¬оины виман в јвстралии и другие новости археологии

„удинов ¬алерий јлексеевич


 Ќынешние новости археологии оп€ть оказались сенсационными. ¬от заметка [1]: «”ченые из јвстралии полагают, что наскальна€ живопись в пещерах расположенного на северо-западе континента района  имберли может оказатьс€ самой древней на планете. "— помощью фотолюминесцентного датировани€ мы установили, что рисунок на потолке одной из пещер был создан по меньшей мере 16 тыс€ч лет назад", - рассказала журналистам профессор ƒжун –осс, котора€ возглавл€ет продолжающуюс€ уже более трех лет работу научной экспедиции ”ниверситета Ќовой јнглии.

ќглавление:
  • Ќачало статьи.
  • ’рам ћары воинов виман в  ерчи.
  • «олотые украшени€ воинов виман.
  • –имское золото в ”нгенах.
  • —осуды из Ћаоса.
  • —осуды с кладбища микенского периода.
  • Ѕогин€ со зме€ми.
  • ќбсуждение.
  • «аключение.
  • Ћитература.
  • Ќачало статьи.

    –ис. 1. Ќаскальна€ живопись јвстралии и моЄ чтение русских надписей

    ‘отолюминесцентное датирование – физический метод датировки, основанный на определении момента времени, когда минерал в последний раз находилс€ на свету. "ќднако 16 тыс€ч лет – это минимальный срок, поскольку этим сроком мы датировали не сам рисунок, а окаменелые остатки осиных гнезд, по€вившихс€ на его поверхности гораздо позже, – уточнила она. – “аким образом рисунок, скорее всего, был создан значительно раньше". –осс напомнила, что первые следы пребывани€ человека в јвстралии датируютс€ примерно 56 тыс. лет тому назад, и что в 2014 году были открыты образцы древней наскальной живописи в пещере на индонезийском острове —улавеси, которым по меньшей мере 39 тыс€ч лет. "ћы полагаем, что рисунки в австралийских пещерах создали люди, перебравшиес€ в јвстралию на лодках с территории соседней »ндонезии, – по€снила археолог. – ѕролив между  имберли и »ндонезией во врем€ ледникового периода был очень узким". "ƒо сих пор самыми древними считаютс€ наскальные рисунки в одной из пещер »спании, которым около 40 тыс€ч лет, – напомнила –осс. – ѕоскольку ранее были обнаружены следы пребывани€ человека на береговой линии северо-запада јвстралии, оставленные по меньшей мере 36 тыс€ч лет назад, а наскальные рисунки на —улавеси были созданы еще раньше, мы надеемс€, что в будущем с помощью новых методов датировани€ сумеем побить испанский "рекорд"».

    ¬ данном случае применен новый физический метод датировани€ – фотолюминесцентный. ¬икипеди€ называет его оптическим датированием: «ќптическое датирование — физический метод датировки, основанный на определении момента времени, когда минерал в последний раз находилс€ на свету. »спользуетс€ в геологии и археологии. »ногда используютс€ другие названи€ метода — оптически стимулируемое люминесцентное датирование (ќ—Ћ-датирование) и фотолюминесцентное датирование (‘Ћ-датирование).

    “ипичный диапазон определ€емых возрастов — от нескольких сотен до 100 000 лет. —пособ надЄжен, когда используютс€ подход€щие методы с надлежащей калибровкой. ¬озрасты вне этого диапазона также могут быть определены, но с меньшей надЄжностью. ѕогрешность определени€ возраста при оптимальных услови€х составл€ет около 5%.  ритический момент в оптическом методе датировани€ — было ли достаточным экспонирование дневным светом минеральных гранул прежде, чем они были засыпаны. Ѕольшинство эоловых отложений, типа дюн и лЄсса, а также некоторые делювиальные отложени€ удовлетвор€ют этому критерию».

     акие физические процессы лежат в основе этого метода? – «¬се минералы содержат следовые количества радиоактивных элементов, включа€ уран, торий, рубидий и калий. ќни медленно распадаютс€ в течение долгого времени, и испускаемое ими ионизирующее излучение поглощаетс€ другими элементами почвенных отложений, в частности, кварцем и полевым шпатом. ¬озникающие радиационные повреждени€ сохран€ютс€ в виде дефектов кристаллической решЄтки, которые €вл€ютс€ акцепторными электронными ловушками. ≈сли облучить образец синим, зелЄным или инфракрасным светом, кристалл будет люминесцировать, поскольку сохранЄнна€ в дефектах энерги€ будет высвобождатьс€ в виде света. »нтенсивность люминесценции измен€етс€ в зависимости от поглощЄнной дозы радиации, накопленной в течение времени, пока образец находилс€ в темноте. –адиационные повреждени€ накапливаютс€ со скоростью, определ€емой количеством радиоактивных элементов в образце. Ёкспозици€ дневным светом сбрасывает накопленную в дефектах решЄтки энергию, и таким образом можно определить врем€, в течение которого образец находилс€ в темноте.

    ќптическое датирование — один из нескольких методов, в которых возраст вычисл€етс€ как отношение полной поглощЄнной дозы излучени€ к мощности поглощЄнной дозы. ћощность поглощЄнной дозы определ€етс€ по содержанию радиоактивных элементов (K, U, Th и Rb) в образце и его окружении и мощности дозы от космических лучей. ћощность дозы находитс€ обычно в диапазоне 0,5 — 5 грей/1000 лет. ѕолна€ поглощЄнна€ доза радиации определ€етс€ путЄм возбуждени€ светом определЄнных минералов образца (обычно кварц или полевой шпат) и измерени€ испускаемого в результате света. ‘отоны испускаемого света должны иметь более высокие энергии, чем возбуждающие фотоны, чтобы избежать фона от обычной фотолюминесценции. ¬озраст образца, в котором минеральные гранулы были экспонированы дневным светом в течение хот€ бы нескольких секунд, сбрасываетс€ в ноль; при возбуждении светом он уже не будет испускать никаких фотонов такого рода. „ем старше образец, тем больше света он испускает». – ѕоследнее предложение можно понимать так: чем старше образец, тем точнее датировки. » если это 5% при 100 тыс€чах лет, то, возможно, дл€ 50 000 лет ошибка составит уже пор€дка 20%, дл€ 25 000 лет – пор€дка 40 %, дл€ 18 000 лет – пор€дка 80 %, что заведомо неточно.

     огда метод был изобретен? – ¬икипеди€ отвечает: «ќптическое датирование было изобретено ƒэвидом ’антли и коллегами в 1984 году на физическом факультете ”ниверситета —аймона ‘рейзера в Ѕританской  олумбии ( анада). ћетод вскоре стал использоватьс€ лабораторией ћартина Ёйткена в ќксфорде (јнгли€), но в течение многих лет примен€лс€ только этими двум€ группами. “еперь во всЄм мире существуют многочисленные лаборатории, использующие оптическое датирование, хот€ большинство их наход€тс€ в ≈вропе».

    “ак что данный метод основан на применении двух процессов, которые были исследованы в ’’ веке: фотолюминесценции под действием ультрафиолетового излучени€, и радиоактивного распада, привод€щего к деформаци€м кристаллической решетки. «»змер€емые минералы — это обычно кварц или полевой шпат с гранулами размера песчинок, либо неразделЄнные гранулы размера пылинок. ” обоих вариантов есть преимущества и недостатки. ƒл€ кварца обычно используетс€ синий или зелЄный возбуждающий свет и измер€етс€ эмисси€ в близком ультрафиолете. ƒл€ полевого шпата или пылевидных гранул обычно используетс€ возбуждение в ближнем инфракрасном спектре и измер€етс€ фиолетова€ эмисси€».

    ѕочему исследовались не сами рисунки, а окаменевшие остатки осиных гнЄзд? – „тобы не повредить сами рисунки. ƒатировка была проведена с невысокой точностью (ошибка должна была составить около 50 % в обе стороны, то есть, возраст составл€л 16±8 тыс€ч лет, от 8 до 24 тыс€ч лет. јрхеологи обычно слепо довер€ют физическим, достаточно грубым методам, полага€, что они привод€т к точной датировке.

    ј что говорит эпиграфика? –усские надписи имеютс€ и вверху, и внизу. я сначала читаю надписи внизу, сначала в пр€мом цвете слово ћј–џ, затем в обращенном цвете – слова ¬ќ»Ќќ¬ ¬»ћјЌ, и снова в пр€мом – слово ’–јћ. “ак что данна€ пещера района  емберли €вл€лась храмом ћары воинов виман, еще одним пещерным храмом. «амечу, что наверху, вокруг изображени€ 1, написано такое же словосочетание, ћј–џ ’–јћ, которое повтор€ет предыдущее, так что € его не показываю на поле дешифровки.

    ѕродолжа€ чтение, € прихожу к тексту: ћј— » » Ћ» » »« »—“ќ–»» » –”—» –ё–» ј. “екст подобного содержани€ € читаю впервые. »наче говор€, надпись показывает на существование двух изображений: одно сделано самими воинами виман (»«ќЅ–ј∆≈Ќ»я –”—» –ё–» ј), а другое происходит »« »—“ќ–»» данного места.

    ќсталось пон€ть, какие изображени€ €вл€ютс€ древними, а какие – молодыми. – ѕочти всю площадь картины занимают геометризированные изображени€ лучников, как пеших, так и на лошад€х. ¬ерхова€ лошадь была освоена в историческое врем€, а лук, хот€ и был изобретен в мезолите, но у верхового всадника он по€вилс€, как можно прочитать в академической историографии, при нападении персов на греков. “ак что ¬—≈ рисунки, сделанные красной охрой, принадлежат воинам виман.

    »з данного изображени€ можно пон€ть боевой пор€док: сначала шел дозорный, который, поднима€ руки, знаками показывал, куда и как должны скакать всадники. «атем следовал, видимо, командир эскадрона, который на изображении обведен рамочкой из листьев. Ќа его лошади видна попона, на которой можно прочитать подпись: ¬ќ»Ќџ ћј–џ ’–јћј. Ёта подпись подтверждает мою атрибуцию. ¬ правой руке командир держит не копьЄ (которое можно видеть у следующего всадника), а, видимо, или щит, или дубину, возможно, палицу.

    «а командиром следую иные воины: с копьЄм, затем – с луком, поодаль – снова с дубиной. »х сопровождает еще один эскадрон из 4 всадников, изображенный выше. ѕехоты мало: мы видим только двух лучников между эскадронами.  роме того, перед ними на той же строке можно видеть третьего лучника на полузатЄртом изображении. ”дивл€ют какие-то три птицы, бегущие между лучниками и тоже принимающие участие в нападении.

    „то же касаетс€ подлинных рисунков аборигенов, то они выполнены чЄрным цветом. Ќаверху сначала можно увидеть изображение чуть левее центра: это птица, напоминающа€ фламинго и сто€ща€ на одной ноге в левый профиль (лик є 1). ѕравее и ниже, но уже с некоторым затруднением можно обнаружить сид€щую птицу, изображенную также в левый профиль и напоминающую тукана (лик є 2). ћежду ними, но чуть выше, с еще большим трудом можно заметить пар€щую птицу на виде снизу (лик є 3). Ќо аборигены изображали не только птицы, но и наземных зверьков, что видно выше лика є 2, но на той же вертикали, оп€ть в левый профиль (лик є 4).

    “аким образом, помимо двуслойных берест€ных грамот, папирусов, дощечек и шелковых тканей, а также египетских рельефов, существовали и «двуслойные», точнее, «двухвременные» изображени€, то есть, на рисунки палеолита были наложены рисунки воинов виман эпохи –юрика. 

    ’рам ћары воинов виман в  ерчи.

    «десь заметка такова: «јрхеологи уверены, что разработка карьеров р€дом с земл€ми ¬осточно- рымского заповедника в Ћенинском районе  ерчи нанесЄт непоправимый ущерб истории и культуре. јрхеолог Ќиколай ¬инокуров, руковод€щий јртезианской экспедицией почти 30 лет, как обычно, на летний сезон отправилс€ в  ерчь, чтобы продолжить исследование городища јртезиан.

     

    –ис. 2. Ќиколай ¬инокуров указывает на древние блоки

    ¬ начале августа во врем€ раскопок к нему подошЄл мужчина и сказал: "ƒайте мне лопатку". јрхеолога, который несколько дес€тков лет боретс€ с налЄтами чЄрных копателей, эта просьба насторожила, поэтому он поинтересовалс€, зачем незнакомцу понадобилась лопата.

    — ј мы разведку проводим, тут песок будем добывать, — услышал в ответ ¬инокуров. “ак археологу, руководству ¬осточно- рымского историко-культурного заповедника, в состав которого входит јртезиан, и местной власти стало известно о том, что ћинистерство экологии и природных ресурсов  рыма выдало лицензии на поиск и оценку месторождений строительного песка на площади 300 га в Ћенинском районе  ерчи в непосредственной близости с городищем и некрополем јртезиан.

    “огда они обратились в ћинэкологии с просьбой исключить прилегающие к заповедным земл€м территории из перечн€ участков недр местного значени€, утверждЄнного приказом в марте 2016 года, а также отозвать выданные лицензии на разработку карьеров. — аналогичной просьбой обратилась в ведомство и министр культуры  рыма јрина Ќовосельска€, написав письмо министру экологии и природных ресурсов региона √еннадию Ќараеву (есть у Ћайфа).

    ¬ ответ чиновники ћинэкологии за€вили, что археологический пам€тник — городище јртезиан — не входит в границы участка, на который выданы лицензии, а расположен северо-восточнее. ѕри этом они подчеркнули, что лицензии, выдающиес€ на срок до п€ти лет, предоставл€ют право на геологические изыскани€ без права добычи и разработки.

     

    –ис. 3. ‘рагмент той же фотографии, но более контрастный

    “олько в случае открыти€ месторождени€ полезных ископаемых недропользователь на основании проекта может приступить к процедуре земельного отвода и разработке месторождени€, — за€вили чиновники в официальном обращении, размещЄнном на сайте министерства. Ќиколай ¬инокуров, который сейчас находитс€ в  ерчи, рассказал Ћайфу, что уже прокладываетс€ нова€ дорога, веро€тно, до тех участков, на которые выданы лицензии.

    — ƒва года назад там уже бурили с целью разведки. Ќа дн€х мне позвонил один эколог и сказал, что пробита наполовину дорога в сторону северного водораздела урочища јртезиан к одному из планируемых карьеров. » дорога пробита насквозь — через пол€, хоз€йственные земли, через пам€тники археологии. 

    ќна ни с кем из местных властей не согласовывалась. Ёти земли имеют статус сельскохоз€йственных. ѕо закону на них вообще ничего нельз€ делать, тем более карьеры, — сказал археолог. ќн также отметил, что на территории, отданной под карьеры, наход€тс€ артезианские скважины, €вл€ющиес€ дл€  ерченского полуострова стратегическим запасом питьевой и технической воды.

    — ≈сли всЄ раскопают, вода уйдЄт, не будет выхода на пастбища местным животным. Ёто будет рукотворна€ экологическа€ катастрофа, — считает Ќиколай ¬инокуров. — Ќа этой территории обитает немалое количество краснокнижных видов растений и животных. Ќо, насколько нам известно, экологическа€ экспертиза даже не была заказана.

     

    –ис. 4. ћоЄ чтение надписей на блоках кладки

    √лава ¬осточно- рымского историко-культурного заповедника “ать€на ”мрихина рассказала Ћайфу, что заповедник и археологи готов€т обращение главе  рыма —ергею јксЄнову с просьбой разобратьс€ в ситуации, поскольку министр экологии "не реагирует на наше письмо и на письмо министра культуры  рыма јрины Ќовосельской". 

    ¬ св€зи с этим руководство заповедника направило обращение прокурору Ћенинского района  ерчи —ергею ≈рЄменко с просьбой проверить законность действий ћинистерства экологии и природных ресурсов по разработке карьеров в урочище јртезиан.

    — –азработать на этих земл€х карьеры — значит загубить ¬осточный  рым. ћы не должны этого допустить, — сказала “ать€на ”мрихина Ћайфу. — ¬ 2014 году было поручение ¬ладимира ѕутина создать ¬осточно- рымский заповедник, и он был создан дл€ того, чтобы сохранить 7,5 тыс€чи пам€тников археологии, которые практически не исследованы и никогда не копались, за исключением нескольких городищ. 

     огда археологи провод€т раскопки перед началом любых строительных работ, они совершают уникальные находки. Ќедавно при исследовании территории, отведЄнной под проведение газопровода, археологи открыли архитектурно-археологический комплекс "Ѕоспорские ворота", аналогов которому в мире нет.  ак можно такие земли отдавать под карьеры? ƒиректор заповедника также отметила, что разработка карьеров по добыче известн€ка запланирована р€дом с ещЄ одним знаковым объектом — ћузеем истории обороны јджимушкайских камнеломен, который советские солдаты удерживали с 30 ма€ по 16 сент€бр€ 1942 года. ѕо словам ”мрихиной, земельный участок, на который выданы лицензии, находитс€ всего в 500 метрах от камнеломен».

     

    –ис. 5. ќбщий вид раскопок древнего города јртезиан

    ћен€ заинтересовало, на что именно указывает археолог Ќиколай ¬инокуров, рис. 2. ѕоэтому € увеличил фрагмент с блоками и усилил его по контрасту, рис. 3. “еперь € получил возможность рассмотреть надписи более внимательно, что € и делаю на рис. 4.

    —начала € читаю надписи на верхнем блоке под круглым отверстием, на строке на уровне носа археолога. ѕоскольку они написаны светлым по светлому, € обращаю изображение в цвете. » теперь тут можно зафиксировать слова: –»ћј –ё–» ј 30 ј– ќЌџ ’–јћ. »наче говор€, «јѕјƒЌќ√ќ  ј»–ј ’–јћ –ё–» ј.

    ј строкой ниже, череду€ буквы в пр€мом и обращенном цвете, € читаю слова: ¬ќ»Ќџ ¬»ћјЌ ћј–џ, то есть, ¬ќ»Ќџ Ћ≈“ј“≈Ћ№Ќџ’ јѕѕј–ј“ќ¬ —јћќЋ®“Ќќ√ќ “»ѕј. Ќа нижней строке среднего блока написано только одно слово: ¬ќ»Ќќ¬, а на верхней строке нижнего блока, слово —“јЌ. „уть правее, под рукой археолога можно видеть слово –ё–» ј, а на торце нижнего блока € читаю слова: ¬ќ»Ќќ¬ ’–јћ.

    “ак что в ленинском районе  ерчи более тыс€чи лет назад находилс€ стан воинов виман ћары –юрика, который в наши дни пытаютс€ разрушить, добыва€ на этом месте строительные материалы.

    «олотые украшени€ воинов виман.

    ќ них можно прочитать в такой заметке: «¬ Ўиликтинской долине ¬осточно- азахстанской области при раскопках кургана археологи обнаружили более 530 изделий из золота, сообщил агентству "»нтерфакс- азахстан" руководитель экспедиции, профессор кафедры археологии  азахского национального университета им. аль-‘араби јбдеш “олеубаев.

     

    –ис. 6. ќбщий вид золотых изделий и моЄ чтение надписей

    "јрхеологи обнаружили не просто украшени€, а произведени€ искусства – 530 уникальных золотых изделий. —реди них восемь крупных украшений, выполненных в "зверином" стиле, и несколько сотен мелких, не крупнее зерна проса. Ѕисер диаметром в один миллиметр, с припа€нным к нему крохотным ушком дл€ нашивки на одежду – не просто маленькое изделие, это произведение искусства", – сказал собеседник агентства. ѕо словам профессора, соедин€ть мельчайшие детали – очень тонка€ работа. ќна возможна только при использовании увеличительного стекла. “акой бисер встречаетс€ только в захоронени€х Ўиликтинской долины.

    "—пециалисты из Ёрмитажа были удивлены, увидев эти издели€, ведь чтобы осуществить пайку нужно нагреть крохотный кусочек металла до 1100 градусов. Ёти находки говор€т о том, что 28 веков назад наши предки владели техникой микропайки, в то врем€ как в ≈вропе такого и в помине не было", – отметил ј. “олеубаев.  роме того, в кургане найдены захоронени€ двух человек в разных могильных камерах. ќбе камеры оказались разграбленными. "Ќевозможно определить, какое количество золотых украшений изначально сопровождало правителей, лежащих здесь", – добавил археолог».

    »так, клад датируетс€ 28 веками, в чЄм € сильно сомневаюсь. ¬нешне издели€ напоминают «скифский звериный стиль», значительна€ часть которого оказалась издели€ми воинов и эпохи –юрика. ѕолагаю, что так будет и на этот раз, дл€ чего € читаю надписи. ќни выполнены в виде узоров.

    Ќа рис. 6 € перенумеровал те издели€, на которых € читаю русские слова. “ак, на изделии 2 в центре видно рукописное слово —≈ (¬ќ“), а ниже читаетс€ слово —“јЌ. —лово ¬ќ»Ќќ¬ написано на правой верхней части дуги. Ќа изделии 3 € читаю оставшиес€ слова: ¬»ћјЌ –ё–» ј. Ќа изделии 4 можно прочитать подтверждение: —≈ ¬ќ», то есть ¬ќ“ ¬ќ»Ќџ. Ќаконец, на левой части дуги издели€ 2 внизу можно прочитать датировку: 8 √ќƒ я–ј, то есть, в пересчЄте на привычное дл€ нас летоисчисление, 864 √ќƒ ќ“ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ’–»—“ќ¬ј. »наче говор€, IXвек н.э., а не XVIIIн.э.

    “ак что, к большому сожалению дл€ казахов, это не их предки владели техникой микропайки, в то врем€ как в ≈вропе такого и в помине не было. Ёто – воины –юрика, представители русской культуры, которые прилетели в степи будущего  азахстана на виманах.

     

    –ис. 7. «олотой браслет из ”нген и моЄ чтение надписей

    –имское золото в ”нгенах.

    ј эта заметка [3] о раскопках в ћолдавии: «¬ ходе работ по реабилитации ирригационной системы в районе ”нгены обнаружены золотые украшени€ времен –имской империи. ƒиректор национального агентства археологии ¬лад ¬орник сказал, что найдена сережка в виде амфоры, элементы других золотых изделий, также бусинки из агата и стекла, пр€слице. «ахоронение датируетс€ I-II веком н.э.

    ѕо словам ¬орника, нужны срочные спасательные исследовани€: «¬ ходе работ в значительной степени погребение было разрушено. «она должна быть защищена и тщательно изучена. ѕо закону координаторы проекта реабилитации ирригационных систем должны обеспечить финансовую поддержку дл€ исследований».

    ¬орник считает открытие чрезвычайно ценным: «ќчень мало таких открытий римской эпохи между ѕрутом и ƒнестром. Ёто уникальное открытие. ¬озможно, на востоке ”краины есть аналогичные открыти€. ѕосле тщательного изучени€ найденных украшений и специализированной литературы мы сможем сказать больше. Ќо, безусловно, речь идет о предметах c исключительной ценностью дл€ национального наследи€». ѕосле изучени€ археологами украшени€ будут представлены в национальном музее истории».

    ¬озникает вопрос, золотой браслет в виде змеи принадлежит какому –иму: »талийскому или –юрика в  аире? – ѕолагаю, что га этот вопрос можно будет ответить, прочитав надписи.

    —начала € читаю надписи на голове змеи. ѕерва€ строка находитс€ на верхней границе головы, но дл€ чтени€ ее необходимо повернуть на 180 градусов. ѕосле этой процедуры тут можно прочитать слова: –”—» ћ»–ј –ё–» ј. ”же послед нее можно сказать, что изделие принадлежало –иму –юрика.

    «атем € читаю надписи на теле змеи после золотой ленты поперек туловища. Ќа нижней строке тут написано: ћјя  ’ј–јќЌј я–ј –”—» — »‘»», что можно пон€ть, как ƒќ—“ќѕ–»ћ≈„ј“≈Ћ№Ќќ—“№ ’ј–јќЌј я–ј –”—» ј«»». ј строкой выше – ’–јћ –ё–» ј –”—» –ё–» ј. Ёта надпись подтверждает предыдущую.

    ¬нутри фрагмента, обведенного наверху белой рамочкой, € читаю датировку: 8 я–ј √ќƒ. ѕри пересчете на привычное дл€ нас летоисчисление, € прихожу к дате: 864 √ќƒ ќ“ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ’–»—“ќ¬ј. »наче говор€, тот год, когда –юрик победил и  итай в јзии, и –им в ≈вропе. », полагаю, по этому поводу и была изготовлена масса золотых изделий.

    Ќаконец, внутри нижнего фрагмента, обведенного белой рамочкой, € читаю название города-изготовител€: 35 ј– ќЌј я–ј. »наче говор€, ¬≈Ћ» »… Ќќ¬√ќ–ќƒ как культурна€ столица –уси –юрика.

     

    –ис. 8. »зображение таинственных сосудов и моЄ чтение надписей

    —осуды из Ћаоса.

    «аметка [5] гласит: «ѕри раскопках в ƒолине —осудов (центральный Ћаос) археологи из јвстралийского национального университета обнаружили человеческие кости возрастом 2,5 тыс€чи лет, сообщает The Daily Mail. —огласно исследовател€м, тела умерших складывались в сосуды (высотой между 0,9 и 1,8 метра, концентраци€ которых на одном участке доходила до 400 штук) дл€ последующего гниени€, после чего убирались оттуда и окончательно хоронились в прилегающей области — уже превратившись в кости.

    –уководивший раскопками ƒугальд ќ’–ейли (Dougald O’Reilly) предполагает, что в ƒолине —осудов располагалс€ древний морг. —осуды использовались в погребальных обр€дах дл€ ритуального избавлени€ от мертвых путем своеобразной консервации. ¬последствии €мы, наполненные кост€ми умерших, прикрывались огромными известн€ковыми блоками. ¬ отдельных случа€х кости еще до своего окончательного захоронени€ также дополнительно помещались в керамические кувшины. –ассыпанные посреди холмов центрального Ћаоса тыс€чи огромных каменных сосудов времен железного века занимали археологов дес€тилети€ми (на здешнем плато ныне раскинулась почти сотн€ мест раскопок). ѕри этом многие из участков были недоступны дл€ исследователей из-за невзорвавшихс€ бомб, сброшенных на эти территории во врем€ ¬ьетнамской войны». 

    ѕри рассмотрении сосудов видно, что, как обычно, покрывающие их лишайники усилили контраст надписей, ибо в углублени€х букв поселились черные растени€, а в более высокой поверхности фона – светлые. —начала € читаю слова на верхней окружности левого сосуда: ’–јћј –»ћј –ё–» ј. ”поминание –юрика сразу говорит о том, что кост€м не 2,5, а чуть более 1,1 тыс€чи лет. »наче говор€, археологи завысили их возраст вдвое.

    ƒалее € читаю надписи на внешней стороне сосуда, строку за строкой. “ут написано: ¬ќ»Ќџ ¬»ћјЌ ћј–џ — »‘»» 30 » 35 ј– ќЌџ я–ј ћј–џ ’–јћј. ¬месте с предыдущей надписью это означает: ’–јћј «јѕјƒЌќ√ќ  ј»–ј ¬ќ»Ќџ Ћ≈“ј“≈Ћ№Ќџ’ јѕѕј–ј“ќ¬ —јћќЋ®“Ќќ√ќ “»ѕј ё√ќ-¬ќ—“ќ„Ќќ… ј«»», «јѕјƒЌќ√ќ  ј»–ј » ¬≈Ћ» ќ√ќ Ќќ¬√ќ–ќƒј ¬ќ»Ќ— ќ√ќ ’–јћј.

    “ак что в данном случае мы видим иной способ захоронени€ воинов ¬иман – как бы после сожжени€ (но химического) в специальных сосудах – урнах.

    –ис. 9. —осуд микенского периода и моЄ чтение надписей

    —осуды с кладбища микенского периода.

    ¬ заметке [6] можно прочитать: «√реческие археологи обнаружили 31 захоронение на кладбище микенского периода недалеко от деревни Ёлати, префектура  озани.

    —реди находок ученые выдел€ют 47 различных керамических сосудов и, в особенности, 12 высоких киликов — кубков с характерной формой и орнаментом. –аскопки проводились на территории крупного микенского комплекса на берегу реки јль€кмон. Ѕольшинство найденных погребений датируютс€ 1600-1100 годами до нашей эры, хот€ некоторые из них оказались старше.

    ѕо словам ученых, в нетронутых захоронени€х удалось обнаружить бронзовые и €нтарные украшени€, а также многочисленную керамику общим числом в 47 экземпл€ров. »з всех найденных керамических сосудов наибольший интерес представл€ли 12 высоких киликов. Ёти кубки характерны дл€ микенских поселений центральной ћакедонии (префектуры √реции), однако ученые предполагают, что характерна€ форма некоторых киликов может быть заимствована из «ападной √реции, например, »таки или  ефалинии. — другой стороны, эти кубки могли быть предметами торговли, а не локального производства.

    ћикенска€ цивилизаци€ существовала на территории ѕелопоннеса в позднем бронзовом веке. ќна была названа в честь города ћикены — родины легендарного цар€ јгамемнона, геро€ гомеровской «»лиады». «акат микенской эпохи св€зывают с вторжением «народов мор€» в конце второго тыс€челети€ до нашей эры. ѕодробности этого событи€ до сих пор известны лишь частично, однако обширный археологический материал свидетельствует о резкой смене культурных характеристик, в том числе — письменности, на территории √реции».

    ” мен€ возникает вопрос: почему на приведенном на рис. 9 сосуде видны не столько следы русских надписей, сколько следы попытки их затереть. “ем не менее, остатков букв вполне достаточно, чтобы прочитать сами надписи. –азумеетс€, € усилил контраст изображени€, чтобы эти остатки букв различались лучше.

     

    –ис. 10.  арта √реции с обозначенным местом находок

    —начала € читаю надписи слева в пространстве между узором из спиралей и разделительно линией. “ут наход€тс€ слова, написанные относительно крупными буквами: –”—№ –ё–» ј 30 » 35 ј– ќЌџ я–ј. »наче говор€, –”—№ –ё–» ј, «јѕјƒЌџ…  ј»– » ¬≈Ћ» »… Ќќ¬√ќ–ќƒ.

    ƒалее € читаю слова под третьей спиралью: ¬ќ…— ј ћј–џ ’–јћј. ѕод разделительной линией внутри фрагмента, обведенного черной пр€моугольной рамочкой, € читаю датировку: 8 я–ј √ќƒ. Ёто – оп€ть год победы –юрика над своими врагами, который при пересчЄте на привычное дл€ нас летоисчисление приводит к дате: 864 √ќƒ ќ“ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ’–»—“ќ¬ј.

    » далее мен€ интересует место изготовлени€ сосуда. Ёта надпись читаетс€ на самом верху, под венчиком, над третьей спиралью: ћќ— ¬ј я–ј ћј–џ. »наче говор€, «јѕјƒЌџ…  ј»–.

     ак видим, 864 год н.э., то есть, IXвек н.э. – это вовсе не конец второго тыс€челети€ ƒќ н.э. ќп€ть мы видим, что археологи не менее, чем вдвое завысили возраст артефакта.

    ¬икипеди€ об этой культуре пишет: «Ёгейска€ цивилизаци€ — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Ёгейского мор€,  рите, в материковой √реции и ћалой јзии (јнатоли€). –анее использовавшийс€ термин крито-микенска€ цивилизаци€ (культура) не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры». –  роме того, в интернете имеетс€ больша€ подборка артефактов этой культуры.

     огда € преподавал в р€де вузов культурологию, (то есть, историю мировой и русской культуры) то €, естественно, посв€щал целую лекцию крито-микенской культуре. » наиболее €рким представителем этой культуры €вл€етс€ статуэтка богини со зме€ми.

     

    –ис. 11. Ѕогин€ со зме€ми

    Ѕогин€ со зме€ми.

    ¬икипеди€ посв€щает этому артефакту специальную статью. “ам в частности написано: «Ѕогин€ со зме€ми — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимис€ в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Ќаходки относ€тс€ к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних сло€х Ќового ƒворца в  носсе. ¬сего известно два предмета. ќбе статуэтки были найдены сэром јртуром Ёвансом во врем€ его раскопок на  рите в 1903 г. ќни изготовлены из фа€нса и покрыты стекл€нной глазурью, окрашены €ркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелЄные цвета и позже подверглись обжигу, приобрет€ стекл€нный блеск. —егодн€ они наход€тс€ в јрхеологическом музее »раклиона. Ѕогини со зме€ми были найдены в помещении р€дом с дворцовым св€тилищем, в специально устроенных тайниках (каменных €щиках) вместе с другими предметами €вно религиозного характера: вотивными изображени€ми женской одежды, ракушек, летающих рыб, мраморного креста.

    »зображением какого именно божества они €вл€лись, неизвестно. «меи в руках €вл€ютс€ знаком св€зи с минойским царствующим домом, поэтому предполагают, что это может быть изображение домашнего бога. “ем не менее, истинна€ функци€ этого идола остаетс€ не€сной. Ѕольша€ грудь женщины дает основание предположить, что она может быть божеством плодороди€, верховной Ѕогиней-ћатерью. ѕредполагают, что на  рите того периода, как и в —тарой ≈вропе в целом, мог царить матриархат.

    «меи также часто св€зывались с идеей продлени€ жизни, так как они сбрасывают кожу и обновл€ютс€, поэтому они ассоциируютс€ с мужской репродуктивной способностью. ≈сли это изображени€ божества, то они — единственные в критском искусстве этого периода. ¬озможно, что это вотивные изображени€ богини (неизвестной), может быть, членов царствующего дома, выполн€вших жреческие функции».

    ¬икипеди€ приводит специальную статью, разъ€сн€ющую слово «вотивный». «¬отивные предметы, вотивные дары (лат.  votivusпосв€щЄнный богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцелени€ или исполнени€ какого-либо желани€. ќбычай приношени€ вотивных предметов — см€гчЄнна€ форма жертвоприношени€. “радици€ известна начина€ со времен пещерного человека до наших дней».

     

    –ис. 12. ћоЄ чтение надписей на статуэтке богини со зме€ми

    я сомневаюсь в таких положени€х: 1) в датировке. »бо если вновь открытый артефакт относитс€ к 8 году яра, то и другие предметы должным быть созданы в эпоху –юрика. 2) в том, что богин€ так и должна остатьс€ неизвестной, поскольку в эту эпоху все издели€ подписывались по-русски и 3) что создание статуэтки €вл€лось одним из вариантов жертвоприношени€. ѕоэтому € привожу изображение этой статуэтки, рис. 11, а также показываю своЄ чтение надписей на ее юбке в обращенном цвете, рис. 12.

    Ќа изображении в обращенном цвете € сначала читаю надписи на фартуке. Ќа уровне диагональных клеточек наверху, € читаю слова: ћј— ј ћј–џ, а ниже – слова ћј–џ ’–јћ. »наче говор€, »«ќЅ–ј∆≈Ќ»≈ ћј–џ, ћј–џ ’–јћ. “ак что данна€ богин€ со зме€ми была подписана, это – всем известна€ богин€ ћары. ћоЄ сомнение в этом отношении подтвердилось. ”же в этом и описание Ёванса, и дальнейшие его последователи обманывают читател€.

    Ќа уровне низа передника € читаю датировку: √ќƒ я–ј 3, а затем € читаю слова продолжени€ в обращенном цвете на верхней оборке: ¬»ћјЌ ћј–џ. ¬ пересчЄте на привычное дл€ нас летоисчисление это означает дату: 869 √ќƒ ќ“ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ’–»—“ќ¬ј. ј вовсе не 1600 год ƒќ н.э. “ак € убедилс€ в том, что мои сомнени€ и по первому пункту были правомерными.

    Ќаконец, дл€ ответа на том, прав ли € в своЄм третьем сомнении, € рассматриваю остальные оборки. Ќа второй оборке сверху написано: ¬ќ…— ј, на третьей – ¬»ћјЌ –ё–» ј я–ј, на четвертой – ¬ќ»Ќ ќ≈  ЋјƒЅ»ў≈ ¬ќ»Ќќ¬ ¬»ћјЌ ћј–џ, на п€той – ¬ј–я√ј –ё–» ј. “ак что данна€ статуэтка была в храме ћары на том же основании, на каком в храмах находились и так называемые «палеолитические ¬енеры».

    »так, перед нами изделие вовсе не бронзового века, а расцвета средних веков, и такое, которое должно было об€зательно присутствовать при богослужени€х (аналог христианских икон). » никаких жертвоприношений.

     роме этой известной фигурки, к данной культуре относитс€ и изображение акробата, который перепрыгивает через спину быка. ¬ работе [7], откуда € заимствовал предыдущее изображение, в частности, говоритс€: «ѕопул€рны были танцы и зан€ти€ атлетикой, например, кулачным боем. √лавным видом спорта были прыжки через быка. ћолодой мужчина или женщина, становилс€ перед нападающим быком и хватал его за рога; когда бык взмахивал головой, прыгун делал сальто через рога, отталкивалс€ руками от бычьей спины и приземл€лс€ на ноги позади быка», рис. 13 [7]. ќб этом же можно прочитать и в ¬икипедии: «“авроката́пси€ (ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка, известные по художественным материалам минойской цивилизации.

    ѕри раскопках царского дворца в  носсе были найдены фрески с изображЄнными на них так называемыми «играми с быками». “ак, на одной из них представлен акробат, хватающий быка за рога и перепрыгивающий через его спину. ѕо-видимому, обр€д «игр с быками» представл€л собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью критского культа быка.

     

    –ис. 13. ѕрыжки через быка на фреске из  носса и моЄ чтение надписей

    —ходные мотивы обнаруживаютс€ в археологических материалах бронзового века, происход€щих из ’еттского царства, —ирии, Ѕактрии и долины »нда. ѕочитание быка и бой с быком — распространЄнный мотив средиземноморских культур —тарой ≈вропы. ≈го пережитком €вл€етс€ коррида и «перепрыгивание через быка», которое до сих пор практикуетс€ в некоторых уголках Ѕасконии и √аскони».

    » оп€ть у мен€ возникли сомнени€ в том, что это был «религиозный ритуал» жителей  рита. ѕоэтому € решил прочитать надписи на этом артефакте.

    —начала € читаю надпись на фрагменте обведенном белой рамочкой. Ёто – датировка: 8 √ќƒ я–ј –ё–» ј. ќп€ть мы сталкиваемс€ с датой окончательной победы –юрика над своими врагами – с 864 √ќƒќћ ќ“ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ’–»—“ќ¬ј.

    «атем € перехожу к чтению надписей на строке над этим фрагментом: ћј–џ ’–јћ. ћј— ј ћј–џ. » далее вправо: ¬ќ…— ј ћ»ћј ¬ј–я√ј ћќ— ¬џ ћј–џ я–ј, то есть, ¬ќ…— ј ∆–≈÷ј ¬ј–я√ј «јѕјƒЌќ√ќ  ј»–ј. ѕолагаю, что этого вполне достаточно дл€ того, чтобы пон€ть, что в мемориальном зале пам€ти воинов войска –юрика храма ћары изображены тренировки этих воинов. Ќикакого «религиозного ритуала» € в этом не усматриваю. Ќа мой взгл€д, тут нет ничего, кроме тренировки воинов в ловкости.

    ќбсуждение.

     ак обычно, € вы€вил несколько пам€тных мест воинов –юрика в разных странах на разных континентах. ¬ јвстралии это было св€заны с еще одним моим открытием: воины –юрика своей подписью показали, что они нашли древние изображени€ австралийских аборигенов, пометив их ремаркой »« »—“ќ–»». “аким образом, теперь по€вилось интересное средство понимани€, где перед нами находитс€ действительно древнее изображение, а где – рисунки самих воинов. “ак что через какое-то врем€, когда накопитс€ достаточно большое число примеров, можно будет пон€ть, каким был стиль и предмет изображений воинов, и что именно и каким образом рисовали художники палеолита.

    ¬есьма интересно и обнаружение храма ћары воинов виман в  ерчи. ¬ данном случае надписи находились на блоках уже раскопанного квартала.   сожалению, на эти места покусились строительные компании.

    я внЄс вклад в копилку чтени€ надписей на «скифском золоте», найденном в Ўиликтинской долине ¬осточно- азахстанской области, прочитав надписи на узорах, возможно, от женского торжественного убора (предположительно, жрицы богини ћары). Ёто золото принадлежало храму воинов виман –юрика, то есть, храму ћары.

    ’раму –юрика принадлежал и тот браслет, который нашли в городе ”нгены в ћолдавии. ј в Ћаосе были обнаружены сосуды, которые € проинтерпретировал как урны с химическим сожжением трупов воинов виман –юрика.

    Ќо самое интересное оказалось в конце: найденный в √реции сосуд микенского времени оказалс€ принадлежащим тем же воинам войск –юрика. Ёто породило у мен€ сомнени€ в датировке и понимании всего микенского периода. ƒл€ примера € рассмотрел два самых известных артефакта этого периода, и, как это ни удивительно, получил подтверждение своим сомнени€м. ќднако € не тороплюсь с пересмотром всей этой культуры, полага€, что пока € накопил слишком мало доказательств. ≈динственной, что € хочу сказать в этом отношении – это то, что положено начало такому пересмотру. ѕон€тно, что заранее € не могу сказать, что абсолютно все артефакты микенского этапа греческой культуры относ€тс€ к эпохе –юрика – всЄ это требует проверки. 

    «аключение.

    ѕон€тно, что комментарии к «Ќовост€м археологии» рано или поздно привод€т к новому взгл€ду и на уже, казалось бы, усто€вшиес€ археологические культуры.

    Ћитература.

    1. ¬ јвстралии обнаружена наскальна€ живопись возрастом в 16 тыс€ч лет. 3 сент€бр€ 2016 года. »сточник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/16.html#more

    2. ѕрокуратура проверит законность добычи песка возле античного городища јртезиан. 3 сент€бр€ 2016 года. »сточник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/blog-post_35.html#more

    3. Ѕолее 500 уникальных золотых изделий найдено при раскопках кургана в ¬осточном  азахстане. 3 сент€бр€ 2016 г. »сточник: http://old.archeo-news.ru/2016/09/500.html#more 

    4. ¬ ”нгенах нашли римское золото. 17 феврал€ 2015 года. »сточник: http://old.archeo-news.ru/search/label/археологи€ 

    5. “аинственные сосуды из Ћаоса оказались Ємкост€ми дл€ консервации останков. 7 апрел€ 2016 года. »сточник: http://old.archeo-news.ru/2016/04/blog-post_56.html#morе

    6. Ќа севере √реции найдено крупное микенское захоронение. 11 марта 2016 года. »сточник: http://old.archeo-news.ru/search/label/раскопки

    7. ћинойска€ цивилизаци€ – это // Ёнциклопеди€  ольера. »сточник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/ћ»Ќќ…— јя

ќставьте свой комментарий


«акрыть

«адать вопрос ¬.ј. „удинову