Берестяная грамота Вологды и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Находка берестяных грамот в любом городе – это крупный успех полевой археологии, поскольку помогает не только расширить географию распространения русской бытовой письменности на бересте, но и расширяет число поводов для письменной корреспонденции наших предков. Но это – с общепризнанной точки зрения.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Якобы античные статуэтки.
  • Рюрик, да не тот.
  • Снова Виндоланда.
  • Нарисованные лодки в Египте.
  • Якобы датские инструменты с русскими подписями.
  • Храм Рюрика в Месопотамии.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Начало статьи.

    Рис. 1. Берестяная грамота из Вологды и моё чтение ее второго красочного слоя

    У меня же имеется свой, особый повод рассмотрения берестяных грамот: это чтение их второго слоя, букв не продавленных, а написанных краской за несколько веков до их повторного использования. Обычно это – копии приказов времен Рюрика по войскам и ответы на них. Это представляет огромный интерес не только с точки зрения реконструкции военных операций того времени, но и для понимания географии размещения тех или иных воинских частей.

    Сама заметка [1] невелика: «Найдена берестяная грамота, в которой упоминается рубль. Ученые полностью расшифровали первую берестяную грамоту Вологды, которую обнаружили всего десять дней назад при раскопках городища. Послание сохранилось в нетронутом виде. Его значение огромно не только для изучения истории Вологодчины, но и всей страны. В берестяной грамоте впервые упоминается рубль. Вынуть из-под пресса бесценный кусочек потемневшей бересты можно лишь на три минуты. Освещать очень сильно нельзя, поэтому буквы так просто не увидеть. Сейчас первая берестяная грамота Вологды находится на реставрации.

    Сохранность находки потрясла археологов. По словам художника-реставратора высшей категории Вологодского филиала Центра Грабаря Светланы Буршневой, грамота некогда упала в лужу и "законсервировалась" во влажной почве. Специалисты действовали профессионально: в тот же день бересту удалось осторожно развернуть и сфотографировать. В Москве по снимкам смогли датировать и прочитать грамоту. Расшифровкой занимались действительный член Российской академии наук, доктор филологических наук Андрей Анатольевич Зализняк и член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Алексей Алексеевич Гиппиус.

    Как оказалось, найденная береста – фрагмент деловой переписки. Некто подрядчик Яков упрекает, по-видимому, заказчика работ: "Самуилу – рубль, а мне ни рубля, ни возмещения за расходы". Время создания этого документа – 1280-1340 годы. Берестяной документ был обнаружен на глубине в полтора метра во время раскопок на Вологодском городище. Вначале было непонятно, что это за предмет. Анастасия Гомзякова, археолог-волонтер, занимается промывкой найденных артефактов. Ей и попала в руки свернутая в трубочку грамота. Эта находка — настоящий триумф археологов и, прежде всего, руководителя экспедиции Игоря Кукушкина, ведущего специалиста археологического автономного учреждения культуры "Вологдареставрация". Четверть века он трудился именно здесь и, как всякий археолог, мечтал о такой находке. В июне и июле во время работ на городище были найдены не только наконечники стрел, кожаные ножны и обувь, но и металлические палочки, которыми процарапывали буквы на бересте — а это, по мнению Кукушкина, предвещало уникальную находку.

    "Это первая берестяная грамота Вологды. До этого такие грамоты находили в крупных центрах – Новгороде, Пскове. Существуют новгородские грамоты чуть старше найденной нами вологодской, но не намного. Нынешняя находка чрезвычайно важна. Население этих мест было грамотным – читать-писать умели не только князья. Вологда была Новгородской волостью. Уже во второй половине XIII века Вологда считалась образцовым древнерусским городом – с соответствующей планировкой, структурным делением, с развитыми ремеслами. Это был экономический, политический, духовный центр. И, конечно же, очень важно, что в найденной грамоте упоминается рубль", — говорит он».

     

    Рис. 2. Моё чтение остальных строк берестяной грамоты из Вологды

    Естественно, мне было интересно прочитать содержимое более древнего слоя. Для этого, как обычно, я скопировал изображение и усилил его по контрасту. А поскольку грамота оказалась весьма длинной, я поделил ее изображение пополам и представил на рис. 1. Теперь мне осталось только прочитать первую строку, что я и сделал. Она гласила: В 30 АРКОНУ ЯРА РЮРИКА СТАНА ВОИНОВ МАРЫ ВАРЯГА. Таков был адресат – штаб Рюрика в ЗАПАДНОМ КАИРЕ.

    Затем я стал читать вторую строку, поскольку на первой надпись закончилась, рис. 2. Тут я прочитал: ОТ СТАНА МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА 35 АРКОНЫ ЯРА СТАНА МАРЫ НА СТАНЕ ВОИНОВ ВОЙСК РЮРИКА ВИМАН СТАНА РЮРИКА. Иначе говоря, в нынешней Вологде размещались войска виман Рюрика ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. И они писали ответ на приказ из Западного Каира.

    Суть этого ответа можно прочитать на третьей строчке: ЯВИТЬСЯ В СТАН ВОИНОВ РИМА РЮРИКА ВОИНОВ МАРЫ С ВИМАНАМИ МАРЫ ЯРА РЮРИКА В ХРАМ КРАЯ СКИФИИ МАРЫ ВИМАНАМИ. Иначе говоря, ЯВИТЬСЯ В СТАН ВОИНОВ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОИНОВ МАРЫ С ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ ТИПА САМОЛЁТОВ ЯРА РЮРИКА В ХРАМ МАРЫ КРАЯ СКИФИИ.

    На четвертой строке я читаю продолжение: И МАРЫ ВОИНАМИ МАРЫ АРКОНЫ МАРЫ И МИРА РИМА РЮРИКА ХРАМ МАРЫ РЮРИКА И ВОЙСКА РЮРИКА НА РИМА МАРЫ КРАЯ АРКОНЫ МАРЫ. На современном языке это означает: И ЛУЧНИКАМИ АРКАИМА И МИРА ЗАПАДНОГО КАИРА В ХРАМ МАРЫ РЮРИКА И ВОЙСКА РЮРИКА НА ЗАПАДНОГО КАИРА КРАЯ АРКАИМА.

    На пятой строке можно прочитать такой текст: МАРЫ ВОЙСКА И МАРЫ ВИМАНЫ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА МИРА МАРЫ МОГЛИ БЫ ПРИБЫТЬ В АРКОНУ МАРЫ В ХРАМ МАРЫ РИМА. На современном языке это можно понять, как: ЛУЧНИКИ И ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА МИРА ЕВРАЗИИ МОГЛИ БЫ ПРИБЫТЬ В АРКАИМ В ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    На шестой строке я читаю окончание: ИЗ ХРАМА МАРЫ АРКОНЫ МАРЫ В ХАРАОНА ГОД 8 ЯРА РИМА В МАРТЕ В АРКОНЕ МАРЫ. На современном языке это означает: ИЗ ХРАМА МАРЫ АРКАИМА В ГОД 864 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, В МАРТЕ, В АРКАИМЕ.

    Удивительно! Переде нами – не только первая берестяная грамота из Вологды, но ее повторно прислали из Великого Новгорода как копию ответа на приказ из Аркаима. Так что перед нами – и первый ответ на приказ, отосланный из Аркаима.

    Как видим, Аркаим действовал еще спустя 13 лет (5 до + 8 после миропомазания Яра Рюрика) после своего основания как площадка для самолётов. Так что моя копилка грамот эпохи Рюрика пополнилась весьма интересным документом.

     

    Рис. 3. Якобы античные статуэтки и моё чтение надписей

    Якобы античные статуэтки.

    В заметке [2] мы читаем: «Результаты новейших археологических раскопок в Восточном Крыму представил публике Керченский историко-культурный заповедник. Подобные выставки проходят в музее ежегодно, ведь раскопки на полуострове постоянно приносят все новые и новые сокровища. Но в этом году находок было особенно много, ведь со строительством крупнейшего в России моста работа археологов на месте будущих транспортных объектов стала куда более интенсивной, чем раньше. Большинство находок этого года датируются III-I веками до нашей эры.

    На выставке представлены античные масляные светильники, маски греческих богов и даже статуэтки легендарных Эрота и Психеи. Из редкостей выделяются фрагменты мраморной скульптуры льва, детали древнеримской отопительной системы, игральные кости».

    Откуда археологи Керчи узнали, что найденные в Восточном Крыму статуэтки относятся к греческой цивилизации и датируются III-I веками до нашей эры? На мой взгляд, это предположение продиктовано не реальным возрастом статуэток, а господствующей в археологии Крыма парадигмой.

    Я, усилив контраст изображения, прочитал на левой статуэтке слова: на уровне низа головного убора слово МАРА, а на подоле одежды – слова: СТАН ВИМАН МАРЫ. Так что это – явно не Психея. А на средней, мужской статуэтке, я читаю слова: РЮРИКА МИМ, то есть, ЖРЕЦ РЮРИКА ХРАМА МАРЫ. Так что это – тем более не Эрот.

    Как обычно, археологи ошиблись.

     

    Рис. 4. Якобы княжеская печать, и моё чтение надписей

    Рюрик, да не тот.

    Эта заметка [3] невелика: «На берегу волынского озера нашли печать князя Рюрика. Такую находку подарило Пулемецкое озеро, что расположено неподалеку села Пульмо Шацкого района Волынской области. Это так называемая булла, свинцовая княжеская печать, и специалисты определяют, что ее владельцем был князь Рюрик Ростиславович. На пластине изображены святые Михаил и Василий, надписи выполнены кириллицей. Находка относится к 13 веку, а князь Рюрик Ростиславович является сыном Ростислава Мстиславича, внуком Мстислава Великого и правнуком Владимира Мономаха.

    В волынской прессе прошло сообщение, что печать передали в экспозицию Любомльского краеведческого музея (так как Шацк своего музея не имеет), но его директор Александр Остапюк сообщил, что пока такого подарка музей не получал. А приобрести печать, если она даже и продавалась, музей не в состоянии: нет средств. Последний раз, говорит он, музей в Любомле покупал раритеты уже 7 лет назад. Знает, что и сейчас в районе есть так называемые "черные" археологи, которые находят настоящие интересные, но в музей их и не несут, а предлагают частным коллекционерам. Государству же пополнение музейных экспозиций не интересно. Поэтому Остапюк считает положительным моментом то, что человек, который нашел печать Рюрика, по крайней мере изложил ее фотографию в интернет, таким образом вещь пошла в научный оборот. А потом, возможно, и станет музейным экспонатом».

    Меня очень удивило наличие на печати изображение якобы святых Михаила и Василия, ибо на печати веден только один человек с нимбом. Правда, можно заподозрить, что внизу на печати имеется изображение человеческого лица без нимба, однако надпись на нём гласит: МАРЫ ХРАМ. И ни одной подписи «Михаил» или «Василий» на печати нет! – А что же тут имеется?

    На уровне шеи и верха груди я читаю слова: 27 ЯРА СТАН, а ниже, более мелкими буквами, на панцире написано: РЮРИКА МИМА ВОИНЫ РИМА ВИМАН. На современном языке это означает: РЮРИКА ЖРЕЦА ВОИНЫ ВВС ЗАПАДНОГО КАИРА ИЗ 27 СТАНА ВОИНОВ. Иначе говоря, перед нами – булла (вислая печать) воинов виман Рюрика из Западного Каира времени именно Яра Рюрика, а вовсе не князя Рюрика Ростиславовича XIIIвека н.э. Более того, воин виман изображен на фоне крыльев, а в руке у него держава (изображение глобуса) с крестом Мары на нём. Так что для XIII века это совершенно не характерно!

    Я могу предположить, что археологи, наконец, начали читать надписи на найденных ими артефактах по-русски, однако смогли прочитать только одно слово: РЮРИК. А всё остальное они домыслили, отталкиваясь от этого единственного прочитанного ими слова.

    Так что некоторый прогресс в современной археологии начался. Однако он идёт крайне медленно.

     

    Рис. 5. Внутренняя стороны стены вокруг Виндоланда и моё чтение надписей

    Снова Виндоланда.

    О Виндоланде я уже писал в статье [4]. Однако в заметке [5] мы видим возвращение к той же теме: «Британские археологи раскопали на севере Англии настоящее хранилище обуви, пролежавшей в земле более 1800 лет. Богатые «россыпи» сандалий оставил после себя небольшой гарнизон римского форта Виндоланда. Здесь нескольких сотен солдат и их семьи укрывались за стенами, рвами и валами от бушевавшей вокруг войны между племенами севера Британии и римскими войсками.

    Когда в 212 году нашей эры война была закончена, покидая этот край, воины и их домочадцы вытащили из форта и бросили в оборонительные рвы все, что не могли унести с собой. Позже на этом же месте был построен новый форт, а затем город, и мусор, покоившийся в засыпанном рву, избежал разрушительного действия времени в бескислородной среде. В 2016 году археологи раскопали ров и обнаружили невероятную «капсулу времени». Среди обломков были найдены скелеты собак и кошек, керамика, изделия из кожи и 421 римская сандалия. Здесь была обувь всех размеров и фасонов — детская, подростковая, женская и мужская, летняя и зимняя, открытая и закрытая. По словам доктора Эндрю Бирли, руководителя раскопок Виндоланды, столь фантастической богатой коллекции древней обуви не было найдено нигде на территории бывшей Римской империи. Прекрасно сохранившиеся образцы дают представления о моде тех времен, о различии в достатке граждан Рима, о качестве обуви. По словам археологов, для вещей такого возраста, обувь сохранилась необыкновенно хорошо».

    Как я показал в статье [4], никакого римского гарнизона на территории Виндоланда не было – ее занимал гарнизон воинов виман Рюрика. К этому я решил добавить чтение надписей на внутренней части стены вокруг Виндоланда. А чтение весьма просто, ибо на верхней строке можно прочитать простые слова: ВИМАН 30 ХАРАОНА ЯРА СТАН ВОИНОВ РЮРИКА. На современном языке это означает: СТАН ВВС ВОИНОВ ХАРАОНА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА.

     

    Рис. 6. Различные виды обуви воинов Рюрика

    На рис. 6 показаны различные виды обуви воинов Рюрика. справа внизу можно видеть берцы (наверху кожаные, ниже – матерчатые), великолепная обувь солдат, в середине внизу – матерчатые сандалии (прекрасная летняя обувь), левее – кожаные сандалии. Выше (слева и в центре) – кожаные полуботинки.

    Из этого следует, что воины виман Рюрика имели прекрасный набор обуви для любой погоды. Иначе говоря, они были материально прекрасно обеспечены.

    Нарисованные лодки в Египте.

    Давно мне не попадались заметки о Египте. И потому я с интересом прочитал заметку [6]: «В Египте найдены остатки ладьи, на которой в последний путь должен был отправиться фараон Сенусерт III. Найденные археологами рисунки дают возможность узнать, как выглядели корабли древних египтян.

    К западу от Нила, внутри одного из наиболее значимых памятников Древнего Египта, археологи обнаружили захоронение царской ладьи, предположительно, принадлежавшей фараону Сенусерту III — одному из самых могущественных правителей Среднего царства. Вырытое под землей помещение находится неподалеку от гробницы фараона».

      

    Рис. 7. Общий вид комнаты храма и моё чтение надписей

    На верхней части торцевой стены я читаю надписи: ХРАМ ВИМАН СТАНА ВИМАН РИМА МАРЫ. Иначе говоря, ХРАМ ВИМАН СТАНА ВИМАН ИТАЛИЙСКОГО РИМА, либо, что точнее, РИМА ЕВРАЗИИ. А на уровне слухового окна на стене написаны слова: МАСКА МАРЫ. Они означают: ИЗОБРАЖЕНИЕ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ или УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ. Станы виман италийского Рима мне еще не попадались. Однако пока у меня нет полной ясности, кому принадлежал храм.

    А далее в заметке [6] я читаю: «На стенах царской палаты возрастом 3800 лет выгравирован флот из 120 лодок. Кроме изображений кораблей в помещении обнаружили несколько досок. Как считают археологи, это могут быть остатки лодки Сенусерта, на которой тот должен был отправиться в загробное путешествие, но с годами она истлела либо ее украли.

    «Мы были несколько озадачены, — рассказывает Джозеф Вегнер, археолог Пенсильванского университета. — Мы считаем, что здесь была гробница». Подробности открытия Вегнер изложил в исследовании, опубликованном в журнале International Journal of Nautical Archaeology.

    Большой подземный зал, 21 м в длину и 4 м в ширину, впервые был обнаружен под древним городом Абидос еще в 1901 году, когда археологи заметили его сводчатую крышу, выглядывавшую из песка. Но во время раскопок крыша обвалилась, и проект был заброшен до настоящего времени.

     

    Рис. 8. Одно из изображений двух ладей и моё чтение надписей

    Вегнер и его команда провели последние два года, освобождая руины от обломков. В процессе они обнаружили тайник, в котором было более сотни глиняных сосудов. «Это емкости с суженным горлышком, их обычно называют пивными кувшинами, хотя, вероятно, их использовали для хранения и транспортировки разных жидкостей», — сообщают исследователи.

    Особый интерес ученых вызвали гравюры лодок на стене — им удалось пережить под землей почти четыре тысячелетия. Между лодками встречаются изображения крупного рогатого скота, газелей и цветов. Лодки выгравированы на тонко оштукатуренных стенах. На некоторых изображениях, достигающих до 1,5 м в длину, можно отчетливо разглядеть мачты, паруса, рубки, рули, весла, а иногда и гребцов.

    Неясно, должны ли были лодки символизировать собственный флот фараона или просто египетские суда, и пока что не представляется возможным узнать, кто отвечал за нанесение изображений, но это отражает продолжительную традицию захоронения лодок неподалеку от царских погребальных комплексов.

     

    Рис. 9. Другое изображение лодки и моё чтение надписей

    Вопросы о предназначении этих изображений пока остаются без ответа. Но то, что такое количество лодок изображено в одном месте, по мнению исследователей, поразительно.

    Традиция захоронения лодок рядом с гробницами высокопоставленных лиц известна исследователям уже давно. Так, например, в 1954 году археологи обнаружили вблизи пирамиды Хеопса камеру, в которой находилось разобранное судно, а спустя три десятка лет нашли там же еще одно. В мифологии древних египтян лодки играли важную роль — они были основным средством передвижения богов по небесному Нилу и по Дуату — загробному миру.

    Видимо, подразумевалось, что в загробной жизни фараон присоединится к ним. Так как египтяне жили на восточном берегу Нила, а хоронили людей на западном, где заходило солнце, они использовали лодки в качестве катафалков, перевозя тело фараона и все необходимое для его жизни в загробном мире к месту захоронения.

     

    Рис. 10. Третье изображение лодки и моё чтение надписей

    Это были быстроходные весельные ладьи с удлиненным корпусом. Находили лодки и в самом Абидосе. В 1991 году лондонская газета The Guardian сообщала, что археолог Дэвид О`Коннор обнаружил 12 судов в камерах у усыпальницы фараона II династии Хасехемви. К 2000 году нашли еще две лодки.

    Кроме того, в Хелуане, южном пригороде Каира, находили 19 лодок, шесть — в Сахаре и еще две — в местности Абу Раваш к северу от Гизы.

    «Хозяин» рисованного флота, фараон Сенусерт III, правил примерно в 1878–1839 годах до н.э. и считался одним из самых могущественных правителей XII династии фараонов. Он ограничил власть монархов и переформировал систему управления государством, создав три административных центра, каждым из которых управлял совет старшин, подчинявшихся визирю царя. Фараону удалось расширить сферу влияния на юге и добиться процветания Египта.

    Изображающая лицо фараона глиняная маска, сохранившаяся с тех лет, значительно отличается от изображений других фараонов: если тех изображали куда более величественными, чем в реальности (об этом свидетельствуют, например, результаты сканирования саркофага Тутанхамона, который оказался косолапым обладателем полных бедер), то Сенусерт изображен приближенным к реальности.

    На лице заметны глубокие морщины у рта и между бровей, а глаза с тяжелыми веками глубоко посажены. Традиционно же фараонов изображали куда более юными».

     

    Рис. 11. Четвертое изображение лодки и моё чтение надписей

    Далее я приступаю к чтению надписей. Сначала я читаю надписи на первом изображении лодок, рис. 8. На верхней части изображения я читаю слова: МАРЫ И ЯРА ХРАМ МИРА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, МАРЫ И ЯРА ХРАМ ЕВРАЗИИ.

    Затем я читаю два фрагмента над центральной ладьёй, наверху – слово МАРЫ, ниже – слово ЛАДЬЯ. Слово ЛАДЬЯ мне встретилось впервые. Словосочетание МАРЫ ЛАДЬЯ на мой взгляд означает: ПОГРЕБАЛЬНАЯ ЛАДЬЯ. А под ладьёй я читаю в обращенном цвете слова: ВИМАНЫ ВОИНЫ МАРЫ. Иначе говоря, на этой ладье хоронили погибших ЛУЧНИКОВ ВВС.

    А далее я читаю надписи на левой ладье. Здесь я читаю слова в обращенном цвете под надписью в прямом цвете: РИМА РЮРИКА АРКОНЫ ВОИНЫ. Видимо, это ВОИНЫ РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА. Так что показано погребение воинов виман Рюрика. Причём эти надписи видны на обнажениях, то есть, они существовали еще ДО ТОГО, как были нарисованы корабли. Однако разобрать толком, где более раннее, где более позднее изображение, здесь довольно сложно.

    Затем я перехожу к чтению надписей на рис. 9. Это, вероятно, изображение наилучшей сохранности. Поэтому здесь можно чётко противопоставить более ранние надписи (обнажения штукатурки), и более позднее (неповрежденные изображения).

    К обнажениям штукатурки я отношу такие надписи: на самом верху оштукатуренной стены я читаю слова – СЕ ВЕРНЫЯ ВОЙСКА РИМА ХАРАОНА. Понятно, что такая надпись принадлежит именно войскам Рюрика. А ниже, под изображением ладьи, я читаю слова на обнажении штукатурки: ВИМАН ВОИНЫ РЮРИКА. Эту надпись оставили не просто войска Рюрика, но войска виман. Следовательно, это они построили храма Мары Яра, в котором позже, во времена очередного хараона (в данном случае Сенусерта III) были изображены корабли.

    После этого я читаю надпись на самой ладье (она едва заметна). Тут я читаю слова: ЛАДЬЯ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. Иными словами, ПОГРЕБАЛЬНАЯ ЛАДЬЯ ДЛЯ ВОИНОВ РЮРИКА. В метафорическом смысле это означает: МЫ ПОХОРОНИЛИ ВОИНОВ РЮРИКА. Иначе говоря, эти победные рисунки были сделаны после того, как Рим отвоевал Западную Европу, что произошло примерно в 334 году Рюрика, то есть, где-то около 1190 года н.э., через 103 года после смерти Исы Кресеня, но, разумеется, не в 1878 году ДО Н.Э.

    Таким образом, надписи и изображения на стенах этого храма ДВУСЛОЙНЫЕ, где более ранний слой относится ко времени Рюрика, а второй, более поздний, ко временам египетских фараонов, которые жили существенно ПОЗЖЕ времени Рюрика. А археологи опять не видят, что памятник двуслойный, для них он всецело принадлежит эпохе фараонов, которая в западной историографии была удревнена на несколько тысяч лет.

    На рис. 10 я читаю более древнюю надпись на обнажившейся штукатурке: ХАРАОНА РЮРИКА ХРАМ МАРЫ. А ниже я читаю: МАРЫ ХАРАОНА ХРАМ 30 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, этот храм Мары был построен ХРАМОМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА. Отсюда и упоминание воинов виман Рюрика.

    Наконец, приведена датировка: 8 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление, это 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, год победы Рюрика Яра над италийским Римом. Понятно, в честь чего был построен данный ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА.

    И, наконец, на рис. 11 я читаю наверху в прямом цвете слова: ХРАМ ВИМАН ХАРАОНА, а ниже, в обращенном цвете – слова: ВИМАНЫ ХРАМ МАРЫ. Оба выражения лишь подтверждаю то, что уже было прочитано, так что моё мнение о том, что более древние надписи принадлежали храму Мары воинов виман Рюрика, подтвердилось.

    Рис. 12. Моё чтение надписей вдоль стен храма Мары Рюрика

    Имеется и еще одна фотография в данной заметке, рис. 12. Тут комната изображена от дальней торцевой стены. Естественно, что для чтения надписей я несколько усилил контраст изображения.

    Чтения я начинаю с керамической плитки, лежащей на верхней части стены. Эта плитка лучше сохранилась на левой стене. Повернув изображение так, чтобы буквы располагались вертикально, я читаю на верхней строке слова: ХРАМ МАРЫ. Эта надписи продолжается и дальше, но различать буквы на продолжении весьма ложно. По логике вещей, там должна быть надпись: ХАРАОНА РЮРИКА.

    На второй строке я читаю слова: ВИМАН ВАРЯГА. Далее – опять трудно различимо. Но и этого вполне достаточно для подтверждения прочитанного. А затем я читаю надпись на полу данной комнаты в виде микрогеоглифа, изображение которого я поворачиваю так, чтобы буквы выстроились вертикально. Надпись гласит: СТАН МАРЫ ВИМАН.

    Иначе говоря, речь идёт не о похоронной ладье фараона Сенусерта III, а о похоронных ладьях для воинов виман Рюрика. В очередной раз археологи ошиблись.

     

    Рис. 13. Моё чтение надписей на древних инструментах из Дании

    Якобы датские инструменты с русскими подписями.

    Любопытной для меня оказалась заметка [7]: «Датские археологи продолжают раскопки крепости X века Боргринг на острове Зеландия, о которой мы уже рассказывали ранее. Так как крепость была уничтожена пожаром, в руки ученых попадает сравнительно немного древних артефактов. Ранее сообщалось об обнаружении лишь одного топора. Но теперь в руки ученых попал целый набор инструментов средневекового мастера. Его нашли при помощи металлоискателя у восточных ворот крепости. Поскольку сигнал поступал не из поверхностных слоев почвы, где его источником, вероятнее всего была бы какая-то деталь сельскохозяйственных машин XX века, а из глубины, ученые поняли, что наткнулись на железные предметы из эпохи, когда крепость Боргринг еще не сгорела. Чтобы не повредить артефакты, археологи вырезали большой блок почвы и отвезли его в больницу города Кёге, где имеется компьютерный томограф. Томография показала, что внутри земли находится целый ряд металлических орудий, в том числе ложечные сверла и волочильная доска, служившая для изготовления проволоки.

    Инструменты не были свалены грудой, а располагались упорядоченно, видимо, изначально они находились в деревянном ящике, который со временем истлел в земле.   После этого ученые приступили к разбору земляного блока. Эта работа заняла у них два дня. В результате они обнаружили, что инструментов было гораздо больше. Некоторые небольшие предметы, сильно пострадавшие от коррозии, на томограмме не отразились. Пока назначение многих из них трудно установить. Извлеченные из почвы они будут подвергнуты рентгеновскому исследованию. Причина, по которым хозяин оставил довольно ценный по временам X века набор инструментов, неясна. Но археологи смогли также заметить, что возле восточных ворот крепости производились восстановительные работы после губительного для нее пожара. Именно там и были найдены инструменты. Возможно, они принадлежали одному из мастеров, восстанавливавших Боргринг.

    Чтение я начинаю с левого металлического предмета небольшой величины, напоминающего пропеллер. На нём я читаю русскую подпись: ТЕСЛО ХРАМА. Тесло – это топор с горизонтальным лезвием. А на втором предмете, более крупном, но с аналогичными формами, читаю слова: ЛЕЗВИЕ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Слова ТЕСЛО и ЛЕЗВИЕ мне встретились впервые.

    На прямоугольном металлическом предмете я читаю адрес города-изготовителя: 35 АРКОНА ЯРА, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. А на металлической поверхности в виде гребешка, которую я повернул на 180 градусов, чтобы она была зубчиками вверх, я прочитал слова: ХАРАОНА РЮРИКА.

    Кроме того, тут можно видеть два лика. Один из них находится под «гребешком» и является лепной головой бородатого мужчины с глубоко посаженными глазами; лик повёрнут вправо на ¾. На нём можно прочитать слова (на лбу): ХРАМ МАРЫ, а ниже – датировку: 8 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, год победы Рюрика над Римом. И в данном случае археологи ошиблись в иную сторону: не удревнили, а, напротив, омолодили артефакты, приписав им возраст на столетие меньший. Это было сделано столь же специально, как и удревнение: чтобы признать инструменты датскими, а не русскими.

    Рис. 14. Храм в сирийской провинции аль-Хасеке и моё чтение надписей

    Храм Рюрика в Месопотамии.

    Об этом я узнал из заметки [8]: «Ученые из Института археологии РАН обнаружили свидетельства использования колесного транспорта в 33-32 веках до н.э. в Северной Месопотамии. Модели колес, датирующиеся этим периодом, обнаружены в сирийской провинции аль-Хасеке. Об этом сообщила пресс-служба Института. "При раскопках было найдено множество моделей колес, они датируются 33-32 веками до н.э. В настоящее время это наиболее раннее свидетельство использования колесного транспорта в Северной Месопотамии", - говорится в сообщении.

    На протяжении 22 лет российские археологи работали в сирийской провинции аль-Хасеке, исследуя храмовый комплекс и поселение Телль Хазны I – одно из древнейших на Земле поселений. Оно возникло в начале IV тысячелетия до н.э. и существовало до 27 века до н.э. В 31 веке до н.э. здесь были построены монументальные здания храмового комплекса, который служил не только религиозным, но и административным центром. Храмовый комплекс прекратил существование на рубеже 30-29 веков до н.э. Однако еще два века после этого поселение продолжало существовать.

    За время работы ученые выделили главные этапы жизни поселения, составили 11 генеральных планов и реконструировали облик храмового хозяйства. При этом археологи смогли довести точность датировок до 30-40 лет. "На сегодняшний день это лучшие датировки из всех существующих для этого периода в Северной Месопотамии", - говорится в сообщении.

    Рис. 15. Общий вид храма и мои чтения надписей на артефактах

    Ученые установили, что главным культурным растением Телля Хазны был ячмень. В мясном рационе преобладали говядина, свинина и баранина. Археологи выяснили, что в храмовом комплексе жители держали небольшое стадо крупного рогатого скота и выращивали зерновые и бобовые растения. Однако экстенсивный характер ведения хозяйства и изменение климата на более засушливый на позднем этапе жизни поселения привели к катастрофическим экологическим изменениям. По данным археологов, исчезли деревья, их место занял кустарник, регион почти превратился пустыню. Об изменении климата косвенно свидетельствуют и захоронения. Наступление более засушливого климата привело к ухудшению качества жизни населения Телль Хазны.

    Помимо прочего, археологи обнаружили 36 печатей и оттисков. При этом печати представлены двумя типами: печати-штампы и печати-цилиндры. Первые в основном использовали на раннем этапе жизни поселения, включая время функционирования храмового комплекса. А цилиндрические чаще использовались с начала III тысячелетия до н.э.».

    Современная фотография, рис. 14, весьма впечатляет: не менее 5 ярусов крепостных стен. Перед нами – целый город. Моё взгляд улавливает наличие на стенах русских надписей, чего не должно быть в принципе, согласно академической археологии. Но для выявления надписей я, как обычно, слегка усиливаю контраст фотографии. Теперь можно приступить к чтению.

    Первую надпись я пытаюсь прочитать на первой (снизу) стене, которая отступает чуть правее середины, и далее продолжается вправо. На левой части стены я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА. Уже из неё следует, что датировка 33-32 веками до н.э. неверна. Хотя сразу возникает встречное предположение: а не получится ли, что город действительно был построен в указанное время, но позже был занят войсками Рюрика? Такое предположение исключить нельзя. Тем не менее, меня интересуют надписи эпохи Рюрика, которые я продолжаю читать. И правее я читаю слова: 35 АРКОНЫ ЯРА И 30 АРКОНЫ ЯРА, что означает: ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА.

    На центральной части этого первого уровня стены, на уровне середины можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ. А ниже имеется очень небольшая станка перед основной. Она тоже подписана, и на ней читаются слова: ВИМАН ВОИНОВ, которые являются продолжением предыдущей надписи. Это – привычное название для храмов воинского гарнизона, обладающего летательными аппаратами.

    Левее, перед стеной, имеется небольшое возвышение с надписью на торцевой стороне, обращенной к зрителю. Эта надпись такова: МИРА РЮРИКА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. Тем самым, получено уточнение, что летательные аппараты были ТИПА САМОЛЁТОВ. Наконец, на самой правой части того же участка стены я читаю: ВАРЯГА КРАЯ ХРАМ РИМА. Иначе говоря, ВАРЯГА КРАЯ ХРАМ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Далее я читаю надпись на стене второго ряд, которая находится примерно на уровне первого, но видна на небольшом участке за стеной первого ряда. Тут можно прочитать слова: ВОИНОВ РЮРИКА ВЕРНЫЯ ВОЙСКА, которые мне довольно часто попадались на других артефактах.

    По надписям на стенах города-храма трудно понять, когда был сделан город. Возможно, в этом могут помочь артефакты. Их я нахожу в заметке [9]. В частности, там говорится: «Телль-Хазна — древнейший комплекс в Сирии, почти полностью сохранившийся город, существовавший по официальным данным археологов в конце IV-III тыс. до н.э. Храмовый комплекс находится в долине Хабура (Северо-Восточная Сирия), в 25 километрах к северо-востоку от города Хасеке (центра одноименной провинции Хасеке) — у деревень Аляви и Хазна в Сирии.

    Древнейший храм Телль-Хазна был раскопан российской археологической группой, в северной части Сирии. Он имеет целый комплекс построек. Ученые считают, что храм был возведен в четвертом тысячелетии до нашей эры. Весьма оригинальные строения умели создавать зодчие древнейших семитских народов. Телль-Хазна — это овальный поселок. В его центральной части зодчие возвели храмовую башню конусообразной формы. Ее высота достигает восьми метров. В башне все прекрасно сохранилось, а в некоторых местах даже остались фрагменты старинной штукатурки».

    Пока я прерву цитирование, чтобы рассмотреть изображения на рис. 15. Наверху на нём изображен вид на храм с чуть более правой точки зрения (и здесь надписи практически не видны), а ниже я решил прочитать надписи на проржавевших изделиях. На двух верхних кинжалах я читаю слова: ХРАМ МИРА ЯРА ВИМАН МАРЫ и ХРАМ РИМА МАРЫ РЮРИКА. Если бы данная постройка была более ранней, то на ней нашлись бы и более древние артефакты.

    А на центральном мече я читаю датировку: МИРА РЮРИКА ЯРА ГОД 8. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 814 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Это – год победы Рюрика над Римом.

    И всё же у меня нет окончательной уверенности в том, что более древних надписей нет. Поэтому я опять обращаюсь к заметке [8], где стены храма показаны вблизи, рис. 16.

     

    Рис. 16. Стены храма Рюрика вблизи и моё чтение надписей

    На рис. 16 меня заинтересовало соотношение глубины надписей и толщины стен. Если бы стены были построены заранее, за 4 тысячи лет до Рюрика, то где-то на внутренних стенах можно было бы увидеть древние надписи. Но если посмотреть среднюю стену, то глубина букв на ней достигает чуть ли не половины стены. Поскольку проходы между стен небольшие, то вырезать буквы на уже готовых стенах очень сложно. Гораздо проще их делать тогда, когда стена строится и перед ней нет никакого узкого прохода, а находится открытое пространство. Так что, как я могу предположить, надпись ХРАМ РИМА 15 АРКОНЫ РУСИ была врезана при постройке данного участка стены. К тому же 15 АРКОНА ЯРА – это наиболее ранняя часть ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Более того, справа лестница упирается в мужское лицо, изображенное анфас и напоминающее Александра Македонского. У него не ни бороды, ни усов. А подпись гласит: РЮРИК. Возможно, это говорит о том, что РИМ РЮРИКА, то есть, ЗАПАДНЫЙ КАИР, начал строиться еще до того, как Рюрик перевел туда свой Генеральный штаб виман.

    Однако пока у меня чёткого мнения насчёт этого интереснейшего объекта нет.

    Обсуждение.

    На этот раз мне пришлось познакомиться с новыми для меня артефактами, которые представляют несомненный интерес. Во-первых, это, разумеется, берестяная грамота из Вологды, первая из найденных в этом городе. Отмечается, что на ней в явном слое упоминается слово «рубль» впервые в текстах берестяных грамот. Этот слой датируется концом XIII-началом XIV вв. н.э. Но я прочитал более ранний слой.864 года н.э. что примерно на 5 веков старше.

    И здесь была заключена еще одна новинка: упомянута АРКОНА МАРЫ, то есть, город АРКАИМ, который мне прежде еще не встречался в надписях. Береста являлась копией ответа из Аркаима в Западный Каир. В грамоте говорится о том, что АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА МИРА ЕВРАЗИИ МОГЛИ БЫ ПРИБЫТЬ В АРКАИМ В ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА. Употребление сослагательного наклонения говорит о том, что этот аэродром, видимо, какое-то время оставался незадействованным, и прибытие туда пополнения виман даже на время оживило бы его жизнь. Но с другой стороны, Аркаим находится весьма далеко от трассы Каир- Великий Новгород, что препятствовало его участию в боях тактического значения.  

    Любопытно, что один из запасных аэродромов Рюрика находился, видимо, в Керчи. Пока для меня это новость находится на уровне набора статистики, но я ее, разумеется, со временем доведу до полноценного изучения.

    Что касается якобы княжеской печати из Волыни, то археологи опять ошиблись примерно на 500 лет, приняв печать одного из воинских подразделений виман Рюрика за печать одного из более поздних князей. Зато теперь можно представить себе, как выглядела вислая печать воинов Рюрика.

    Я добавил материал и по храму Мары Рюрика из Виндоланды в Британии, что позволяет более уверенно приписать данную местность не к римлянам, а к воинам Рюрика.

    Якобы царский храм фараона Сенусерта III под Абидосом добавил еще один способ переделки наследия воинов Рюрика в артефакт египетской цивилизации: замазывание штукатуркой с фресками первоначальных надписей. Однако штукатурка местами обвалилась и обнажила подлинные надписи. А фрески показывали траурные ладьи, то есть, как бы метафорические похороны воинов Рюрика. Опять стало ясно, что надписи эпохи Рюрика СТАРШЕ египетских фресок.

    Датская крепость Боглинг Х века, скорее всего, была построена еще воинами Рюрика. Ибо на сохранившихся на инструментах русских надписях можно прочитать упоминание Великого Новгорода. Кроме того, прочитанный мною лексикон слов IXвека пополнился такими словами, как ТЕСЛО и ЛЕЗВИЕ.

    Наконец, большое моё внимание привлекла крепость Телль Хазны в Сирии, которая, скорее всего была построена воинами виман Рюрика. Правда, полной уверенности у меня до сих пор нет, поскольку на ней встречаются как более ранние, так и более поздние артефакты, хотя и не выходящие за пределы эпохи Рюрика, IXвека н.э. очевидно, что для окончательного вынесения суждений о ней необходимы более детальное исследование как артефактов, так и геоглифов.

    Впрочем, один геоглиф можно обнаружить в заметке [9]. Я его показал на рис. 17, который предварительно усилил по контрасту.

     

    Рис. 17. Геоглиф сирийского Телля Хазны и моё чтение надписей изображения

    Сначала я читаю надписи над поселением. Здесь можно видеть основную надпись: РЮРИКА ХРАМ ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА РЮРИКА МИРА РИМА. – какого Рима, не вполне понятно.

    Затем я читаю надпись слева, там, где рядом в рамочке помещен анфас портрет головы, видимо, Рюрика. тут написано: ИЗ 15, И 33, И 35, И 30 АРКОНЫ ЯРА. На современном языке это означает: ИЗ РАННЕЙ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ИЗ ЛАДОГИ, ИЗ ПОЗДНЕЙ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. Иначе говоря, это выражение можно понять так, что разные части крепости возникали в разное время, и в данном текст представлена хронология возникновения не только данной крепости, но и последовательность возникновения самих спонсоров – соответствующих населенных пунктов.

    Ниже я читаю текст: РЮРИКА АРКОНЫ РУСИ МАРЫ ХРАМ РИМА ВАРЯГА РЮРИКА. Фраза неоднозначна, и один из ее смыслов состоит в том, что Телль Хазны является одним из Римов Рюрика.

    Наконец, в самом низу я читаю слова: МАСКА МИМА (то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА РЮРИКА, которое я обвёл белой рамочкой), и, наконец, РУКА РЮРИКА, что означает: УПРАВЛЕНИЕ РЮРИКА.

    У меня нет ни малейшего сомнения в том, что перед нами находится одна из весьма солидных крепостей Рюрика, однако вопрос о том. Сохранились ли в ней следы более древних построек, мне пока неясно. Требуются дополнительные исследования.

    Заключение.

    Рецензирование очередных новостей археологии привело к получению новых интересных результатов по эпохе Рюрика.

    Литература.

    1. Любители истории. Найдена берестяная грамота, в которой упоминается рубль. 9 ноября 2016 г. Источник: https://vk.com/archaeologynews; http://www.vesti.ru/doc.html?id=2647867

    2. В Керчи впервые показали античные статуэтки Эрота и Психеи. 4 ноября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/11/blog-post_29.html#more

    3. Украинских археологов удивила странная находка: на Волыни обнаружена печать князя Рюрика. 13 ноября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/11/blog-post_13.html#more

    4. Чудинов В.А. Новгородцы как римляне Британии и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ruот 4 ноября 2016 года.

    5. Учёные нашли склад сандалий римских легионеров. 4 ноября 2016 года. http://old.archeo-news.ru/2016/11/blog-post_36.html#more

    6. В Египте найдены доски ладьи фараона и рисунки 120 лодок. 14 ноября 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/v_egipte_najdeny_doski_ladi_faraona_i_risunki_120_lodok/2016-11-14-1532

    7. В Дании нашли набор инструментов Х века. 14 ноября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/11/x_14.html#more

    8. Колесо в Месопотамии использовали еще в 33-32 веках до н.э. 14 ноября 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/koleso_v_mesopotamii_ispolzovali_eshhe_v_33_32_vekakh_do_n_eh/2016-11-14-1536

    9. Телль-Хазна. Сирийские Помпеи. Источник: http://arhivarrus.com/laborat/arhe/940-tell-hazana.html

     

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову