Снегоступ и этрусское зеркало воинов виман

Чудинов Валерий Алексеевич


Очередные новости археологии начались с заметки [1]: «Самый древний из найденных снегоступов, созданный руками человека, жившего между 3800 и 3700 гг до н.э. (эпоха неолита), был на днях представлен публике в главном Управлении по вопросам Культурных ценностей в Больцано. Доисторический снегоступ, сделанный из берёзовой древесины, был найден в 2003 году Симоне Бартолини, картографом Военно-Географического Института Флоренции, в процессе исследования рельефа на границе Италии и Австрии. Находясь в толще ледника Bocchetta Gelata (австр. – Gurgler Eisjoch), на высоте 3134 м над уровнем моря, объект прекрасно сохранился, пролежав там 5800 лет. Бартолини хранил находку в своём флорентийском офисе более десяти лет, пока не начал догадываться о возможной исторической важности предмета. Тогда он сообщил о находке археологам, которые определили её возраст методом радиоуглеродного анализа.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Сосуд из Ларнаки.
  • Вторичная находка археологов.
  • Фигурка из Чатал-Хююк.
  • Археологи размышляют над символом козлика.
  • Чтение некоторых надписей на критских печатях.
  • Надпись на линейном А.
  • Этрусское зеркало.
  • Зеркало из Берлинского музея.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Начало статьи.

    Рис. 1. Изображение найденного снегоступа

    Снегоступ оказался даже старше Отци – доисторического человека, умершего примерно в 3200 году до нашей эры, чья мумия, так же сохранившаяся благодаря низким температурам, была найдена на австро-итальянской границе в сентябре 1991 года. Доктор Катрин Марцоли, директор департамента культурного наследия провинции, добавила, что «снегоступ очевидным образом подтверждает, что во времена неолита в районе Альп уже жили люди, способные экипироваться для передвижения по снегу.

    Хотя мы не можем сказать точно, в каких целях использовался данный предмет – возможно, во время охоты, или для дальних передвижений по снегу, для религиозных церемоний или при необходимости убегать от врагов». Конструкция снегоступа представляет собой согнутый в форме окружности кусок берёзовой древесины длиной 1.5 м, переплетённый тонкими, так же берёзовыми, лентами, которые позволяют снегоступу удерживаться на ноге и сохранять свою форму. Снегоступ отныне будет храниться вместе с мумией Отци в Музее Археологии Больцано.

    Отци (Ötzi, иногда его называют Эци или Этци), согласно исследованиям, на момент смерти было примерно 40 лет, его тело было покрыто татуировками, одним из последних съеденных им блюд было мясо горного козла. Возможно, он умер от потери крови в результате ранения, нанесённого стрелой. К моменту смерти у него был артрит и, возможно, болезнь Лайма».

     

    Рис. 2. Фотография скелета в снегоступе на фоне скалы

    Полагаю, что итальянские археологи сделали ошибку в датировке, ибо чем выше в горах, тем меньше давление и плотность воздуха, и тем меньше там изотопа С-14. Так что древность снегоступа явно занижена, и, прочитав надписи, можно будет сказать, насколько.

    Чтение я начинаю с рыжей скалы за скелетом, которая по форме, выглядывающей из-под снежного покрова, напоминает указующую стрелку. Тут я читаю слова ХРАМА МАРЫ ВИМАН МАРЫ МАСКА, что можно понять на современном языке означает: ТЕЛА УМЕРШИХ ВОИНОВ САМОЛЁТОВ. Правее я читаю слова: ВИМАНЫ ВОИНЫ ИЗ 30 АРКОНЫ ЯРА, то есть ВОИНЫ САМОЛЁТА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    А в ногах у скелета находятся камни, на которых можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ на чуть более далёком, и РЮРИКА ЯРА на более близком.

    Так что реально речь идёт о IXвеке н.э., а не о 32 веке. Так что «коэффициент привираемости» составляет примерно 3. Иначе говоря, реальная древность снегоступа увеличена втрое. – Но зато с точки зрения исследования быта лётчиков Рюрика тысячелетней давности, можно порадоваться получению новой информации о том, как они вели себя в случае посадки в заснеженной высотной части горной области.

    Рис. 3. Обломок керамического сосуда и моё чтение надписей

    Сосуд из Ларнаки.

    Он, хотя и не целый, описан в заметке [2]. «Археологи из Швеции при раскопках наткнулись на древние склепы элиты киприотов, информирует портал politicallore.com. Научная экспедиция под руководством профессора Петера Фишера нашла более 140 артефактов в обнаруженных гробницах, пишет портал rosregistr.ru. Находки датируются 1600-1150 гг до н.э., отмечают ученые. Археологи из Швеции на седьмом году раскопок в местности, находящейся недалеко от аэропорта Ларнака, обнаружили склепы элиты киприотов. Множество ритуальных и погребальных вещей было извлечено из земли при раскопках. Такого обильного научного "улова" профессор Фишер на своей памяти не встречал. Научная ценность находок просто фантастическая, отметил руководитель исследования: "Надо отметить, что гончарное и ювелирное дело на Кипре в 1600-1150 годах до н.э. было развито сильно. Город Хала Султан Текке и кладбище элиты удивило нас обилием и роскошью погребальных предметов". Артефакты (более 140 керамических ваз и других предметов культа) археологи тщательно проанализируют и установят их возраст. Эти предметы смогут рассказать ученым, как жила элита Кипра времен бронзового века».

    Как обычно, я сомневаюсь в датировках археологов из Швеции. Для подтверждения моей точки зрения я читаю надписи на верхнем пояске сосуда. Тут написано: РЮРИКА ЯРА РИМА 35-34 АРКОНЫ ЯРА, что на современном языке означает: (ХРАМ) РЮРИКА КРАЯ ЗАПАДНОГО КАИРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И АФИН.

    Имеются надписи и на трёх поясках середины сосуда. Однако основное, что было интересно для атрибуции и датировки сосуда, уже прочитано.

     

    Рис. 4. Изображение змеи и моё чтение надписей

    Вторичная находка археологов.

    С некоторых пор я обращаю внимание и на заметки о палеонтологических находках, подозревая, что они могли быть сделаны современными учёными повторно, тогда как первыми их уже обнаружили исследователи эпохи Рюрика. Так было и на этот раз, когда я прочитал заметку [3]: «Немецкие палеонтологи сделали уникальную находку в эоценовых отложениях карьера Мессель (Германия). Они обнаружили змею, в желудке которой находится только что (на тот момент) проглоченная ею ящерица. Ящерица же, перед тем как стать жертвой змеи, успела закусить насекомым. Таким образом, в руки ученых попали сразу три звена древней пищевой цепи.

    Немецкий карьер Мессель известен благодаря многочисленным окаменелостям, относящимся к среднему эоцену (около 48 млн лет назад). В эоцене на этом месте было кратерное озеро. Предполагается, что его глубинные слои были отравлены вулканическими газами, которые к тому же периодически прорывались на поверхность. Из-за этого в озеро попадало, помимо многочисленных насекомых, колоссальное количество наземных позвоночных.

    Одно только непарнокопытное еврогиппус (Eurohippus) размером с небольшую собачку найдено в Месселе в количестве 39 экземпляров, среди которых попадаются беременные самки с зародышем в утробе и окаменевшими мягкими тканями матки! Такая исключительная сохранность объясняется токсичной анаэробной средой на дне водоема, защищавшей останки животных от разложения (J. L. Franzen et al., 2015. Description of a well preserved fetus of the European Eocene equoid Eurohippus messelensis). Благодаря этой же палеообстановке уцелела и уникальная ископаемая «матрешка» из змеи, ящерицы и насекомого, описание которой на днях было опубликовано в журнале Palaeobiodiversity and Palaeoenvironments. «Матрешка» образовалась, когда метровая удавообразная змея, относящаяся к виду Palaeopython fischeri, проглотила 20-сантиметровую игуанообразную ящерицу Geiseltaliellus maarius и затем упала в озеро. Вместе с собой она погребла и последний обед ящерицы — жука или какое-то другое насекомое.

    Вообще, изучение содержимого кишечников ископаемых животных — это довольно рутинная задача для палеонтологов. Скажем, никого не удивишь рыбой или головоногими моллюсками в пищеварительном тракте ихтиозавров. Чуть больший ажиотаж вызвала находка первых птиц конфуциусорнисов в желудке хищного двуногого динозавра из нижнего мела Китая (L. Xing et al., 2012. Abdominal contents from two large Early Cretaceous compsognathids (Dinosauria: Theropoda) demonstrate feeding on confuciusornithids and dromaeosaurids). Однако чаще всего такие окаменелости могут рассказать нам только о двух звеньях пищевой цепи — о самом животном и об организмах, которые оно съело. Но чтобы в кишечнике съеденного существа уцелела его собственная трапеза — это действительно исключительный случай. Такое может произойти, только если организм более высокого трофического уровня погиб, не успев приступить к перевариванию добычи.

    Именно это и произошло в случае змеи P. fischeri. Современные ужи и питоны полностью переваривают своих жертв за 3–4 дня. Поскольку ящерица, проглоченная змеей, не демонстрирует следов переваривания, то она провела в желудке не больше 1–2 суток. Кстати, ящерицу змея P. fischeri заглатывала головой вперед — так же поступают с мышами и другой длиннохвостой добычей и современные змеи. О насекомом, которое успела проглотить ящерица перед тем, как стать добычей змеи, можно сказать немного. На поверхность проступает лишь часть его кутикулы, которая отливает всеми цветами радуги. Подобная блестящая окраска сохранилась у многих насекомых из Месселя, в особенности у многочисленных в этом местонахождении жуков-златок. Впрочем, авторы статьи не решились идентифицировать насекомое хотя бы до уровня отряда.

    На сегодня известен всего лишь один аналогичный пример ископаемой «матрешки», состоящей из вложенных друг в друга трех звеньев пищевой цепи. Речь идет о пермской акуле, найденной в Германии. Перед смертью она проглотила двух темноспондильных амфибий, в кишечнике одной из которых находилась полупереваренная рыба-акантода. Впрочем, с сохранностью этой рыбе не повезло, как и проглоченному ящерицей насекомому (J. Kriwet et al., 2008. First direct evidence of a vertebrate three-level trophic chain in the fossil record). Справедливости ради стоит отметить, что существуют и промежуточные случаи, когда первое звено пищевой цепи не сохраняется in situ в организме второго звена, но, тем не менее, вперемешку с его остатками присутствует в пищеварительном тракте существа наиболее высокого трофического уровня.

    Например, в кишечнике летучих мышей из того же карьера Мессель в следовых количествах была обнаружена пыльца — согласно исследователям, она могла попасть туда вместе с насекомыми, которыми летучие мыши питались. А фрагменты насекомых, включая крыловые чешуйки бабочек, в пищеварительном тракте мессельских летучих мышей не редкость (J. Habersetzer et al., 2009. Paleoecology of early middle Eocene bats from Messel, FRG. Aspects of flight, feeding and echolocation). Так что ящерицы G maarius были далеко не единственными насекомоядными животными в Месселе. Кстати, проглоченный змеей экземпляр был не самым крупным представителем данного вида. В кишечниках более взрослых особей G. maarius ранее находили остатки растительной пищи.

    Возможно, с возрастом диета этих ящериц смещалась от насекомоядности к всеядности — известно, что современные ящерицы василиски, относящиеся к тому же семейству Corytophanidae, что и мессельская G. maarius, в юности питаются исключительно насекомыми, а затем начинают добавлять к своей диете цветы и семена. Судя по удлиненным фалангам пальцев, длинному хвосту и длинным задним конечностям, G. maarius вела древесный образ жизни. Следовательно, змея P. fischeri также могла лазать по деревьям. Но не исключено, что она поймала ящерицу, когда та спустилась на землю. Так или иначе, ископаемые «матрешки» дают дополнительные возможности для палеоэкологических реконструкций, в чем и состоит их основная ценность».

     

    Рис. 5. Выделение палеонтологами скелета ящерицы из скелета змеи

    Всё это очень познавательно с точки зрения биологии. Я, однако, интересуюсь не биологическими, а социальными следами: возможно ли, что эту находку уже сделали наши предки? Если так, то они должны бы были подписать этот экспонат, причем подписать по-русски. И вот выясняется, что так оно и было!

    Слева вверху изображения, где хвост змеи образует с частью ее тела верхнюю петлю, образуется фрагмент, внутри которого я читаю слова: ВОИНЫ ВИМАН МАРЫ, то есть, ВОИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ САМОЛЁТНОГО ТИПА. Иначе говоря, воины виман и были теми первыми палеонтологами, которые обратили внимание на эту необычайную игру природы.

    Как назывался на языке того времени образец ископаемых рептилий? – Ответ на этот вопрос мы получаем на подписи над головой змеи, и он гласит МАСКА МАКАЖИ, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЖИВОГО ПРЕДМЕТА. На наш взгляд, это скорее ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕРТВОГО ТЕЛА, то есть, МАСКА МАРЫ. Получается, что мертвые животные, тем более рептилии, на взгляд наших предков, не имеют права на такое название.

    На голове змеи мы также видим следы искусного преобразования костных останков в русские буквы русской же подписи: ХРАМА 30 АРКОНЫ ЯРА, то есть, ХРАМА ЗАПАДНОГО КАИРА. И впритык к этой подписи следует датировка: 3 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 859 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Именно в этот год воины виман Мары нашли этот объект.

    Фрагмент внутри самого крупного правого кольца змеи тоже подписан: МИМА СОХРАН МАРЫ ХРАМА. Как мы уже знаем, подобного рода удивительные древние изображения хранились не просто в храме Мары, но и в ее особом отделе, в СОХРАНЕ. Но из этой подписи мы узнаём, что СОХРАН находился в подчинении самому МИМУ, то есть ЖРЕЦУ данного храма, но никак не его помощникам.

    Так что за 1157 лет до немецких палеонтологов данную находку открыли наши предки – воины виман Мары.

     

    Рис. 6. Раскопки в Чатал-Хююк и моё чтение грунтоглифа

    Фигурка из Чатал-Хююк.

    А здесь интересна не сама заметка [4], а связанные с ней три фотографии: «Археологи обнаружили в центральной Турции статуэтку женщины возрастом около 8000 лет. О находке рассказал AFP профессор Стэнфордского университета Иэн Ходдер (Ian Hodder). Статуэтка была обнаружена в культурном слое крупного неолитического поселения Чатал-Хююк в провинции Конья. К 2009 году в нем было раскопано около двух тысяч фигурок людей и животных, однако нынешняя находка обладает особенной ценностью. Обнаруженная статуэтка женщины с обвисшей грудью и животом в отличие от подавляющего большинства других фигурок изготовлена не из глины, а из камня. Кроме того, она отличается более тонкой работой и отлично сохранилась. Как следует из сообщения, за всю историю были найдены лишь единичные статуэтки, сохранившие свою целостность».

     

    Рис. 7. Могилка фигурки и моё чтение микрогеоглифа

    Я никогда не упускаю возможности прочитать надписи грунтоглифа, а потому увеличил более чем крохотную общую фотографию раскопок. Вообще говоря, данное место у археологов давно на слуху, и зачем было необходимо давать такое мелкое изображение, на первый взгляд непонятно. Однако я надеюсь, что после чтения соответствующих надписей, можно будет ответить и на этот незначительный вопрос.

    На верхнем ярусе грунтоглифа раскопа, рис. 6, а я читаю слова: ХРАМ МАРЫ МИМА РЮРИКА. Упоминание имени Рюрика уже говорит о том, что датировка в 8 тысяч лет не просто завышена, но завышена как минимум в 7,5 раз, ибо реально речь идёт о IXвеке н.э. А на втором ярусе, прямо на крыше раскопанного помещения, я читаю подпись: РИМА РЮРИКА. Иначе говоря, перед нами находится подземный храм Рюрика в качестве филиала храма ЗАПАДНОГО КАИРА.

    А на рис. 8 можно видеть микрогеоглиф вокруг могилки фигурки. На нем вверху слева я читаю слова: РЮРИКА ХРАМ МАРЫ, что подтверждает слова, прочитанные на грунтоглифе. И ниже, на уровне локтя правой руки фигурки, я читаю слова: МАСКА МАРЫ МИМА ЯРА. Или, иными словами, ИЗОБРАЖЕНИЕ УМЕРШЕГО ЖРЕЦА БОГА ЯРА. А это означает, что на статуэтке изображен мужчина, а не женщина.

     

    Рис. 8. Фигурка мима и моё чтение надписи на ней

    Далее я перехожу к чтению надписей на самой фигурке. На верхней части головы я читаю такие слова: МИМ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА, и они подтверждают надпись на микрогеоглифе могилы. То есть, это фигура мужчины, правда очень перекормленного. А далее на том же фрагменте головы – слова 33 И 30 АРКОНЫ ЯРА. Или, иначе говоря, этот храм Мары принадлежал к ЛАДОГЕ- ХЕРСОНЕСУ ТАВРИЧЕСКОМУ и ЗАПАДНОМУ КАИРУ, несмотря на то, что сам подземный храм располагался на территории нынешней Турции. А на уровне носа и подбородка можно прочитать такую подпись: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. Иначе говоря, ХРАМ МАРЫ ДЛЯ УМЕРШИХ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХАППАРАТОВ САМОЛЁТНОГО ТИПА.

    А на уровне ключиц можно прочитать текст: ХАРАОНА ЯРА ХРАМА РЮРИКА. И далее справа видна датировка: 8 ГОД ЯРА, то есть, ГОД ПОБЕДЫ РЮРИКА НАД ВНЕШНИМ ПРОТИВНИКОМ. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

     

    Рис. 9. Кость с изображениями Великого Новгорода и моё чтение надписей

    Археологи размышляют над символом козлика.

    Заметка [5] меня рассмешила: «Археологический сезон на раскопе Нутный IV был продлен после того, как группа ученых обнаружила необработанный костяной предмет с изображением голов козы и человека. Специалисты связывают находку со скандинавской культурой. Сезон для археологов в Великом Новгороде уже подходит к концу, но в последнее время специалисты стали обнаруживать новые предметы, имеющие историческую ценность. В основном ученым удалось изучить древние слов в восточном направлении. Большая часть находок относится к началу нашей эры, но некоторые были созданы лишь два столетия назад. В ходе очередных раскопок специалисты обнаружили кость, на которой при помощи гравировки было создано изображение козы и человека.

    На данный момент историки изучают данный символы, чтобы оценить значимость находки. По всей видимости, автор данной работы не смог по каким-то причинам завершить свою работу, потому что некоторые элементы изображения не были доработаны. Археологи акцентируют внимание на том, что кость может относиться к Гнездовскому кладу, который был спрятан в 1868 году. Информацию о находках предоставили руководители научно-исследовательской экспедиции от Новгородского музея-заповедника».

    Я уже много лет пишу о том, что наиболее распространённым зооморфным символом ведической богини Мары являлся козлик, и его нахождение на кости означает, что кость принадлежала храму Мары. На рис. 9 изображена кость на виде сбоку и на виде спереди. На исходном изображении – мелком, тёмном и малоконтрастном, виден некий черный и как бы обгоревший остов кости. Мне пришлось осветлить и увеличить изображение, а также сделать его предельно контрастным, чтобы иметь возможность прочитать надписи.

    Чтение я начинаю с вида сбоку. Вверху можно прочитать слова: ХРАМ МАРЫ, что подтверждает моё утверждение. А чуть ниже я читаю слово РЮРИКА, что связывает данный храм со временем правления основателя Русского государства. Ниже я читаю принадлежность данного артефакта храму: 35 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, артефакт принадлежит ВЕЛИКОМУ НОВГОРОДУ.

    Ниже можно прочитать датировку: 72-75 ГОДЫ ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 928-931 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. То есть, к трём годам по прошествии полувека после смерти Рюрика, к Х веку н.э.

    Примерно на уровне середины артефакта имеется изображение мужского лица с окладистой бородой, средних размеров усами, носом-картошкой (чуточку утиным) и смотрящими вниз маленькими глазками, над которыми видны обычные очки, чуть сдвинутые вверх. В некотором отдалённом сходстве в этом лике можно признать портрет Яра Рюрика в старости.

    Над его портретом и на нём самом можно прочитать подпись из 10 слов: МАСКА СТАНА ВОИНОВ ВИМАН ВОЯ РЮРИКА ИЗ РИМА ВАРЯГА ЯРА. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОИНА РЮРИКА ИЗ СТАНА ВОИНОВ ВИМАН В ЗАПАДНОМ КАИРЕ ВАРЯГА ЯРА РЮРИКА. Эта подпись подтверждает мою атрибуцию.

    Далее я перехожу к чтению надписей на лицевой поверхности артефакта. Наверху под круглой ямкой я читаю текст: 35 АРКОНЫ ВОЙСКО ЯРА И ЯРА ВИМАН. Это – полное наименование храма Мары Рюрика.

    А ниже имеется изображение двух ликов анфас. Верхний лик археологи приняли, видимо, за изображение головы козы с рогами, хотя на деле это – изображение нижнего мужского лица, но в лётной маске, перевернутое на 180 градусов. Лётная маска теперь состоит из лётных очков, и нижней части, закрывающей нос и середину рта, вплоть до подбородка. По бокам маски внизу выглядывают торчащие вверх кончики усов. Полагаю, что перед нами находится одно из лучших изображений лётной маски пилота. Но если первые пилоты ограничивались защитой от ветра глаз, то теперь, по прошествии 75 лет, маска стала закрывать и нос, и почти весь рот.   На лбу нижнего, черного изображения мужчины анфас с пышными усами, можно прочитать подпись: МИМ МАРЫ, тогда как на его же изображении в летной маске  на нижней части маски и низе лица можно прочитать подпись: 38 ЛЕТ МИМУ. – Полагаю, что данный артефакт был подарком миму Мары храма Мары в день его рождения и по случаю трёхлетия (72-75 гг. Яра) службы в храме Мары. А сам артефакт я атрибутирую как писало, аналог современной авторучки, ибо шарик на конце кости может быть использован для оставления росчерка жреца как его подписи на берестяных документах, которые даны ему для утверждения. Причём, как я полагаю, подобная «авторучка» являлась предметом роскоши, ибо на ней был помещен и портрет Рюрика, и два портрета самого жреца.  

    Однако русские археологи Великого Новгорода не умеют не только читать надписи по-русски, и выявлять лики, но и атрибутировать свои находки. А раз так, то кость можно признать «необработанной», и приписать ее скандинавской культуре. Своя своих не познаша.

     

    Рис. 10. Печати Крита и моё чтение надписей

    Чтение некоторых надписей на критских печатях.

    Начиная с этой статьи, я буду рассматривать как новости археологии и некоторые дешифровки моих предшественников. На этот раз меня заинтересовала трактовка критских печатей В.А. Лагутина [6]. У нее отсутствует дата, из чего можно сделать вывод о том, что его книга существует только на его сайте и еще не была издана.

    В параграфе 4.1 под названием «Односторонние печати» он пишет: «Правильнее было бы сказать, что даны оттиски и прорисовки одной стороны 2-х, 3-х, 4-х сторонних печатей. Именно по этому принципу распределён материал во всём разделе А. Мы не будем дробить материал этого раздела, нам предстоит лишь бегло просмотреть его.

    Самая распространённая надпись на таких печатях – слово πατι. Выше мы приняли перевод: отец, глава, владыка, господин. Это слово входит в словесную конструкцию титулов высших чиновников Крита, например, ωπα – πατι – οινο = слуга главного виночерпия. Входит это слово в титулы военоначальников: πατιναυμαχος – командующий флотом. Часть сохранившихся оттисков в CHIC даётся как отпечаток односторонней матрицы. Что же представляют собой настоящие печати такого рода? Несомненно, были и односторонние печати (см. знак οινο на оттиске #177). Судя по рисунку, этот знак не входил в какую-либо словесную конструкцию, а употреблялся изолированно. Скорее всего, на затычках винных сосудов. Аналог такого использования знака – надписи на пифосах, выполненные письмом А: КН Zb 36, КН Zb 37, КН Zb 38, PKZb 22, PKZb 24. И если существовали односторонние Самая распространённая надпись на таких печатях – слово πατι. Выше мы приняли перевод: отец, глава, владыка, господин. Это слово входит в словесную конструкцию титулов высших чиновников Крита, например, ωπαπατιοινο = слуга главного виночерпия. Входит это слово в титулы военоначальников: πατιναυμαχος – командующий флотом. Часть сохранившихся оттисков в CHIC даётся как отпечаток односторонней матрицы. Что же представляют собой настоящие печати такого рода? Несомненно, были и односторонние печати (см. знак οινο на оттиске #177). Судя по рисунку, этот знак не входил в какую-либо словесную конструкцию, а употреблялся изолированно. Скорее всего, на затычках винных сосудов. Аналог такого использования знака – надписи на пифосах, выполненные письмом А: КН Zb 36, КН Zb 37, КН Zb 38, PKZb 22, PKZb 24. И если существовали односторонние печати со словом πατι, то они принадлежали людям одной из самых низких ступеней (но выше рабов, общинников, не входящих в общину жителей и т.д.) бюрократической лестницы Крита. Сюда относились главы мелких общин, населённых пунктов, главы семей, родов, артелей, владельцы земельных наделов, старших в сообществах рыбаков, пастухов и т.д. Резьба знаков на таких печатях особой изысканностью не отличается (см. #150[12], #159[5], #161[7], #170[16])» [6]. И далее он приводит изображения этих печатей, которые я показываю на рис. 10 слева, тогда как справа даю своё чтение этих надписей. Сюда же я присоединяю чтение слова якобы ПАТИ, а также чтение еще двух слов, о которых Лагутин пишет чуть ниже.

    Продолжу цитирование: «Аналог минойскому πα-τι мы находим, как это будет ни странно, в нашей российской современности. Это директор, слово, встречающееся на каждом шагу в огромном многообразии нашей социальной и производственной деятельности.

    И всё же односторонность оттисков таких печатей с точки зрения содержания обманчива. Эта сторона может быть одной из сторон в 2-х, 3-х, 4-х сторонних печатях, правда, издатели CHICуказывается на это в заголовках разделов (например, «Empreintesvenantdematrices à 3 faces» или «Empreintesvenantdematrices à 4 faces» = «Оттиски, сделанные с 4-х сторонней матрицы»). А что на других сторонах печатей? Не может быть, чтобы там ничего не было. В этом предположении нас укрепляет слово ωπα = ο-παων – слуга, часто встречающееся в этих «односторонних» оттисках. Обычный слуга человека невысокого ранга вряд ли мог иметь свою печать. Значит, должно быть, по крайней мере, ещё одно слово, ещё одна сторона печати, где слуга обретал законность, слуга чей или слуга какой (см. #145, #147)» [6].

    Если, действительно, приведенная им печать читается ПАТИ (ПАТЕР), то с логикой Лагутина можно согласиться. Однако, как я показал в работе [7], критские печати в основном написаны руницей, в которую вплетаются руны Рода, но лигатуры стилизуются под изображения предметов. Поэтому чтение этого значка будет просто: НАНОСИТЬ. Это – ремарка тем, кто будет копировать данную надпись, рис. 10, а вовсе не подпись директора.

    Остальные печати тоже не имеют значения СЛУГА, поскольку слуга никогда не занимал в обществе того положения, чтобы нечто писать и еще закреплять собственной именной печатью с надписью СЛУГА. Если же читать знак 161 знаками рун Рода и руницей, то мы увидим надпись Е БЕЧАТА, то есть, ЕСТЬ ПЕЧАТЬ. Иначе говоря, для удостоверения не слишком важных документов можно было приложить оттиск этой печати.

    Точно такую же легенду имеет и печать 150, где читаются только два первых слоговых знаков. А на печати 170 я читаю чуть более длинную легенду: СА БЕ ЧА ТЬ Ю Р Ю РИ КА, то есть, С ПЕЧАТЬЮ РЮРИКА. Оттиск этой печати мог прилагаться к документам уже более важным.

    Довольно любопытна легенда и на знаке 159, где можно прочитать подпись: БЕ ЧА ТА СЕ ВО ОЙ СЬ КА, то есть, ЭТО ПЕЧАТЬ ВОЙСКА. Такого рода печатью можно закреплять воинские приказы. Как видим, никакого ПАТИ, ПАТЕРА, ГЛАВЫ ОБЩИНЫ, ВЛАДЕЛЬЦА ЗЕМЕЛЬНЫХ НАДЕЛОВ, СТАРШЕГО АРТЕЛИ или ДИРЕКТОРА в этих надписях абсолютно нет.

    Теперь рассмотрим якобы подпись СЛУГИ в виде печати. На печати 145 можно прочитать слова: РУ СЬ, С Е БЕ ЧА ТЬ КИ, то есть, РУСЬ, ЭТО ПЕЧАТИ. А на печати 147 легенда гласит: ВО Й СЬ КА С Е БЕ ЧА ТА ВО Я, или, иначе, ЭТО ПЕЧАТЬ ВОИНА   ВОЙСКА. Воин, однако, – это не слуга!

    Таким образом, с помощью рун Рода и руницы были прочитаны все знаки легенд на печатях, что не имеет ничего общего с предположениями В.А. Лагутина.

     

    Рис. 11. Надпись на керамическом изделии из Тролоса и их чтение надписей в [8]

    Надпись на линейном А.

    Эту надпись, рис. 11, я заимствую из работы [8], поскольку мне интересно также прочитать хотя бы одну новую надпись линейного А. Но сначала я продемонстрирую, как эту надпись читают авторы работы [8]: «Уцелевшие слоги: «а-гъи-це-ри-ва-йа. Гьа-зу-кку-ги-йа-ц! а-ц1а-ра-хуь ла-на-к1а-… на-кка-чи…». Повторяется надпись рис. 132. Слоговой состав: (1) а-гъи-це-ри-ва-йа гьа-зу-к1у-ги (2) Йа-ц1а-ц1а-ра хуь-ла-на-к1а-на-чи …(3) … на-кка-чи-ру… Транскрипция: (1) а(м) гъи-це-ри(н) ва(н) йа. Гьа зу к1у(в) ги(й)(2) йа(р) ц1а(р)-ц1а-ра хуь(й). Ла-на (з) к1а-на-чи(р)… (3) …-на-кка-чи-ру-…(?). Русский перевод: «Это — голос богов. Ту целующуюся со мной воз­любленную (пусть) обережет «Царцар». Лану не понравилось (…?)».

    Я полагаю, что никаких ЦАРЦАРОВ и ЛАН на данной надписи не существует – здесь авторы изощряются, пытаясь прочитать лигатуры рун Рода и руницы по аналогии с линейным письмом Б. Но я показал в статье [9], линейное письмо А состоит именно из них. Так что я буду читать именно в этом стиле. Моё чтение показано на рис. 12.

    Рис. 12. Моё чтение надписи на керамическом изделии из Тролоса

    Чтение я начинаю с явной надписи на верхней части эмблемы. Тут я читаю: ТО СЬ ВЯ ТА Я РУСЬ КРАЯ ЯРА РЮРИКА. Как обычно, двухбуквенными слогами я помечаю руны Макоши (руницу), отдельными буквами или слитным написанием – руны Рода. Это – левая половина верхней надписи. А на нижней половине написано: МИРА РЮРИКА ЯРА СКЛАВЯН МАСКА ВИМАН. Иначе говоря, МИРА ЯРА РЮРИКА СЛАВЯН ЭМБЛЕМА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ.

    Далее я читаю надпись на правой диагональной части: СИ 2-Х ВИМАН ЯРА РЮРИКА 33 АРКОНЫ ЯРА ВОИНА ВОЙСКА, то есть: ЭТО – ВОЙСКА ЯРА ВОИНА ДВУХ ВИМАН ИЗ ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО. На нижней части я читаю слово МИМА, а на левой диагонали – слова: ЯРА ВЕРНЫЯ ЯРА ХАРАОНА. Иначе говоря, ВЕРНЫЕ ВОЙСКА ЯРА ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА.

    Под верхней строкой тоже существуют надписи, но неявные. Так, непосредственно под верхней строкой я читаю слова: РЮРИКА ХАРАОНА ЯРА РУСИ РЮРИКА МАСКА. Иначе говоря, ЭМБЛЕМА РЮРИКА ХАРАОНА ЯРА РУСИ РЮРИКА. А строкой ниже читаются слова: 33 АРКОНЫ ЯРА. Хотя они повторяют то, что было написано выше, однако на верхней строке номер Арконы был не очень чётким, и в нём можно было ошибиться. Зато теперь принадлежность эмблемы к ЛАДОГЕ-ХЕРСОНЕСУ ТАВРИЧЕСКОМУ сомнений не вызывает. Наконец еще строкой ниже можно прочитать датировку: 8 ГОД ЯРА. Это – уже привычный год победы Рюрика над своими врагами, 864 ГОД Н.Э.

    Так что никаких подписей АГЪИ ЦЕРИВАЙЯ ГЬЯЗУКЛУГИ тут нет, это – фантазии авторов работы [8].    

    Этрусское зеркало.

    Я давно не рассматривал именно этрусские зеркала, сосредоточившись на более ранних рельефных крышках. А сейчас я решил остановиться именно на зеркалах.

     

    Рис. 13. Этрусское зеркало якобы с тремя обнаженными женщинами

    Зеркало из Берлинского музея.

    Это зеркало можно встретить на сайте https://ru.pinterest.com/pin/322288917055591925/. Оно находится в отделе античных собраний в Государственном музее Берлина и сделано из бронзы. Действительно, три танцующие обнаженные дамы – это необычно. Правда, рассмотреть изображение довольно сложно, поскольку на этой стороне зеркала много поврежденных участков. Однако рассмотрение зеркала я решил начать не с гравированной «спинки», а с раскрашенного «лица». Оно тоже не свободно от дефектов. Эту сторону, усиленную по контрасту, я решил показать на рис.14. На первый взгляд, на нём имеется множество ликов в разных ракурсах.

    Чтение надписей я решил начать с самого верха на рис. 15. Здесь я читаю слова: МИМА МАРЫ ХРАМА РЮРИКА. Это – уже интересно. А правее и ниже я читаю слова: МАСКИ ВАРЯГА РЮРИКА. Словосочетание МАСКИ РЮРИКА означает ПОРТРЕТЫ ВОИНОВ. Чуть левее написано: ВОИНЫ ВИМАН МАРЫ. Иначе говоря, стало понятно, портреты каких воинов изображены на лицевой части зеркала.

     

    Рис. 14. Лицевая сторона этрусского зеркала в усиленном контрасте

    А далее я перехожу к рассмотрению лиц воинов. Лик № 1 находится примерно на средней линии зеркала слева. Это – правый профиль мужского лица с бородой, усами, треугольным носом и едва заметным глазом, спрятанным за большое стекло лётных очков. А уровне глаз и ниже я читаю слова: ВАРЯГА ВОИН ВИМАН.

    Лик № 2 я выделяю на черенке ручки на переходе от тела зеркала к ручке. Это – мужское лицо анфас, с большими усами, но скромной бородкой, прямым и несколько удлинённым носом. Можно предположить, что воин находится в лётных очках. Над ликом можно прочитать текст: РИМА ВОИНЫ, а ниже – продолжение: ВИМАН МАРЫ.

    Немного выше и правее лика № 1 можно видеть лик № 3, расположенный в правый профиль. У этого лица нос в профиль, небольшие усы и небольшая бородка, небольшие глаза и небольшие бакенбарды. А между этим ликом и краем зеркала можно прочитать надпись: ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА, и ниже – ХРАМА РИМА МАРЫ. А еще правее можно прочитать такие слова: И 3 МАСКИ ИС МАРЫ РУСИ, что означает: И ТРИ ИЗОБРАЖЕНИЯ (ВОИНОВ) ИЗ ЕВРАЗИИ.

     

    Рис. 15. Моё чтение надписей на лицевой стороне зеркала

    Лик № 4 находится правее лика № 4 и впритык к нему. Это – мужское лицо анфас, с усами, имеющими две торчащие по обе стороны середины дуги, небольшую бородку, прямой короткий нос и лётные очки. А на этом лице (начиная со лбы и до подбородка) можно прочитать слова: МАСКИ МАРЫ МИРА ЯРА. Эта надпись предшествует предыдущей, о 3 МАСКАХ ИЗ РУСИ МАРЫ. А словосочетание МАСКИ МАРЫ означает ИЗОБРАЖЕНИЯ ПАВШИХ ВОИНОВ. Так что у жрицы Мары всегда перед глазами должны были бы стоять изображения погибших воинов виман Мары.

    На нижней части зеркала, примерно на предпоследней строке, можно вдеть надпись крупными буквами (середина строки): СТАНА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. А верхняя правая часть лика № 4 образует лик № 5, мужское лицо анфас, напоминающее лицо индийского князя, с клиновидной бородкой и раздельными диагоналями усиков. На этом лице можно прочитать слова: РЮРИКА ВОИНЫ.

    Наконец внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой, можно прочитать датировку: 5 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.  

    После прочтения этих надписей у меня возникло впечатление, что именно в этот год Рюрику понадобился авторитет мим Мары различных храмов, чтобы с их помощью поддержать мобилизацию новых воинов виман взамен павших. Однако я хотел бы прочитать надписи и на обратной стороне зеркала – там, где изображены дамы.

    Рис. 16. Оборотная сторона зеркала в обращенном цвете

    Для того, чтобы лучше рассмотреть картинку на оборотной стороне зеркала, я рассматриваю его центральную часть в обращенном цвете, рис. 16. И что же здесь видно? Никаких трёх обнаженных женщин: справа – обнаженный юноша, в центре – обнаженная женщина, слева – еще один обнаженный юноша на фоне крыльев. Так что название зеркала отражает небрежность того автора, который его сфотографировал (это – некий Devinc).

    Замечу, что меня часто критикуют за мельчайшие оплошности, но такой критики никогда не подергаются ни археологи, которые часто откровенно лгут, ни иностранные любители древностей, чьи ошибки легко прощаются.

    Сначала я читаю в обращенном цвете надписи на округлой рамке. Сверху читаются слова: ВИМАНЫ ВОИНОВ МАРЫ, то есть, ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ. А на нижней части рамки – слова: МАСКА МАРЫ. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЯ УМЕРШИХ, в данном случае ВОИНОВ.

    Но причём здесь женщина? – Для ответа на этот вопрос, необходимо прочитать подписи на каждом персонаже, рис. 17.

     

    Рис. 17. Моё чтение надписей на обратной стороне зеркала в прямом цвете

    Я начинаю исследование с правого персонажа. На его голове можно прочитать слова: ВОИН ВИМАН МАРЫ. Полагаю, что это – обобщённые образ. Правее я читаю продолжение этой подписи: АРКОНЫ ЯРА 30. Иначе говоря, это ВОИН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ТИПА САМОЛЁТА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    А на голове единственной обнаженной женщине можно прочитать несколько слов: РИМА ВОИНА ХРАМА ВИМАН МИМА МАРЫ АРКОНЫ 30. Иначе говоря, перед нами – ЖРИЦА ХРАМА МАРЫ ВОИНСКОГО ХРАМА ВТОРОГО РИМА, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА. Получается, что между воинами самолётов из Западного Каира и храмом русской богини Мары воинов виман «любовь» началась только на пятый год Яра. Следовательно, до того никакой «любви», то есть, взаимопонимания между воинами виман и храмом, основанным ради них, не было. И только с пятого года такое взаимопонимание появилось. А это – очень важная внутренняя победа Рюрика.

    Но кто способствовал налаживанию этого взаимопонимания? – Полагаю, что это – юноша слева с распростёртыми крыльями, некто вроде ангела. На нём, над головой и ниже, на всём теле можно прочитать слова: ХРАМ ВАРЯГА ВОИНА РИМА-2 В АРКОНЕ 33. Иначе говоря, ХРАМ ВОИНА ВАРЯГА РЮРИКА РИМА-2 (ЗАПАДНОГО КАИРА) В ЛАДОГЕ-ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ. Получается интересный расклад: исходный храм воинов Западного Каира был переведен в Ладогу, а в Западном Каире был создан новый храм воинов виман, который, однако, оказался довольно прохладным к запросам воинов виман. И лишь на пятый год Яра он повернулся лицом к своей пастве, к воинам виман, но под воздействием старого храма воинов, передислоцированного в Ладогу.

    Так что данное этрусское зеркало отразило очень важный этап внутренней политики Рюрика в первые годы его военных действий на посту хараона.

    Обсуждение.

    Уже который раз, исследуя новости археологии, я получаю интересную информацию (где-то небольшую, где-то очень важную) о деятельности Рюрика и его воинов. Естественно, что в арсенал средств передвижения воинов виман для передвижения по снежной шапке гор ходили снегоступы. Это вполне естественно, и столь же естественно, что археологи Италии приписали снегоступы своим предкам, отодвинув их на 5800 лет.

    Изделия Западного Каира и Афин оказались, в том числе и на Кипре. А находка весьма интересного палеонтологического материала в Германии оказалась вторичной, поскольку до них эту находку в 859 году н.э. сделали воины виман из Западного Каира, на что современные археологи не обратили ни малейшего внимания. Но я накапливаю статистику того, что хранилось как в пещерах, так и на открытой местности в сохранах храма Мары. При накоплении достаточно большого числа примеров я смогу сделать обзор этих кунсткамер времен Рюрика, чтобы понять уровень развития палеонтологии того времени.

    Весьма интересна и находка статуэтки жреца храма Мары воинов виман Мары в Чатал-Хююке. Википедия пишет: «Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Хююк (тур.Çatalhöyük[tʃaˈtal.højyk], также арм. Եղանիկи Çatal Hüyük, в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья (южная Анатолия). Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало до 5600 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение армянской, византийской эпохи».

    Как же так? Ведь выясняется, что речь идёт о IXвеке н.э., причем рисунок 6 из нашей статьи соответствует рисунку 3 из Википедии с подписью «Современный вид раскопок». Но, возможно, я ошибся, и где-то среди неолитического города затесался более поздний храм Мары? Я решил проверить, но сначала прочитал дальнейший абзац Википедии: «Чатал-Хююк использовался местными жителями как место для выпаса скота, с которым были связаны определённые суеверия. 10 ноября 1958 года три исследователя от Британского института археологии в Анкаре Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Меллаарт приметили холм в ходе поисков ранних поселений на плато Конья. В тот же день были обнаружены три находки керамики и обсидиана, стало ясно, что холм является огромной находкой эпохи неолита. Меллаарт до 1961 года был занят на раскопках Хаджилара, вернувшись с женой, работавшей фотографом, и турецкой группой, они начали крупные раскопки, которые продолжались до 1965 года. Под руководством Джеймса Меллаарта в Чатал-Хююке работал датский палеоботаник Ганс Хелбаек из Национального музея Дании. Хелбаек обнаружил большое количество домашней пшеницы (однозернянки и двузернянки), ячменя и гороха. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века». И в качестве иллюстрации приводится вторая фотография с подписью: «Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта», рис. 18.

     

    Рис. 18. Чатал-Хююк после раскопок Меллаарта и моё чтение надписей

    Я решил почитать названия построек на двух ближайших зданиях. На стене левого здания можно прочитать слова: ВОИНОВ ВИМАН ЯРА ХРАМ МАРЫ. – О каких виманах может идти речь в неолите? – А на здании справа я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, это храмы ЭПОХИ РЮРИКА, а не неолита!

    Понятно, что пока я не хочу сказать, что вся датировка Чатал-Хююка неверная, для этого нужно провести дополнительные исследования, однако то, что часть этого древнего города относится к эпохе Рюрика, несомненно.

    Далее я перехожу к Нутному раскопу Великого Новгорода, где был обнаружен инструмент для оставления выдавленных надписей на бересте. Сама по себе находка писала не может считаться выдающейся – это не очень крупный артефакт, свидетельствующий о грамотности жреца, что само по себе является тривиальным утверждением. Однако меня заинтересовала великолепная отделка этого письменного прибора, которая делает его предметом роскоши (в понимании великолепной росписи предмета аскетичной монашеской культуры). Получается, что через 75 лет после миропомазания Яра Рюрика на пост хараона началась имущественная дифференциация – верхушка ведических монахов стала жить богато.

    Собственно, на этом новости археологии закончились, и меня стали интересовать эпиграфические дешифровки, где я добавил материал в дешифровки Критского эпиграфического и Критского линейного «А» письма. А еще я добавил рассмотрение одного, вовсе не популярно этрусского зеркала (я не видел его в монографиях и исследованиях этрускологов-энтузиастов). Оно даже названо неверно. Но оно показывает, что 5-й год Яра Рюрика оказался переломным в отношениях между воинами и жречеством. А именно: 4 года храм Мары в Западном Каире, организованный, видимо, взамен переведенного в Ладогу, негативно относился к воинам виман Рюрика. Иначе говоря, сам Рюрик был и воином, и жрецом, а на его основной воинской базе в Западном Каире контакта между винами и монахами не было!

    Итак, из данного зеркала можно было сделать прямой исторический вывод. И получилось, что это зеркало относилось к IXвеку н.э., хотя Википедия пишет: «В 225 году до н. э. этруски сражались на стороне Рима с галлами при Таламоне. Также ни один этрусский город не поднял восстания во время второй пунической войны.

    После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II—I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей».

    Но получается, что спустя почти тысячу лет этруски комментировали на своих зеркалах эпоху Рюрика. так что, как я и утверждал прежде, история этрусков искусственно передвинута в древность примерно на тысячу лет.

    Заключение.

    Как обычно, результаты археологических раскопок приносят массу интереснейших подробностей о русской цивилизации эпохи Рюрика.

    Литература.

    1. Снегоступ 3800 года до н.э. найден в Европе. 18 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/3800.html#more

    2. Археологи из Швеции обнаружили древние склепы элиты киприоты. 18 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_86.html#more

    3. В эоценовых отложениях найдена змея, проглотившая ящерицу с жуком в желудке. 17 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_22.html#more

    4. В Турции нашли статуэтку возрастом 8 000 лет. 17 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/8000.html#more

    5. Археологи на раскопе Нутный IV нашли кость с изображением голов козла и человека. 17 сентября 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/iv.html#more

    6. Лагутин Владимир Алексеевич. Критское письмо. Дешифровка иероглифической и линейной А письменностей. Источник: http://www.cryt.narod.ru/book1.html

    7. Чудинов В.А. Попытка русского чтения критских печатей. – Сайт chudinov.ruот 2 февраля 2007 года

    8. Яралиев Я.А., Османов Н.О. История лезгин. Том I. Пеласги. Дешифровка и интерпретация линейных писем. Линейное письмо А.Пеласги (III-II тыс. до н.э.). Т. 1.  —М: 2003. — 532 с. Главы Х.2. Линейное письмо А

    9. Чудинов В.А. Моё первое чтение письма «Линейное А». – Сайт chudinov.ruот 16 сентября 2016 года

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову