Олесь Бузина о Ладоге

Чудинов Валерий Алексеевич


 Я уже исследовал мнение Олеся Бузины о Киевской Руси [1]. Если там я рассматривал в основном главу «Киевская Русь уже не Киевская», то теперь – главу «Славяне – данники Руси» [2:25-36]. Глава начинается с эпиграфа: «Византийцы писали, что славяне были данниками русов». А путешественники с арабского Востока описывали русов как «людей, подобных пальмам», торгующих девушками» [2:25]. – На опыте сличения перевода А.А. Бычкова книги Маша о Ретре я понял, как много отсебятины могут дать переводчики, которые часто даже за счёт выбора синонимов могут исказить суть текста оригинала.

Поэтому я не доверяю этому эпиграфу, особенно, поскольку он не имеет ссылки на книгу и страницу.

Оглавление:
  • Название Ладоги.
  • А.Н. Кирпичников о Ладоге.
  • Ладожское озеро.
  • И снова Олесь Бузина.
  • Скандинавы как славяне:
  • Мнение археологов.
  • Топорик из Дании.
  • Путешествие по Старой Ладоге.
  • Геоглиф Старой Ладоги.
  • Якобы скандинавский меч.
  • Олесь Бузина о Ладоге и Любше.
  • Основной смысл данной главы Олеся Бузины.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Название Ладоги.

    Рис. 1. Лапинлинна («Лопарская крепость») как скала и моё чтение надписей

    Автор «Повести временных лет» не знал имена норманнских конунгов, правивших в Ладоге, до того, как она была разрушена после восстания славян и финнов в середине IX века. Для него они были просто «варягами из заморья», которые «имаху дань на Чюди и на Словенех, на Мери, и на Веси, и на Кривичах».

    Но скандинавские саги сохранили воспоминание об этом первом периоде Руси – в том числе и о первых королях Ладоги, которую норманны называли Алдейгюборгом (от финского Аллоде-йоки – Нижняя река). Эта информация хорошо известна историкам. И российским, и украинским.

    Вот что пишет в опубликованной в 2011 году статье «Викинги в Центрально-Восточной Европе: загадки Ладоги и Плисненска» завкафедрой истории средних веков Львовского университета им. Ивана Франко Леонтий Войтович: «Ряд скандинавских саг из цикла «саг о древнейших временах», «песня о Хюндла» из «Старшей Эдды» и «Младшая Эда Снорри Стурлусона рассказывают о ранней истории Ладоги, рассматривая ее как центр одного из скандинавских королевств (в это период таких «королевств» в скандинавских землях и на территориях, контролируемых викингами, было более сотни) … «Сага о Хальвдане, сыне Эйстена» рассказывает, что в Альдейгюборге правил старый конунг Хергейр, который имел жену Истерд и дочь красавицу Ингигерд. Эйстен подошел к Альдейгюборгу со своим войском, завоевал этот город, после него конунгом стал Хальвдан, который позже завоевал Бярмаланд (Корелу, – Л.В) и вернулся с победой в Альдейгюборг» [2:25-27].

    Википедия (статья «Старая Ладога») отмечает: «Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян».

     

    Рис. 2. Татьяна Николаевна Джаксон

    Поскольку финское название дано со звёздочкой, это означает, что данная гипотеза не подтверждена фактическим материалом. Что же касается Татьяны Николаевны Джаксон, рис. 2, то Википедия о ней пишет: «В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию «Исландские королевские саги как источник по истории народов Европейской части СССР X—XIII вв.». В 1995 году защитила докторскую диссертацию в виде научного доклада на тему «Древняя Русь в скандинавских письменных источниках IX—XIV вв.». С 1996 года — доктор исторических наук. С августа 1997 года работает в Институте всеобщей истории РАН в должности ведущего научного сотрудника, а с января 2013 года — в должности главного научного сотрудника. В 1995—1997 годах преподавала английский язык в Российском центре гуманитарного образования (ныне — ГАУГН), в 1997—2007 годах — в школе № 57». С моей точки зрения, будучи погружена в скандинавский материал, она, равно как и другая скандинавистка РАН, Елена Александровна Мельникова, часто приписывает русским древностям скандинавское происхождение. Однако в отличие от Е.А. Мельниковой, Т.Н. Джаксон – филолог, специалист по скандинавской литературе. Во всяком случае, она не специалист по топонимике. Иначе она показала бы, что помимо Нижней реки существует и Верхняя река. Но выше (севернее) расположена река Сясь, которую никак нельзя считать «Верхней рекой» по-фински. Так что гипотеза о «Нижней реке» рушится.

    Но зачем прибегать к таким сложностям? Не проще ли предположить, что река названа в честь русской богини Лады, а город, построенный на ней, мог называться ЛАДОГРАД, откуда постепенно образовались слова ЛАДОГРА – ЛАДОГА.  

    Но из предположения Т.Н. Джаксон следует, что Ладога вначале была финской, а затем шведской. Так ли это?

    А.Н. Кирпичников о Ладоге.

    А теперь посмотрим, что говорит о Ладоге академическая наука. «Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

    Ныне Старая Ладога — село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название — Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е. Бранденбург (1839–1903), петербургский археолог Н.И. Репников (1882–1940), член-корреспондент АН СССР В.И. Равдоникас (1894–1976), сотрудница Эрмитажа О.И. Давидан (1921–1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

    Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X–XII векам» [3]. – Но была ли она чисто финской, а затем чисто шведской?

    «Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII – первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен — предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата — раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути» [3]. – Получается, что по мнению А.Н. Кирпичникова, Ладогу следует считать не чисто финской, и уж тем более не шведской, но центром славяно-финского племенного союза.

    Ладожское озеро.

    Возможно, что на Ладожском озере удастся найти какие-то артефакты, которые прольют свет на название Ладоги. В связи с этим мне было интересно почитать статью [4]. В ней, в частности, говорится: «Локальные участки земной поверхности, где по неизвестным причинам гибнут или исчезают люди, известны очень давно. В древности подобные места называли «гиблыми, проклятыми или дьявольскими». Сейчас такие аномальные зоны привлекают внимание ученых и энтузиастов-исследователей, которые пытаются с научной точки зрения объяснить их смертоносные особенности.

    Автор, со своей стороны, также предлагает одну любопытную загадку, связанную с известным островом Кильпола, расположенном в южной Карелии, на Ладожском озере (в Хийтольском районе, граничащем с Ленинградской областью).

    Остров Кильпола (дословно – «кильпи» - «щит», «ла» - «ля» - окончание от личного имени (место где жил род Кильпи). Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел 8-10 веков. До войны 1939 года на острове был обнаружен каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки)». А вот и более близкое к моим целям повествование: «Кроме упомянутых валов на северо-западном побережье Ладоги сохранились и другие остатки каменных сооружений, которые нельзя назвать укреплениями, но их, тем не менее, считают крепостями. Так, например, в Куркийокской деревне Риеккала говорят, что широкие груды камней на берегу Ладоги сложили еще метелиляйнены.

    В Харви есть Линнамяки («Укрепленная возвышенность»), или Лапинлинна («Лопарская крепость»), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка; вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней. Причем камни местами величиной с кубический локоть и даже больше (Локоть – древнерусская мера длины, равная 38-46 см. Соответственно, кубический локоть составляет приблизительно 0,25-0,5 кубических метра – А.П.). Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам». Следует особо отметить, что все вышеназванные острова находятся в непосредственной близости от Кильпола и входят в так называемое «кильпольское ожерелье. В протоке между островом Монтоссаари и островом Кильпола есть место, куда рискуют приезжать только не информированные любители «дикого» отдыха и рыбалки. С северной части острова, на противоположном берегу протоки видна давно заброшенная деревня: покосившаяся бревенчатая колокольня и черные срубы. Люди покинули ее в самом начале прошлого века, устав бороться с «зоной отчуждения», рис. 1.

    На рис. 1 на первый взгляд никаких надписей или изображений нет. Это потому, что мы не привыкли выделять надписи на природных объектах. Но если вглядеться, то этих надписей тут весьма много, и я выделяю только некоторые из них.

    Сначала я выделяю надписи на верхней части скалы ближе к зрителю. Тут я читаю слова: СКАЛЫ 33 АРКОНЫ ЯРА. Написано по-русски. А где же шведские или финские надписи, на которые ссылаются археологи? На современном языке это означает: СКАЛЫ ЛАДОГИ. – Читаю правее: ХРАМ ЯРА РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, на данном острове находился храм Яра, причем надписи были сделаны во времена Рюрика.

    Еще правее на вершине скалы можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ и РУСЬ МАРЫ. Иначе говоря, на данном острове помимо храма Яра существовал еще и храм Мары.А на самом близком участке верхней части скалы можно прочитать текст: МАСКИ МАРЫ И ЯРА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЯ МАРЫ И ЯРА.  

    Раз имеется соответствующая надпись, значит, рядом с ней должна быть и картина, рельеф или статуя. В данном случае мы имеем две статуи в полный рост. Такого, чтобы даже была видна обувь, мне еще ни разу не доводилось видеть: слева расположен монумент Мары, справа – Яра. Мара наклонила голову вниз, и чуть повернула ее к Яру. Яр смотрит прямо перед собой, он изображен бородатым. Об одежде трудно сказать что-либо. – Таков верхний ярус, который я рассмотрел с определенными пропусками.

    Что качается нижнего яруса, то я начинаю рассмотрение с фигур. На поле дешифровки внизу я постарался их расположить как раз под их местами на скале. Первая фигура показывает мужчину средних лет, бредущего вправо, но голова его повёрнута назад. И опять – мужчина показан в полный рост, на тощих ногах, выглядывающих из-под рубашки. На его груди можно прочитать текст: 33 ХРАМ ВОИНОВ ЯРА ХАРАОНА. Иначе говоря, ХРАМ ЛАДОГИ ВОИНОВ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА.

    Правее размещена более крупная фигура мужчины, стоящего анфас. Это – настоящий богатырь; на нём одето нечто вроде плащ-палатки, а на груди, чуть ниже каждого плеча, прикреплено по маске; и можно предположить, что слева – маска воина, справа – жреца. В таком случае – перед нами находится монумент Рюрика.

    Однако всё-таки на всякий случай я прочитаю надписи на его груди: ВОИНОВ ЯРА ХАРАОНА ХРАМ. Иначе говоря, храм воинов Рюрика.

    Наконец, слева от монумента Мары находится монумент женщины меньшего масштаба. Она повёрнута влево: ее голова наклонена вниз. По привычке я читаю надписи на груди; к моему удивлению более крупными буквами тут написано слово ЛАДА. – Как? Лада? Та самая, в честь которой названо Ладожское озеро?

    Но какую роль она тут играет? – Читаю дальше: чуть выше и правее написано слово РЮРИКА. А на нижней части груди можно прочитать слова: ХРАМА МИМА. Итак, всё встало на свои место: ЛАДА – это ЖРИЦА ХРАМА РЮРИКА. Полагаю, что именно в ее честь и названы: Ладожское озеро, река Ладога и город Ладога.

    И снова Олесь Бузина.

    Итак, вовсе не заведующий кафедрой истории средних веков Львовского университета им. Ивана Франко Леонтий Войтович предположил финско-скандинавский след в Ладоге, а Татьяна Николаевна Джаксон, о чём можно было прочитать в Википедии и Леонтию Войтовичу.

    Но послушаем скандинавский эпос. «Сага о Стурлауге работящем» рассказывает, что в Альдейгебюрге правил старый конунг Ингвар, который имел дочь Ингигерд, отказавшую Фрамару, шведскому викингу, который прибыл в Альдейгюборг с 60 дракарами. Тогда Фрамар вернулся в Швецию, получил помощь от Стурлауга, который захватил город, сделал Фрамара в нём конунгом и выдал за него Ингигерд. И правил сначала Фрамар, «советуясь с лучшими людьми в той стране».  

    Информацию сходную со свидетельствами саг, даёт и так называемая Иоакимова летопись, сведения которой дошли до нас в пересказе В.Н. Татищева. Предположение о существовании летописи, составленной первым новгородским епископом Иоакимом и опиравшийся на местную традицию, является достаточно обоснованным. Еще Б. Клейбер отметил, что один из источников, который касался круга «саг о давних временах», мог стать основой Иоакимовой летописи… Понятно, что указанный ряд саг отражает реалии небольшого княжества («королевства») с центром в Ладоге, в котором во второй половине VIII-начале IX века доминировали викинги, вождь которых имел титул конунга. Рассказы об этих событиях складывали разные скальды… Эти рассказы также отражают разновременные эпизоды борьбы за Ладогу различных групп викингов» [2:27-28]. – Княжества и королевства до Рюрика – это, разумеется, замечательный вывод! Только ни на одной карте времен Рюрика, а также на артефактах того времени таких терминов нет; а существуют термины КРАЙ, СТРАНА, РУСЬ. Кроме того, как отмечает Википедия, «Являясь заимствованием для славянских языков, слово «король» как правило отождествляется с католической верой и западной преемственностью в общем. В Европе до 1533 года титул короля даровался папой римским, что де-факто признавалось и православными монархами».

    Какие же доказательства своей версии перенесения скандинавских саг на русскую почву приводит Олесь Бузина? – Вот какие: «Я специально позволил себе эту пространную цитату, чтобы доказать читателю: подлинная наука не имеет ничего общего с политикой» [2:28]. Пока прерву на миг цитирование, чтобы высказать как раз противоположный тезис: на мой взгляд западная историография как раз и состоит из политических тезисов, усердно подтверждаемых историками. Только новичок из журналистов, который впервые окунается в мир вычищенных и многократно отредактированных хроник и летописей, может верить в тезис, который высказал Олесь Бузина. – Продолжаю цитирование: «Табу на норманнскую теорию происхождения Руси пало в конце советской эпохи. В 1986 году московское издательство «Прогресс» выпустило замечательную книгу «Славяне и скандинавы». В нее вошли статьи советских и зарубежных историков, исследовавших встречное движение славян с юга и скандинавов с севера на излёте раннего Средневековья. Этот межэтнический контакт и произошел в районе Ладоги в IX веке.

    На землях, которые до них заселяли малочисленные племена финской Чуди, столкнулись две волны завоевателей» [2:28].

    Всё бы ничего, однако редактором этого сборника [5] является Елена Александровна Мельникова, моя соученица по 110-й Московской школе. Она до сих пор пытается прочитать русскую руницу как германские руны, хотя я специально приезжал к ней домой, чтобы познакомить ее с этим видом русской письменности. Однако она не поверила, и продолжала попытки германского буквенного чтения русских слоговых надписей. Результат – полное отсутствие каких-либо приемлемых для понимания дешифровок. И очередное признание: «Данный текст, к сожалению, оказался нечитаемым». А посему скандинавы у нее населяли Белоруссию (якобы «участники крестовых походов»), и даже жители деревень под Ярославлем (якобы члены варяжских дружин) писали слово ГОД (БОГ) на монетах (в действительности руницей на монетах, сдаваемых ростовщикам в заклад, помечалось на монете слово ЗАКЛАДЕНЬ, которое и давало чтение БОГ по-шведски). Так что скандинавский мотив у нее фонтанирует. Не исключено, что она и являлась составителем данного сборника.

    Скандинавы как славяне:

    Но вот еще одна любопытная заметка: «К сожалению, массовый славянский обыватель совершенно не догадывается о том, что к так называемой "германской" расе принадлежит в большинстве случаев и он сам. Тайна скандинавских просторов, населенных "викингами", пожалуй, любого из нас с детства. Кто эти красивые люди? Откуда они пришли на этот живописный полуостров, окаймленный свинцовой водой, туманами и бесчисленным числом тайн?

    Если мы обратимся к историческим первоисточникам, так или иначе истолковывающим историю Скандинавии, то мы очень быстро обнаружим, что многие из них прямым текстом указывают на то, что жители Скандинавии не коренной там, а пришлый народ. Откуда же он тогда пришел? Ответ не заставит себя долго ждать. Вот вам отрывок из "Саги об Инглингах": "...От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Асией (страна Асов - Славян-Ариев; отсюда и нынешнее название части света: Азия прим. авт. , а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а другие сравнивают ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. ... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Танаис - латинское название реки Дон - прим. авт.). Она впадает в Черное море. Без всяких пояснений из этого фрагмента ясно, что речь здесь идет о территории, где ныне лежит долина реки Дон, а также юго-восточные области нынешней Украины и, возможно, даже крайнего юго-востока Беларуси. Говорится, что Один правил в городе, который назывался Асгард - город асов, т. е., Славян-Ариев. Сага повествует о колонизации Одином, предводителем славянского населения античного придонского государства Великой Швеции, известным также под именем Вод(з)ин, северных просторов Европы.

    В литературе не счесть рассуждений о лидерстве скандинавов и о заимствовании другими жителями Балтики у них всего, чего угодно. Говорят либо о лидерстве скандинавов, либо просто ни о чём, кроме них не упоминают.

    Несмотря на то, что сейчас этому уделяется гораздо меньше внимания, чем настоящим, или даже мнимым подвигам скандинавов – существует много разных свидетельств о славянах не просто на Балтийском море, но и в самой Скандинавии. Судя по всему – балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия.

    Конечно, правда о нашем прошлом далеко не всем приходится по вкусу, отчего ее и тщательно прячут, начав делать это сразу после введения так называемого "христианства" на Славянской Земле.

    Поэтому, дорогой читатель, ты никогда, возможно, и не слышал ни о Саге об Инглингах, ни об открытии Тура Хейердала, превозносящих твою Славянскую Историю, ставя ее на надлежащее ей место, ни о исторических трудах Ломоносова, которые, в лучшем случае, можно частично почитать лишь на задвинутых на самые задворки сайтах. Как бы то ни было, после всего увиденного и услышанного легенда о призвании варягов больше не кажется нам такой одиозной, поскольку "призвание", как оказывается, если оно имело место, происходило в пределах одного и того же государства и среди одного и того же народа. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад.

    О том, что скандинавы являются выходцами из славянских земель, говорят не только уникальные свойства их языка, не только мнение авторитетных ученых и не только древние саги, и предания. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на внешность северо-западных славян и скандинавов. Их делают похожими или даже неотличимыми высокий рост, пропорциональное сложение, светлая кожа, голубые глаза, отсутствие или же малое число "утиных" носов и круглых лиц, свойственных живущим по соседству угро-финнам» [6]. – Эта статья заканчивается утверждением: «Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. Во-первых, саги, являющиеся по-сути многотысячелетними сказаниями славян, были переписаны со славянской руницы в латиницу ватиканских "цивилизаторов" и потому их возраст несказанно "помолодел", перенеся свой "день рождения" на 10-12 столетия. При этом сам рунический алфавит скандинавских славян подвергся полнейшему уничтожению, а люди его знавшие - физической ликвидации. К счастью, лапы "христианизаторов" не смогли дотянуться до шведских чащоб и болот, которые в превеликом множестве сохранили для нас камни с руническими славянскими текстами из дохристианской эпохи. Во-вторых, сам текст саг был изменен и изуродован до такой степени, что из него уже, в большинстве случаев, невозможно было понять, о чем, собственно, идет речь. Особенно тщательной редакции подверглись названия географических мест, где происходили летописные события». – Понятно, что славянскую историю скандинавов авторы норманнской теории исследовать не хотят.

    Мнение археологов.

    Однако посмотрим, что пишут археологи. Вот заметка [7]: «В Ленинградской области – уникальная находка. Произошло то, что часто бывает в археологии: на месте первоначальных раскопок найдены древние артефакты. У столицы ранней Руси – Старой Ладоги – выявлена стоянка каменного века … Прямо возле крепости археологи нашли поселение, которое гораздо старше Старой Ладоги. Как минимум за несколько тысячелетий до появления столицы Древней Руси здесь жили люди – целый поселок. Небольшой даже по меркам каменного века – несколько десятков человек.

    Наследили люди эпохи неолита достаточно много. Больше 500 каменных изделий обнаружили археологи на небольшом участке берега реки Волхов. Под метровым слоем глины предметы отлично сохранились. Назначение некоторых понятно, даже очевидно. Вот, кремнёвый нож. Ему примерно 5 тысяч лет. И до сих пор режет.

    Хоть сейчас работай и скребком из кремня. Им охотники предположительно выделывали кожу. Для удобства даже выемки под пальцы имеются. Настоящая головоломка для археологов – эти керамические фрагменты. По ним, как пазл, возможно, удастся собрать сосуд для приготовления пищи.

    Большую часть раскопа – того места, где жил человек эпохи неолита – в спешке закатали в бетон. Недавно на этом месте открыли памятник основателям российской государственности. Историки до сих пор спорят, бывал ли вообще Рюрик в Старой Ладоге, а могилы Вещего Олега находили в Киеве и еще в целом ряде городов. Бесспорным для археологов стал факт, что на месте памятника в Старой Ладоге и в окрестностях люди, вероятно, дальние предки финнов, жили еще в каменном веке».

    Топорик из Дании.

    Пытаясь найти хотя бы один каменный артефакт из Ладоги, я нашел заметку [8]: «Редкая находка из Дании может дополнить наши представления о ритуалах жителей Северной Европы периода неолита. При словах «топор каменного века» все сразу представляют собой орудие, сделанное из кремня. Но какой была его рукоять? Ответ на этот вопрос дала редкая находка из Дании: при раскопках, предваряющих строительство Фемарнбельтского туннеля (он соединит Германию и Данию), археологи нашли неолитический топор с сохранившейся деревянной рукоятью. Возраст находки – около 5,5 тысячи лет». И далее помещено изображение, рис. 3.

    Рис. 3. Каменный топор из Дании

                «Топор нашли в небольшом городе Родбюхавн (Rodbyhavn), на датском острове Лолланн. Он был вертикально воткнут в глинистый грунт на глубину около 30 сантиметров, который когда-то был морским дном. Глина и вода не пропускали воздух, и это сохранило находку от разрушения. Хорошо сохранились и другие находки из органических материалов. Археологи нашли здесь же множество обработанных и установленных вертикально кольев, весло, два лука и около 14 рукоятей топоров. Последние тоже были в вертикальном положении.

    Такое положение находок нетипично для археологических памятников. Обычно топоры и другие изделия лежат горизонтально. По мнению археологов, вертикальное положение может указывать на то, что топор воткнули в морское дно специально. Это могло быть частью какого-то ритуала. Вероятно, местные жители эпохи неолита использовали побережье для приношений богам» [8].

     

    Рис. 4. Моё чтение надписей на топорике

    Меня заинтересовали надписи как на топорище, так и на каменном топоре. Честно говоря, меня удивила прекрасная сохранность деревянного топорища, но чего на свете не бывает? Приглядевшись, а обнаружил на топорище надписи, расположенные горизонтально на всём его протяжении.

    Я перенес на поле дешифровки все фрагменты с надписями. И у меня в результате получилась довольно длинная подпись: МАРЫ ВОИНОВ ХРАМ РЮРИКА ЯРА. ТО ЯРИЛОВА ТОПОРИКА ЯРОВА ВОИНА ХРАМА ТОПОРИЩЕ. Итак, перед нами артефакт вовсе не неолита, а времени Рюрика. Более того, сам топорик – ритуальные, посвящен славянскому богу Солнца Яриле. Из чего следует, что во времена Рюрика в Скандинавии, точнее, в Дании, жили не просто славяне, но русские люди.

    А затем я читаю надпись на каменном топоре, на его левом фрагменте. К сожалению, изображение самого камня частично закрыто топорищем. Но и на камне можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА, ТОПОР. Так что, действительно, перед нами – единый артефакт, каменный топор. В этом смысле, в смысле атрибуции, археологи сообщили людям правду. Но время сообщено ложное: неолит вместо эпохи Рюрика.

    Если так действуют западные археологи, то, в силу единства мировой археологической науки, можно предположить, что и российская археология на самом деле нашла артефакты не неолита, а эпохи Рюрика.

    Впрочем, это предположение можно проверить. Вот один из постов сайта «Ундина»: «Некоторые артефакты в музее Старой Ладоги нас озадачили. Вот, например, наконечник копья и… что? Нет, это не может быть шлем. Он слишком маленький. Он не налезет даже на голову младенца. Больше всего по размеру это похоже на чашечку бюстгальтера. Но почему тогда написано, что это деталь из мужского погребения? Это что ли эталон для выбора невесты?», рис. 5 [9].

     

    Рис. 5. Каменное копьё и непонятный артефакт, а также моё чтение надписей

    Честно говоря, я несколько изменил рисунок, сделал его чуть светлее, чтобы надписи

    можно было увидеть и прочитать. А поскольку на исходной фотографии имелось много свободного места, я ее же сделал и полем дешифровки.

    Сначала я читаю надпись на наконечнике копья. Для этого я перевожу его в горизонтальное положение. Наверху тут читаются слова: ХРАМ РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, как я и предполагал – отечественные археологи так же принимают за неолит эпоху Рюрика, как и их датские коллеги.

    Далее я читаю надписи на нижней части наконечника копья. Это – слова: 33 ЯРА АРКОНА РЮРИКА, или иначе говоря, ЛАДОГА РЮРИКА. Так что сомнений нет, данный артефакт принадлежал во времена Рюрика именно Ладоге. А далее можно прочитать дополнение: МАРЫ РУСЬ. Иначе говоря, РУСЬ ЕВРАЗИИ.

    Надписи имеются и на втулке наконечника копья. Здесь можно прочитать уже знакомый текст: ЯРА ХРАМ. Итак, нет ни малейшего сомнения в том, что каменный наконечник копья был создан для храма Яра Рюрика в Ладоге.

    Теперь перейдём к таинственному металлическому артефакту, который автору заметки показался чашкой бюстгальтера. Понятно, что чаши это женского аксессуара никто не будет делать из металла: и негигиенично, и холодно, и жёстко. Для ответа на вопрос о назначении предмета я поступаю, как всегда: просто читаю надписи. И в данном случае ответ прост, ибо надпись крупными буквами гласит: ДРОВА МИМА ВОИНОВ РЮРИКА. Так что перед нами находится металлическая мерная чаша для определения максимального размера поленьев, ибо более крупные для такой важной персона, как жрец самого хараона Рюрика уже не годятся.

     

    Рис. 6. Камень с металлическим соколом на Волховском проспекте

    Путешествие по Старой Ладоге.

    Это – отрывок из путевых заметок [10]: «От небольшого, достаточно молодого города Волхова до небольшого, но очень древнего села Старая Ладога, всего 10 минут езды. И целая пропасть во времени – год основания Волхова – 1918, год основания Старой Ладоги – не позднее 753 г. По мнению большинства историков Старая Ладога – самый древний город России. Итак, всего 17 километров, и мы на месте. Да, разместиться в гостинице в Волхове было правильным решением. Это идеальный вариант для тех, кто приехал знакомиться со здешними местами.

    Знакомились с достопримечательностями Старой Ладоги по мере продвижения. Что удивительно и приятно – на все знаковые места в городе есть указатели, и все эти места, будто жемчужины на нитку, "нанизаны" на главную улицу – Волховский проспект. Не потеряешься».

    Далее идёт информация о церквях и монастырях, и помещены соответствующие фотографии, однако меня заинтересовал камень с бронзовым соколом: «Проезжая по Волховскому проспекту, справа от дороги мы заметили птицу на камне, вернее сокола, широко расправившего свои крылья. Сокол – символ Старой Ладоги».

     

    Рис. 7. Моё чтение надписей на более контрастном изображении камня

    Чтение надписей на необработанных в последние века камнях – это моя страсть. Чаще всего их выбирают как наиболее подходящие для недавнего символа. Я полагаю, что сама металлическая отливка сокола очень недавняя, ей не более века. Впрочем, я нашел более точную цифру: «В 2013 году на Варяжской улице была установлена бронзовая скульптура сокола — тотемного символа рода Рюриковичей и символа Старой Ладоги. Считается, что в его клюве нужно на счастье оставить монетку. 12 сентября 2015 года в сквере на Варяжской улице был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу, архитектор Олег Шоров» [11]. Но, разумеется, меня заинтересовали надписи на камне, хотя они на обычной фотографии практически не видны. Поэтому для чтения я усилил контраст изображения. Кроме того, я поместил поле дешифровки справа от контрастного изображения.

    Первое, что я решил выделить, это изображение сокола, которое было на самом камне. Не думаю, что его создал Олег Шоров – техника исполнения совершенно иная. Да и не нужно ему было бы делать свой рисунок на камне практически незаметным. Как видим, сокол изображен анфас, голова – в левый профиль, крылья чуть растопырены, видны лапы с когтями. Изображение великолепное.

    Разумеется, на фасадной стороне камня имеются и подписи. Так, над головой можно прочитать слова: МАРЫ ЯРА, а ниже, на голове – слова РЮРИКА ХРАМ. Иначе говоря, ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЯРА.  

    Слева вверху на трёх фрагментах я читаю слова: КРАЙ ВОЙСКА РЮРИКА. так называлась часть руси Мары, которую занял Рюрик. Замечу, что это еще не РУСЬ, и тем более не СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА, как называлась держава после смерти Рюрика. Пока это даже не ЗОНА ОККУПАЦИИ, а всего лишь КРАЙ, В КОТОРОМ РЮРИК РАЗМЕСТИЛ СВОИ ВОЙСКА.

    А далее ниже я выделяю фрагмент, который обращаю в цвете. И внутри него я читаю датировку: 3 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 859 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что это – дата создания данного изображения сокола, связанного с созданием самой Ладоги.

    На груди у сокола можно прочитать название Ладоги (или, говоря по-современному, Старой Ладоги) во времена Рюрика, то есть, в 859 году н.э., город назывался 33 АРКОНА ЯРА, что как раз и означает ЛАДОГУ.

    Над лапами я читаю слова РУСЬ МАРЫ, то есть, РУСЬ ЕВРАЗИИ, а левее – неожиданные слова: 53 ВИМАНЫ. Вероятно, вблизи храма Мары Рюрика находилась взлётная площадка (аэродром, или, по-русски, РАВНИНА).

     

    Рис. 8. Геоглиф Старой Ладоги с высоты 1, 36 км

    Геоглиф Старой Ладоги.

    Последняя строка натолкнула меня на попытку проверить существование в Старой Ладоги не только места, где находился храм Мары Рюрика Яра, но и следов равнины виман. Для этого следует в программе Гугла «Планета Земля» найти соответствующий геоглиф и пристально его рассмотреть.

    Это я и выполняю, показывая геоглиф на рис. 8. Изображение достаточно контрастное, усиливать контраст не нужно. Вообще говоря, я уже однажды исследовал геоглиф Старой Ладоги с высоты 1,26 км [12], и обнаружил там массу надписей, рис. 9 [12, рис. 11 и рис. 12]. Самая основная надпись гласила: СТОЛИТСА РУСИ МАРЫ И РУСИ ЯРА. Иначе говоря, СТОЛИЦА ВСЕГО ЗЕМНОГО ШАРА, которой она и стала через несколько десятилетий. Так она называлась в 25-32 ГОДУ ЯРА, то есть с 881 ПО 888 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Чуть раньше, с 3 года Яра, как мы видели, это был КРАЙ ВОЙСКА РЮРИКА.

     

    Рис. 9. Геоглиф Старой Ладоги с высоты 1,26 км и моё чтение надписей

    Вернувшись к рис. 8, замечу, что я прежде, на рис. 9 я рассматривал местность к югу от надписи Гугла «Старая Ладога». Теперь же я обращаю внимание на местность к северу. Этот фрагмент я обвёл черной рамочкой. Его я выделил на рис. 10 с меньшей высоты, с высоты всего в 462 м.

    Я повернул изображение так, чтобы надписи читались по горизонтали. Поле дешифровки я помещаю внизу. Сначала я читаю надписи слева от дороги (на рис. 10 это соответствует фрагменту местности выше дороги). Тут группы деревьев (дендроглифы) образуют надпись: РЮРИКА ЯРА ХРАМ МАРЫ – тот самый, о котором речь шла на камне Волховской улицы. Скорее всего, сам храм был деревянным и от его ничего не осталось.

    Находка места расположения храма Мары Рюрика – это большая удача. Однако на участке правее (дорога уходит вниз) моно прочитать любопытное словосочетание: ВИМАНЫ МАРЫ РЮРИКА. Иначе говоря, здесь располагался ангар с летательными аппаратами типа самолётов, которых, как мы прочитали чуть раньше, имелось 53 машины.

     

    Рис. 10. Моё чтение надписи на геоглифе Старой Ладоги с высоты 462 м

    Наконец, справа от дороги (на данном скриншоте внизу) я читаю слова: РАВНИНА РЮРИКА, то есть, ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА РЮРИКА ДЛЯ ВИМАН МАРЫ. Она занимала, видимо, всю прибрежную полосу; я постарался в программе Гугла «Планета Земля» рассмотреть размеры. В ширину она составила 210 метров, в длину – примерно 500 метров. Вероятно, виманы взлетели вдоль длинной стороны, а затем поворачивали и летели над Ладожским озером.

    Таким образом моя мысль насчёт нахождения участка с надписью РАВНИНА полностью подтвердилась, а заодно и обнаружилось место дислокации виман Рюрика.

    Якобы скандинавский меч.

    Еще одно доказательство присутствия викингов в Ладоге упоминается в статье [13]: ««Ладога была первым предшественником Санкт-Петербурга, — уверен Анатолий Кирпичников. — Она олицетворяла вековечное стремление восточных славян, а затем и русских получить выход к Балтике, к свободным связям со странами Скандинавии и Западной Европы».

    Однако далеко не все его коллеги считают, что первыми жителями Ладоги были славяне. О культурном облике древних ладожан дают представление находки в самом раннем культурном слое здешнего Земляного городища: фризский (северогерманский) костяной гребень и овальные фибулы — застежки для плащей, языковидное кресало и колесовидные бляшки — все эти предметы археологи относят к североевропейскому, или скандинавскому, типу древностей. Даже останки тех самых домов 753 года — сплошь каркасно-столбовые конструкции с очагом в центре, не имеющие аналогов в древних славянских центрах. Зато следы похожих жилищ раскопали, например, в норвежском Нидарусе — древнем Тронхейме.

    «Ладога была основана как скандинавский форпост в месте перехода от морской системы коммуникаций к речной. На начальных этапах своей истории Ладога обнаруживает непосредственные контакты с Южной Ютландией» — к такому выводу пришла историк-медиевист Елена Мельникова, сопоставив отчеты о находках археологов в Старой Ладоге с данными скандинавских саг. В последних Альдейгьюборг упоминается чаще, чем прочие древнерусские города, вместе взятые.

    Коллега Мельниковой по Институту всеобщей истории РАН, филолог-скандинавист Татьяна Джаксон, считает, что славянское наименование города, позже перешедшее на крупнейшее озеро Европы — Ладогу, вторично по отношению к скандинавскому имени Альдейгья (Aldeigja) или Альдейгьюборг (Aldeigjuborg). Которое, в свою очередь, происходит от исконного финского названия речки Ладожки — Алоде-йоки (Alode-joki), что можно перевести как «Нижняя река».

    Итак, обнаружилась и рука Е.А. Мельниковой. Но продолжу цитирование: «Полемика между защитниками «славянской Ладоги» и «скандинавского Альдейгьюборга» восходит к «проклятому вопросу русской истории»: кто основал древнерусское государство — пришлый норманн Рюрик с дружиной головорезов-викингов или сами славяне?

    Второй этаж купеческого краснокирпичного дома в Старой Ладоге залит солнечным светом. Специалисты Староладожского музея-заповедника раскладывают по пакетам находки прошедшего археологического сезона: глиняные черепки, наконечники стрел, фрагменты латунных украшений. Каждое лето музейные фонды пополняются тысячей-двумя новых экспонатов, рассказывающих о жизни города более чем десятивековой давности.

    Оторвавшись от находок, 39-летний Александр Волковицкий, хранитель фонда археологии музея, рассуждает: «Подробные рассказы о жизни средневековой Ладоги не совсем научны. Наука опирается на факты. Факты — это находки, а они говорят лишь о том, что здесь жили люди, которые носили украшения или использовали оружие скандинавского типа. Всё. Кто были эти люди — скандинавы, славяне, финны; какова была организация их общества — это уже фантазии. С таким же успехом через тысячу лет по остаткам завода «Форд» во Всеволожске можно заключать, что в Ленинградской области жили американцы».

    И далее публикуется фотография меча с подписью: «Такие мечи викинги носили на поясе – экземпляр на фото датируется X веком», рис. 11.

     

    Рис. 11. Якобы скандинавский меч и моё чтение надписей

    Понятно, что меч пришлось осветлить и усилить контраст, а также увеличить размер изображения. Я почему-то был уверен, что обнаружу на мече русские надписи – и не ошибся. Уже на верхней части, на эфесе я  прочитал слово МЕЧ, а затем начал читать новые слова: РУНОВ, а затем – ВАРЯГА 33 И ХРАМА 33 АРКОНЫ. ЯРА. Выражение РУНОВ МЕЧ означает, что меч снабжен НАДПИСЯМИ, что мы и видим. А 33 Аркона и храм 33 АРКОНЫ ЯРА – это разные адреса, иначе говоря, СТАРАЯ ЛАДОГА, и ЕЕ ХРАМ МАРЫ.

    На этом верхняя строка меча почти закончилась, но остались какие-то белые буквы; я их обращаю в цвете и читаю слово МИРА. А затем перехожу на нижнюю строку: РЮРИКА ЯРА, 38 ГОД ЯРА, затем – нечитаемый участок, и, наконец, слова РУСИ МАРЫ.

    Датировка в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает 894 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, а выражение РУСИ МАРЫ – РУСИ ЕВРАЗИИ.

    Что же получилось в итоге? Меч оказался не скандинавским (не викингов), а русских (варягов). Археологи до сих пор путают викингов со скандинавами, поскольку шведы живут немного севернее германцев. Иначе говоря, культура у них близкая, северо-западная, что и ввело в заблуждение даже опытных профессионалов.

    А «проклятый вопрос русской истории: кто основал древнерусское государство — пришлый норманн Рюрик с дружиной головорезов-викингов или сами славяне?» поставлен неверно: Рюрик родился в русском Крыму, был тавроскифом, и пришел в эти места не с викингами, а с варягами, говорившими и писавшими по-русски, причем даже не пришел, а прилетел на виманах. Иначе говоря, норманны (как жители севера) и были самими славянами!

    Но подменой варягов Рюрика шведскими викингами дело не ограничилось. Древняя Ладога (ныне «Старая Ладога») на реке ВОЛХОВ спутана с более поздним названием реки ЛАДОГА. Город Старая Ладога на реке Волхов расположен на одной реке с городом Новая Ладога, рис. 12.

     

    Рис. 12. Города Новая Ладога и Старая Ладога к югу от Ладожского озера

    Итак, на рис. 12 мы видим местность к югу от Ладожского озера с высоты почти 69 км. А на рис 13 мы видим более новый и крупный город ЛАДОГУ с высоты в 11 км.

    Олесь Бузина о Ладоге и Любше.

    Опять вернёмся к Олесю Бузине, который написал: «Ближайшее к варяжской Ладоге славянское укрепление Любша находилось на противоположном берегу реки Волхов, всего в двух километрах по течению. Враги практически стояли друг против друга, оспаривая контроль над торговым путём на юг» [2:29]. Эти строки написаны в разделе «Инглинги – предшественики Рюриковичей».

    Течение было в сторону Ладожского озера, так что Любша находилась к северу от Старой Ладоги. Я отложил на скриншоте по прямой 2 км к северо-востоку (следуя изгибу реки Волхов) и остановился на другом берегу, где показано некоторое селение, рис. 14.

    Меня удивило, что это селение существует и сегодня. Вот что я прочитал из заметки [14]: «Весной 2011 г. у городища на реке Любша появился новый хозяин. Это – вы не поверите – ЛОСХ, точнее то, чем он стал. Неожиданно в апреле случайные люди, появлявшиеся в Староладожском музее, стали говорить: «А вы знаете, там на Любше КАМАЗы ездят, грунт возят и т.п.». Уже в конце мая на Любше появился С.Л.Кузьмин. Он нашел инициаторов строительства – руководство организации Союза художников и начал с ними переговоры: строительные работы уже тогда затронули усадебный комплекс дома Шаховских, где, в любом случае, слой 16-17 века присутствовал. Весь июнь 2011 г. С. Л. Кузьмин работал на памятнике. Им было сделано несколько небольших шурфов, а потом он пропал, не заключив договор».

     

    Рис. 13. Река Ладога к западу от реки Волхов

    Итак, допустим, что так всё и было: шведы находились в Старой Ладоге, славяне – в Любше. Напомню мнение Т.Н. Джаксон: «сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Но ведь река называлась ВОЛХОВ! И если следовать мнению исследовательницы, город должен был называться Волхов, а озеро – Волховское!

    Интересно также мнение Макса Фасмера, которое я даю в изложении Сергея Колибабы [15]: «Этимология по Максу Фасмеру: «Происходит от др.-русск. Ладога в обоих знач., часто в новгор. грам. ХIV в.; ладожане (Сузд. летоп.); др.-сканд. Aldeigjuborg. Это название раньше объясняли, как первонач. обозначение озера и производили из фин. ааldоkаs, ааllоkаs «волнующийся» — от ааltо «волна». Иную этимологию дает Миккола, который объясняет название озера из названия города, а последнее — от одноименного притока нижнего Волхова, в конечном счете из фин. Аlоdеjоki — от аlоdе, аlое «низкая местность». По-видимому, с точки зрения фонетики, следует отдать предпочтение стар. этимологии. Непонятно, как название незначительной речушки могло быть перенесено на БОЛЬШОЕ ОЗЕРО».

     

    Рис. 14. Село Любша в двух км от Старой Ладоги

    Привожу также и другие мнения этого исследователя: «Название Ладога носит река, озеро и город, при этом не определено какое из названий является первичным». Цитируется также мнение Т.Н. Джаксон, после чего говорится: «Е. А. Хелимский, напротив, предлагает германскую этимологию, по его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму Aldaugja это слово дало др.-исл. Aldeigja «Ладога (город)». И далее: «Подведем итог: - Макс Фасмер выражает недоумение: «Непонятно, как название незначительной речушки могло быть перенесено на БОЛЬШОЕ ОЗЕРО»; - Aldeigja, Aldeigjuborg – древнеисландские названия; - озеро издавна славилось своими РЫБНЫМИ ЗАПАСАМИ;- в русском языке подобных слов-понятий нет.Выводы: - в имени ЛАДОГА должна содержаться информация о самом БОЛЬШОМ озере (категория качества, пространство, величина); - в имени должны содержаться сведения о крупных рыбных запасах». Странно, что имя русской богини ЛАДЫ ему неизвестно; но, подведя итог, он полагает, что лучше всего подходит истолкование на основе иврита, после чего он делает вывод: «Таким образом, потянув за «кончик», за слово-понятие ЛАДОГА, мы вытянули из топонимики региона богатый «улов» ЛЕКСИКИ ИВРИТА, а это может означать только одно – во время колонизации (VIII в.) здесь находилось значительное ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ЕВРЕИ БЫЛИ ОРГАНИЗАТОРАМИ и УСТРОИТЕЛЯМИ торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары». Вся предыдущая славяно-финская, скандинавская и прочая этимология от – ЛУКАВОГО». – С  таким положением трудно согласиться: на Кольском полуострове существует Ловозеро, то есть ОЗЕРО БОЛЬШОГО УЛОВА, так что русские вполне могли выражать соответствующие понятия. С. Колибаба постоянно игнорирует русскую этимологию.

     

    Рис. 15. Село ЛАДОГА Тосненского района Ленинградской области

    Хотелось бы заметить, что существует еще одно село ЛАДОГА, на сей раз Тосненского района Ленинградской области; оно находится далеко и от реки Ладоги, и от Ладожского озера, рис. 15. Я анализировал и этот геоглиф с высоты 1, 13 км [12, рис. 9] и получил чтения, показанные на рис. 16 [12, рис. 10]. Как видим, и это село принадлежало 33 АРКОНЕ ЯРА, то есть, СТАРОЙ ЛАДОГЕ. А из достопримечательностей тут находился МАРЫ ХРАМ ЯРОВОЙ РУСИ. Упоминается тут и МОСКВА МАРЫ – прежнее название 35-1 Арконы Яра, то есть ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Иначе говоря, это село имело двойное подчинение. У меня возникло впечатление, что туда переселились жители Старой Ладоги, сохранив название своего города, в то время называвшегося Ладога. Но сам регион относился к юрисдикции Великого Новгорода, и лишь гораздо позже он стал Тосненским Районом ленинградской области.

     

    Рис. 16. Моё чтение надписей на скриншоте рис. 15

    Так что всё сходится к тому, что не озеро получило название от небольшой реки, а, напротив, и поселения, и река получили называние от ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА.

    Кстати, русская этимология могла быть образована не только от имени богини ЛАДЫ (богини тихой и спокойной любви, в отличии от богини любви страстной, Лели), но и от слова ЛАДЬЯ, ЛАДЬИ (существует же населенный пункт ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ). Тогда город ЛАДОГА мог иметь более раннее название не ЛАДОГРАД, а ЛАДЬЯГРАД. Особенно, если ладьи шли от Ладожского озера вниз по Волхову, и через систему волоков – «из варяг в греки» по Днепру. Тогда фонетическое развитие слова можно представить так: с ударением на последний слов: ЛАДЬЯГРАД-ЛАДОГРАД, а затем – с ударением на первый слог: ЛАДОГРАД-ЛАДОГРА-ЛАДОГА. На мой взгляд, эта гипотеза русской этимологии оправдана не только лингвистически, но и исторически в наибольшей степени.

     

    Рис. 17. Якобы топор скандинавского типа и моё чтение надписей

    Однако я хочу вернуться к статье [13], чтобы рассмотреть там еще один артефакт, который назван: «Топор скандинавского воина: заточен, чтобы рубить шлемы, головы и тела». У меня возникло подозрение, что тут мы опять имеем дело с оружием не викинга, но варяга, как это было с мечом на рис. 11. И для чтения надписей я увеличил почти вдвое размер изображения.

    На первый взгляд, так же, как и на рис. 11, никаких букв не видно. Однако если присмотреться лучше, они всё-таки появляются. Я начинаю читать строка за строкой. На первой строке (фактически двойной): МИМ МАРЫ. На второй строке: ВАРЯГА ЯРА. Иначе говоря, ЖРЕЦ МАРЫ ВАРЯГА ЯРА, но вовсе не викинга.

    На третьей строке: ТОПОР РЮРИКА. – Сразу возникает вопрос: где же тут викинги-скандинавы? – Все надписи даны по-русски и принадлежат варягами, воинам Рюрика. На четвертой строке: КРАЯ ЯРА РЮРИКА. На пятой строке: РЮРИКА МАРЫ ХРАМ.

    Итак, данный артефакт является чисто русским, как и меч на рис. 11.

     

    Рис. 18. Наконечник копья якобы викингов и моё чтение надписей

    В той же статье [13] имеется изображение, подписанное так: «Копья с такими наконечниками скандинавские воины использовали прежде всего в ближнем бою». И опять я решил усилить контраст и увеличить размеры изображения.

    Я решил на этот раз ограничиться чтением надписей на верхней половине копья. На втулке я прочитал надпись: РЮРИКА ЯРА ХРАМ, из чего стало ясно, что опять речь идёт о варягах, а не о викингах. А далее я читаю основную надпись, которая, где-то раздваиваясь на две строки, звучит так: РЮРИКА ЯРА КОПЬЁ КАК МАРЫ МАСКА РЮРИКА ХРАМА. На современном языке это прозвучало бы  следующим образом: КОПЬЁ ТИПА ОДОБРЕННОГО РЮРИКОМ ЯРОМ КАК ПРООБРАЗ ТРУПА ИЗ ХРАМА РЮРИКА.

    Как видим, опять – ничего скандинавского, идущего от викингов. Только русское.

    Основной смысл данной главы Олеся Бузины.

    Я его дам в виде цитаты: «Давайте не идеализировать эту первую Русь. Ни святости, ни утончённой культуры, ни высокой цивилизации она не несла. Викинги были жестокими и грубыми людьми, интересовавшимися, прежде всего, наживой» [2:31].

    Обсуждение.

    Я хотел бы затронуть тут несколько сюжетов. Первый касается автора книги, Олеся Бузины. Он не проводил самостоятельного исследования, а доверился мнению скандинавистов из Института отечественной истории РАН, а также специалисту по древней скандинавской литературе из Львовского университета. Сами саги обычно изучают филологи в курсе западной литературы; они не привязаны к определенной территории и их можно связать со многими северными землями, а при горячем желании – и с землями Руси-России. Я бы мог искреннее посочувствовать тому, что он, к сожалению, обманулся в своих рассуждениях, если бы я не заметил некоторого его намерения, которое обнаруживается у него не только в этой главе, а именно: показать, что история Руси начиналась вовсе не со славян, а с того, что все культурные достояния ее идут от финнов, шведов и датчан, словом, от викингов. Так что гордиться русской самобытностью русскому этносу вроде бы ни к чему. Ее вроде бы и не было с самого начала. Так что данная позиция Олеся Бузины мне глубоко антипатична, даже в контексте основного тезиса его книги о том, что Киевской Руси не было.

    Второй сюжет: как получилось, что русский город Ладога, позже переименованный в Старую Ладогу, оказался в академической историографии финско-шведским, несмотря на то, что и найденные в нём артефакты, и сами геоглифы не отражают никаких следов ни финской, ни шведской культуры?

    Ответ прост: подобно тому, как эпиграфисты Института отечественной истории РАН так и не научились не только читать руницу, но даже не могут отличить ее от германских рун, они в той же степени не могут различить викингов (скандинавов) от варягов (этнических русских с территории нынешней Германии, из Вагрии), не видя тонких различий в артефактах с севера Западной Европы. Иначе говоря, уровень их профессионализма пока весьма невысок.

    Приобретя такого «специалиста» по шведскому языку, как Елена Александровна Еремеева (в замужестве Мельникова), которая окончила МГУ по английскому языку, а шведский учила позже сама, сотрудники РАН не подозревали, что получили большого фантазёра, не умевшего отличить германские надписи от надписей русской руницей и пытавшуюся в тех местах, где она находила русскую руницу, обосновать нахождение тех или иных германцев, чаще всего викингов.

     

    Рис. 19. Чтение надписей на подвеске 1 Е.А. Мельниковой и мною

    В качестве примера я хотел бы привести чтение надписей на двух подвесках из Рюрикова Городища Е.А. Мельниковой и мною. Мельникова на первой подвеске прочитала слова: ДА НЕ БУДЕШЬ ТЫ ЛИШЕН МУЖСКОЙ СИЛЫ! – Слова очень странные: кому из врагов придёт в голову не убивать воина, а оскоплять его?

    Мои чтения, [16, рис. 5 и рис. 6] таковы: На фрагменте 1 можно прочитать слова МОРЯК ЯРА МОРЯ, что сразу роднит данную надпись с надписями на гульдгубберах. Надпись на фрагменте 2: МОРЯК ИЗ ЯРА (МОРЯ). Текст надписи на фрагменте 3: МОРЯКИ. Четвертый фрагмент весьма обширен, и я читаю только часть его слов: ХРАМ ЯРА, РУСЬ ЯРА, МОРЕ ЯРА. Уже прочитанного вполне достаточно, чтобы понять, что если данная подвеска и принадлежала скандинаву, то только русского происхождения.

    На пятом фрагменте можно прочитать слова: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Эта надпись снимает последние сомнения в русском происхождении данной подвески. Н последняя надпись, на фрагменте 6, оказывается неожиданной удачей. Этот фрагмент оказывается частью вертикальной строки, идущей вдоль возможной линии и сгиба подвески. Он гласит: МИМ РЮРИКОВЪ. В данном случае буквы Ю и В с Ъ выписаны  настолько четко, что не оставляют ни малейшего сомнения в правильности чтения.

     

    Рис. 20. Чтение надписей на подвеске 2 (стороны А и Б) Е.А. Мельниковой и мною

    На второй подвеске Е.А. Мельникова прочитала: «два равно вероятных варианта: g varr I farland t - «g защищенный [на пути] в опасную землю (или в опасной земле)t» и g varr I farland t - «g защищенныйво время морского путешествияt» или «g защищенный [на пути] в отдаленную землю (или: в отдаленной земле)t». Надпись состоит из инвокации, обрамляющей текст: g ...t «Бог (или боги) ... Тюр» и самого заклинания. Обе его интерпретации позволяют считать, что амулет был предназначен для путешественников, собравшихся в дальний путь» [16, рис. 7 и рис. 8]. Мне неизвестны амулеты, специально предназначенные для отвращения опасностей пути, как и специальные магические формулы для странствующих.

    Я читаю надпись существенно иначе: ЗА РУРИКА МИМА, ТА ЯРА, ТА ВОИНИ, ЗА ХРАМ МИМА! Хотя содержание надписи понятно, всё же лучше передать ее словами современного русского языка: ЗА МИМА РЮРИКА, ДА ЯРА, ДА ВОИНОВ, ЗА ХРАМ МИМА! Как видим, в данной надписи имеется девиз борьбы, но нет никакой защиты в пути со стороны бога Тюра. Надпись звучит как письменная мотивация какого-либо наступления или атаки против врагов. Замечу, что в нашем чтении задействованы абсолютно все знаки, включая даже заштрихованную область. Не осталось непрочитанным ни одного знака, и ни один знак не был прочитан дважды. Мне не пришлось заменять звучание или графику букв, или слоговых знаков, не пришлось дописывать якобы отсутствующие знаки, не был я вынужден и вводить якобы опущенные слова, от которых остались только начальные буквы (типа Г или Т в тексте Мельниковой). Короче говоря, никакого насилия над текстом я не допускал, и текст получился не только логически оправданным, но еще и связанным с теми словами, которые были выявлены при чтении фона,  включая упоминание мима Рюрика! Такой связи фона и основного текста у Е.А. Мельниковой в ее дешифровке нет.

    Но если данный текст не германский, а русский, то его и следует читать по-русски. Сразу замечу, что в таком случае перед нами не 12 знаков, а 38 и(они перенумерованы на самой подвеске), причем некоторые из них буквы (знаки 9, 10, 11). И чтение их дает достаточно пространный текст: ХОДИ, РУСЬ, ХОДИ, РУСЬ ЯРА, РАДИ ЗОЛОТИШЬКА С СУШИ! ЖИРУЙ, КОРЯ ЗОЛОТИШЬКО И ВОЖА СЬЗАДИ ЖЬ! Эту фразу сегодня можно было передать такими словами: ХОДИ РУСЬ, ХОДИ, РУСЬ ЯРА, РАДИ ЗОЛОТИШКА, (ДОБЫВАЕМОГО) НА СУШЕ! ЖИРУЙ, УПРЕКАЯ И ЗОЛОТИШКО, И ВОЖДЯ ПОЗЖЕ!

    Итак, возвращаясь к утверждениям Мельниковой, Джаксон и других сотрудников институтов РАН, хочу отметить, что они не только спутали викингов скандинавов с русскими из варяжской дружины Рюрика, но и русские слоговые руны с германскими буквенными, а также реку Ладогу с городом Ладогой.

    Третий сюжет – о названии Ладоги. К моей статье [17] комментатор Алексей написал 27 июня 2013 года: «Лада – женская любовь, но не всякая, а созидающая, как мы теперь говорим. Она с Родом на пару рода ладит. Отсюда – ладный. И ладонь, чтобы ею ладить. "Ладога" - просто "слаженная", как, впрочем, "ладья"... Выходит, Ладога-град слажен, чтобы ладьи ладить. "лодка" – просто уменьшительное от лОдья, - северного названия ладьи. Второй вариант: эволюция первоначального "ладейка".Теперь смотрим на воду. Ладога-море – море ладейное. А как ладьи в то море по реке попадают, то и река – тоже Ладога, то есть ладейная».Так что этимология слова Ладога от «Ладьи» проходит не только у меня, но и еще у одного читателя.

    А комментатор Расен написал 3 ноября 2013 года: «А кто вообще придумал, что в скандинавских сагах речь ведётся о Ладоге?Переведём со скандинавского на русский Альдегюборг.АЛЬДЕ (OLD) – СТАРЫЙГЮ (GUARD) – ГАРД /град, город/БОРГ (BORG) - ЗАМОК /крепость/.Получается АЛЬДЕГЮБОРГ – СТАРЫЙ ГРАД-КРЕПОСТЬ.Ба, да это же СТАРОГАРД – форпост Вагрии, название которого и ныне известно в Германии - ОЛДЕНБУРГ (изменилась лишь серединка слова).И если короли Дании, о которых написано в скандинавсих сагах какой-то Альдегюборг и завоёвывали, то скорее всего именно СТАРОГАРД, а вовсе не Ладогу.Название Ладога, наиболее вероятно, обозначало ЛАДейный Путь. Скорее всего порт, в котором товары перегружались с морских ладей на речные лодьи, ведь выше по течению есть населённый пункт Запорожье, который своё название получил неспроста».

    Так что и этот читатель за «ЛАДейный путь».

    Наконец последний сюжет – об отечественной археологии. Когда я 20 лет назад, в 1996 году посещал семинары в Институте археологии РАН, то в кулуарах старожилы делились впечатлениями о том, что русская археология была на мировом уровне в Российской империи, тогда как в советское время они сильно ухудшилась. Я не совсем понимал, в чём конкретно дело, однако в моих последних статьях, особенно в рецензиях на «новости археологии» я постоянно отмечаю неверную датировку, часто неверную атрибуцию находок, повторные публикации об одном и том же артефакте с присваиванием чужих открытий, а иногда и головотяпство археологов. А в данной статье я показал разгул невежественных представлений о наших древностях, исходя из высказывания необоснованных мнений людьми, у которых отсутствует профессиональная подготовка либо в области топонимики, либо в области атрибуции этнической принадлежности древнего оружия. Пока наиболее взвешенные высказывания делают только представители археологического руководства. Оно и вполне понятно: опытные исследователи не стремятся представить прошлой Руси как прошлое Западной Европы.

    Это – отношении критики. Однако я полагаю, что внёс дополнительную новую информацию. Прежде всего, обнаружена взлётная полоса (РАВНИНА) и ангары хранения 53 ВИМАН РЮРИКА в Старой Ладоге. Так что мои исследования о виманах пополнены; к анализу храмов виман Рюрика теперь добавилась и реальная площадка возле храма Мары Рюрика Яра в Старой Ладоге.

    Далее я показал монументы во весь рост на острове Кильпола в Ладожском озере, связанные с Рюриком и его воинами, где одна из жриц была Ладой, провел точку зрения на слово ЛАДОГА как на слово, связанной с ЛАДЬЁЙ; а также прочитал названия на ряде артефактов, найденных в Старой Ладоге.

    Иначе говоря, я постарался показать, что прошлое Ладоги связано именно с Рюриком. Пока более древних артефактов не встретилось, ибо артефакты как неолита, так и скандинавов на поверку оказались чисто русскими, связанными с воинами Рюрика.

    Заключение.

    Каждая рецензия материала о нашем прошлом даёт возможность прочитать ряд русских надписей, о есть, провести эпиграфическую экспертизу якобы чужеземных артефактов. Это полезно как для отечественной историографии, так и для воспитания читателей в духе уважения к прекрасному русскому пошлому Руси-России, но это полезно и для меня лично, поскольку расширяет и углубляет мой опыт.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. О Киевской Руси по Олесю Бузине. – Сайт chudinov.ruот 20 апреля 2016 года.
    2. Бузина Олесь. Докиевская Русь. – К.: Арий, 2015. - 272 с., ил.
    3. Кирпичников А.Н. Первая столица Руси Старая Ладога // Наше наследие, № 106, 2013.
    4. Abyss. Остров Кильпола. Карелия. 14 октября 2011 года. Источник: http://artmagik.ru/index.php/topic/2953-ostrov-kilpola-karelija/
    5. Славяне и скандинавы. Ответственный редактор – Е.А. Мельникова. – М.: Прогресс, 1986. – 416 с.
    6. Annelise. Скандинавы – славяне? // Славянская культура. 25 июня 2013 года. Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/skandinavy-slavjane.html
    7. Открытие старой Ладоги. 19 сентября 2015 года. Источник: http://www.5-tv.ru/news/100432/
    8. Антонов Егор. Деревянное топорище из каменного века. 1 декабря 2014 года. Источник: https://www.nkj.ru/news/25281/
    9. Старая Ладога, музей. 13 июня 2010 года. Источник: http://undina-bird.ru/Galleries/tabid/56/galleryType/SlideShow/ItemID/814/Default.aspx
    10. Галина. Отчёт о поездке по северо-Западу России. Часть III. Старая Ладога, Новая Ладога, Волхов. 5июля 2015 года.
    11. Мария. Достопримечательности Старой Ладоги – первой столицы Руси. Источник: http://anashina.com/dostoprimechatelnosti-staroj-ladogi/#i-9
    12. Чудинов В.А. Геоглифы последних вторичных Аркон. – Сайт chudinov.ruот 14 сентября 2014 года.
    13. Литвинцев Данил. Викинги Ладоги // GEO № 182, май 2013. Источник: http://via-midgard.info/news/vikingi-ladogi.htm
    14. Городище в устье реки Любша. Древнейший город на Волхове могут снести бульдозером. Древнейшему каменному городу на Волхове грозит гибель. Любша в опасности. Источник: http://www.ladogamuseum.ru/dosto/dosto/17/
    15. Колибаба Сергей. Ладога-Нево, этимология имён. 2012 год. Источник: https://www.proza.ru/2012/06/29/787
    16. Чудинов В.А. Скандинавские изделия на территории России. – Сайт chudinov.ruот 28 октября 2007 года
    17. Чудинов В.А. О Старой Ладоге. – Сайт chudinov.ruот 17 июня 2013 года.

Комментарии:

Алексей Муромский
13.05.2016 20:05
Если вики пишет про "Король" как заимствованное - то заняли сами у себя и забыли отдать ...та отдадим же!!! На правах ГолоСловно: КаРоль=РольКа=МалаяЧастьОтБольшойЦелойРоли. Именно малостью эта Роль и отличается от ЕдинойЦельнойДержавнойРоли. Несомненно Ладога имеет русскую этимологию. А в ней очень много слоёв -слова до голости можно раздевать по многим слоям и всё по русски. На правах ГолоСловно: Ладога=Радуга, Лада=Рада, Ладожское Озеро=РадужноеОзеро, и т.д....

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову