Библейский свиток в русском ларце IX века н.э. и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Интересные новости археологии пришли из Израиля в заметке [1]: «Исследователи приступили к глубокому анализу уникального еврейского свитка Эйн-Геди, содержащего записи древнейших библейских времен. Археологи обнаружили свиток в Священном ковчеге в Израиле, который был возведен более 2,5 тысяч лет назад. В настоящее время уже стартовали предварительные лабораторные исследования артефакта.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Свиток Эйн-Геди.
  • Ларец как образец высочайшего искусства.
  • Раскопки здания.
  • Мозаичные надписи.
  • Странная мозаика.
  • Храм Рюрика в Шотландии.
  • Якобы древний унитаз в Израиле.
  • Странное озеро в Аргентине.
  • Якобы римская монета.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Начало статьи.

    Рис. 1. Развёрнутый свиток Эйн Геди и моё чтение надписей [2]

    Первые результаты говорят о том, что свиток был сожжен местными жителями примерно в 700 году до нашей эры. Впрочем, небольшая часть находки все же сохранилась и была найдена исследователями древностей. Ученые из Университета штата Кентукки полагают, что обнаруженный свиток может содержать крайне любопытную информацию о начальном этапе процесса возведения Ковчега Завета в древнем Израиле...».

    Меня удивил не столько возраст свитка (2700 лет), сколько отсутствие его в развернутом виде. Зато на первый план выступал роскошный ларец или ковчег, в котором он хранился, рис. 3. Поэтому я решил найти еще одно сообщение с изображением свитка в развёрнутом виде. Это мне удалось, и я нашел заметку [2].

    Свиток Эйн-Геди.

    В ней говорится: «Обгоревший свиток из пергамена, найденный еще в 1970 годах при раскопках синагоги в Эйн-Геди, сумели прочитать при помощи современных технологий. Археологи обнаружили свиток внутри специального хранилища для свитков Торы, которое называется арон а-кодеш, а в русской литературе часто фигурирует под названием "синагогальный ковчег". Документ так сильно был поврежден огнем, что развернуть и прочитать его казалось невозможным.

    Недавно за исследование этой находки взялась команда Брента Силса (Brent Seales) из Университета штата Кентукки. Благодаря компьютерной микротомографии они "виртуально развернули" свиток, оставив его нетронутым. Сканирование было проведено в Израиле при содействии проекта по изучению свитков Мертвого моря Управления по делам древностей.

    Затем ученые использовали разработанную Силсом программу анализа изображений. Программа и выполнила "виртуальное разворачивание", превратив свернутую поверхность свитка в плоское изображение. Затем специальный алгоритм отделил участки, покрытые чернилами, от пустых. Так постепенно удалось выявить написанный на свитке текст, оказавшийся отрывком из начала ветхозаветной книги Левит. По данным радиоуглеродного датирования свиток относится к VI веку нашей эры. Таким образом, он стал самым старым найденным письменным памятником, содержащим ветхозаветный текст, после свитков Мертвого моря».

    Я еще раз удивился, ибо в заметке [2], датированной июлем 2015 года, свитку было 1500 лет, а за минувший год он состарился еще на 1200 лет. Кроме того, ничего не говорится о том, был ли он использован раньше для других целей. И я подумал, что моего эпиграфического опыта уже вполне достаточно для того, чтобы разрешить проблему и датировки, и проблемы чтения слов более ранней надписи. Для этого, наряду с помещением изображения сгоревшего свитка в развёрнутом виде (рис. 1 внизу) с подписью: «Фрагмент отсканированного свитка. Фото: Brent Seales/University of Kentucky», я поместил выше то же самое изображение в обращенном цвете и увеличенное по размерам. И пометил черными рамочками фрагменты, внутри которых стал читать надписи. Как я и предполагал, они оказались русскими.

    Итак, внутри первого, верхнего фрагмента, я прочитал слова: РУСИ МАРЫ ВОИНЫ ВИМАН РЮРИКА (слово РЮРИКА вышло за пределы рамки вправо), а внутри нижнего – слова: ВАРЯГА ЯРА. Всё это напомнило мне неоднократно читаемые на русских берестяных грамотах копии приказов из Западного Каира и копии ответов на приказы из Великого Новгорода. Иначе говоря, каждый храм и каждый воинский стан на самых разных территориях (включая и территорию нынешнего Израиля), получали приказы Рюрика и отвечали на них собственными приказами об исполнении военных задач.

    Так что я ответил на все поставленные проблемы: 1) русский текст приказа был нанесен, скорее всего, на 2) кожу животных ДО того, как на ней появился текст из Библии. 3) Кожа был использована повторно ПОСЛЕ написания на ней прямого или ответного приказа Рюрика, то есть ПОСЛЕ середины IX века н.э., возможно, по аналогии с русскими берестяными грамотами, в XIII-XIVвеках. Иными словами, библейскому тексту не более 6-7 веков.

    Однако мне хотелось бы видеть не фрагмент, а всю развёртку свитка, и прочитать на нем новые слова. И я вновь стал искать в интернете сообщения о свитке. И нашел.

     

    Рис. 2. Свиток в виде развёртки и моё чтение части надписей

    Вот эта совсем новая публикация [3] на данную тему: «Группа исследователей из Израиля и США при помощи технологий компьютерной визуализации смогла прочесть обугленный древнееврейский свиток, возраст которого составляет 1,5 тысячи лет. Сейчас расшифрована заключительная часть свитка с сгоревшей израильской синагоги Эйн-Геди. Ученые обнаружили в руинах синагоги ковчег, внутри которого были несколько обгоревших комочков кожи животных, сходных на пергамент.

    Манускрипт был очень хрупок, чтобы его разворачивать, информирует Science Advanced. Только спустя не менее, чем 40 лет ученым удалось расшифровать текст на этом пергаменте без физического повреждения находок. Основная часть документа была расшифрована к июлю 2015-ого года. В расшифрованном фрагменте сообщается о том, как правильно разводить жертвенный огонь, чтобы не разгневать ветхозаветное божество. Манускрипт, в котором записаны имена руководителя из ветхозаветной книги Левит, датируется III—IV веком нашей эры, и внешне напоминает уголь.

    Следует обозначить, что это самая старинная копия библейского текста после Кумранских рукописей, которые датируются III веком до нашей эры».

    На рис. 2 можно видеть развёртку полного текста (вверху). Правую часть изображения свитка я изобразил в обращенном цвете и в более крупном размере. И на пике второй волны я увидел лик – женское лицо в левый профиль. На этом лике можно прочитать слова: ХРАМ МАРЫ, что мы уже видели на рис. 1.

    Правее, там, где нет еврейского текст, можно прочитать отдельные слова: ВОИНЫ ВИМАН, что подтверждает наше чтение на рис. 1. Кроме того, внутри фрагмента, очерченного белой рамочкой, читается датировка: 5 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иными словами, это – время ДО победы Рюрика над Римом.

    Таким образом, существование ранней надписи 861 года н.э. я считаю доказанным. А это означает, что более поздние еврейские надписи, написанные ПОВЕРХ русских, были сделаны позже.

     

    Рис. 3. Ларец для свитка как ковчег и моё чтение надписей на нём

    Ларец как образец высочайшего искусства.

    Вне описания всех заметок оказался ларец. Нестыковка состояла в том, что ларец сохранился нетронутым, тогда как лежавший внутри него документ оказался обгоревшим. Иначе говоря, он до того оказался вне ларца в том месте, где был пожар. Но о пожаре – чуть позже.

    Поскольку на мой взгляд он является вершиной ювелирного искусства, меня заинтересовало, кто его создал. Если он был найден в синагоге, то было бы естественно предположить, что он был создан древними евреями. Но если нет, то было бы интересно узнать, кто и когда его создал. Самым замечательным было бы узнать, что ларец был создан там дже, годе и свиток, и в то же время. Именно поэтому я хотел бы рассмотреть его надписи вблизи, для чего я сначала на верхней части рис. 3 поместил его изображение в естественном контрасте, а ниже усилил его контраст и увеличил размеры, чтобы появилась возможность читать надписи. Они, как я и ожидал, оказались русскими.

    Сначала я читаю надписи на рамке вокруг внутренней части крышки ларца. Тут написано: ХРАМ РИМА РЮРИКА ВОИНА, то есть, ХРАМ ЗАПАДНОГО КАИРА. Затем я читаю слова: ВИМАН ВОЙСКА. Так что никакого отношения ни к Израилю, ни к синагоге при изготовлении этот ларец не имел.

    А далее я читаю: СЕ ИЗ ХРАМА МАРЫ ВИМАН ВОЙСКА РЮРИКА И ВИМАН МИРА МАРЫ ВАРЯГА РЮРИКА. Из этой надписи следует, что ВВС существовали не только в войсках Рюрика, но и в мире Мары, то есть В ВОЙСКАХ ЕВРАЗИИ. Из этого следует, что летательные аппараты появились до того, как Рюрика помазали на должность хараона, и он постепенно переманивал войска Евразии, в том числе и ВВС, в своё полной подчинение. А далее написано: МАСКА МАРЫ, то есть, ОСТАНКИ УСОПШИХ.

     

    Рис. 4. Моё чтение слов на передней части ларца и части внутренней крышки

    Однако для полного ответа на поставленные вопросы рассмотренные надписи меня не удовлетворили, и я решил продолжить рассмотрение изображения ларца. На рис. 4 вверху я рассматриваю переднюю стенку ларца. Сначала я обращаю внимание на центральную иконку, где изображена святая (вокруг ее головы виден нимб) со святым же ребенком (и вокруг его головы так же виден нимб). Ниже шеи женщины я читаю слова МАРЫ ХРАМ. А на уровне лица женщины и ребенка можно прочитать слова: МАРА И ЯР. Так что ларец был создан для храма Мары.

    А ниже, на самой нижней кромке ларца, прямо под изображением крупных птиц слева, то там можно прочитать слова: 32 ВОИНОВ ПОПЕЛА УРНЫ, то есть, в ларце находилось 32 урны с пеплом (прахом) погибших воинов. Это – назначение ларца.

    А на правой части внутренней стороны крышки в обращенном цвете я читаю адрес изготовителя: 33 АРКОНА ЯРА. Иначе говоря, это Ладога. Понятно, что в первые годы размещения воинских станов Европы (видимо, до 5 года Яра) основную нагрузку по изготовлению артефактов взяла на себя Ладога, тогда как позже эту роль стал играть Великий Новгород. Наконец, внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой, я читаю датировку: 5 ГОД ЯРА. Иначе говоря, это – тот же год, что и на свитке. И тот же храм, храм Мары. Так что, скорее всего, свиток действительно находился в ларце.

    Теперь можно представить себе такую картину: когда-то, в 861 году н.э. в находившемся там храме Мары воинов были торжественно поставлены на сохранение урны с прахом погибших воинов виманы Мары (по обычаям славян, умерших сжигали), для которых был изготовлен из золота и серебра специальный ларец. Этот сохран просуществовал примерно пять веков, после чего данная территория, вошедшая в состав государства Израиль, была осмотрена и сохранившееся в приличном состоянии здание было переделано в синагогу. Урны с прахом из ларца были выкинуты, а кожа пергамена использована повторно для написания текста Библии. Но еще через пару веков все старые надписи на пергамене решили сжечь, обнаружив, что на некоторых из них имеются русские слова. Под горячую руку попала и написанная часть Библии. Она не сгорела до конца, и ее вернули на старое место.

     

    Рис. 5. Вид на раскопанную часть синагоги и моё чтение надписей

    Наконец, по прошествии еще нескольких веков синагога была оставлена и стала разрушаться, но несколько лет назад ее стали раскапывать археологи. И потому решили, что ларец принадлежал синагоге, а поскольку синагога якобы очень древняя, то и найденные в ней артефакты имеют древность то в 1500, то ли в 2700 лет. А посему найденный свиток – очень древний, второй по древности из всех артефактов.

    Раскопки здания.

    Но тут меня заинтересовало: а как была оценена древность самого здания синагоги! И я набрал в поисковике запрос: «Раскопки синагоги Эйн-Геди». И нашел заметку [4]: «Этим летом с помощью новейших технологий исследователям удалось расшифровать текст свитка, найденного 45 лет назад в сожженной синагоге VI в. н.э. Расшифрованный свиток включает начало книги Ваикра «Левит» и является древнейшей книгой Торы, найденной в старой синагоге, а также древнейшей книгой Торы после свитков Мертвого моря.

    Древняя синагога Эйн-Геди была раскопана археологами в 1970 г. 1500 лет назад, в конце византийского периода, синагога сгорела вместе со всем поселением в большом пожаре. По предположению ученых, во главе с д-ром Сефи Поратом, разрушение было вызвано вторжением бедуинских племен либо конфликтом с византийскими властями.

    Город больше не был отстроен, и никто из его жителей не вернулся сюда. Он был запечатан слоем разрушения и земли, и как будто ждал современных ученых, чтобы раскрыть им свои сокровища». Иначе говоря, пергамен сгорел вместе с синагогой, а ларец был найден, возможно, в подвале (в сохране), куда огонь не добрался, иначе бы он расплавился. Но как была оценена древность постройки, на том отрывке не указано.

    На рис. 5 я вижу раскопанные части синагоги, хотя подпись на второй от зрителя фронтальной стенки на уровне первого (верхнего) ряда камней гласит: РЮРИКА МИМА ХРАМЫ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. То есть, ЖРЕЦА РЮРИКА ХРАМЫ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАОВ ИМПА САМОЛЁТОВ. Обращаю внимание на то, что слово ХРАМ употреблено во множественном числе.

     

    Рис. 6. Зал с мозаичными надписями справа от основного зала

    Мозаичные надписи.

    Продолжу цитирование заметки [4]: «Во время раскопок синагоги были найдены мозаика с уникальными надписями на иврите и на арамейском, менора из бронзы, общинная копилка с 3500 монет, маслинные свечи из стекла и керамики, а также сосуды для хранения благовоний. Одной из самых интересных находок стал сожженный шкаф для хранения Торы с многочисленными обугленными обрывками пергамента. Один из них, по словам Пората, напоминал свернутый обугленный сигар. «Мы едва ли его коснулись. Видно было, что это свиток, но текст было невозможно прочесть. Даже полицейская лаборатория криминалистики не смогла справиться с задачей».

    Этот второй зал с надписями на иврите и на арамейском языке показан на рис. 6. А поскольку я уже некоторое время назад на примере римских мозаик понял, что исходный текст был набран по-русски, мне пришла в голов мысль о том, что и в данном случае что-то могло быть набрано мозаикой по-русски. Но для этого нужно было до предела усилить контраст и увеличить размеры, что я и делаю на рис. 7. А заодно я ставлю изображение вертикально. Каждую строку, начиная с явной надписи на средней линии, я делю на несколько мелких фрагментов, соответствующих одному слову неявной надписи, и внутри каждого из них читаю буквы снизу вверх по диагонали.

    Рис. 7. Контрастное изображение мозаики и моё чтение неявных надписей

    На первой строке я читаю неявную надпись, расположенную между верхней ограничительной линией и буквами явной надписи: МИМА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА, что повторяет известное нам из свитка, ларца и нижней части каменной постройки официальное название данного храма. Эта комната принадлежала миме, то есть, ЖРИЦЕ.

    На второй строке неявных надписей, расположенной между второй и третьей строками явных надписей, я читаю слова: И ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА. МАСКА МАРЫ. Иначе говоря, И ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА, МЁРТВЫХ.

    На третьей строке неявных надписей ниже третьей строки явных надписей начинается с утверждения: ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА СЕ 5 ГОД ЯРА. Из этого следует, что здание было сооружено архитекторами и строителями ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, и здание было построено в тот же 5 год Яра, как и свиток, и ларец. Только свиток содержал приказ из ЗАПАДНОГО КАИРА, ларец был сделан в ЛАДОГЕ, а здание построено людьми из ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А дальше я читаю слова: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА ЯРА ВАРЯГА ХАОРАОНА, то есть, уже известный текст.

    Итак, первоначально ни свиток, ни ларец, ни строение не принадлежали синагоге.

    Рис. 8. Странная мозаика в том же храме и моё чтение надписей

    Странная мозаика.

    В заметке [5] я читаю: «В 1965 году захотелось жителям кибуца Эйн Геди, расширить свои финиковые плантации, а для этого нужно было обработать подходящий участок земли. При вспахивании участка была обнаружена местная синагога (история схожая с Бейт Альфа), которую ученые относят к 5-6 в.н.э, тогда же предположили, что под его мозаикой есть мозаичный пол более древней синагоги, начала второго века. Это предположение ученых основано на письме, которое оставила после себя жительница этой местности (в котором она упоминает синагогу в ее поселении), а также на раскопках,

    проведенных под верхней мозаикой. Письмо датировано восстанием Бар Кохбы - 131 - 135 г. н.э.

    Касательно нижней мозаики то до наших дней она дошла в плачевном состоянии за исключением очертаний одного знака известного нам как – свастика. Люди далекие от символов, искусства и истории тут же подпрыгнули на стуле, но в свастике не было ничего страшного до момента использования ее нацистами. Напротив, свастика если дословно переводить с санскрита (древний литературный язык индии) означает – 'Это хорошо. Таким образом знак использовался как оберег и как знак приносящий удачу. Нечто похожее на хамсу (ладошка – оберег от сглаза) которую сегодня используют на востоке».

    Итак, мастная жительница провела и атрибуцию древнего строения, и даже дала датировку. Могу поздравить израильских археологов с важным вкладом в методику атрибуции и датирования археологических объектов. Во времена моей юности такая методика называлась ОБС (одна баба сказала).

    Что же касается свастики, то Википедия о ней пишет: «Сва́стика (символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся»). Есть мнения, что от направления «вращения» свастики зависит её значение.

     

    Рис. 9. Мозаичный пол и моё чтение надписей на камнях кладки

    Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов. Символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории». Этот символ часто применялся у славян и у русских, причём как на бытовом, так и на религиозном уровнях, а в наши дни он встречается на одежде христианских священников. И можно надеяться, что и в этом зале именно на мозаике со свастикой обнаружатся русские надписи.

    Как обычно, я обработал исходное изображение, и на рис. 8 слева показал увеличенное и усиленное по контрасту изображение, а справа показал то же изображение в обращенном цвете. Это дало мне возможно прочитать надписи. Они гласят: на первой строке – МАСКА ИЗ РУСИ РЮРИКА, на второй – ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ ВАРЯГА. Иначе говоря, тут повторяются надписи и на других артефактах.

    А на рис. 9 эта мозаика показана на фоне кладки из камней вдали, которые, видимо, образовывали стену. И на верхнем ряду камней я читаю надпись: МАСКА МАРЫ, что означает: НАЛИЧИЕ УСОПШИХ. Так что изображение свастики, действительно, связано с наличием русских надписей.

     

    Рис. 10. Храм Рюрика в Шотландии и моё чтение надписей на каменной кладке

    Храм Рюрика в Шотландии.

    О нём, но под другим именем я прочитал в заметке [6]: «Уникальное сооружение возрастом около 2000 лет находится под угрозой разрушения вследствие эрозии. Останки, которые могут принадлежать так называемому броху – крепости железного века возрастом около 2000 лет, были обнаружены у озера недалеко от города Уайтнесс в Шетландии (архипелаг на северо-востоке Шотландии) исследователем из Университета Абердина.

    Майкл Стратигос обнаружил руины броха на одном из трех островков Холмс-оф-Хогаленд. По словам ученого, большая часть островка, который является самым маленьким из трех, покрыта круговой насыпью высотой 3 метра и площадью 16x14 метров. Небольшое круглое углубление в центре насыпи, как полагает Стратигос, является местом, где находилась главная постройка броха. Кроме того, ученый обнаружил на острове остатки причалов или пирсов.

    Стратигос, чьим коллегой в поездке по Шетландским островам был подводный археолог Салли Эванс, в настоящее время изучает доисторические жилища, построенные на морских островках. По словам ученого, он был "невероятно рад", обнаружив остатки небольшой дамбы, которая и привела его к островку. Однако сохранности уникального археологического памятника угрожает эрозия вследствие зарастания его деревьями, корни которых разрушают каменную кладку и приводят ее к обваливанию в море.

    Брох – круглое оборонительное сооружение железного века, выложенное методом сухой кладки без использования скрепляющего раствора. Брохи известны только в Шотландии, где их найдено более 100. Слово "брох" (broch) пришло из древненорвежского языка и означает "крепость"».

    Как обычно, археологи завысили древность сооружения. И, разумеется, не заметили не только того, что на камнях имеются русские надписи, но не увидели вообще никаких надписей. Это весьма характерно для археологов. Ну, а я как обычно, усилили контраст и размер изображения и приступил к чтению. Я читаю только верхний ряд камней.

    На первом камне написано: МИМА РЮРИКА ХРАМ, правда, пока непонятно, какого бога. На втором камне я читаю: 33 И 35 АРКОНЫ ХАРАОНА ЯРА. Получается, что строили храм две столицы Рюрика, ЛАДОГА и ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. На третьем камне виден текст: РУСИ РИМА РЮРИКА. Это означает, что сам Рюрик в это время находился в ЗАПАДНОМ КАИРЕ. На четвертом камне видна надпись: ХАРАОНА МАРЫ ХРАМ. Из нее следует, что храм был посвящен русской богине МАРЕ. И, наконец, на пятом камне я читаю слова: МАСКА МАРЫ ХАРАОНА, из которой следует, что в данном храме размещались либо тела, либо прах воинов Рюрика.

    Судя по тому, что строителями храма выступили две столицы Рюрика, Ладога и Великий Новгород, время его постройки – приблизительно 3-5 годы Яра, то есть, 859-861 гг. н.э. К шотландскому кельтскому этносу возведение этого храма отношения не имеет.  

    Якобы древний унитаз в Израиле.

    Об этой находке израильских археологов сообщает краткая заметка [5]: «В среду, 28 сентября, в иерусалимском офисе Управления древностей Израиля журналистам были представлены находки периода Первого Храма (VIII век до н.э.), обнаруженные археологами в национальном парке Тель-Лахиш. Помимо осколков керамики, светильников и наконечников стрел, была найдена комната, которая, видимо, была святилищем, так как в ней находились стол для даров и два жертвенника со следами спиленных рогов по углам, что соответствует описанию реформы царя Хезкиягу в 4-й Книге Царств. Особый интерес археологов вызвал и древний каменный "унитаз"».

     

    Рис. 11. Изображение артефакта и моё чтение надписей

    Википедия пишет: «Земля Израиля (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎‏‎‎, Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э. Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа». – Каждый народ имеет право на свою священную историю. Можно, разумеется, и проводить археологические раскопки для получения научных доказательств, однако в принципе для священной истории этого не требуется.

    Однако меня удивила атрибуция показанного на рис. 11 (справа вверху) артефакта. С чего это учёные археологи решили, что перед ними находится древний унитаз? Понятно, что сразу определить назначение данного артефакта сложно, поэтому сначала я решил прочитать надписи. А для этого, как обычно, я усилил контраст и несколько увеличил изображения (рис. 11 слева вверху), а также обратил его в цвете (рис. 11 слева внизу). И теперь осталось только прочитать и проинтерпретировать надписи.

    На рис. 11 слева вверху имеется небольшое углубление в виде следа как бы от стопы. На нём я читаю надпись в две строки: МАСКА МАРА МАКАЖИ ХРАМА. Иначе говоря, ТЕЛА ИЛИ ПРАХ УМЕРШИХ В ХРАМЕ МАКОШИ. А справа внутри двух фрагментов, обведенных белой рамочкой на изображении в обращенном цвете, я читаю слова: ВИМАН ВОИНОВ, а под левой белой рамочкой читаю конкретизацию этого положения: 30, 35, 33 АРКОН ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, здесь находился ПРАХ УМЕРШИХ ВОИНОВ ВВС РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА, ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    На данном артефакте можно видеть и датировку – она находится внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой: 6 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 862 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Понятно, что в первые годы войны с Рюрика Римом погибло довольно много воинов.

    Теперь можно атрибутировать и данный артефакт. Я полагаю, что это – место помещения урны с прахом погибших воинов Рюрика. Именно урна стояла внутри цилиндрического отверстия, а чтобы ее было легко вынимать и вставлять, был проделан небольшой желобок спереди.

     

    Рис. 12. Озеро в Аргентине в виде идеально правильного круга

    Странное озеро в Аргентине.

    Об этом я читаю в заметке: «На территории Аргентины обнаружено уникальное озеро. Этот никому неизвестный водоем имеет идеально ровные берега, образующие четко очерченный круг, а в его центре находится огромный плавучий остров, занимающий около 4/5 поверхности, сообщил портал Новости планеты. Первым на странное озеро обратил внимание пилот грузового вертолета. Он заметил необычное явление с высоты птичьего полета.  Затем его находкой заинтересовались и другие люди. Они начали исследовать южную часть Аргентины с помощью карт сервиса Google. Само озеро расположено в крайне труднодоступной местности, что и послужило причиной того, что о нем до этого момента никто не знал. Отмечено, что плавучий остров имеет такую же идеально ровную форму, и он постоянно перемещается относительно берегов, из-за чего вода в озере выглядит как полумесяц. Одна из исследовательских групп заинтересовалась необычным озером и начала кампанию по сбору денег на экспедицию для изучения странного природного образования». 

     

    Рис. 13. Моё чтение надписей и выявление лика на острове внутри озера

    Странно, что исследовательская группа приняла эту ландшафтную особенность за природное образование. Если окружность правильная, то, скорее всего, ее создали люди. Но в таком случае на острове внутри нее должны быть геоглифы.

    Для чтения геоглифа я, как обычно, усиливаю контраст и увеличиваю изображение. И внутри него я усматриваю два лика. Первый я вижу слева вверху – я показываю его на поле дешифровки в обращенном цвете. Это – левый профиль с н много запрокинутой вверх головой. А правее, за окружностью, – второй лик. Это – тоже левый профиль намного более молодого возраста.

    На первом лике я читаю надпись внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой: РЮРИКА МАСКА. Это означает: ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ РЮРИКА. А ниже я читаю другие слова: МАЯК РИМА. Но для того, чтобы этот памятник (МАЯК ЗАПАДНОГО КАИРА) был виден с высоты (полёта летательных аппаратов). Для того, чтобы лётчики, заметив этот маяк, могли приземляться, чтобы почтить своих погибших коллег. Так что ничего загадочного в этом искусственном сооружении нет.

     

    Рис. 14. Место на Окинаве, где были обнаружены древние монеты

    Якобы римская монета.

    Я уже видел якобы римскую монету, которая на деле оказалась монетой эпохи Рюрика. Поэтому я с интересом прочитал такую заметку из новостей археологии: «В разрушенном замке на японском острове Окинава обнаружены монеты Древнего Рима и Османской империи. "Я не мог поверить, что в замке Катцурен найдены монеты Римской империи. Я думал, это реплики, которые обронили туристы", – заявил археолог Хироюки Мияги, работающий в Международном Университете Окинавы.

    Монеты обнаружил исследователь из отдела культурных ценностей храма Ганго-дзи Тошио Цукамото, он приехал в замок для анализа японских артефактов – таких, как доспехи самураев. По словам Цукамото, ранее он был на раскопках в Египте и Италии, где уже сталкивался с античными монетами, поэтому сразу же их узнал.

    Реликвии проверили с помощью рентгена. По данным исследователей, монета Османской империи датируется 1687 годом, римские – примерно III-IV вв. н.э. В дальнейшем учёные планируют выяснить, как эти монеты попали в Катцурен. Они отвергают предположение о прямых связях замка с Римской империей – скорее всего, артефакты попали в Японию через азиатских торговцев». 

     

    Рис. 15. Монета якобы Древнего Рима и моё чтение надписей

    На рис. 15 показана монета якобы Древнего Рима. Правда, она находится в состоянии плохой сохранности, так что надписи и изображения на ней вычленять трудно. Но, как обычно, я усиливаю контраст и увеличиваю размер изображения, но только на самой монете. Что же касается рис. 14, где изображен «разрушенный замок Катцурен», то получается, что сам замок затоплен.

    Однако в заметке [9] имеются пояснения насчёт монет: «Десять монет старинного Рима и Османской империи найдены японскими учёными на острове Окинава в разрушенном замке Катцурен. Монеты нашел исследователь из отдела культурных ценностей храма Ганго-дзи Тошио Цукамото, он приехал в замок для анализа японских артефактов. Кроме четырех медных монет с изображением Константина в замке обнаружилось еще 5 монет невыясненного происхождения. На этот момент остается неведомым, каким образом монеты попали в замок Катцурен». Получается, что римских монет найдено всего 4, тогда как 5 – монеты неизвестного происхождения и 1 – Османской империи.

     

    Рис. 16. Монета Константина и моё чтение надписей

    Сначала я читаю надписи на монете невыясненного происхождения, рис. 15. Прежде всего, я выделяю контур летательного аппарата типа самолёта, который на русском языке той поры назывался ВИМАНОЙ МАРЫ. За ним находится изображение второй виманы, однако ее я на поле дешифровки выделять не стал. На самом левом краю монеты (вертикальное изображение я сделал горизонтальным, повернув его на 90 градусов вправо, по часовой стрелке), я читаю слова ВИМАН ВОИНЫ, а чуть правее – слово МАРЫ, что подтверждает мою атрибуцию изображения летательного аппарата. А на верхнем летательном аппарате я читаю дополнение к этой надписи – слово РЮРИКА.

    Чуть выше я читаю слова: ИЗ 34 АРКОНЫ ЯРА, что означает: ИЗ ФИВ (ЛУКСОРА). Видимо, это адрес эскадрильи самолётов. А на самой вершине монеты и правее можно выявить надпись: МОНЕТЫ ХРАМА РИМА РЮРИКА, что означает: МОНЕТЫ ХРАМА ЗАПАДНОГО КАИРА. Именно там данная монета и была отчеканена.

    Осталось только узнать ее достоинство и год выпуска. Достоинство монеты написано на фюзеляже ближайшего самолета. Это – ОДИН РУБЛЬ, что было вполне ожидаемо. А датировку я читаю внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой: 6 ГОД ЯРА, то есть, в пересчёте на привычное для нас летоисчисление, это образует дату 862 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, до победы Рюрика над италийским Римом.

    Что касается монеты Константина, рис. 16, то здесь также имеются русские слова. Сначала я читаю текст на шапочке главного персонажа, а поскольку надпись нанесена по диагонали снизу вверх, я показываю ее в горизонтальном начертании. И теперь я читаю слова: ХРАМ КРАЯ РЮРИКА, а на тесемке с завязками – слова: 33-35 АРКОНА. Ине говоря, монета отчеканена в Риме, но в РИМЕ РЮРИКА, то есть, В ЗАПАДНОМ КАИРЕ с помощью ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой, я читаю датировку: 5 ГОД ЯРА. Это – на год раньше, чем была выпущена предыдущая монета. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление, это образует дату: 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А ниже, на верхней части шеи я читаю слова: ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА. Иначе говоря, эта монета также предназначалась, прежде всего, для обслуживания воинов виман Рюрика в Италийском Риме, хотя Рим еще побежден не был. Возможно, монеты Рюрика ходили наряду исконно римскими.

    Наконец, на низу шеи я читаю название того храма, который чеканил монету: ХРАМ МАРЫ. Так что в Японии были обнаружены обе монеты, которые можно назвать римскими, однако не италийского Рима, а Рима Рюрика.

    Обсуждение.

    Какие бы новости археологии я ни рассматривал, всё равно я прихожу к обсуждению артефактов, в той или иной степени имеющих отношение к эпохе Рюрика. В этой связи мне весьма понравились находки в якобы синагоге Эйн-Геди. Полагаю, что рассказ совершенно непрофессиональной женщины о ом, что когда-то здесь была синагога, мог бы заставить археологов усомниться, однако факт нахождения мозаики с менорой, видимо, разрешил все сомнения.

     

    Рис. 17. Якобы менора на самом деле есть изображение самолёта

    Действительно, якобы менора с семь свечами изображена на мозаике, рис. 17 [10]. Но менора ли это? Для ответа на этот вопрос я поместил внизу рис. 17 изображение меноры.

    Действительно, верх выглядит очень похожим. А вот низ не совпадает. Низ больше напоминает заднее оперение самолёта. Так, может быть, перед нами и есть изображение самолёта снизу?

    Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, я решил прочитать надписи, которые имеются на мозаике. Правда, они не очень заметны, и для их чтения я, как обычно, усилил контраст изображения (примерно так, как показано на поле дешифровки на рис. 17 внизу). И тогда на уровне двигателей я прочитал слова: ХРАМ МАРЫ слева и ВОИНЫ ВИМАН справа, что, разумеется, не имеет ни малейшего отношения к семисвечнику!

    А затем на уровне среднего полукруга я прочитал те самые слова, которые всё объяснили: ВИМАНА МАРЫ слева и НА КРАЮ РИМА справа. Слова ВИМАНА МАРЫ означают: ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА САМОЛЁТА, а слова НА КРАЮ РИМА (РЮРИКА) – ЗАПАДНЫЙ КАИР. Иначе говоря, те слова, которыми обычно подписывались все стоянки (воинские станы) виман Мары.

    Наконец, я читаю подписи на тёмных пятнах на хвостовом оперении самолёта: слово ВЕРНЫЯ на левом, и ВОЙСКА – на правом. Кроме того, в центре правого пятна помещена цифра 5, наверху – слово ГОД, а между пятнами мозаикой выложено слово ЯРА. Понятно, что ВЕРНЫЕ ВОЙСКА РЮРИКА никак не могут считаться МЕНОРОЙ, а датировка изображенного артефакта никак не совпадает с датировкой более поздней синагоги (если эта синагога в данном помещении когда-либо существовала там позже).

     

    Рис. 18. Изображение виманы Мары наряду с макетами самолётов из Колумбии

    Имеется еще один способ проверки – сравнить данное изображение с видом золотых макетов самолётов из Колумбии. Правда, я несколько изменил пропорции: увеличил размах передних крыльев и уменьшил размер фюзеляжа и хвостового оперения. Теперь сходство с боевым самолётом так, как он виден снизу, с земли, становится очевидным. Я помню, что дети во время моего пребывания в детском саду, именно так изображали наши бомбардировщики. Правда, в золотом банковском хранилище Колумбии изображены макеты легкомоторных самолётов, тяжелых 7-моторных на опубликованных изображениях я не встретил. Что, впрочем, не означает, что таковых не было.

    Закрадывается предположение, что и остальные истолкования меноры могли произойти от отождествления 7 двигателей виманы Мары с семью свечами меноры, которых в этой местности было много.

    Таким образом, можно окончательно предположить, что атрибуция храма Мары воинов виман Мары Рюрика с синагогой было произведено не по археологическим, а по идеологическим соображениям. Правда, показав в заметке [10] пол со свастикой, автор замечает: «Синагога здесь "Двухслойная". Первый слой – III века, от него сохранился мозаичный пол со свастикой, весьма распространенной в те времена. Похожий символ можно увидеть в синагоге в Кацрине – http://lorien22.livejournal.com/292200.html, и в Гамле – http://lorien22.livejournal.com/292816.html. Увы, этот слой скрыт более поздней мозаикой, поэтому пришлось довольствоваться фоткой из Wikipedia». Наличие двух слоёв в «синагоге» не подтверждается, ибо на мозаике со свастикой написаны те же самые слова, что и на других изображениях.

     

    Рис. 19. Якобы жилые дома VI века н.э. и моё чтение надписей

    В заметке [10] имеется также еще одно изображение, подписанное так: «Жилые дома были разрушены в ту же эпоху, что и синагога – VI век». Однако на изображении нет не только жилых домов, но даже каменой кладки их фундаментов. Так откуда кто-то взял, что раньше на месте этих камней находились жилые дома? – Видимо, по надписям на камнях.

    Однако надписи на камнях – русские. Их они говорят совсем о другом.

    Камень на переднем плане имеет настолько явную надпись, то я даже не стал выделять отдельные буквы, а сразу подписал на поле дешифровки слово МИР. Читая всё более тусклые буквы правее, я понял, что надпись имеет довольно большую длину, а вся целиком выглядит так: МИР ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА И МАСКИ МАРЫ. Так что перед нами – не жилые дома, а казарма воинского гарнизона ВВС Рюрика. А на более далёком камне напротив камня с надписью «МИР» я читаю названием конкретного здания: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. Это – тоже не жилой дом. Так что автор подписи ошибся.

    Последнюю надпись я читаю внутри фрагмента, расположенного совсем слева и обведённого белой рамочкой. Внутри него имеется датировка: ЯРА ГОД 8.так что от предыдущего храма Мары воинов виман Рюрика, этот храм был построен тремя годами позже предыдущего, после победы над Римом Италийским. А именно, в 864 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что перед нами – другой храм Мары Рюрика.  

    В данной статье я не хотел бы останавливаться на этом храме более подробно, оставив его рассмотрение на одну из будущих статей. Пока я хотел бы сделать замечание о том, что, поскольку здесь не было найдено мозаики с изображением виманы Мары, этот комплекс строений был атрибутирован как «Жилые дома», хотя был раскопан еще один храм Мары. Иначе говоря, вместо научной атрибуции мы имеем здесь поспешной обобщение, исходящее из ложного отождествления вида самолёта снизу с символом иудаизма – менорой. Так что здесь науку затмил идеологический фактов.

    Вместе с тем, я восхищен ларцом, как предметом культового художественного творчества. Интересно и содержание свитка на пергамене, а также высокий уровень учёных Израиля, которые, хотя и с помощью коллег из США, сумели прочитать текст свитка, не разворачивая его. Понятно, что уже это настолько необычно, что обращать внимание на более ранний русский текст на том же свитке никому не пришло в голову.

    Я не подтверждаю существование на месте храма Мары в Эйн Геди синагоги. Но автор заметки [5] пошёл еще дальше и постулировал существование двух синагог: «Почему на одном и том же месте стояли две синагоги? Ответ простой – перестройка! Но не та знакомая нам по распаду союза, а перестройка старого здания. Синагога частенько является показателем богатства того или иного поселения, так как построена на взносы самой общины. Так видимо и в этом случае, когда община решила вложить свои деньги в улучшение внешнего вида синагоги». – То, что видимо Денису Пудикову, автору заметки [5], совершенно не видимо мне. – На этом примере мы видим, что допущение одной ошибки в атрибутировании тут же тянет за собой и другую ошибку, хотя бы и в виде предположения.

    Но зато я столкнулся с русской мозаикой, которая не объясняет содержимое кулинарных изысков или рецепт получения соуса, а также не сообщает о результатах борьбы с виманами Рюрика, а рассказывает о храме воинов виман Рюрика. Пока мне такого рода надписи не попадались.

    Но зато в заметке [5] более подробно рассказывается о мозаичных надписях: «Мозаика на полу состоит из нескольких частей. Три части с надписями и еще несколько изображений птиц и геометрических фигур. В одной ее части есть список поколений человека от Адама и до Ефета, он же Иафет, он же сын Ноя, который в свое время построил одноименный ковчег.  В этом списке имена четырнадцати праотцов человечества.

      В другой ее части есть названия двенадцати месяцев, название знаков зодиака, причем именно названия, а не изображения как скажем в Бейт Альфа. Названия, потому что изображения в иудаизме не приветствуются из-за второй заповеди данной Всевышним Моисею на горе Синайской, в присутствии народа Израиля.  Большая часть людей знает эту заповедь в коротком варианте 'не сотвори себе кумира', меньшая часть в более широком варианте 'Не сотвори себе кумира и никакого изображения', а третьи знают заповедь полностью, от того и понимают ее по-разному.Гласит сия заповедь следующее: 'Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли', дальше самое главное 'не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои'. То есть не просто не рисуй и не создавай, а не поклоняйся им, и это самое главное, что отличает идолопоклонничество от веры в единого Бога. 

    Те общины, которые ревностно следовали только укороченной версии заповеди, никогда не рисовали никаких изображений кроме орнаментов. Те же, которые читали заповедь до конца понимали, что создавать можно, а поклоняться нельзя. Другими словами, не создавай дабы поклонятся, но можешь создавать для красоты и за ради искусства.  По тому в одних синагогах на полу есть богатая изображениями мозаика, а в других либо только орнаменты. либо надписи но никак не изображения».

    Имеется и продолжение: «Дальше в этой же надписи есть имена трех праотцов еврейского народа – Авраам, Ицхак и Яаков, он же Иаков, а также трех друзей Даниила, что был специалистом в пророческом деле. Имена трех его друзей – Анания, Мисаил и Азария, которые были обречены на смерть в огне Навуходоносором, из-за отказа поклонится идолу но вышли из огня живыми.

      В третьей части надпись на арамейском в которой есть слова благодарности людям, давшим деньги на постройку синагоги, а также главе общины». – Получается, что упоминание синагоги всё-таки имеется, но в арамейском тексте. Однако автор не выделяет это место и не показывает, что речь идёт именно о еврейской синагоге. Ибо Википедия сообщает: «Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. ‏בֵּית כְּנֶסֶת‎‏‎‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

    Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище». Замечу, что арамейский язык тут не упомянут, так что это единственное упоминание существования синагоги и общины (чьей? Арамейской?) не слишком убеждает.

      Но продолжу цитировать заметку [5]. «Самая интересная, она конечно надпись, которая несет в себе угрозы и проклятия на голову человека, который пробудит спор между поселенцами или сказавшего что-то плохое о древнем Эйн Геди. Но это еще не все. тут же содержится угроза человеку, который выдаст секрет этого поселения. Секретом данного поселения ученые считают знания по изготовлению душистого масла или духов, из того самого Афарсемона. Разумеется, это не тот афарсемон, который в переводе с иврита означает фрукт хурма. Это был куст, из которого жители Эйн Геди научились добывать необычное и очень дорогое душистое масло». Иначе говоря, храм Мары был использован позже, скорее всего, как дом собрания общины, и на первое место вышли чисто коммерческие интересы – сохранение коммерческой тайны. Но более ранние русские надписи замечены не были.

    Не заметили русские надписи и в Шотландии – там были убеждены, что нашли очередной брох – круглое оборонительное сооружение железного века, выложенное методом сухой кладки без использования скрепляющего раствора. Брохи известны только в Шотландии, где их найдено более 100. Слово "брох" (broch) пришло из древненорвежского языка и означает "крепость". На деле же нашли русский храма Мары Рюрика, именно с такой кладкой. Читать русские надписи они не стали – о такой возможности они даже не подозревают.

    Израильские археологи удивили и еще раз: они приняли стояк для урн с прахом погибших воинов виман Рюрика за прототип современного унитаза. Но для такого прототипа необходимо было еще найти и сливной бачок, ибо без напора воды такого рода унитаз не действует.

    И, наконец, в Японии были найдены монеты Рима Рюрика, то есть Западного Каира. Возникает подозрение, что такого рода монеты выпускались в первые годы Рюрика чуть ли не ежегодно. Теперь я начал набирать  статистику. Пару монет эпохи Рюрика я уже рассмотрел в моей статье [11]. Полагаю, что со временем я смогу рассмотреть монетное дело эпохи Рюрика.

    Заключение.

    С каждым месяцем некоторые короткие заметки новостей археологии возбуждают у меня такой скепсис и желание докопаться до сути, что я после единственного изображения копирую чуть ли не десяток, поскольку стараюсь доказать свои предположения. Еще год назад такого не было. Так что вместо комментариев к «новостям археологии» я провожу настоящую экспертизу, которая выявляет массу добавочного материала, дающего более широкое понимание эпохи Рюрика.

    Литература.

    1. Учёные бьются над загадкой древнего библейского свитка. 25 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_30.html#more

    2. Учёные виртуально «развернули» свиток, которому 1500 лет. 21 июля 2015 года. Источник: http://gazeta.ua/ru/articles/history/_uchenye-virtualno-razvernuli-svitok-kotoromu-1500-let/638188?mobile=true

    3. Рукописи не горят: прочтён свёрнутый и поврежденный огнём древний свиток. 28 016 года. 28 сентября 2016 года. Источник: http://22century.ru/chemistry- сентября 2physics-matter/34192

    4. Парнис Арнье. Тора из пепла – древняя синагога Эйн-Геди. Источник: http://parnis.co.il/articles/south/ein-gedi-sinagog/    

    5. Пудиков Денис. Национальный парк Древняя синагога в Эйн Геди. 31 августа 2011. Источник: http://world.lib.ru/d/denis_p/nacionalxnyjparkdrewnjajasinagogawejngedi.shtml

    6. В Шотландии археологи нашли каменную крепость железного века. 26 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_48.html#more 

    7. В Аргентине найдено уникальное озеро. 29 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_29.html#more

    8. В Японии нашли монеты Древнего Рима и Османской империи. 28 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_10.html#more

    9. Ельцов Андриян Александрович. В Японии в разрушенном замке обнаружены древние монеты.28 сентября 2016 года. Источник: http://emigrados.ru/2016/09/v-yaponii-v-razrushennom-zamke-obnaruzheni-drevnie-moneti/

    10. lorien22. Эйн Геди и Эйн Фашха – свастика в синагоге и кладбище крабов. 2 декабря 2015 года. Источник: http://lorien22.livejournal.com/308509.html

    11. Чудинов В.А. Золотой зуб эпохи Рюрика и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ru от 19 сентября 2016 года

     

     

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову