это изображение жреца храма Мары Рюрика из великого Новгорода и была надета данная пектораль как символ жреческой власти. Тогда становится понятной и тщательность ее исполнения, и выбор золота в качестве материала.  

     

    Рис. 3. На раскопки археологов опускали с помощью строительного крана

    Окончание заметки.

    Тут можно прочитать: «Первые несколько недель внештатники Мозолевский и Загребельный работали вдвоем: в Институте археологии ошибочно посчитали, что Толстая Могила — не скифский курган, а раннее и более бедное погребение. Такие, как правило, обычно оказываются пустыми — их разрывают за сотни лет до археологов: зачастую это делали соплеменники похороненных, которые знали наверняка, что так можно разжиться хорошим оружием и золотом. Поэтому тратить деньги на серьезную экспедицию институт не стал.

    Их дал Середа. Он поселил археологов в местной гостинице, которая обошлась киевлянам по 20 коп. в сутки. Постарался, чтобы те не были голодными. И он же выделил технику и отряд шахтеров-проходчиков, которые копали и укрепляли шурфы и тоннели. В целом раскопки кургана обошлись тресту более чем в 50 тыс. руб.

    Снять курганную восьмиметровую насыпь для археологов было только половиной дела. Главная работа начиналась еще ниже. Погребальные камеры Толстой могилы, к примеру, находились на глубине пяти метров от естественного уровня почвы.

    Мозолевский очаровал Середу рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила — погребение царского скифа. Но первые работы на глубине вызвали у него разочарование — было очевидно, что здесь уже побывали» [1].

    ТОПОТ ЛОШАДЕЙ ВО СНЕ – это, разумеется, весьма веский аргумент для атрибуции найденных артефактов. Серьёзный исследователь постеснялся бы приводить столь странное обоснование.

    На рис. 3 я читаю слова грунтоглифа: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ РЮРИКА. Мы видим подземный храм воинов виман первых лет после миропомазания Рюрика на звание хараона. Иначе говоря, подтверждается название храма, прочитанное на предыдущих фотографиях. Так что во сне лучше было бы услышать шум двигателей самолётов. Но далее следует рассуждение не человека, интересующегося тем, что было на этом месте у наших далёких предков, а некого коммерсанта: «Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”.

    Но оказалось, что внизу есть еще несколько погребений. Основное из них — знатного военачальника — опустошили много веков назад. Середа возмутился — так где же золото?» [1]. Пардон, откуда тут военачальник, если речь идёт о степняке-кочевнике? Или слово ВОИНЫ всё-таки было прочитано, но не упомянуто прежде?

    И далее: «Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”. Воткнул клинок в глину — и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше — больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма. Но интересно было еще и то, что рядом со скелетом женщины был найден истлевший пучок камки — морской травы, которой лечили болезни суставов.

    Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня, Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что‑то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль — нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет. Археологи утверждали, что грабители не дорыли до него всего несколько сантиметров. И все потому, что скифы положили пектораль не на тело царя, а рядом с ним» [1]. То есть «не на тело жреца, а рядом с ним».

    Иначе говоря, мы видим, что «археологов», пусть и внештатных, волновал не вид кургана, не надписи на нём, не изучение вида захоронения, не типология находок, а лишь поиск сокровищ. Как-то это мало вяжется с наукой о древнем мире и о наших предках.

     

    Рис. 4. Найденный артефакт и моё чтение подписи

    Вышеприведенная цитата заканчивается фотографией, представленной на рис. 4. У меня сразу возникает вопрос: почему рис. 4 подписан автором как «Так выглядело только что найденное неподалеку с пекторалью украшение царицы»? Из чего следует, что такое украшение носила царица? Цари и царицы в древности принадлежали к сословию воинов ко второму сословию, тогда как первое сословие состояло из жрецов и жриц, то есть, из тех лиц, которые тогда назывались МИМ и МИМА.

    И на рис. 4 я читаю на полукруглой спирали с изображением зверушек такие слова подписи: ХРАМ МАРЫ СКЛАВЯН ВИМАН. И далее: МИМА МАРЫ ХРАМА. Иными словами, на этой спирали черным по белому по-русски написано: МИМА МАРЫ ХРАМА МАРЫ. Но люди, говорящие по-русски и изображающие из себя археологов (напомню, что Википедия определяет археологию так: «Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам»), занимаются опережением конкурентов по добыче древнего золота. Прямо, как у Ильфа и Петрова в «12 стульях»: «Великолепные кресла из дворца!», что весьма озадачило Кису Воробъянинова, поскольку его квартира никогда не была дворцом. А мима Мары (то есть, жрица русской богини Мары) не имела никакого отношения к супруге царя, поскольку относилась к более высокому сословию. Чего ни штатные, ни внештатные археологи не знали не только в 1971 году, но и по сей день.        

    «Археологи лишь улыбнулись — сделать подобное одному невозможно. Снять насыпь над курганом можно лишь с помощью техники. А если не укреплять тоннели, ведущие вниз, в погребальные камеры, легко можно остаться под завалами навсегда.

    Да и продать подобную находку в советское время было невероятно сложно. “Как‑то уже в следующей экспедиции с нами работал парнишка-подросток из одесского археологического кружка, — рассказывает Загребельный. — Ему к рукам “прилипли” две золотые пластинки из кургана. Он понес их в ломбард, и его сразу же арестовали. А руководителя раскопок за два года до пенсии уволили с работы”.

    После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава. В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста. О сенсационной находке сразу же написали едва ли не все советские издания. По горячим следам словом пектораль назвали гостиницу и ресторан Академии наук УССР».

    Вот реальная подоплёка – не выяснение прошлого этой местности, а «настоящая слава» по поводу находки.

     

    Рис. 5. Жители г. Орджоникидзе и окрестных сел каждый день приходили на раскопки

    Город Орджоникидзе 17 марта 2016 года переименован в «Покров». Это – город Днепропетровской области. И на рис. 5 мы видим, что раскопки превратились в археологическое шоу. И прежде, чем закончить с этой заметкой, я хочу не просто рассмотреть титульную фотографию, с которой она начинается, но и поместить подпись под ней: «Сотрудники Института археологии рассматривают находки из кургана Толстая Могила. Пектораль в руках у руководителя раскопок Бориса Мозолевского». Чему радуются сотрудники, не вполне понятно, то ли тому, что теперь они смогут продвинуться дальше в раскрытии этнической и социальной принадлежности найденных артефактов, то ли физическому богатству находок в унциях золота. И даже я склоняюсь больше ко второму предположению.

     

    Рис. 6. Любование находкой

    Рис. 6 в заметке [1] имеет подпись: «Сотрудники Института археологии рассматривают находки из кургана Толстая Могила. Пектораль в руках у руководителя раскопок Бориса Мозолевского». Опять-таки, мы тут не видим никакого процесса изучения – ни пристального осмотра, ни выявления деталей с помощью лупы, нги попыток сличения оригинала с фотографией. Борис Мозолевский держит древний артефакт в голых руках, на них отсутствуют положенные в таком деле перчатки, дабы не загрязнить будущий экспонат музея своими потожировыми отпечатками. А положение пекторали в руках автора находки свидетельствует скорее о том, что он наслаждается скорее тяжестью найденного золотого изделия, чем возможным решением проблем истории своего края.  

    Фантазии автора другой заметки.

    Примерно в том же духе высказался и еще один автор – автор заметки [3], которая пишет вот о чём: «Пектораль (нагрудное украшение, сделанное из одного килограмма 150 граммов золота) вместе с другими сокровищами скифского царя была обнаружена ровно 35 лет назад в Днепропетровской области под курганом Толстая Могила. После просуществовавшего около 500 лет скифского царства в степях Украины осталось большое количество курганов (по сути, надгробий), но чуть ли не каждый из них был разграблен еще в древности. Разворовывать могилы правителей начали сами же скифы: их привлекало большое количество золота, которое клали в усыпальницы. Мародеры похозяйничали и в царском погребении под курганом Толстая Могила. Грабители знали свое дело: прорытый ими ход вел прямиком в погребальную камеру, где покоились останки царя. Именно там, рядом с усопшим, должны были находиться самые ценные вещи — такова вековая традиция. Но в этом случае злоумышленников ждало разочарование. По крайней мере, они не смогли найти пектораль, являющуюся настоящим шедевром древнего ювелирного искусства, а также меч и плетку, рукоятки которых сделаны из золота и украшены великолепной чеканкой».

    Опять в ход пошли скифские цари и курганы как их надгробья, воины виман считаются останками царя, а символика нагрудного украшения жрицы русской богини Мары – как «наиболее ценная вещь» (в валютном смысле по золотому курсу доллара).   Иначе говоря, здесь речь идёт опять не об исследовании культуры и быта наших предков, а о том, что найдено нечто весьма дорогое в смысле материала изготовления.

    «Мозолевский раскопал пектораль, будучи еще внештатным сотрудником Института археологии. Находка пекторали стала причиной по-своему уникального случая: руководитель Советской Украины Владимир Щербицкий пригласил на встречу человека, занимавшего должность младшего научного сотрудника, к тому же не имевшего ученой степени. Скромным тружеником, удостоенным такой чести, был Борис Мозолевский, ставший впоследствии одним из самых известных отечественных археологов. Человек, обладавший кипучей энергией, сумел, несмотря на невысокую должность, которую он, кстати, занимал в Институте археологии внештатно, организовать и возглавить раскопки кургана Толстая Могила» [3].

    Интересно, если бы в то время существовал интернет, а в нём могли создаваться живые журналы, то о чём писал бы ЖЖ «Мозолевскологии»? – Вероятно о том, что человек, не имеющий никакого отношения к археологии, не имел никакого права заниматься соответствующими исследованиями, и автор подобного утверждения были бы правы, ибо в погоне за сенсацией он уничтожил подземный храм Мары Рюрика.

    «Мы с Борисом дружили, и он предложил мне стать его заместителем в этой экспедиции, — рассказывает доктор исторических наук профессор Евгений Черненко. — Когда Бориса вызвали в Киев на встречу со Щербицким, я остался на раскопках. Вернувшись, Мозолевский сказал, что Владимир Васильевич произвел на него хорошее впечатление. Он подробно расспросил о раскопках, о вещах, которые мы нашли, и поинтересовался, когда будет опубликован отчет об экспедиции. На встрече присутствовал тогдашний директор нашего Института археологии Федор Павлович Шевченко. За несколько дней до этого я ему рассказывал, что Боря с семьей живет в общежитии, условия примерно такие, о каких Владимир Высоцкий сказал в одной из песен: на 20 комнат один туалет. Директор моментально сообразил, что настал подходящий момент сообщить Щербицкому о том, что у Мозолевского нет отдельной квартиры, поэтому работа над отчетом может затянуться. Щербицкий взглянул на Бориса Патона, президента Академии наук Украинской ССР, и спросил: «Вы сможете помочь товарищу или мне этим заняться?» Патон, конечно же, взялся помочь. «А зарплата у вас какая?» — задал Щербицкий вопрос Борису. Как младший научный сотрудник тот получал всего 98 рублей в месяц. «Академия что-либо сможет сделать для товарища?» — Щербицкий вновь обратился к Патону. «Может», — коротко ответил Борис Евгеньевич. В результате Мозолевскому дали трехкомнатную квартиру на проспекте Науки и персональную зарплату — 200 рублей» [3].

    Итак, что интересует автора заметки [3]? Не то, насколько лучше стала понятна история скифов, а то, какие блага получил руководитель находки.

    «А остальных участников экспедиции поощрили? — Борису, мне, нашему ангелу-хранителю директору Орджоникидзевского марганцевого комбината Григорию Лукичу Середе (если бы он не помог техникой, раскопки были бы невозможны), а также первому секретарю Орджоникидзевского горкома партии Юрию Крушинскому вручили золотые часы с надписью: «Вчд Ради Мчнчстрчв УРСР». С тех пор минуло уже 35 лет, а мои часы исправно работают. Кроме этого нам выдали большие премии. Помню, Боря получил 500 рублей, я — 300 (это были две мои месячные зарплаты).

    Ну, а в штат Института археологии Мозолевского зачислили?

    Конечно, еще до поездки на встречу со Щербицким. На раскопки — посмотреть пектораль — приехали директор нашего института Федор Шевченко, заместитель председателя Совета Министров УССР Петр Тронько, вице-президент Академии наук Иван Билодид, еще какое-то начальство. По этому случаю местные власти устроили прием. Вот я и решил напомнить директору, что Борис до сих пор внештатный сотрудник. А Федор Павлович заявил: «Мозолевский в штате». «Это с каких пор?» — удивился я. — «Да вот, приняли пять минут назад».

    Похоже ли это на науку? – Полагаю, что чёрные копатели могли бы только позавидовать, ибо они примерно за такие же раскопки рискуют своей жизнью, а на подпольной продаже артефакта больших денег не заработать. Описанная история больше похоже на государственную легализацию одного из удачливых копателей.

     

    Рис. 7. Общий вид золотой пекторали скифов из Толстой Могилы

    Поскольку копирование золотой пекторали приводит к крупному изображению, у меня возник соблазн прочитать ряд надписей на ее центральных персонажах. Это я делаю на рис. 8. Сначала я читаю блики на левом изображении коня, который левой задней ногой чешет левую переднюю ногу. Блики можно явно прочитать только в обращённом цвете, что я и делаю. На коне можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ на гриве и ЯРА ХРАМ РИМА (РЮРИКА). Иначе говоря, ХРАМЫ МАРЫ И ЯРА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА действовали настолько согласованно, что образовывали как бы одно тело транспортного средства.

    А в центре композиции находится как бы баранья шкура, которую делят два бородатых мужчины. Однако это – не овечья шкура, ибо на ней можно прочитать слова: ВИМАНЫ МАРЫ. То есть, иначе говоря, современным языком, ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ИПА САМОЛЁТА. Так кто же пытается их поделить? Слева на фигуре я читаю в обращённом цвете слова: МАРЫ ХРАМ ЯРА ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА. А на правой фигурке я читаю, и также в обращенном цвете, слова: ЯРА ХРАМ. Иначе говоря, в данном случае на управление воинами виман претендуют как храм Мары, так и храм Яра Западного Каира.

     

    Рис. 8. Моё чтение надписей в центре пекторали

    Таким образом, изображение аллегорическое. Любопытно, что дугой ниже, там, где изображены не животные, а цветы, можно также убедиться в том, что тут рельефно даны аллегории. Так, слева от цветка 10-лепестковой ромашки я читаю в обращенном цвете слова: ВИМАНЫ МАРЫ ХАРАОНА МИМА, то есть, ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ЖРЕЦА ХАРАОНА РЮРИКА. А справа от изображения цветка ромашки можно видеть небольшое изображение самой виманы, а также подпись (в прямом цвете): ВИМАНЫ ХРАМА 30 АРКОНЫ ЯРА. Это означает: ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ЗАПАДНОГО КАИРА. Как видим, ни о каких кочевниках тут нет и речи.

    А в работе [3] я прочитал дополнительные слова о Мозолевском: «В археологию Мозолевский пришел довольно поздно — в 30 лет. В юности поступил в военное училище летчиков в Ейске, что в Краснодарском крае. Но учебу пришлось оставить из-за повального сокращения численности армии при Хрущеве. Затем Борис стал студентом-заочником исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. Учился, работал кочегаром, писал стихи. Мозолевский был талантливым поэтом. Получив диплом, устроился редактором в издательство «Наукова думка» и внештатно — в Институт археологии». Дальнейшая судьба Мозолевского меня не очень интересует, хотя о ней написана еще пара страниц заметки.

    Как трактуют изображение археологи.

    Ответ на этот вопрос можно прочитать в заметке [4]: «Пектораль представляет собой культовую вещь, отражающую мировоззрение скифов, их космогонические представления. Поле ее разделено на три яруса: в нижнем — животные, в среднем — растительный мир, а верхний ярус изображает жизнь людей. В ней 1150 граммов золота 958-й пробы, диаметр — 30,6 сантиметра. Поражает высокохудожественная работа древних мастеров, фигурки людей, животных, птиц объемные, выполнены очень реалистично.

    В древнем мире пектораль была довольно распространенным атрибутом и выполняла разные функции: от защитных («пектус» с латинского переводится как грудь, поэтому ее носили воины) и до ритуальных (была символом власти). Учитывая материальную и художественную ценность Скифской пекторали, она выполняла последнюю функцию. Украшение нашли в кургане, где было мужское захоронение, - рядом с ней лежал меч в золотых ножнах, поэтому исследователи предполагают, что украшение принадлежало скифском правителю, который также выполнял сакральные функции. «Безусловно, Скифская пектораль имеет сакральный характер, возможно, даже имела определенное значение в осуществлении ритуалов, — по этому поводу есть разные интерпретации, – объясняет Любовь Клочко, ведущий научный сотрудник отдела истории ювелирного искусства в Украине Музея исторических драгоценностей Украины. — Трудно однозначно сказать, кому пектораль принадлежала. Но известно, что у скифов, как у всех древних народов, на царя возлагались также и функции жреца. Об этом писал и Борис Мозолевский, подтверждение этому есть также в трудах Геродота».

    Иначе говоря, авторитет Геродота для археологов важнее реальных подписей и реального изображения виманы. В той же заметке [4] имеются и более изощрённые фантазии: «Некоторые исследователи предполагают, что Скифская пектораль — это календарь. Правда, чтобы вычислить природные циклы по ней, нужны незаурядные способности предсказателя, ведь видимых календарных признаков пектораль не имеет. Зато определенная цикличность на ней представлена. Изделие состоит из трех ярусов: на нижнем изображены животные, на среднем — цветы, на верхнем — люди. Трактуется это следующим образом: животный мир — мир смерти, человеческий — мир жизни, а между ними — древо жизни, которое совмещает и связывает два мира. Словом, пектораль показывает представление скифов о мироздании. Каждая деталь здесь — символ. Так, в уголках верхнего яруса изображены птицы в полете: Мозолевский это рассматривал как воплощение беспредельности пространства. А вот по бокам нижнего яруса находятся кузнечики: «это символы вечной тишины степи», то есть смерти, писал Мозолевский. Здесь можно вспомнить и о календарных признаках украшения — на верхнем ярусе изображены самки с приплодом. «Поэтому верхний ярус также трактуют как приготовление к празднованию нового года, который у скифов приходил весной, ведь изображение потомства указывает именно на этот период», — добавляет Любовь Клочко». – Что любопытно, так это то, что ни один исследователь не стал разрабатывать тему воинского назначения пекторали.

    Далее автор находки пишет: «Курган был частично разграблен, но все же он таил в себе огромные сокровища. В этой могиле захоронили скифскую царицу с ребенком, а при них — трое слуг. Нашли скелеты лошадей, повозки, дорогую посуду, разнообразную хозяйственную утварь.

    Изучив кости животных (коней, диких кабанов, оленей), обнаруженных в глубоком рве возле кургана Толстая Могила, палеозоолог В.И. Бибикова установила, что в поминальной тризне принимало участие от 2,5 до 3 тыс. человек. Примерно такое же количество людей принимало участие в сооружении насыпи кургана, землю для которого возили на возах из заплавы речки Соленой, расположенной в 5 км от Толстой Могилы. Исходя из возможностей одного работника с возом (2 ходки в день по 0,5 м3 земли) археолог Б. Мозолевский подсчитал, что на сооружение кургана ушло от 4 до 8 дней.

    По пекторали можно изучать много граней жизни скифов: их верования, символику, быт, хозяйство, одежду. Удивляет, насколько совершенно здесь представлены изображения зверей и людей — вырезан каждый мускул, каждая складка одежды. Поэтому сразу возник вопрос: кто и где сделал это произведение искусства? Наиболее распространена теория, что золотую пектораль создали древнегреческие ювелиры по заказу скифской знати. Первооткрыватель находки Борис Мозолевский также склонялся к этой версии. «Пектораль изготовлена ​​под непосредственным влиянием Парфенона самобытным художником, который, пользуясь совсем другим материалом, смог подняться до наивысших идей искусства», — пишет он в книге «Скифская степь». Некоторые же современные исследователи склоняются к мысли, что пектораль — дело рук аборигенных мастеров. «Мы с коллегами считаем, что это работа боспорского мастера. Возможно, она была сделана в древнем городе Пантикапее (ныне город Керчь). Сюжет изображений на этом произведении искусства характерен для индоевропейских народов», — считает старший научный сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины Наталья Малюк. Но это не окончательные выводы. Изучение пекторали продолжается доныне».

    Мне странно читать эти строки. Парфенон был построен позже войны Рюрика с италийским Римом, и потому никакого влияния на сюжет пекторали оказать не мог. Изучают пектораль уже 45 лет. И что? – Пока только предположения.

     

    Рис. 9. Головной убор якобы скифской царицы и моё чтение надписей

    В заметке [4] имеется еще одно изображение, подписанное как «Головной убор скифской царицы, Толстая Могила». На уровне первого (верхнего) яруса золотых нашивок я читаю слова: МАРЫ СКИФОВ МИМА. Иначе говоря, это головной убор вовсе не скифской царицы, а ЖРИЦЫ ХРАМА МАРЫ СКИФОВ. Так что и в этом случае от имени российской археологии говорится ложь.

    Полагаю, что приведенные заметки и мои чтения показывают, что скифская пектораль из Толстой Могилы действительно скифская, но принадлежала жрецам храма Мары воинов виман Рюрика, а вовсе не мифическому царю и царице скифов.

    Якобы арабская монета из Дагестана.

    Это – небольшая заметка [5]: «Археологи Дагестанского научного центра (ДНЦ) РАН обнаружили при раскопках в Дербенте уникальную арабскую монету VIII века.

     

    Рис. 10. Общий вид медной монеты Дагестана и моё чтение надписей

    Она позволит ученым больше узнать о монетном дворе, существовавшем в городе в это время, сообщил ТАСС врио председателя ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев. "Это монета фельс – мелкая медная монета. Чеканки наместника Армении и Азербайджана. В то время это была одна огромная провинция в системе Арабского халифата. Монета уникальная, такие находки можно по пальцам пересчитать", – сказал собеседник агентства.

    Как удалось установить, монета была отчеканена в 743-744 годы нашей эры в Дербенте. О том, что в городе был монетный двор, ученым известно, однако, эта находка дает новые сведения о времени его существования». Интересно, откуда археологи смогли узнать о времени чеканки монеты? Об этом не сказано ни слова.

    "Известно было несколько его монеток, датированных 714-715, 723 годом и чуть более поздним временем. Но эта находка расширяет диапазон функционирования монетного двора, теперь мы знаем, что и в 743 году он в Дербенте еще был", – сказал Гаджиев.

    Дербент – один из древнейших городов мира. Первое поселение Куро-Аракской культуры, обнаруженное археологами, возникло в эпоху ранней бронзы – в конце IV тысячелетия до н. э. Это единственный город античной эпохи, сохранившийся на своем историческом месте. На протяжении истории на него претендовали Римская империя, Византия, Парфия, Хазарский каганат, Золотая Орда; к России город был присоединен в 1806 году. В настоящее время Дербент – второй по величине город Дагестана».

    На мой взгляд, монета имеет русское происхождение, хотя и предназначена для арабского по языку региона. Для этого я читаю надписи на самой монете. Так, на верхней части, там, где изображены крупные буквы, а затем правее, можно прочитать слова: ХРАМ ВОЙСКА ВИМАН РУСИ РУРИКА ЯРА. А ниже, но над центральной половинной дуги, я читаю текст: 33 АРКОНЫ СТАН ВИМАН ВОИНОВ, 35 И 30 АРКОНЫ. Это означает, что монета предназначалась для воинов виман из основных городов Рюрика: ЛАДОГИ, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Что же касается датировки, то ее можно прочитать под половинкой дуги, слева, где возвышается вертикальная палочка, на ее верху: 52 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 908 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Но вовсе не 743 год н.э. Хотя чуть более полутора веков для археологов – не такая уж большая ошибка.

     

    Рис. 11. Пирамида Антарктиды и моё чтение надписей

    Надпись на пирамиде из Антарктиды.

    Поскольку многие горные выступы Антарктиды подписаны по-русски, как я показал в моей статье [6], то я ни на секунду н сомневался, что и пирамида из Антарктиды, о которой говорится в заметке [7], тоже подписана по-русски. А в самой заметке говорится: «В рамках очередного научного исследования ученые обнаружили на территории антарктического шельфа 3 пирамидальных объекта. По предварительной версии ученых-геологов, пирамиды имеют противоестественное происхождение. Они не могли быть образованы природой. Их построил человек, – заключили ученые. Дальнейшие исследования показали, что на территории пирамидальных объектов некогда был лес, с представителями местной фауны. Эти особенности ученым ещё предстоит определить на соответствие исторической действительности, а также выдвинутым предположениям относительно формирования пирамид.

    Один из археологов, присутствующий в составе коллектива ученых исследователей, предположил, что пирамиды содержат в себе информацию о древнейшей цивилизации, о представителях целой расы, некогда населявшей район Антарктиды. В ближайшем будущем ученым предстоит выяснить то, насколько их теория верна относительно древнего народа, который здесь проживал».

    Об этой предполагаемой цивилизации я как раз и писал в моей статье [6]. Это была цивилизация русских под руководством Яра Рюрика, прилетевшая сюда на виманах. Я полагаю, что и теперь прочитаю на пирамидах сведения о русских виманах.

    Для чтения я увеличиваю размер изображения. На пирамиде видна фасадная сторона, а также боковая сторона, от которой падает тень. Чтение я начинаю с фасадной стороны, где вначале я выделяю большой, примерно в треть высоты пирамиды, лик анфас с лёгким поворотом вправо. Чей это лик, я надеюсь прочитать на самих строках, которые как раз проходят по этому лику.

    Я читаю, начиная с верхней строки такой текст: ВИМАН ВОИНОВ ВОЙСКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Они написаны на самом лике. А под ним я читаю слова: ВИМАН АРИЯ и МАСКА МАРЫ. Так что теперь понятно, чей лик нарисован на пирамиде: это ИЗОБРАЖЕНИЕ РУСССКОЙ БОГИНИ МАРЫ.

     

    Рис. 12. Протез из 5 зубов из Италии и моё чтение надписей

    Зубной протез из 5 зубов.

    Здесь мы имеем также небольшую заметку [8]: «В итальянской гробнице нашли протез из пяти зубов, соединенных золотой пластиной. Об этом информирует The Local. Его датировали концом XIV – началом XVII века. Это древнейший зубной протез такого типа. Находку обнаружили археологи Пизанского университета во время раскопок семейного склепа в итальянском городе Лукка. Из письменных свидетельств было известно, что такие стоматологические приспособления изготавливали в Средневековье, но до этого случая их не находили.

    «Хотя описания подобных предметов встречаются в текстах того времени, археологи до сих пор не имели никаких вещественных доказательств. Эта находка является первым археологическим свидетельством существования зубных протезов с золотой пластиной», – говорит одна из исследователей, доктор Симона Миноцци. Отметим, протез состоит из пяти зубов – трех резцов и двух клыков. Все зубы принадлежали разным людям. Их обтесали и соединили тонкой пластиной из золота с добавлением серебра и меди. Пластину пропустили сквозь корни; зубы прикрепили к ней миниатюрными золотыми штифтами. Слой зубного камня свидетельствует о том, что владелец протеза носил его долгое время».

    Мы видим один и тот же медицинский артефакт, снятый с разных точек съёмки, то есть, с разных ракурсов: А, В, С и D. Однако чётные названия ракурсов не пропечатаны. На ракурсе В я читаю, кто был пациентом, который носил этот протез. На двух строках я читаю подпись: МИМА МАРЫ ЯРА ВАРЯГА. Иначе говоря, владелицей была ЖРИЦА ХРАМА БГИНИ МАРЫ ЯРА РЮРИКА..

    Папирусы по поводу пирамид Гизы.

    Эта заметка [9] у меня вызвала интерес: «Несколько лет назад археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Находки сделаны в Египте на берегу Красного моря, в области Вади аль-Джарф. Скорее всего, предназначение порта заключалось в перевозке материалов для строительства Великой пирамиды в Гизе. Помимо гавани археологи нашли древнейший из известных архив папирусов, которые дают окончательный ответ на вопрос: кто же построил пирамиды. Места для конспирологических теорий не остается.

     

    Рис. 13. Древний папирус, найденный в Вади аль-Джарф и моё чтение надписей

    Профессор университета Сорбонны в Париже Пьер Талле рассказал изданию Haaretz о том, что древнюю гавань его группа нашла недалеко от обнаруженного ею же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Это произошло в 2013 году, однако небольшая часть находок была выставлена в египетском музее Каира только летом 2016 года.

    Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 – 2550 гг. до нашей эры). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а также то как доставляли строительный материал из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает россказни о том, что египтяне якобы использовали невероятные техно­логии, которые недоступны современному человеку.

    Кроме того, в архиве лежали учётные записи – таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты. Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

    Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину). Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания служили хранилищами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями – названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

    Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант – это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

    Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил количество пирамидостроителей. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или 15 тыс., если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами».

    В данной заметке приводится обычная для археологов датировка времени правления фараона Хеопса (2580 – 2550 гг. до нашей эры). Археологи полагнают, что папирусы относятся именно к этому времени.

    Однако я придерживаюсь иного мнения. На рис. 13 на верхней части папируса я читаю слова: ВИМАН ВОИНЫ. А в нижней части папируса я читаю цифры 35 и 30, которые означают номера АРКОН ЯРА, то есть ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД и ЗАПАДНЫЙ КАИР. Иначе говоря, данный папирус первоначально предназначался для воинов виман Рюрика, и лишь позже был использован для фараона Хуфу (Хеопса).

    Обсуждение.

    Целью данной статьи, прежде всего, было понимание того, что золотые украшения скифов были созданы вовсе не скифами, а для скифов, но не греками, а мастерами Великого Новгорода. Полагаю, что мне это удалось, по крайней мере, в отношении пекторали.

    Напомню, что, согласно Википедии, «Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, также известны под именами: Scyth, Saka, Sakae, Sacae, Sai, Iskuzai, Askuzai) — древний индоевропейский народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок. Родственными скифам народами по языку и культуре были савроматы (сарматы), саки и массагеты.

    Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари».

    В любом случае, как скотоводов-кочевников, так и земледельцев-пахарей, скифы не обладали той инструментальной базой, тем уровнем эстетики и тем опытом, который необходим для изготовления золотых изделий типа пекторали из Толстой могилы. Однако для культурной столицы Яра Рюрика, для Великого Новгорода, это был как раз подходящий уровень, ибо Всея Русь Рюрика представляла собой державу всего Земного шара, так что Великий Новгород был по прямому назначению культурной столицей мирового уровня.  

    Так что «золотая царская пектораль IVвека до н.э.» была действительно золотой пекторалью, но вовсе не царской (а жреческой) и изготовленной на 1300 лет позже. Так что за 45 лет ее изучения археологи так и не пришли к правильной атрибуции и датировке. Более того, выясняется, что она (как и первая берестяная грамота) была найдена вовсе не профессиональным археологом, а на тот момент кочегаром, хотя и имевшим доступ в Институт археологии. Историческое образование он приобрёл уже после своей находки. Однако никакого продвижения в понимании происхождения и функции найденной пекторали — это образование ему не принесло. Зато принесло квартиру и премию, а также законное место работы в Институте археологии.

    Подлинного происхождения пекторали до моего исследования современная археологическая наука не знает, о чём можно судить по научному изданию (монографии) [10]. Она начинается с панегирика Д. С. Раевскому: «Вышедшая еще в 1985 году фундаментальная монография Д.С. Раевского «Модель мира скифской культуры» справедливо претендовала на создание в отечественной науке прецедента системного и полного (в меру имеющегося материала) рассмотрения вопроса о формировании вероятностной модели скифского мировоззрения. Выдвинутая автором концепция базируется на глубоком анализе археологических и литературных дискурсов и вписывает скифскую модель мира в широкий иранский, индоиранский и индоевропейский контекст. По моему мнению, эту книгу можно до сей поры с полным основанием считать вершиной современной отечественной скифологии».

    Я был знаком не только с упомянутой монографией Раевского (она до сих пор хранится в моей домашней библиотеке), но и с самим Раевским, который в 2006 году не стал даже критиковать моё выступление в Московском Институте археологии, а просто спросил: «Кто выпустил на сцену этого оратора?» – Но выпустил он же сам в качестве председателя данного заседания. Просто он не удосужился прочитать посланные мною задолго до конференции по археоастрономии тезисы. И потому меня поразила его противоречивость и беспринципность. Что же касается принадлежности пекторали ираноязычным народам, то, как я показал, и сам курган, и храм под ним, и пектораль, и шапка жрицы содержали исключительно русские надписи и ни одной иранской.

    Так что ложь Раевского (ныне покойного) в 2010 году поддержал В.Ю. Михайлин. Впрочем, далеко не полностью, ибо уже на той же странице [10:4] Михайлин пишет: «Мастерски выполненные Д. С. Раевским интерпретации конкретных скифских «текстов» и целых семантических комплексов опираются на строго системную методологическую базу. Однако именно эта база, с моей точки зрения, время от времени и подводит автора, ставя его интерпретативные  техники в зависимость от далеко не всегда адекватной материалу структурно-семиотической модели. В результате оригинальные и концептуальные авторские наблюдения оформляются в достаточно спорную, на мой взгляд, интерпретативную систему, – которой я и хотел бы противопоставить свою собственную, опирающуюся на анализ привлеченного Д. С. Раевским семантического материала».

    И далее идёт разбор композиции так, как если бы речь шла не об аллегории воинов ВВС Рюрика, отображающих авиацию в виде кавалерии, а о прямом отображении на пекторали животных и растений. Это всё равно, как рассматривать технику масляной живописи только с точки зрения конкретных пигментов, распределенных на том или ином участке холста, приводя их массу хоть в граммах, хоть в миллилитрах на квадратный дециметр поверхности. И выдавая серьёзные заключения о том, что целью композиции того или иного художника было достижение определенной пропорции между тёплыми и холодными по оттенкам красящими веществами.

    Замечу, что в центре пекторали я не заметил никакого календаря или особого символа, на что намекали некоторые читатели, чьё мнение мне передал режиссер РЕН ТВ, бравший у меня интервью. А надписи заметил и привёл в тексте данной статьи.

    Что же касается чеканки монет для воинов Рюрика, то с этим я уже несколько раз встречался в разных моих статьях. При этом текст на них был написан на двух языках: явно – на местном, неявно – по-русски. Так что рассмотренная мною монета из Дагестана имеет явный арабский текст, а неявный – русский.

    Надписи на пирамиде из Антарктиды были для меня новыми именно как надписи на пирамиде, но не новыми, как надписи в Антарктиде. Уже в работе [6] я отметил, что Антарктиду за тысячу лет до Крузенштерна и Лисянского открыли воины виман Яра Рюрика, то есть, всё равно русские. Так что новые надписи только дополнили эти открытия.

    Надписи на протезах зубов из Италии показали, что в данном случае археологи не удревнили, а укоротили датировку. Протезы принадлежали жрице храма Мары Рюрика, то есть, относились к IX-X векам н.э.

    Наконец, египетский папирус сначала был использован воинами виман Рюрика, и лишь потом – фараоном Хеопсом.

    Получается, что все проанализированные мною артефакты относились к материальной и духовной культуре эпохи Рюрика, что мне очень важно, ибо в последнее время я веду поиск вещей именно его эпохи.

    Заключение.

    Понятно, что исследование культуры эпохи Рюрика будет продолжено.

    Литература.

    1. Шама Олег. Драгоценная случайность. 44 года назад археологи нашли знаменитую скифскую пектораль. 27 09 2015 года. Источник: http://nv.ua/publications/dragotsennaja-sluchajnost-44-goda-nazad-arheologi-nashli-znamenituju-skifskuju-pektoral-70623.html

    2. Рада переименовала Орджоникидзе в Покров. 17 марта 2016 года. Источник: http://gordonua.com/news/politics/rada-pereimenovala-ordzhonikidze-v-pokrov-124395.html

    3. Осипчук Игорь. За одну из самых ценных археологических находок ХХ века — золотую скифскую пектораль, — Борис Мозолевский получил трехкомнатную квартиру. 21 июня 2006 года. Источник: http://fakty.ua/46995-za-odnu-iz-samyh-cennyh-arheologicheskih-nahodok-xx-veka---zolotuyu-skifskuyu-pektoral---kievskij-uchenyj-boris-mozolevskij-poluchil-trehkomnatnuyu-kvartiru

    4. Мозолевски Борис, Малицкая Наталья. Пектораль из Толстой могилы. Источник: http://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=1361

    5. В Дагестане обнаружена уникальная древняя монета. 21 ноября 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/v_dagestane_obnaruzhena_unikalnaja_drevnjaja_moneta/2016-11-21-1554

    6. Чудинов В.А. Дополнения к предыдущим статьям. – Сайт chudinov.ru от 30 октября 2016 года

    7. В Антарктиде учёные обнаружили древние пирамиды. 26 ноября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/11/blog-post_38.html#more

    8. В Италии обнаружили протез из настоящих зубов из Средневековья. 26 ноября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/11/blog-post_98.html#more

    9. Как строили пирамиды Гизы: дайверы нашли в Красном море древнейшую гавань и архив папирусов. 30 ноября 2016 года. Источник: http://sci-dig.ru/archeology/kak-stroili-piramidyi-gizyi-dayveryi-nashli-v-krasnom-more-drevneyshuyu-gavan-i-arhiv-papirusov/

    10. МихайлинВадимЮрьевич. Золотое лекало судьбы: пектораль из Толстой могилы и проблема интерпретации скифского «звериного стиля». (Труды семинара ПМАК. Вып. 16). – Саратов, СПб.: ЛИСКА, 2010. – 172 с. – Источник: https://www.researchgate.net/publication/277719383_Zolotoe_lekalo_sudby_pektoral_iz_Tolstoj_Mogily_i_problema_interpretacii_skifskogo_zverinogo_stila 

     

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову