Стан воинов виман во Львове и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


 В «Новостях археологии» а нашел такую заметку [1]: «Во время четвертой очереди археологических раскопок, которые начались в апреле этого года, на углу улиц Краковской и Армянской нашли артефакты, датируемые XIII в.».

Оглавление:
  • Раскоп в историческом центре Львова.
  • Монеты чжурчжэней.
  • Вторая монета.
  • Столица государства чжурчжэней.
  • Краснояровское Городище (Кайюань).
  • Фрагмент скульптуры Будды с Краснояровского городища.
  • Зеркало якобы греков.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Раскоп в историческом центре Львова.

    Рис. 1. Раскоп в историческом центре Львова

    Поскольку я привык к тому, что археологи весьма ошибаются в датировке артефактов, и к тому же на фото 1 мы видим раскоп, у меня сразу же возникло желание проверить данную датировку. Но я набрался терпения и прочитал еще несколько строк: «Исследования участки улиц Краковской и Армянской начались еще в 2007 году. Это место перспективное для археологов тем, расположенного в историческом центре Львова, а также на территории, что по разным научным теориям, планировалась еще в древнерусский период. Если предыдущие находки дали доступ только к скромному куску слоя древнерусского времени, то в этом году археологи наткнулись на целый двор, датируемый XIII веком».

    Тут моё терпение лопнуло, и я решил проверить датировку, а заодно и прочитать прочие надписи. тем более, что перед нами находился грунтоглиф, а я в этом году взялся накапливать статистику по грунтоглифам. Мои чтения показаны на рис. 2.

     

    Рис. 2. Мои чтения грунтоглифа на рис. 1

    Внутри раскопа справа от приставной лестницы можно заметить огромную цифру «5». А слева от нее, под лестницей, видна еще более крупная цифра «3». Вместе они образуют число 35 – номер Арконы Яра, соответствующей Великому Новгороду. Однако в данном случае правее данного числа можно было прочитать не слова «Аркона Яра», а другое слово: СТАН. Это – на фронтальной стене раскопа.

    А на правой боковой стене, наверху и строкой ниже, я читаю слова: ВОИНОВ ВИМАН, чуть выше – слова: ХРАМ МАРЫ, а еще правее – слово РЮРИКА. Так что археологи раскапывают ХРАМ МАРЫ СТАНА ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА. Осталось только узнать датировку. Она написана на грунтоглифе на среднем уровне правой боковой стенки, на уровне красной шапочки рабочего, набирающего номер по мобильному телефону: 5 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. То есть, IXвек н.э., а не XIII. Иначе говоря, археологи, как обычно, ошиблись, но в меньшую сторону, всего на каких-то 400 лет!  

     

    Рис. 3. Деревянный артефакт и моё чтение надписей на нём

    Продолжу цитирование заметки [1]: «"Во время исследований была открыта западная часть участка улиц Краковской и Армянской. На настоящее время мы проводим работы только в той части, которая не была завершена и была застроена современными сооружениями. После демонтажа гаражей, которые здесь находились мы открыли фрагменты подвалов дома №6 по улице Армянской, которые имели два каменных портала с выходом во внутренний дворик. Во дворе нами выявлено 16 столбовых ям и остатки конструкций хозяйственного назначения. Нашли фрагменты амфоры и обломки горшков XIII века. Это – самый ранний материал на этом участке. Также по всей площади проводится исследование с помощью металлоискателя и было обнаружено более пятидесяти нумизматических находок и много фрагментов бронзовых украшений", – рассказывает Остап Лазурко, младший научный сотрудник спасательной археологической службы. – В будущем археологи мы планируют продвигать раскопки до улицы Армянской, чтобы полностью завершить этот цикл исследований. Параллельно с поисковыми работами, на участках, где завершена археологические исследования будет проводиться усиления фундаментов и фасадов существующих зданий, а также укрепления полотна дороги по улицам Краковской и Армянской.

    Именно здесь вскоре начнутся строительные работы по возведению гостиничного комплекса. Авторы проекта гостиницы утверждают, что фасад здания будет гармонировать с архитектурными объектами центральной части Львова, а застройщик уверяет - историческое наследие Львова, найденную во время археологических раскопок на месте будущего отеля, будет сохранено. "Если в будущем, заказчик будет не против, мы с радостью предоставим свои находки для экспозиции в залах гостиничного комплекса, появится на этом месте", – добавляет Остап Лазурко».

    Понятно, что меня заинтересовали подтверждения моих чтений на грунтоглифе, поскольку грунтоглиф является довольно новым артефактом для изучения. Такая возможность имеется, поскольку данная заметка сопровождается фотографиями нескольких найденных предметов. На рис. 3 можно видеть некий неназванный в заметке артефакт, который, на мой взгляд, является деревянным свистком. Надписи на нём хорошо видны на боковой поверхности, но слишком тёмные на верхней. Поэтому я ослабил темноту на нижнем изображении и прочитал на верхней поверхности надписи слова: РИМ РЮРИКА и ХРАМ МАРЫ, а на боковой поверхности – слова: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. Они подтверждают надпись на грунтоглифе.

    Итак, перед нами находится подземный храм Мары воинов виман Рюрика

     

    Рис. 4. Зубная щётка и моё чтение надписей на ней

    Разумеется, предположить, что зубные щётки существовали еще в IXвеке н.э., было весьма сложно. Однако, как говорится, доверяй, но проверяй! Поэтому я решил прочитать надписи, и если они подтвердят то, что удалось прочитать на грунтоглифе, тогда можно будет считать, что и  зубная щётка существовала в 861 году н.э. – Как обычно, я усилил контраст изображения и увеличил его размер.

    Тут я читаю слева направо слова: РЮРИКА РИМА (на головке, где обычно находится кисточка с волосками) ХРАМ МАРЫ РИМА 35-33 АРКОНЫ ЯРА, то есть ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО, РУСЬ РИМА РЮРИКА.

    Поскольку этот текст совпадает с текстом грунтоглифа почти буквально, можно сказать, что зубная щётка действительно принадлежит данному храму Мары.

     

    Рис. 5. Ключ и бутыль, и мои чтения надписей

    На рис. 5 изображены предметы, которые редко можно видеть в экспозициях музеев: большая стеклянная бутыль, на которой лежит еще более крупный ключ от замка, насквозь проржавевший, и со сломанной верхней частью. Сначала я читаю надписи на ключе.

    Нижняя строка образует текст: РИМА 30 И 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА РИМА МИМА, на верхней строке – текст: ВАРЯГА ЯРА РЮРИКА РИМА МИМА ХРАМА, и на бородке – слова: СТАНА ВИМАН ВОИНОВ ХАРАОНА ЯРА.

    А на самом низу бородки читается основное слово – КЛЮЧ.

    Бутыль тоже содержит надписи. Во-первых, справа от печати, внутри фрагмента, обведенного белой прямоугольной рамочкой, можно прочитать датировку: 6 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 862 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Из чего следует, что в 861 году н.э. был построен подземный храм Мары Рюрика, а затем в него привезли бутыль (примерно литров на 10-12), отлитую в 862 году н.э.

    Представляет интерес также круглая печать, наклеенная на бутыль. Возможно, она сделана из фольги (свинцовой?), и на ее верху находится изображение птицы без головы, но с распростёртыми крыльями – символ  ВВС Рюрика. а ниже я читаю надпись: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЯРА НА СВЯТОЙ РУСИ. Предпоследнее слово написано на нижней строке справа, а слово РУСИ выжато крупными буквами, образуя нечто вроде орнамента.

    Так что не исключено, что один из храмов Мары Рюрика занимался поставками какой-то жидкости в остальные храмы Мары. Качество содержимого подтверждалось печатью.

    Так что данные артефакты показывают весьма любопытные детали быта воинов виман Рюрика. Это быт характеризовался весьма высоким уровнем культуры.

    Монеты чжурчжэней.

    В моих исследованиях письменности чжурчжэней остался невыясненным один факт: откуда они заимствовали русскую руницу. Поэтому мне захотелось вновь обратиться к исследованию артефактов этого этноса. Поисковик мне выдал заметку [2]. А там в качестве заставки была помещена монета, рис. 2, которуя я и начал исследовать.

     

    Рис. 6. Монета чжурчжэней и моё чтение надписей

    Кроме того, я прочитал ряд пояснений: «Чжурчжэнями, начиная с X века, стали называть происходившие от хэйшуй мохэ племена, расселившиеся по территории Северной Маньчжурии и на опустевших в значительной степени после киданьского завоевания бохайских землях.  

    В первой половине X века часть чжурчжэней была переселена киданями на юг Маньчжурии. Эти чжурчжэни были подданными империи Ляо и назывались "мирными" или "цивилизованными" чжурчжэнями. Чжурчжэни, обитавшие на обширных землях на восток и северо-восток от реки Сунгари, назывались "дикими" или "непокорными" чжурчжэнями. Их обязанности в отношении империи Ляо ограничивались присылкой посольств с данью. Кидани редко и в большинстве случаев без особого успеха вторгались в их земли. Дань, которую должны были поставлять киданям племена Маньчжурии, Приморья и Приамурья, состояла из лошадей и скота, пушнины, тканей, драгоценностей, лекарственных растений. Особенно ценились охотничьи соколы "хайдунцин", за которыми по требованию киданей чжурчжэни регулярно совершали походы в земли племен Пяти владений (по-китайски "У-го") – также потомков хэйшуй мохэ, обитавших в низовьях Сунгари, Уссури и прилегающей к ним долине Амура».  

    Получается, что чжурчжэни стали известны историкам с Х века. А теперь я перехожу к чтению надписей на монете. На самом верху, слева и справа от верхнего иероглифа, я читаю слова: МАРЫ МОНЕТА, то есть, МОНЕТА ЕВРАЗИИ. Русская подпись меня не удивила: русские изготавливали надписи и в виде египетских иероглифов, и в виде шумерской клинописи, и в виде германских рун Одина.

    Затем я читаю надпись на окружности монеты, начиная с уровня горизонтальной палочки верхнего китайского иероглифа. Тут можно прочитать слова: 30 МАРЫ ХРАМ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ В МАРЫ РУСИ. Это, видимо, название изготовителя.

    Слева от верхнего иероглифа на темном скоплении букв, я читаю слова: НОВЫЯ МАРЫ МОНЕТЫ. А справа – слова: ХРАМ ВОИНОВ ЯРА СТАНА ВИМАН НОВОГО ТАЙНОГО МЕСТА В РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, НОВЫЕ АЗИАТСКИЕ МОНЕТЫ, ХРАМ ВОИНОВ ВДВ СТАНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НОВОГО ТАЙНОГО МЕСТА В ЕВРАЗИИ. А это – название распространителей новой азиатской валюты.

    Справа от квадратного отверстия в монете на китайском иероглифе можно прочитать слова: ХРАМА 30 ЯРА ВОИНОВ ВИМАН АРКОНЫ, и еще раз ниже – 30 ЯРА АРКОНЫ. Так что слова на монете повторяются, и нет смысла тратить время на чтение повторов. Единственно, что хотелось бы прочитать – это датировку. Ее я нахожу на тёмном скоплении букв слева от нижнего китайского иероглифа, где я читаю: 3 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает дату: 859 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что монета был изготовлена вовсе не в Х веке, а примерно в середине IXвека н.э., и китайская монета была изготовлена в Западном Каире.

    Рис. 7. Вторая монета, видимо, чжурчжэней, и моё чтение надписей

    Вторая монета.

    Она опубликована на страничке [3] с просьбой: «Помогите, люди добрые, подскажите, кто чем может, и у знакомых спросите, если кто в курсе: что есть сие? Версия: монета. Подозреваемые: чжурчжэни. Однако, возможны варианты... Происхождение: окрестности Хабаровска. В длину примерно сантиметр. В толщину примерно миллиметр. Материал, насколько могу судить - медь. Цвет... Ну, из фотографий выбрал те, которые, на мой взгляд, отражают цвет наилучшим образом. Кто что имеет сказать? Что может значить птица? На другой стороне – меч. Буквы – сами видите. Какие имеются мнения?»

    Что может означать птица, могу сказать я – это символ воинов виман Мары. Правда, она изображена, повернутая на 90 градусов против движения часовой стрелки. А в левом квадранте монеты я читаю слова сверху вниз: ВИМАН РЮРИКА ХАРАОНА ХРАМ МАРЫ СТАНА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. Такое пышное название храма Мары лишь подтверждает названную выше символику.

    Но причём здесь чжурчжэни? Для ответа на этот вопрос я читаю надпись, выполненную частично знаками руницы, частично буквами рун Рода: СЬ СУНГАРЯ ЛЮДИ. ЗА СУНЪГАРЕМЪ, а далее рунами Рода: В РУСИ И В ХРАМЕ МАРЫ ВОИНОВ, и снова знаками руницы и буквами: ВИМАН, и опять буквами рун Рода: РЮРИКА. Выше, при описании монеты № 1, мы узнали, что ЛЮДИ С СУНГАРЯ – это как раз ЧЖУРЧЖЭНИ. Не исключено, что на слух китайцев слова С СУНГАРЯ превратились в ДЖУНГАРЫ, или, кратко, ДЖУРЫ.

    Википедия пишет: «Чжурчжэни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, кит. трад. 女眞, упр. 女真, пиньинь: nǚzhēn) — племена, населявшие в X—XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 год по 1234 год.

    Предками чжурчжэней считаются племена мохэ. Советские и российские исследователи полагают, что чжурчжэни входят в генеалогическую цепочку сушэни — илоу — уцзи — мохэ — чжурчжэни — маньчжуры. Родственный им народ — эвенки (тунгусы). Потомками чжурчжэней также являются удэгейцы».

    При этом добавлено: «Значение слова «чжурчжэнь» неизвестно». Следовательно, моей гипотезе пока не противопоставлена никакая другая. Что же касается приведенного исконного и упрощенного китайских иероглифов, которые привела Википедия, то мы находим его на первой монете в качестве левого (слева от отверстия).

     

    Рис. 8. Обратная сторона той же монеты

    На обратной стороне той же монеты можно видеть в центре меч, навершие которого образует символ ВВС. Кроме того, тут кратко написано название храма, а также часть слоговых знаков лицевой стороны.

    Столица государства чжурчжэней.

    Об этом можно прочитать в заметке [4]: «В Приморье археологи нашли столицу легендарного государства чжурчжэней, сообщают археологи. Государство чжурчжэней Восточное Ся существовало на территории Приморья в XIII веке. По информации заведующей сектором средневековой истории Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Надежды Артемьевой, археологи нашли 33 городища этой эпохи.

    Наиболее известный памятник той эпохи – Краснояровское городище – находится недалеко от Уссурийска. Его площадь составляет 180 га, специалисты нашли там государственные печати и набор эталонных гирек. Ученые уверены, что именно на территории Краснояровского городища находилась столица государства - город Кайюань. Там же исследователи обнаружили ваджру – буддийский жезл, который традиционно принадлежал стражникам храма. Эта находка позволила ученым прийти к выводу, что чжурчжэни исповедовали буддизм. При этом он соседствовал с шаманизмом, даосизмом и конфуцианством. Надежда Артемьева отметила, что о важнейшей находке археологи никому не рассказывали два года, чтобы не привлечь внимание «черных копателей».

    Рис. 9. Раскопки Краснояровского городища и моё чтение надписей на грунтоглифе

    Открытия, сделанные во время раскопок Южно-уссурийского городища, позволили сделать вывод о дальнейшей истории Восточного Ся. В 1233 году правитель государства – Пусянь Ваньну – попал в плен к монголам. Считалось, что это Восточное Ся тогда погибло. Однако за последние два года в городище археологи обнаружили новый культурный слой, который свидетельствует, что чжурчженьское государство существовало до 1171 года, когда монголами была создана Юаньская империя.

    Находки, проливающие свет на древние события, сделали жители Надеждинского района в 70-х годах XX века. Два года назад в поселке Оленевод учительница дала классу задание сделать реферат по истории своего поселка, и ученики воспользовались находками для подготовки работы. Ученые связались с учительницей, школьницей, нашли место, где была обнаружена черепица, и раскопали там древний буддийский храм.

    В 2012 году недалеко от Партизанска была совершена еще одна крупная находка. На месте прокладки ЛЭП археологи обнаружили небольшой буддийский храм. ЛЭП перенесли и уникальный храм исследовали. Затем нашли большой монастырский комплекс площадью 150 кв. м на мысе Обрывистом в Шкотовском районе. В том же году исследователи обнаружили чжурчженьский могильник в Партизанском районе. Исследователи установили, что люди в нем похоронены по буддийскому обряду»

    Как обычно, я рассматриваю грунтоглиф этого городища, рис. 8. Край раскопа виден очень далеко, там, где головы людей едва различимы. Однако и подписи там выполнены очень крупными буквами. Первая надпись читается в пространстве между двумя левыми зонтиками вдали и означает словосочетание: ВИМАН ВОИНСТВО. А на пространстве между вторым и третьим зонтиками можно прочитать слова: 30 АРКОНЫ МАРЫ ХРАМ. Так что основой города Крснояровска стал храм Мары Рюрика. И в честь Яра Рюрика сам город стал называться Кроаснояровск, то есть город КРАСИВОГО ЯРА РЮРИКА.

    Слева от третьего зонтика на небольшом фрагменте в две строки написана расшифровка последней надписи – РИМА АРКОНЫ, а на фрагменте справа от третьего зонтика наверху читаются слова МИМ МАРЫ, а внизу – РУСЬ ЯРА. ХРАМ РИМА ЯРА РЮРИКА. Кроме того, справа от ближайшей женщины, правее тени от согнувшегося мужчины, на фронтальном срезе грунтоглифа окопанного столба можно прочитать надпись: ХРАМ ВОИНОВ. Надписи на грунтоглифах показывают, что основой столицы чжурчжэней стал тот самый храм, надписи на грунтоглифах которого только что прочитаны. – Так что статистика пополнилась еще одним грунтоглифом.

    Краснояровское Городище (Кайюань).

    Так называется заметка из энциклопедии Викимапия. Она гласит: «Краснояровское городище – идентифицируется с Верхней столицей чжурчжэньского государства Восточное Ся городом Кайюанем (основан в 1215 году). Это самое крупное городище на территории Приморья. Судя по всему, этот город известен в китайской картографии под именем Шуанчэнцзы (кит. 双城子 – Двойной город), из-за наличия как равнинного, так и горного участка, не связанных воедино до прихода Пусянь Ваньну. На маньчжурских картах, составленных иезуитами, так же встречается название: Мuhlen furtan huotton, что переводится с тунгусо-маньчжурского как "Укрепленный город на воде" (муклэ: му - вода; -клэ - суффикс неправильного местного падежа). Но, чаще Foudan Hotun – "Укрепленный город".

    По типу памятников Краснояровское городище относится к горным укреплениям, хотя его относят и к системе горноравнинных укреплений. Оно имело площадь 180 га, обнесенную по периметру земляными валами высотой 0,5-6 м, протяженностью 7 км, охватывающими горный утес, на территории которого расположено несколько довольно ровных плато, пересеченных оврагами. В плане городище близко к треугольнику, острый угол которого направлен на север. В юго-восточной части памятника расположен обвалованный участок – внутренний город, площадью 35 га, с высотой валов 3-6 м. На территории внутреннего города, т.е. в центре этого участка расположены большие террасовидные площадки с остатками черепичных крыш и каменными базами от колонн. На территории внутреннего города размещались административные учреждения. Во внешнем проживали мелкие чиновники, ремесленники, земледельцы и воины. Было найдено много остатков керамической посуды, орудия труда из железа, предметы вооружения, характерные для культуры чжурчженей.

    Исследования внутреннего города показали, что первоначально на этом месте был построен город-крепость, существовавший до образования государства Восточное Ся».

    Последнее предложение очень интересно: город-крепость и был построен воинами виман Рюрика. Это подтверждается и прикрепленному к статье скриншоту посёлка Утёсное, где изображение было сделано с высоты в 6 км. А поскольку в конце заметки были приведены координату раскопа, я нашел его в программе Гугла «Планета Земля»; оба изображения (нижнее – с высоты 1,7 км) я совместил с те же с меньшей высоты, рис. 9.

     

    Рис. 10. Скриншоты геоглифа и дендроглифа Кайюаня и моё чтение надписей

    Сначала я выделяю на верхнем изображении правее и выше (северо-восточнее) посёлка Утёсное мужское лицо анфас, слегка повернутое вправо. Я полагаю, что это – лик Рюрика. На нижнем снимке оно плохо различимо (нет усиленного контраста).

    На нижнем изображении стрелочкой (в виде желтой кнопки) обозначено место раскопа. Чуть правее находится опушка леса, на дендроглифе которой я читаю надпись: РЮРИКА МАРЫ ХРАМ на маленькой группе деревьев и ВИМАН МАРЫ РЮРИКА на северной окраине рощи. Тем самым подтверждено существование русского города-крепости, обнаруженной археологами, но приписанного чжурчжэням. Однако указания на русское происхождение этого русского протогорода, который позже стал столицей Кайюань чжурчжэнского государства Восточное Ся, археологи не дали.

    Продолжаю цитирование: «После прихода Пусянь Ваньну и учреждения на этом месте нового города, старый – перестраивается, вокруг него строится новый, огромных размеров по сравнению с другими средневековыми памятниками, город. Предполагается, что город пал после штурма татар около 1233 года.

    Пусянь Ваньну (蒲鲜万奴) был четвертым сыном легендарного полководца Цзиньский Учжу (金兀术, китайское имя Ваньянь Цзунби 完颜宗弼) служившего при первом императоре Цзинь Ваньянь Агуды (完顏阿骨打). По другой версии, город Кайюань был основан им на месте старой бохайской столице "Драконов источник" под Ниньанем».

     

    Рис. 11. Сосуд и скульптура из Краснояровского городища и моё чтение надписей

    В той же заметке помещены изображения двух артефактов из Краснояровского городища. Первым из них является реконструированный сосуд, глиняный горшок. Кто его сделал: чжурчжэни (выходцы из Сунгаря) или русские?

    Сначала я читаю надпись на венчике отверстия. На ближайшей к зрителю кромке я читаю слова: ХРАМ ВИМАН МИМА РЮРИКА, а на дальней кромке горлышка – дополнение: МАРЫ РИМА. А на горлышке под венчиком можно прочитать адрес изготовителя: 35АРКОНЫ ЯРА, иначе говоря, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

    Далее я перехожу к рассмотрению скульптуры (не исключено, что деревянной). Она изображает морду фантастического водного животного, которое раскрыло свою пасть, обнажив свои 4 верхних и 4 нижних зуба. На кончике носа можно видеть изображение мужского бородатого лица анфас, однако сам артефакт повёрнут на ¾ влево. На этом лике я читаю подпись: ХРАМА РИМА МАСКА ЯРА РЮРИКА.

    Полагаю, что в данном случае мы видим метафору Руси Рюрика, которая заглатывает азиатские территории, а на ее носу в качестве передового отряда находится Яр Рюрик. И действительно, глаз монстра содержит подпись: РЮРИКА ЯРА РУСЬ. А титульная надпись читается на гребешке монстра: РЮРИКА РИМА ХРАМ МАРЫ.

    Полагаю, что перед нами находится одна из великолепнейших метафор политической деятельности храма Мары Рюрика Руси Яра Рюрика.

     

    Рис. 12. Фрагмент скульптуры Будды и моё чтение надписей

    Фрагмент скульптуры Будды с Краснояровского городища.

    А в этой заметке [5] говорится следующее: «Сотрудники Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН раскопали на территории Краснояровского городища под Уссурийском амбары для хранения водки. Находка принадлежит к чжурчжэньской культуре и с большой вероятностью может оказаться самой значимой в этом археологическом сезоне, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на специалиста ДВО РАН Надежду Артемьеву».

    Сама заметка по содержанию практически никак не связана с рис. 11, хотя я его заимствовал именно из нее. Зато на фотографии видно, что на только что выкопанной из земли глыбе содержится некоторый рельефный лик, который можно принять за изображение Будды.

    Меня, однако, заинтересовал микрогеоглиф, который на фотографии находится на уровне носа изображения, но много левее. На нём я читаю подпись: ВОИНЫ ВИМАН. А на самом комке земли в центре нахожу крупную букву «С» с продолжением: СТАН РИМА, а слева вверху на комке земли можно прочитать изготовителя ряда изображений: 35 АРКОНА ЯРА.

    Кстати, портреты воинов виман в количестве 4 также находятся на этом комке земли: № 1, анфас, самый левый, причём в лётных очках (скорее всего, пилот), № 2 – между портретом Будды и ликом № 1, анфас, с полуоткрытым ртом, и, возможно, тоже в лётных очках, но более округлых, лик № 3, самый маленький, анфас, над ликом Будды, и лик № 4, анфас, справа от лика Будды, между ним и мастерком, с клиновидной бородкой. Возможно, эти лики находились в качестве надгробья павшим воинам.

    Зеркало якобы греков.

    Я давно не рассматривал ни этрусские зеркала, ни более ранние неподписанные явно крышки от зеркал, которые могли быть атрибутированы и как этрусские, и как греческие. Более того, выяснятся, что они могли быть изготовлены в эпоху Рюрика. Так что тут соединяется два моих интереса: к ранним бронзовым зеркалам, и к эпохе Рюрика. В приведенном ниже примере я как раз рассматриваю такую крышку.

     

    Рис. 13. Крышка от зеркала из Коринфа и моё чтение надписей

    В музее изящных искусств города Бостона (США) находится крышка бронзового зеркала (бронза и посеребрённая бронза). Считается, что оно относится к позднему классическому или раннему эллинистическому периоду, 340-320 гг. до н.э., а местом находки названа Греция, Коринфия, Коринф. Размер 17,5 на 2,5 см. Куплено Эдвардом Перри Уорреном между 1896 и 1898 годами и подарено Музею изящных искусств. Показана сторона Б, содержащая рельеф.  

    Юноша на изображении атрибутирован как Эрос. О нём также сказано, что он имеет пропорции, присущие произведениям Поликлета. О девушке (или, точнее, взрослой женщине) сказано, что ее изображение более типично для конца четвертого столетия в терракоте и металле. Отмечается также, что «сцена на крышке является прекрасной смесью качества и великолепной пластичности композиции». Указано также на корку зеленой патины и на прокорродировавшие края рельефа крышки.

    Но зачем потребовалось создать столь откровенное изображение? – Из моего опыта чтения надписей на зеркалах и их крышках я выяснил, что обычно изображены не прямые сюжеты, а некие политические аллегории, обычно посвященные борьбе этрусков с римлянами. Но в данном случае речь идёт о древней Греции, о Коринфе. – С другой стороны, и греки, и римляне, и этруски во времена Рюрика говорили по-русски, так что причину реалистического изображения того, о чём в приличном обществе неприлично даже намекать, я надеюсь разгадать из чтения подписей.  

    Чтение я начинаю с самого верха изображения, с надписей над крылатой женщиной. Тут написано: ХРАМ МАРЫ КРАЯ МАРЫ, а далее можно прочитать слова, вписанные в ее правое крыло: РЮРИКА 30 АРКОНА ВИМАН ЯРА ВОИНОВ. – Так что на данной крышке речь идёт вовсе не о греках, не об этрусках и не о римлянах, а о коллективе воинов интернационального состава. И речь идёт именно о воинах Рюрика, причём о воинах виман, и эти надписи сделаны по-русски. Так  что все мои пожелания о совмещении политики, зеркал (или их крышек), русских надписей и эпохи Рюрика тут выполнены.

    Понятно, что юноше в сцене любви – вовсе не Эрос. Но кто же? – Полагаю, что ответ можно найти на голове и на других частях его тела. На голове я читаю слова: ВОИНЫ ХРАМА МАРЫ РИМА. Так что юноша – это обобщённый образ различных ВОИНОВ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА, резиденции хараона Рюрика.

    Любопытно, что на правом бедре юноши-воина изображены два человеческих лица. Первый лик, мужской, анфас, расположен выше – это лицо с антропологическими чертами африканца. На этом лике я читаю слова: ВАРЯГ, ВОИН ХРАМА МАРЫ. Иначе говоря, среди многих народов, которые входили в войско виман Яра Рюрика, встречались и африканцы.

    Что же касается женщины, то подпись того, кто это, можно надеяться прочитать на ее причёске. И действительно, тут читается словосочетание: РЮРИКА МАСКА СКИФИИ МАРЫ. Другими словами, это – ИЗОБРАЖЕНИЕ СКИФИИ АЗИИ. Второе изображение лица улыбающейся женщины анфас находится на бедре правой ноги мужчины чуть выше колена. И тут на лице можно прочитать подпись: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА РИМА, а также МИМА РИМА ЯРА. Если вспомнить, что под Римом Яра понимался Италийский Рим, а его жрица (настоятельница) оказалась в храме Мары Рима Рюрика, в Западном Каире, то получится, что воины виман Рюрика победили (в изобразительном смысле поимели) как азиатскую часть Скифии, так и своего основного противника – Италийский Рим.

    Осталось узнать только две подробности, кто создал это изображение и в какой год. Обе цифры я обвел белой квадратной рамочкой. Название города я читаю под правой ногой женщины: 35 АРКОНА ЯРА, иначе говоря, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. И это – несмотря на то, что данная крышка от зеркала была найдена в греческом Коринфе. Что же касается датировки, то она читается в самом низу крышки слева: 8 ГОД ЯРА. При пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.        

    Теперь становится понятно, почему пещерные храмы и каменные постройки храмов Рюрика в городах появляются именно в это время: это – год победы Рюрика над своими основными врагами: не слишком  сильными для него державами Дальнего Востока в Азии и над претендующим на мировое господство Италийским Римом. Правда, я не ожидал, что радость победы будет выражена таким необычным способом на крышке бронзового зеркала.

    К сожалению, сторона А данной крышки с выгравированным рисунком шокирует еще больше: сцена там аналогичная – но поза женщины совсем унизительная: она стоит на коленях. Но суть ее та же: бьющая через край радость победителя. Однако, что взять с грубых воинов, хоть и аэромобильных?

    Обсуждение.

    Я рассмотрел всего три сюжета, однако они все связаны с воинами виман Рюрика. Последний из них, хотя и в очень грубой форме, передаёт очень важный факт мировой истории: хотя Яр Рюрик прошел миропомазание на должность хараона в 856 году н.э., однако он стал правителем мира только через 8 лет, в возрасте 58 лет, в 864 году н.э. И с этого года началось триумфальное шествие не только этой личности, но и всего его воинства, а особенно – его передового отряда, воинов виман. Они в прямом смысле слова вышли из подполья, из подземных храмов, и стали занимать в горной местности лучшие пещеры, а в городах – стали строить шикарные храмы.

    Понятно, что мы пока очень мало знаем о повседневной жизни воинов виман, и потому рассмотренные подробности оказались весьма интересными. Выяснилось, что в стане воинов виман Рюрика в будущем Львове эти военнослужащие пользовались зубными щётками (но не личными, а храмовыми), их огромные стеклянные бутыли имели наклеенные печати с символикой воинов виман, а ключи (вероятно, от входа в храм) превосходили все предполагаемые размеры, и даже деревянные свистки с надписями принадлежности к храму.

    Долее всего я остановился с храмом виман Рюрика в будущем городе Кайюань (современное Краснояровское городище), поскольку меня заинтересовало, каким образом чжурчжэни перешли на письмо русской руницей. Выяснилось, что столица державы Восточное Ся образовалась вокруг храма Мары воинов виман Рюрика. Любопытно, что ряд артефактов были завезены туда из Великого Новгорода. Особенно интересна аллегорическая скульптура, изображающая воинов виман в виде морского монстра, разинувшего огромную пасть на восточные страны.

    Но что меня особенно удивило – это созданные в Великом Новгороде и доставленные на территорию чжурчжэней монеты, где использовались для надписей и руны Рода, и руница, и китайские иероглифы. Возникает впечатление, что именно воины виман и явились культуртрегерами для этого региона. Тогда становится предельно ясно, почему чжурчжэни перешли не только на русскую графику, но и на русский язык. Более того, стало ясно, что они первоначально жили на реке Сунгари. Википедия пишет об этой реке: «Су́нгари́ (Сунхуацзя́н; кит. 松花江) — река на северо-востоке Китая, самый крупный приток Амура по водности, впадает в него справа по течению. Река Сунгари протекает по территории провинций Гирин и Хэйлунцзян; на ней находятся города Гирин, Харбин, Цзямусы. Сток реки зарегулирован гидроэлектростанциями».  

     

    Рис. 14. Примерное положение Краснояровского городища вблизи Уссурийска

    В той же статье Википедии была приложена карта, на которой видна река Сунгари, рис. 13. Я пометил кружком местоположение города Уссурийска и его округи. Википедия также даёт подробности: «Верховья Сунгари — в горах Чанбайшань близ корейской границы, недалеко от их главной вершины, вулканической горы Пэктусан. Один из её притоков начинается в знаменитом озере Чхонджи, находящемся в кальдере Пэктусана. В нижнем течении Сунгари протекает по Маньчжурской равнине с исключительно ровным рельефом, что приводит к большой извилистости и изменчивости русла этой реки». Маньчжурская равнина, как я понимаю, это место обитания маньчжуров, чьими предками как раз и были чжурчжэни.

    Но столица их оказалась расположенной южнее и восточнее, видимо там, где оказался центр цивилизации, созданной воинами Рюрика, вблизи Уссурийска. Кстати, в статье Википедии об Уссурийске помещена фотография, рис. 14, подписанная так: «Чжурчжэньская каменная черепаха в городском парке».

     

    Рис. 15. Каменная черепаха чжурчжэней и моё чтение надписей

     

    В статье Википедии «Биси» (помесь китайского дракона с китайской же черепахой) есть такие строки: «В 1868 году в районе нынешнего Уссурийска были найдены две каменные черепахи, очевидно установленных у чьих-то захоронений. Одна из них, весом 6400 килограмм, была в 1896 году перевезена в Хабаровск; c 1900 года она стоит там перед зданием краеведческого музея. Как установил советский востоковед Виталий Ларичев, эта черепаха была надгробием чжурчжэньского полководца Эсыкуя (кит. упр. 阿思魁, пиньинь: Asikui, палл.: Асыкуй; 1080—1136), принадлежавшему клану Ваньянь (完颜), основавшему династию Цзинь. Вторая же черепаха до сих находится в Уссурийске. где после нескольких перемещений по городу она обосновалась в городском парке».

    Меня, разумеется, заинтересовали надписи на этом монументе. Кто его сделал: этнос чжурчжэней или воины виман, говорившие по-русски? – Сначала я читаю датировку на нижней кладке камней. Она гласит: 8 ГОД ЯРА – та же дата, что и у многих изделий русского происхождения, Иными словами, 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    А затем я читаю полную надпись на цоколе, а поскольку она светлая, то чтение целесообразнее делать в обращенном цвете. И тогда тут, продираясь сквозь переплетения линий разных букв, я смог прочитать слова: ВОИНОВ ВИМАН ХРАМА МАРЫ ПАМЯТНАЯ МАСКА. Выражение ПАМЯТНАЯ МАСКА, то есть, ПАМЯТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, или, иными словами, ПАМЯТНИК, я встречаю впервые.

    Но еще более я обрадовался, когда прочитал надпись на плоской вершине панциря черепахи. Слева читаются слова: ВОИ ВИМАН МИРА МАРЫ (то есть, ВОИНЫ ВВС МИРА АЗИИ), в центре – слова: ВОШЛИ В, справа – слова: МИР ЖУРЖЕНЕЙ И КИДАНЕЙ. Последние 4 слова написаны последовательно буквами, чередующимися вверху и внизу.

    Википедия пишет: «Кида́ни (китаи) (кит. трад. 契丹, пиньинь: qìdān, палл.: цидань) — кочевые монгольские племена, вдревности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. С 907 по 1125 год существовало киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».

    Если этноним «кидань» передан на этой надписи точно, то этноним «чжурджэнь» передан словом ЖУРЖЕНЬ. Из этой надписи становится ясно, что воины виман прилетели в район компактного проживания этих этносов, китайского и монгольского по происхождению, и, разумеется, познакомили их с русским языком и русской культурой. Так что какие-то надписи позже и чжурчжэни стали делать по-русски.

    Что же касается последнего артефакта, «греческой» крышки для зеркала с двусторонним изображением (внешним рельефным, внутренним гравированным), то оно, хотя и в грубой форме, показывает переломный момент деятельности Рюрика: полное овладение азиатскими просторами вплоть до Дальнего Востока (то есть, попадание на землю чжурчжэней и киданей), а также подчинение Рюрику италийского Рима. Это произошло в 8 году Яра (864 году н.э.).

    Кроме того, прояснилась история ручных бронзовых зеркал. Наиболее красивые из них сначала делались в Великом Новгороде и снабжались крышкой с рельефом на внешней стороне и гравировкой на внутренней. Полагаю, что они стоили весьма дорого. Явных надписей ни на каких языках на них не было, зато неявные имелись только по-русски.

    Позже появились более дешевые и доступные по цене местные подражания, которые позже стали снабжаться надписями на местном наречии. До рельефного литья они не дошли, крышку к зеркалу для предохранения от царапин сочли излишней, а гравировку обратной стороны крышки перенесли на обратную сторону зеркала. Так появились этрусские, римские и греческие бронзовые зеркала.

    Заключение.

    Исследование «новостей археологии», дополненное изучением экспонатов музеев (то есть, достижениями археологии прошлых веков), а также данных, рассеянных по статьям и заметкам археологов и любителей древности, помогает создать целостное представление о распространении русской культуры по ряду территорий прошлого, которые стали нынешними государствами.

    Литература.

    1. Во Львове археологи нашли артефакты Киевской Руси. 21 июня 2015 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2015/06/blog-post_21.html#more

    2. Ивлиев Александр Львович. Чжурчжени и чжурчженьские государства на Дальнем Востоке России. Общественное и административное устройство. Хозяйство и быт. Источник: http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY/jin.htm

    3. Bormental. Монета? Китайцы? Чжурчжени? Кто? 24 мая 2010 года. Источник: http://popgun.ru/viewtopic.php?f=154&t=187382

    4. Найдена столица легендарного государства чжурчжэней, захваченного монголами. 28 апреля 2015 года. Источник: http://asiarussia.ru/news/7186/

    5. В Краснояровском городище под Уссурийском откопали чжурчжэньские амбары для хранения водки. 16 августа 2016 года. Источник: http://primamedia.ru/news/society/16.08.2016/524963/v-krasnoyarovskom-gorodische-pod-ussuriyskom-otkopali-chzhurchzhenskie-ambari-dlya-hran.html

    6. Mirror Cover with Eros and erotic scene (symplegma). Источник: http://www.mfa.org/collections/object/mirror-cover-with-eros-and-erotic-scene-symplegma-375249 

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову