Меч якобы викинга и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Заметка [1] любопытна: «Сотрудники Исторического музея Осло продемонстрировали меч времен эпохи викингов, который был найден в Сетесдале на юге Норвегии. Оружие было найдено еще в 2011 году, однако о находке общественности сообщили только сейчас. В настоящий момент меч выставлен на всеобщее обозрение.

В древности меч имел особое сакральное значение. Считалось, что он имеет магическую силу, которой он наделяет владельца. Также существовало поверье, что сила воина также может передаваться мечу. Воина в то время хоронили, как правило, с его оружием».

Оглавление:
  • Меч воина Рюрика.
  • Якобы викинги в Мордовии.
  • Фантазии на скандинавские темы.
  • Клинопись с русскими словами.
  • Петроглифы песчаника на берегу.
  • Якобы детская игрушка.
  • Якобы египетская стоматология.
  • Якобы неизвестный римский бог.
  • Мозаичный пол.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Меч воина Рюрика.

    Рис. 1. Найденный меч и моё чтение надписей

    Если оружие было найдено на юге Норвегии, то это совершенно не означает, что оно принадлежало именно норвежскому воину. Я полагаю, что принадлежность воина тому или иному войску написана на самом клинке меча, и написана, как это было повсеместно в то время, по-русски. Правда, прочитать на проржавевшем металле буквы будет сложнее, чем на чистой стали. Однако следует принять во внимание, что при окислении металла букв несколько расширяются в размерах, но не изменяют своих начертаний, так что эпиграфическая задача чтения надписей оказывается вполне выполнимой.

    На рис. 1 вверху я показываю изображение меча в том размере, какой был дан в исходной заметке. А для чтения я увеличил размер вдвое и поделил полученную фотографию на два фрагмента, и левый фрагмент поделил выше правого, а между ними и под правым фрагментом поместил мои чтения.

    Надпись состоит из нескольких строк. Чтобы понять, где находятся первые буквы искомого слова, я совмещаю начало каждого такта (в основном из двух слов) на поле дешифровки с началом того же такта на клинке. В результате я читаю такие слова: на верхней строке РЮРИКА ВОИНА – первый такт, ВАРЯГА ЯРА – второй такт, 8 ГОД ЯРА – третий такт, ВЕРНОЕ ВОЙСКО – четвертый такт, ХАРАОНА ЯРА – пятый такт, ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ– шестой такт, РУСИ РЮРИКА – седьмой такт, ЯРА 33 АРКОНЫ – восьмой такт. На этом отрезке клинка я чтение верхней строки из 17 слов и двух чисел заканчиваю и перехожу к чтению на правом отрезке клинка.

    Уже из прочитанного следует, что ни о каком викинге речь не идёт, а меч принадлежал воину Рюрика, причём в тот же 8 год Яра, в который началось строительство пещер и наземных храмов в виде зданий, то есть в 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Далее я заканчиваю чтение верхней строки: СТАН ВОИНОВ ВИМАН – девятый такт, 33 АРКОНЫ ЯРА – десятый такт, И 35 АРКОНЫ ЯРА – одиннадцатый такт. Так что всего на первой строке написано 25 слов и 4 числа.

    Затем я перехожу к чтению второй строки: ХРАМА ЯРА – двенадцатый так, 30 АРКОНЫ – тринадцатый такт, РИМА ХАРАОНА – четырнадцатый такт, РУСИ РЮРИКА – пятнадцатый такт, МАРЫ МИМА – шестнадцатый такт, МАСКИ ВИМАН МАРЫ – семнадцатый такт, ЯКО МАСКИ – восемнадцатый такт, МИМА РИМА – девятнадцатый такт. На этом я решил закончить чтение, поскольку вторая строка принесла еще 16 слов и 1 число, а в сумме на двух строках я прочитал 41 слово и 5 чисел. Уже это заняло более одного рабочего дня.

    Упоминание МАСКИ ВИМАН, как и (ЯКО) МАСКИ МИМА РИМА (РЮРИКА) означает, что на мече имеются изображения как самого Рюрика, так и летательного аппарата типа самолёта. И они действительно видны на правом фрагменте: левый профиль лица Рюрика и вид снизу на виману Мары. Так что помимо надписей, на мече имелись и изображения человеческого лица и летательного аппарата.

    Кроме того, меня заинтересовали надписи на навершии рукоятки и на гарде меча. На навершии рукоятки можно видеть человеческое лицо анфас, напоминающее лик Колобка: округлые глаза, маленький нос, губы бантиком и широкий овал лица. На верхней части этого лика можно прочитать слова: ХРАМ ВИМАН МИМА РЮРИКА, краткое повторение того, что написано на клинке.

    А на гарде надпись более пространна: ХРАМА ВОИНА ВИМАН МИМА КРАЯ РЮРИКА ЯРА ХРАМА РИМА 30 АРКОНЫ ХАРАОНА ЯРА. Это означает, что меч принадлежал не простому воину виман, а  ЖРЕЦУ ЯРА ХРАМА ЗАПАДНОГО КАИРА. Так что его атрибуция как меча викинга является ложью археологов Норвегии.  

                Рис. 2. Меч викингов

    На рис. 2 показан меч викингов из коллекции изображения на yandex.ru. На нём можно видеть, что клинок свободен от надписей, а на навершии рукояти и на гарде имеется сложный орнамент. Так что меч викингов отличается от меча воина виман Рюрика отсутствием явных надписей. Википедия поясняет: «Под словосочетанием «скандинавский меч Эпохи викингов» чаще всего понимают двухлезвийный клинок из тигельной стали с долом по центру, рукоятью под одну руку и характерным навершием. Действительно, три четверти мечей обоюдоострые, однако оставшаяся четверть однолезвийная — то есть, имеет одностороннюю заточку и похожа на очень длинный скрамасакс, который снабжен гардой и навершием того или иного характерного для Скандинавии вида. Длина клинков того и другого вида чаще всего составляла 77-80 сантиметров. Ширина в верхней части клинка варьируется от 5-ти сантиметров до 6-ти. Рукоять короткая — расстояние между гардой и навершием от 8,5 до 10,5 сантиметров — чаще всего 9 или 9,5. Масса клинка около килограмма».

     

    Рис. 3. Находки мечей в Мордовии и моё чтение надписей

    Якобы викинги в Мордовии.

    А эта заметка [3] заставила меня посмеяться: «Археологические находки, сделанные на территории Мордовии, заставляют по-новому взглянуть на историю республики. В древних мордовских могильниках ученые находят мечи викингов. Причем это оружие именно скандинавских воинов, которые, как известно, служили в дружинах русских князей и представляли их интересы в мордовских землях.

    Археологические находки из Мордовии можно увидеть в Историческом музее Москвы или петербургском Эрмитаже. Но самые удивительные редкости, поднятые из древних мокшанских, шокшанских или эрзянских курганов и городищ, по-прежнему хранятся в республике.

    Эти артефакты помогают по-новому взглянуть на историю республики, раскрывая многие забытые тайны.

    Казалось бы, о прошлом Мордовии мы знаем всё. Так думали и многие ученые МГУ им. Н.П. Огарева, пока в шокшанском могильнике у села Теньгушево на обычном, хотя и очень древнем мордовском кладбище неожиданно не был найден настоящий меч викинга (варяга). Можно сказать, что это сенсация. Многие специалисты, не говоря о простых жителях Мордовии, даже не подозревали, что викинги имели хоть какое-то отношение к истории республики. Но факты показали: это так, хотя Скандинавия и далека от наших мест.

    Как признали историки, такое оружие могло принадлежать только викингу. Перед тем как положить в могилу, меч раскалили и согнули. Такое своеобразное погребение своим клинкам устраивали только северные воины. По их верованиям, вместе со смертью хозяина умирал и его меч (с мечами у воинов вообще было связано столь много суеверий, что одно их описание составит полноценную книгу. — Ред.). Так что провести обряд могли только варяги: древняя мордва, как и все соседние с ней народы, мечи в могильники укладывали целыми. Да и сам воин, рядом с которым был обнаружен меч, перед погребением был кремирован. Это тоже варяжский обычай. Редкая находка датируется второй половиной Х — первой половиной XI века. То есть временем наибольшего распространения викингов по Северной Европе. Удивительно красивый меч принадлежит к так называемому каролингскому типу. На клинке меча из шокшинского могильника имеется инкрустированная надпись латинскими буквами: «Ulfberht». Это клеймо знаменитых в те века рейнских оружейных мастерских. Возможно, на Рейне и приобрел меч его владелец. Скорее всего, оружие ему делали по заказу: навершие меча украшает гравировка с изображением скандинавского покровителя воинов Одина.

    Скорее всего, этот викинг был наемником-дружинником на службе у русских князей. Его меч — оружие простого воина, он не был украшен ни золотом, ни серебром. Такие варяжские воины активно участвовали во всех походах и политических делах своих покровителей. Они были послами, наместниками, сборщиками дани. Обладатель меча из Теньгушевского могильника мог собирать дань или представлял тут интересы князя. А мог быть обычным охранником торговых караванов: на территории Мордовии активно скупали меха булгарские купцы.

    Александр Беговаткин, сотрудник Института археологии РАН».

    При первом же взгляде на мечи мы видим, что все они подписаны, то есть, это мечи воинов Рюрика. Чтение я начинаю с меча № 4, где надпись на первый взгляд, действительно напоминает слово ULFBERHT. Однако так может прочитать это слово только неспециалист. Любой эпиграфист скажет, что на деле тут изображены лигатуры, то есть, буквы, слившиеся некоторыми своими частями, причём буквы русские.

    А реально надпись на клинке меча читается так: ЯРА ВОИНА МЕЧЬ ВИМАН – СЕ ВОЙСКА ВОИНА, иначе говоря: МЕЧ ЯРА ВОИНА С ВИМАН, ЭТО (МЕЧ) ВОИНА ВОЙСКА (РЮРИКА). И до некоторой степени неумение читать по-русски простительно археологам Скандинавии. Но когда эту чепуху повторяет сотрудник ИА РАН Александр Боговаткин, который прекрасно владеет русским языком, остаётся только недоуменно разводить руками.

    На клинке № 3 я читаю слова: ЯРОВЫ ВЕРНЫЯ ВОЙСКА, а на клинке № 1 – слова: МЕЧЬ ВОИНОВ ВЕРНЫХ ВИМАН. На клинке № 2 надпись видна очень плохо, а потому я ее не читаю. Слово МЕЧЬ мною встречено впервые, в орфографии того времени оно писалось с мягким знаком на конце.

    После этого я дочитывал заметку [3] как историческую фантастику.

    Фантазии на скандинавские темы.

    «Теньгушевский меч не единственная находка мордовских археологов, связанная с викингами. Неслучайно рядом с тем самым клинком были найдены металлические накладки на ножны со скандинавским орнаментом, на которых также был изображен бог Один. Отметим, что в 1990-х годах на западе Мордовии археологами были найдены поясные бляшки с изображением Одина и Тора. В том, что находки северного происхождения, сомнений нет: местные мастера никогда не изготавливали таких украшений. Не могли украсить ими себя и древние мордовские воины: как обереги подобные вещи носили только викинги и варяги.

    Эти находки позволяют сказать, что уже десять веков назад между мордовскими племенами и русскими князьями были налажены очень тесные связи. Поэтому на территории нашей республики находят и артефакты скандинавского происхождения, и русские мечи, и подвески со знаками князей Рюриковичей. – Оксана Белова, историк МГУ им. Н.П. Огарева

    Мечи X–XI веков франкского, или каролингского, типа на территории Мордовии были найдены в Зубово-Полянском, Теньгушевском и Темниковском районах. Эти мечи имели двулезвийные клинки с характерным продольным желобком посредине и рукояти с массивным навершием и прямым перекрестьем. Железные детали рукоятей были украшены сложными узорами из тончайших насечек. – Виктор Златов, археолог».

    Итак, археологи не различают мечи скандинавского происхождения и мечи войск виман Рюрика, равно как они смешивают викингов и варягов.

    Продолжением этой заметки являются такие строки: «Варяжский меч в Мордовии. Многие несведущие люди думают, что варяжское влияние распространялось лишь на Северо-Запад Руси, совершенно не подозревая о том, насколько большую роль сыграли северные воины в становлении нашего государства, буквально сковав воедино разрозненные племена славян и финно-угров.

    Так, новая находка заставляет вспомнить, что рука норманнских хозяев Руси – Олега, Игоря, Святослава отчётливо чувствовалась даже в отдалённом крае эрзя и мокши, дальней окраине государства Рюриковичей. Языческие по обряду погребения этого времени в курганных могильниках Мордовии идентичны таким же погребениям в Гнёздово, шведской Бирке и других некрополях Скандинавии. Найденный в этом году каролингский меч далеко не первый в этом регионе – число находок этих орудий профессиональных дружинников уже перевалило за полтора десятка. Очевидна весьма высокая концентрация варяжского вооружения – ведь к примеру могильники под Ярославлем считаются крупными дружинными захоронениями эпохи становления Древнерусского государства, а там в 726 курганах обнаружено 11 мечей.

    О присутствии норманнов мы можем судить не только по погребениям дружинников – как это чаще всего бывало, рядом с курганами, содержащими предметы вооружения, имеются женские погребения со скандинавскими украшениями. Пример – подвеска из Ефаевского могильника, имеющая характерную форму, напоминающую Мьёльнир. Матрицы для изготовления таких украшений найдены в Дании.

    В 2012 году в республике официально праздновалось 1000-летие единения с русским народом, но из археологических материалов следует, что официальная дата, опирающаяся на летописи не точна – древнерусские дружинники здесь правили уже в середине X века».

    Только это были не дружинники из Скандинавии, а русскоязычные воины Рюрика.

     

    Рис. 4. Надпись царя Дария I и моё чтение русских надписей

    Клинопись с русскими словами.

    Эта заметка [4] любопытна: «В Фанагории на Таманском полуострове обнаружены стела V века до н. э. с надписью от имени персидского царя Дария I и остатки древнейших городских стен. По словам специалистов, это археологическая сенсация мирового значения.

    Находка предварительно датирована первой половиной V века до н. э. По оценкам археологов, ее обнаружение способно стать мировой научной сенсацией. Помимо этого, на акрополе обнаружены остатки древнейших городских укреплений, что также является событием для классической археологии, сообщается на сайте фонда «Вольное дело».

    В ходе продолжающихся раскопок на территории Верхнего города (акрополя, или центра города) Фанагории обнаружен большой фрагмент мраморной плиты (стелы) с надписью, сделанной от имени персидского царя Дария I (550–486 годы до н. э.). Артефакт найден в ходе очередного полевого сезона Фанагорийской комплексной археологической экспедиции Института археологии (ИА) РАН.

    Надпись на обнаруженном фрагменте стелы сделана на древнеперсидском языке клинописью, использовавшейся только персидским царем. По оценкам ученых, на стеле сохранилось около 10–15% сообщения. Тем не менее, расшифрованные части надписи прямо указывают на то, что она сделана от имени известного персидского царя Дария I.

    Этому не противоречит и контекст находки ‒ стела обнаружена в слоях, которые можно предварительно отнести к первой половине V века до н. э. Отметим, что большинство известных на сегодня (около 200) царских клинописных документов были обнаружены в Персеполе (Персеполисе), столице древнеперсидского царства.

    Одно из неизвестных ранее слов, присутствующих в тексте, можно восстановить как топоним — Милет. Это имя носил крупнейший греческий город в Ионии (современная Малая Азия). В начале V века до н. э. Милет стоял во главе так называемого Ионийского восстания эллинских полисов против Дария I. Оно было подавлено в 494 году до н. э. Ученые предполагают, что царь после своей победы над греками поставил в городе мраморную стелу с текстом (например, с сообщением о своем триумфе)».

    На мой взгляд, помимо клинописи на табличке имеются и русские надписи. Так наверху, на первой строке, перед сдвоенным клином <<, имеется русская буква «Ю», а чуть ниже перед ней расположена буква R, начало слова РЮРИКА, которое и читается дальше вправо. Сразу за сдвоенным клином читается слово ХРАМ. А правее второго сдвоенного клина можно прочитать слово ВИМАН, тогда как правее третьего сдвоенного клина я читаю слово МАРЫ. Такова первая строка русских надписей.

    Вторая строка начинается с двух светлых букв на тёмном фоне, поэтому их, также, как и 5-6 буквы я читаю в обращенном цвете; остальные – в прямом. Получается слово ПОКАЗ, которое мне встретилось впервые. Далее в прямом цвете читается слово ВИМАН, на нижней части строки. А на верхней я читаю число 35 и слово АРКОНЫ в нижней части строки, а также слово ЯРА в верхней части.

    На третьей строке выделяется крупная буква, которую я читаю в обращенном цвете – это буква «В». А левее я читаю число: 7, и далее – читаю слова ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении эта датировка означает дату: В 863 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А на нижней части строки я читаю слова: В ХРАМЕ. Вторая половина третьей строки начинается с зеркального изображения числа 30. А правее я читаю слова: РИМА РЮРИКА. Иначе говоря, В ХРАМЕ 30 АРКОНЫ РИМА РЮРИКА, ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Четвертая строка содержит такую надпись: ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА КРАЯ РЮРИКА ЯРА. И далее, на пятой строке читаются слова: А У ВИМАН МАРЫ РЮРИКА РУСИ РИМА ХРАМА МАРЫ на верхней части строки, и слово ИМЕЮТ на нижней части строки. На шестой строке я читаю слова: ВОИНОВ С ЛУКАМИ на верхней части и слова МАРЫ ВОЙСКА на нижней. А еще ниже я читаю слова: 30 АРКОНЫ ЯРА.

    Иначе говоря, СНАЧАЛА появилась запись о показе виман, а ПОТОМ появилась надпись о походе Дария. Но я хотел бы обратить внимание на то, что данная надпись подтверждает моё предположение о том, что воинами виман Мары (то есть, воинами ВДВ) были лучники. Так что данная новость археологии для меня показалась весьма интересной. Кроме того, не исключено, что слово ПОКАЗ явилось предшественником более позднего слова ПАРАД.

    Итак, полная запись выглядит вот каким образом: РЮРИКА ХРАМ ВИМАН МАРЫ. ПОКАЗ ВИМАН 35 АРКОНЫ ЯРА В 7 ГОД ЯРА В ХРАМЕ 30 РИМА РЮРИКА. ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА КРАЯ РЮРИКА ЯРА. А У ВИМАН МАРЫ РЮРИКА РУСИ РИМА ХРАМА МАРЫ ИМЕЮТ ВОИНОВ С ЛУКАМИ МАРЫ ВОЙСКА 30 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, 38 слов и 4 числа. Вполне достаточно!

     

    Рис. 5. Геоглиф на берегу пляжа штата США Гавайи на острове Оаху

    Петроглифы песчаника на берегу.

    В заметке [5] читаем: «Как информируют в департаменте природных ресурсов штата Гавайи, на одном из островов были найдены петроглифы, которые были сделаны как полагают ученые, древними индейцами, проживавшими на этих территориях. В июле пара туристов из Техаса, которая отдыхала на острове Оаху, обнаружила любопытные изображения. Сначала они увидели одно, а потом еще не менее десяти изображений. Они были вырезаны на плоском песчанике на участке, длина которого составляла 20 м.

    «Невзирая на то, что на Гавайях несколько тысяч археологических памятников, это первый, где петроглифы обнаружены прямо на побережье», — сказал археолог Элтон Экзабе. Поскольку участок песчаника с петроглифами находится очень близко к воде, он постоянно покрывается морским песком».

    Меня это фото заинтересовало просто потому, что я увидел повторение на нем слова БОГ написанного руницей. В связи с эти я решил прочитать всю надпись целиком. Однако надпись для чтения, кроме знаков руницы, слишком малоконтрастна, в связи с чем я усилил ее контраст и несколько увеличил размер фотографии.

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на геоглифе пляжа острова Оаху Гавайев

    Сначала я читаю надпись, выполненную удлинёнными по горизонтали слоговыми знаками руницы и на ней. Тут я читаю слово РЮРИК внутри знака БО, затем читаю знак ГЪ, а затем слово «И» в виде вертикальной палочки, повтор слова БОГЪ, написанного знаком руницы строкой ниже и слова 33 АРКОНЫ ЯРА, на слоговой палочке «И», и слово. В результате появилась такая надпись: РЮРИК-БОГЪ И БОГЪ 33 АРКОНЫ ЯРА. Это уже некая религиозная надпись.  

    А под этой лигатурой слоговых знаков я читаю текст: 30 ЯРА РИМА РЮРИКА АРКОНА. Скорее всего, это – подпись города-изготовителя, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА. Над верхней лигатурой я читаю датировку: 26 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату 882 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Наконец, еще выше, на рыжем фоне, я читаю слова: МИМ ЯРА. Полагаю, что это – подпись изготовителя, то есть ЖРЕЦА БОГА ЯРА, и именно он боготворит Рюрика.

     

    Рис. 7. Древняя погремушка и моё чтение надписей

    Якобы детская игрушка.

    В заметке [6] с торжеством отмечается: «В ходе раскопок торговой колонии Кюлтепе Каниш-Карум (Kültepe Kaniş-Karum; Анатолия, Турция) нашли погремушку возрастом около 4 тысяч лет. Это, вероятно, древнейшая известная игрушка такого типа.

    Раскопки на поселении проводятся с 1948 года. Работает на памятнике экспедиция из Университета Анкары под руководством профессора Фикри Кулакоглу (Fikri Kulakoğlu). Погремушка сделана из глины, а внутри неё находятся небольшие камни. Если игрушку потрясти, то она издаёт те же звуки, что и современные погремушки.

    Кюлтепе-Каниш – один из древнейших городов Малой Азии. Во II тысячелетии до н.э. Кюлтепе был большим городом – в нём жили более 50 тысяч человек. «Иногда нам кажется, что население было более 70 тысяч. Некоторые из них были ассирийцами, но большинство были из Анатолии. Конечно, не все из них были взрослыми. Среди них были и молодые люди, и дети и младенцы».

    Как обычно, я не верю ни датировке, ни атрибуции. То есть, скорее всего, перед нами находится фотография действительно погремушки, но откуда известно, что она является детской игрушкой? Кстати, почему археологи решили, что этот артефакт принадлежит либо анатолийцам, либо ассирийцам?

    Чтение по-русски я начинаю со строки чуть ниже второго ряда дырочек, опускаясь постепенно с одной строки на другую. Тут написано: ЯРКАЯ МИМА ПОГРЕМУШКА: МЯЧИК МАРЫ В ХРАМЕ РИМА ВАРЯГА РЮРИКА ЯРА. Под ХРАМОМ РИМА РЮРИКА тут понимается ЗАПАДНЫЙ КАИР.

     

    Рис. 8. Риски пациента стоматолога в Египте и моё чтение надписей

    Якобы египетская стоматология.

    Поскольку меня интересует стоматология эпохи Рюрика, я с интересом прочитал заметку [7]: «Древние египтяне страдали от ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и других проблем, связанных с сидячим образом жизни. Вопреки распространенному мнению, в этом они мало отличались от представителей современного городского общества. Данное открытие египтологи сделали благодаря томографическому обследованию мумий. О нем сообщает Gizmodo. На выставке в Израильском музее в Иерусалиме впервые показали мумию жреца Иретхориру («Защищающее око Гора») возрастом 2200 лет. Как показала компьютерная томография, Иретхориру страдал от кариеса и закупорки артерий.

    Кроме того, Иретхориру был болен остеопорозом и рецессией десен. Все эти нарушения указывают на то, что он вел сидячий образ жизни и злоупотреблял пищей с высоким содержанием углеводов.

    «Остеопороз — это болезнь ХХ века, когда люди стали меньше времени уделять тяжелому физическому труду. Мы приклеены к экранам. И поэтому так неожиданно было найти остеопороз у древнего египтянина», — заявила куратор выставки Галит Беннетт (Galit Bennett). Однако для историков античности эти выводы не представляются поразительными. В древнем мире повсеместный голод приводил к тому, что лишний вес воспринимался как признак богатства, здоровья и высокого социального статуса».

    Опять я сомневаюсь в датировке. Для доказательства я решил прочитать надписи на черепе, и меня вовсе не удивило то, что они сделаны не по-египетски, не по-гречески или по-латыни, а по-русски. На черепе в районе виска я читаю слова: В РЮРИКЕ ЯРА МАРЫ ХРАМЕ, на глазе – число 30, на носу – АРКОНЫ ЯРА, на деснах верхней челюсти – слова: МАСКА МАРЫ, на дёснах и зубах нижней челюсти – слово: РИСКИ, на вертикальной части нижней челюсти (с поворотом вправо на 90 градусов) – слова ОКОЛЬНОГО ОТЕКА. Три последних слова мною встречены впервые.

    Храм Рюрика мог появиться только в IX веке н.э., а никак не 2200 лет назад. Это был ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА, под МАСКОЙ МАРЫ, видимо понимается ЧЕРЕП (это тоже новый смысл слова МАСКА), и стоматологи храма Мары испугались ОТЕКА ОКРУЖАЮЩИХ ДЁСНА ТКАНЕЙ.

    Перед нами – весьма интересный пример стоматологии русской Яросклавии (Египта) времени Рюрика.

     

    Рис. 9. Раскоп с изображением якобы Римского бога и моё чтение надписей

    Якобы неизвестный римский бог.

    Эта заметка [8] – вполне в духе европейских археологов: «Археологи из Мюнстера (Германия) обнаружили в святилище Юпитера Долихена, в юго-восточной Турции, римскую стелу с рельефным изображением неизвестного бога.

    Стела сделана из базальта, её высота – около 1,5 метра. На ней изображено бородатое божество, вырастающее из чаши из листьев. Сбоку из одного источника с божеством тянутся длинный рог и дерево, которое божество сжимает рукой. Атрибуты божества указывают на то, что оно может относится к культу плодородия.

    Отдельные элементы, по мнению археологов, сближают его с изображениями начала I тысячелетия до н.э. «Стела даёт информацию о том, как древние восточные традиции сохранялись с эпохи раннего железного века до римских времён», – говорит профессор Энгельберт Винтер (Engelbert Winter), руководитель раскопок. Он отмечает, что находка демонстрирует непрерывность местных религиозных традиций.

    Стела была использована повторно – её включили в кладку стены более позднего христианского монастыря. Что позволило исследователям датировать изображение римским временем, не сообщается. По их словам, для точной атрибуции божества потребуется некоторое время. Памятник находится недалеко от древнего города Долихе (территория современной провинции Газиантеп). В начале раннего железного века здесь находилось святилище, в римское время был построен храм Юпитера Долихена, а в период раннего средневековья – христианский монастырь.

    Юпитер Наилучший Величайший Долихен – это синкретическое божество, объединившее в себе черты римского бога и сирийского бога Ваала. С I века н.э. Долихен почитался в армии, где он считался покровителем. Со II века культ получил широкое распространение. При императоре Антонине Пие этому богу посвятили храм в Авентине. Долихена изображали стоящим на быке, иногда с орлом. Одет бог в воинские доспехи и фригийский колпак. В правой руке божество держало топор, а в левой – пучок молний.

     

    Рис. 10. Моё чтение на верхней части стелы

    На мой взгляд, религия античного Рима известна настолько хорошо, что обнаружение нового бога в ней просто нереально. Следовательно, перед нами – очередная фантазия археологов. Но для меня важно в этом сообщении то, что факт вторичного использования языческого божества в христианстве отмечен тут официально.

    Слева от стелы видно 5 рядов камней, и каждый ряд имеет надписи. На самом верхнем левом камне кладки я читаю слова: РУСЬ И ХРАМ, на втором кирпиче – МАРЫ, на цементном слове между первым и вторым рядами – слова: РЮРИКА ЯРА, на третьем ряду – слова РИМА МАСКА, на четвертом – ХРАМА РИМА, на пятом – МИМА. Иначе говоря, на стеле можно видеть ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА. А вовсе не какого-то нового неизвестного римского бога.

    Для проверки этого моего утверждения я перехожу к чтению надписей на самой стеле. Но, к сожалению, фотография ее весьма велика, и я делю ее на верхнюю и нижнюю половины, которые и читаю по очереди.

     

    Рис. 11. Нижняя половина стелы и моё чтение надписей

    На верхней половинке стелы не вполне можно понять, куда смотрит лицо персонажа, влево или вправо. Но зато на лице читается его подпись: МИМ МАРЫ, что подтверждает чтение надписи на камнях. А на верхней части правого плеча и на открытом участке шеи я читаю другую подпись: МАСКА МИМА, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА.

    Жрец изображен внутри стеблей и листьев растения. На этих листьях я читаю слова: ХРАМ МАРЫ, которые также повторяют мои чтения на камнях раскопа.

    На нижней половине изображения я сначала читаю подпись справа вверху. Она гласит: 35 АРКОНЫ ЯРА, то есть (СТЕЛА ИЗГОТОВЛЕНА В) ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Ниже я читаю слова: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА ЯРА, и наконец, на листьях растения – датировку: 3-8 ГОД ЯРА, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате: 859-864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Тем самым, утверждения археологов ложны: стела сделана не римлянами, а русскими мастерами Великого Новгорода, изображен не бог античного Рима, а жрец Западного Каира, и создана она не в начале Iтысячелетия н.э., а с 859 по 864 годы н.э. Это – еще один пример из череды современного приписывания наследия Святой Руси Рюрика другим народам и странам, в данном случае античному Риму.

     

    Рис. 12. Полуземлянка из Дессау-Мосигкау [10] и моё чтение надписей

    Иногда меня мои читатели хвалят, говоря, что я даю ту самую фактологию, которой так не хватает многим авторам. Принимая эту похвалу, хочу отметить, что у нее имеется и обратная сторона, а именно: что я якобы не создаю обобщённых концепций. Хочу отметить, что одна концепция большого теоретического значения у меня заключалась в том, что я предложил большой период существования человеческого общества, который я назвал «храмовой цивилизацией», туда, в частности, входила и эпоха Рюрика. Второй период, который является конкретизацией первого, является эпоха Рюрика. Пока ни один историк, социолог, культуролог или философ ни о чём подобном не говорил. Тем интереснее мне было рассмотреть некую обзорную статью [9] в качестве эксперта. Автор] утверждает: «X век – время перемен в Европе. Для Западной Европы гово­рят даже о «революции рубежа тысячелетий», (Представления о столь быстрых изменениях на рубеже тысячелетий, ко­торые позволяют говорить о революции, впервые получили распростране­ние в научной литературе во Франции, где состоялась широкая дискуссия по этому поводу. (См.: Duby, 1953; 1980; Bois, 1989; Barthelemy, 1997), так как фикси­руются глубокие изменения на всех уровнях жизни в масштабах всего континента. Впрочем, исследования последних десятилетий показали, что не всё так просто. Исторические процессы являют­ся сложными, изменения происходят в разных местах далеко не одновременно. Различия существуют как между регионами Евро­пы, так и между центральными поселениями, с одной стороны, и обширными сельскими пространствами – с другой. К тому же зна­чительные изменения, как правило, не происходят одномоментно, их предпосылки можно обнаружить уже гораздо раньше». – Иначе говоря, эпоха Рюрика данному автору неизвестна, он начинает только с ее последствий, с Х века.

    «Как в каждой науке, в археологии существуют разные точки зрения на интерпретацию собранных данных. Одной из причин разнообразия мнений являются разные подходы исследователей, которые отражаются, в частности, в используемой ими терминоло­гии. Например, даже содержание, вкладываемое в наиболее общий термин «Средневековье», отличается не только в разных регионах Европы, но и в разных научных дисциплинах. В то время как истори­ки работают с точными датами, археологическая датировка может достигать в лучшем случае точности одного поколения, т. е. несколь­ких десятилетий». – Соглашаясь с первыми посылами автора, я никак не могу согласиться с остальным. Историки дают датировки, которые даже во втором тысячелетии н.э. могут отличаться на сотни лет, а в первом тысячелетии до н.э. – больше тысячи лет (например, Святой Кирилл,  изобретатель смешанной русско-греческой грамоты, реально жил в XIVвеке н.э., тогда как историческая наука его помещает в IX, то есть различие тут составляет 500 лет, а Александра Македонского историческая наука помещает в IVвек до н.э., тогда как реально он жил в IX веке н.э., то есть тут разница составляет 13 веков. Еще хуже с археологическими датировками, где ошибки составляют тысячи и десятки тысяч лет.

    «Время изготовления, использования и потери конкретного артефакта точно определить археологическими мето­дами, как правило, невозможно». – Тут я полностью согласен с автором, а потому прибегаю к эпиграфическому методу определения датировок, то есть, читаю написанную на артефакте дату изготовления по датировке от миропомазания Яра Рюрика.

    «Действенность культурных и хро­нологических шкал может зависеть также от сюжета исследования. Если речь идёт о развитии поселений раннего Средневековья, надо учитывать и тот факт, что жизнь в сельских поселениях заметно от­личалась от жизни в элитной сфере. Данные археологии демонстри­руют, что для сельского пространства характерно более медленное развитие, в то время как локомотивами перемен являются структу­ры власти и некоторые отрасли хозяйства. Несмотря на то, что пре­стижные предметы нечасто доходят до села, можно полагать, что в сельском пространстве такие вещи и связанные с ними «модные» стилистические признаки существовали значительно дольше, чем в центральных пунктах. Поэтому на практике трудно сопоставлять известные по письменным источникам исторические процессы с ар­хеологическими материалами, тем более, когда речь идёт о развитии сельских поселений. К сожалению, археологам и историкам прихо­дится иметь дело с совершенно разными областями исторической реальности: обыденная сельская жизнь, как правило, не получала отражения в письменных источниках». – В целом тут автор прав.

    «Внимание автора данной статьи обращено к северным за­паднославянским территориям, в частности, пространству между реками Эльба и Одер. Мы постараемся рассмотреть крупные исто­рические процессы и указать общие линии развития региона с опорой на материалы археологических исследований. Большая часть населения рассматриваемой территории жила в сельских поселениях, где жизнь сильно отличалась от жизни в протогородских центрах и торговых поселениях региона. Начиная с VII-VIII вв., здесь существовали небольшие поселения, которые можно связать со славянами. Примерно в это время славяне начали заселять этот регион. Типичными для таких поселений жилищами являются небольшие землянки или полуземлянки без сопровожда­ющих их хозяйственных зданий, которые располагались без особо­го порядка (рис. 2- в данной моей статье – рис. 12 – В.Ч.). Речь идёт о рядовых сельских поселениях, на материалах которых, к сожалению, можно сделать лишь немно­гие конкретные выводы. Обычно данных для установления точных размеров жилищ, реконструкции их внешнего вида и датировки не­достаточно. В это время, приходящееся на конец эпохи переселения народов, сельская материальная культура достаточно бедна. Ещё дальше на западе, на левом берегу Эльбы, расселялись саксонские племена. Их образ жизни и социальная организация в это время во многом похожи на быт славян на правобережье Эльбы. Материаль­ная культура поселений по обе стороны Эльбы проста и не имеет чёткой хронологической специфики».

    Автор ссылается на статью [10: 179, Abb. 80] в качестве иллюстрации. Но является ли изображенный деревянный дом типичным сельским жилищем? – Видимо автор книги «Славяне в Германии», Херрманн, с немецкой скрупулёзностью воспроизвёл какой-то более древний рисунок в виде гравюры, где изображение передано с фотографической точностью. А это позволяет прочитать те надписи, которые нанесены на солому крыши.

    Так, на самой вершине крыши, слева, можно прочитать название постройки: МАРЫ ХРАМ. Иначе говоря, речь идёт не о жилище, а о культовом сооружении. А на нижнем бревне глухой стенки можно прочитать уточнение: РЮРИКА ХРАМ 30 АРКОНЫ. Иначе говоря, перед нами находится ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА. Наконец, на предпоследней строке низа соломенной крыши можно почитать датировку: 8 ЯРА ГОД. Пересчитав его на привычное для нас летоисчисление, получаем дату: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, тот же год, в который строились как пещерные, так и городские храмы Рюрика. Следовательно, в сельской местности строились храмы Мары Рюрика данного на рис. 12 вида.

    Пока я остановлюсь на этом, не желая цитировать далее статью, которая исходит из ложных предпосылок. О чём можно полемизировать с человеком, который не различает жилища и культовые сооружения? И который приводит постройку середины IXвека н.э. как образец постройки Х века н.э.?

     

    Рис. 13. Находка мозаичного пола в Акаки и моё чтение грунтоглифа

    Мозаичный пол.

    Последней заметкой новостей археологии этой статья явилась заметка [11]: «По данным специалистов, мозаичный пол, найденный во время археологических раскопок, был создан в IV веке нашей эры. Департамент древностей Кипра продемонстрировал публике недавно обнаруженные фрагменты древней мозаики. Как сообщает газета "Филелефтерос", находка была сделана в одном из районов столицы – Акаки. По данным специалистов департамента, мозаичный пол, найденный во время археологических раскопок, был создан в IV веке нашей эры. На нем изображены различные эпизоды необычайно популярного в те далекие времена вида спорта – гонок на колесницах.

    Можно различить даже фигурки медных дельфинов, которые обозначали количество пройденных кругов на стадионе. Как считают в департаменте древностей, столь хорошо сохранившаяся мозаика позволяет ученым сформировать более полное представление о материальной культуре, быте дальних предков современных киприотов.

    На мозаичном полу хорошо различимы надписи на древнегреческом языке. По предположению археологов речь идет об именах возчиков колесниц. Особо выделяются мастерски выполненные изображения девяти греческих муз».

    Помимо хорошо различимых надписей (к которым я перейду ниже) имеется грунтоглиф, то есть, вертикальный край раскопа. А на нём я читаю верхнюю строку так: АРКОНЫ 30 ЯРА ВОИНОВ ВИМАН СКИФИИ И РИМА на левой стороне, и КРАЯ РЮРИКА ЯРА МАСКА ХРАМА МАРЫ ВИМАН ЯРА РЮРИКА ЯРА на правой стороне. Из этой надписи следует, что перед нами находится пол ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ВОИНОВ ВИМАН ЯРА.

     

    Рис. 14. Моё чтение ряда надписей на мозаичном полу из Акаки

    Далее я перехожу к чтению надписей на самой мозаике. Что касается явных греческих надписей, то вдали слово АМФИДРОМОС и ПРОТОС выглядят греческими. Но ближние надписи, которые археологи предположили именами древнегреческих возниц, то это предположение неоправданно, поскольку во времена Рюрика не было принято писать имена собственные.

    Да и греческие ли это слова? Я пытаюсь читать их по-русски, дополняя явные буквы написанными рядом неявными: ДАМА СРЕДИ ВЕЛОНИКОВ ПОЛУФИНАЛОВ ЛИНЕЙ. Последнее слово правильнее было бы написать ЛИНИЙ. Иначе говоря, ДАМА СРЕДИ КОЛЯСОЧНИКОВ НА ЛИНИИ ПОЛУФИНАЛА. И действительно, всадник сзади, скачущий на лошади, скорее всего – женщина. Так что перед нами – некий промежуточный язык между русским и греческим, равно как и промежуточный шрифт.            

    На переднем колесе центральной повозки я читаю датировку: 8 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Замечу, что это – тот самый 8-й год Яра, в который начали строить пещерные храмы в горной местности, храмы в виде сельских жилищ в сельской местности и храмы в виде дворцов в крупных городах.

    На левой части нижнего канта в виде плетенки сначала написано слово РУСЬ. Изображение мозаики под колесом я увеличиваю в размерах и читаю слова, справа: СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА, а слева – УЧАСТИЕ В СТАРТАХ СКАЧЕК С КОЛЯСКАМИ. Если первая надпись мне давно знакома, то вторая состоит сплошь и новых для меня слов.

    Так что в русскоязычной Святой Руси Рюрика часть надписей в храме Мары была выполнена на полугреческом-полурусском языке (некоем суржике, или, как говорят лингвисты, «пиджине»), а часть на региональном греческом языке.

    Обсуждение.

    В данной статье прояснилось принадлежность некоторых артефактов. Но прежде, чем обсуждать эту проблему, я хотел бы остановиться на пополнении словаря древнерусских слов. Во-первых, это слово МЕЧ, которое в орфографии того времени писалось с мягким знаком. Далее, слова ПОКАЗ (виман), (воины) С ЛУКАМИ, словосочетание РЮРИК-БОГЪ, слова ПОГРЕМУШКА, РИСКИ, ОТЕК, ОКОЛЬНЫЙ, СРЕДИ, ПОЛУФИНАЛЫ, ЛИНИИ, СТАРТЫ, УЧАСТИЕ, КОЛЯСКИ, ДАМА. Итого – 15 новых для меня слов.

    В отношении более привычных текстов в данной статье добавилась еще одна надпись на клинописном тексте по-русски наряду с клинописью на таманском полуострове, равно как и русская надпись на мозаичном полу греческой территории, а также на петроглифе на индейской территории гавайского острова Оаху в США. Иначе говоря, расширилась география древних русских текстов.

    Что же касается артефактов, то удалось выяснить, как выглядел меч воинов Рюрика, и чем он отличался от меча викингов, а также как выглядела погремушка как жреческая принадлежность храма Мары. Далее, удалось увидеть медицинское пособие по стоматологии Египта с русскими подписями. На стеле из Германии удалось определить особенности изображения жреца, который археологами было неверно атрибутировано как изображение неведомого римского бога, а также понять, как выглядел храма Мары Рюрика в сельской местности и как выглядел пол храма Мары в столичной местности.

    Кроме того, в копилку грунтоглифов добавился текст с острова Крит.

    Заключение.

    Хотя в данной статье были рассмотрены некие не первостепенные археологические находки, но постепенно накапливается весьма интересный исторический материал эпохи Рюрика.

    Литература.

    1. В могиле викинга нашли меч с крестом. 10 августа 2016 года. Источник; http://zele.ru/novosti/arheologiya/hristianskiy-mech-vikinga-10059/#

    2. yandex.ru: меч викинга.

    3. Сколот — Звезда. В мордовском кургане нашли меч викинга. Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/archaeology/v-mordovskom-kurgane-nashli-mech-vikinga.html

    4. На Кубани найдена стела с надписью царя Дария I. 8 августа 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/na_kubani_najdena_stela_s_nadpisju_carja_darija_i/2016-08-08-1415

    5. На Гавайях обнаружены древние петроглифы. 14 августа 2016 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2016/08/blog-post_52.html#more

    6. Погремушку возрастом в 4 тысячи лет обнаружили в Турции. 25 августа 2014 года. Источник: http://oursociety.ru/news/pogremushku_vozrastom_v_4_tysjachi_let_obnaruzhili_v_turcii/2014-08-25-211

    7. Египетский жрец страдал от кариеса и закупорки артерий. 8 августа 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/egipetskij_zhrec_stradal_ot_kariesa_i_zakuporki_arterij/2016-08-08-1420

    8. В Турции нашли изображение неизвестного римского бога. 19 ноября 2014 года. Источник: http://oursociety.ru/news/v_turcii_nashli_izobrazhenie_neizvestnogo_rimskogo_boga/2014-11-19-361

    9. Malkin. Культурные перемены у западных славян в контексте исторических процессов IX и X веков. 8 января 2015 года. Источник: http://secrethistory.su/1167-kulturnye-peremeny-u-zapadnyh-slavyan-v-kontekste-istoricheskih-processov-ix-i-x-vekov.html

    10. Herrmann J. Die Slawen in Deutschland. Ein Handbuch. Berlin,1985

    11. На Кипре нашли мозаику с гонками на колесницах. 16 августа 2016 года. Источник: http://oursociety.ru/news/na_kipre_nashli_mozaiku_s_gonkami_na_kolesnicakh/2016-08-16-1434

     

     

Комментарии:

Станислав
19.08.2016 15:08
Очень жаль что нет кнопки поделиться в социальной сети? к примеру у меня в контакте vk.com/staslukash более 400 друзей. А статья мне очень понравилась))
Шандор
19.08.2016 22:08
Рукоять меча между гардой и навешием менее 10-ти сантиметров - маловато, для здорового мужика в зимней варежке. Или зимой не воевали, или зима тогда была не такая, или воины виман не были расчитаны на затяжные бои в сугробах. А может это вынужденное использование Каирских (южных) подразделений не совсем по назначению (в холодных краях)? Я конечно не спец по боям на мечах, но как-то это не так.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову