Завершились вторые курсы

Чудинов Валерий Алексеевич


С четверга 28 мая по вторник 30 июня продолжались мои занятия со второй группой слушателей по теме «Славянская палеография». Мы встречались по вторникам и четвергам, а в некоторые недели еще и по средам; всего прошло 15 уроков. Целью наших классов было приобретение некоторых навыков чтения нестандартной кириллицы, а также глаголицы и руницы. Со всеми этими задачами слушатели справились превосходно.

Оглавление:
  • Завершились вторые курсы
  • Первый изучаемый шрифт – глаголица
  • Особенности изучения руницы
  • Кириллические надписи на камнях
  • Обсуждение
  • Заключение
  • Комментарии
  • Завершились вторые курсы

    С четверга 28 мая по вторник 30 июня продолжались мои занятия со второй группой слушателей по теме «Славянская палеография». Мы встречались по вторникам и четвергам, а в некоторые недели еще и по средам; всего прошло 15 уроков. Целью наших классов было приобретение некоторых навыков чтения нестандартной кириллицы, а также глаголицы и руницы. Со всеми этими задачами слушатели справились превосходно.

    В начале занятия слушатели читают тексты друг другаРис. 1. В начале занятия слушатели читают тексты друг друга

    На курсах мною был сделан упор не столько на теорию вопроса, сколько на приобретение навыка чтения глаголицы и руницы. На филологических факультетах вузов студентов знакомят с видом глаголицы, но овладение чтением и письмом на этом виде славянского шрифта задачи не ставят, а руница в классическое славяноведение вообще не входит. Я не предполагал, что для моих слушателей глаголица станет таким же естественным видом славянского письма, как и кириллица, однако стремился дать им навыки такого чтения и письма, с которыми они могли бы читать глаголические тексты. Что же касается руницы, то после курсов слушатели могли читать и такие тексты, хотя чтение и письмо здесь намного сложнее.

    На первых порах тексты читать сложно
    Рис. 2. На первых порах тексты читать сложно

    Первый изучаемый шрифт – глаголица

    Конечно же, я рассказал в самом начале своего цикла о том, что такое письменность и какого типа она бывает. Позже я довел до сведения слушателей точку зрения академической науки на возникновение кириллицы и глаголицы, а также мои аргументы по поводу отсутствия доказательной базы в этих построениях, и привел аргументы, подтверждающие альтернативный подход. А именно: что глаголица много старше IX века н.э., а кириллица вообще широко использовалась в палеолите. И что руница была сакральным славянским письмом, дожив до XIV века н.э. (в Новгороде до XV века н.э.), постепенно профанируясь, а в отдельных областях Руси и у отдельных слоёв населения она бытует и до сих пор.

    Ряд слушателей полагал, что писать глаголицей легче, чем читатьРис. 3. Ряд слушателей полагал, что писать глаголицей легче, чем читать

    При освоении глаголицы на первых порах казалось, что писать легче, чем читать. Это явление сходно с изучением иностранного языка, когда самому строить иностранные фразы легче, чем их слышать от носителей данной речи. Объяснение этому простое: когда строятся собственные фразы, они и произносятся собственным голосом, что каждому студенту весьма привычно. А при аудировании приходится слышать разные манеры произношения, к тому же приходящиеся на разные диапазоны речи и содержащие разные диалектные особенности. Так и единый шрифт, который через несколько занятий начинает содержать особенности почерка того или иного студента.

    При появлении навыка чтения замечаются чужие ошибки написанияРис. 4. При появлении навыка чтения замечаются чужие ошибки написания

    Как и при изучении иностранного языка на первых порах встречаются многочисленные ошибки и описки, которые для автора текста остаются незамеченными. Но при чтении этих текстов другим студентом они выявляются и корректируются к обоюдной радости обоих. Другие студенты, быстро запомнив часто встречающиеся буквы, довольно долго не могут вспомнить облик редких знаков, и потому заглядывают в свои тетради или в книги для подсказки.

    При изучении руницы ошибки в письме и даже чтении возникают чаще
    Рис. 5. При изучении руницы ошибки в письме и даже чтении возникают чаще

    Особенности изучения руницы

    Изучение глаголицы всегда бывает радостным потому, что уже через 2-3 занятия тексты на ней можно читать и писать, а через пять занятий это становится делать хотя не легко, но уже достаточно просто. Иначе обстоит дело с руницей. Сакральное славянское письмо содержит знаки разной степени конкретности, где особенно общими (обладающими полисемией) являются отдельные гласные. Поэтому пока речь идёт о конкретизированных знаках, чтение и письмо руницей оказывается относительно несложным, а по мере введения менее конкретных силлабографов и то, и другое сильно усложняются. Но включение лигатур крайне осложняет и без того непростую проблему.

    Чтение руницы часто напоминает дешифровку закодированных текстовРис.6. Чтение руницы часто напоминает дешифровку закодированных текстов

    Ясно, что чтение руничных текстов приближается к дешифровке криптограмм, то есть, специально закодированных посланий. Однако по мере обучения слушатели могут всё более уверенно читать и такие послания. Постепенно они начинают осознавать, что чтение этого вида архаической русской письменности обладает не жёстко детерминированным, а вероятностным характером, то есть, ситуация здесь очень схожа с переходом физики от классической к квантовой (вероятностной) механике. Тем самым выявляются не только трудности в овладении этим письмом, но и причины, которые заставили человечество перейти от слогового к буквенному написанию, хотя последнее намного менее естественно.

    Я показываю надписи на камне
    Рис. 7. Я показываю надписи на камне

    Кириллические надписи на камнях

    Даже простая кириллица, нанесенная на камни, читается с трудом. Это мои слушатели поняли, когда я обратил их внимание на то, что даже если на камне надписей очень много, заметить их весьма сложно. Как это ни кажется парадоксальным, но само распознавание наличия надписи оказывается гораздо более трудным делом, чем чтение уже опознанной надписи. Если назвать выявление надписи в рамках научной терминологии, то придется употребить словосочетание «эпиграфическая разведка». В случае явной надписи такая разведка совершенно излишня, поскольку надпись видна невооруженным глазом, но при неявных надписях роль разведки многократно возрастает.

    Где же эти надписи?Рис. 8. Где же эти надписи?

    Однако одно дело выслушать мои объяснения, и совсем другое – попробовать свои силы на практике. Конечно, в одиночку на такое опознание и узнавание коротких слов текста ушло бы большое количество времени. Но когда за дело берется коллектив, дело продвигается значительно быстрее. Теперь выявление мест нанесения текста на камень становится увлекательной игрой, которая становится подлинным творчеством и вызывает у слушателей улыбку неподдельного интереса. Я указывал издали им только на одну надпись, но для них это было весьма неконкретное локализация фрагмента камня. А им следовало найти не одну надпись, а некоторое их множество, что существенно усложняло задачу.

    Эврика! Тексты обнаружены и прочитаныРис. 9. Эврика! Тексты обнаружены и прочитаны

    Интерес слушателей достигает кульминации к тому моменту, когда надпись обнаружена и прочитана. Так вот где она пряталась! Вот она какая! Самостоятельное выявление надписей даже на таком учебном пособии, как камень, атрибутированный прежде Л.В. Шершнёвым (я специально не публиковал на своём сайте дешифровку нанесённых на него надписей), очень понравилось слушателям. Оно вселило в них надежду на то, что если им придётся когда-либо заняться такого вида деятельностью (в походе, во время отдыха на лоне природы), они наверняка смогут выявить и содержащиеся на камнях надписи.

    На компьютере слушатели видят изображения геоглифовРис. 10. На компьютере слушатели видят изображения геоглифов

    На последнем занятии я показал слушателям изображения геоглифов, которые много ярче, чем надписи на петроглифах и литоглифах. Правда, изображения на экране монитора были небольшими (а проекционной техники у нас пока нет), однако вполне различимыми. Слушатели сгрудились вблизи ноутбука и вглядывались в те картинки, которые я демонстрировал, вставив в компьютер флешку. У них осталось огромное впечатление от того, какие огромные надписи и изображения оставили нам наши предки. Это, конечно же, потрясает. Ну, а после занятия мы оставили на память коллективную фотографию.

    Коллективная фотография на память
    Рис. 11. Коллективная фотография на память

    Обсуждение

    Хотя вторая группа оказалась меньше первой, но и сама тематика занятий (славяно-русская палеография) была предложена на этот раз более узкая (по сравнению с проблемами русского языка). Кроме того, в мае-июне многие люди начинают выезжать на дачи, так что проблемы летнего отдыха и досуга в выходные дни начинают преобладать над проблемами обучения. Тем не менее, группа не рассыпалась, а в основном своём костяке дошла до успешного финала.

    На этот раз мне из учебного аксессуара потребовалась классная доска, которая и была приобретена. Кроме того, была приобретена видеокамера, соединенная с ноутбуком, что упростило запись моих лекций на диск. Но до приобретения проекционного телевизора дело пока не дошло; полагаю, что его мы сможем использовать уже на сентябрьских занятиях.

    Одной из первоочередных задач двух курсов этого года явилось отработка методики проведения занятий и обкатка наработанного материала. При этом если чтение явных надписей в основном использовало рутинные методики, то выявление неявных надписей кириллицы, а также осмысление получаемых слов на базе некоторых малоконкретных знаков руницы потребовало от слушателей включения творческого мышления, что не только оживило занятия, но и дало мне материал для осмысления в плане совершенствования методики дальнейшего преподавания.

    Я не думаю, что мои слушатели станут эпиграфистами и продолжат мои исследования – это было бы слишком наивно. Да и число часов занятий не позволяет надеяться на это. Но в то, что они станут активными пропагандистами русского эпиграфического наследия, я не сомневаюсь. И в таком случае я прихожу к выводу, что и эти курсы удались и оправдали возложенные на них ожидания.

    Заключение

    Проведенные в этом году экспериментальные занятия с двумя группами слушателей показали, что в наши дни у ряда жителей столицы сформировался устойчивый интерес к углубленному изучению русского языка и к знакомству с русским эпиграфическим наследием.

Комментарии:

Моногенова Наиля
10.04.2019 21:04
Спасибо за полезные знания!

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову