Надпись Сандуса, яко поручика Киже, и другие новости археологии ВКонтакте

Чудинов Валерий Алексеевич


Меня давно беспокоил вопрос о том, почему отечественная археология Великого Новгорода ни словом не обмолвилась о надписях эпохи Рюрика с демонстрацией ведических надписей? – Теперь я получил исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Оглавление:
  • Зеркальное граффито.
  • Моё чтение граффити.
  • Древнерусские надписи граффити.
  • Маска из гипса.
  • Маска из глины.
  • Вторая маска из глины.
  • Археологи о Таштыкской археологической культуре.
  • Палеонтологическая находка.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Зеркальное граффито.

    Рис. 1. Якобы надпись Сандуса

    В параллель официальным новостям археологии существуют и «Новости археологии» социальной сети «В контакте». Они меня заинтересовали. Особенно удивило (но приятно) граффито из Новгородского храма Софии [1], поскольку надпись была сделана не слева направо, а справа налево, и я решил ее изучить. Но сначала я хотел разобраться в 36 комментариях на это сообщение.

    Сама исходная надпись была почитана так: «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу». Надпись сделана справа налево на углу стены. Сандус — половецкое (тюркское) имя». А далее следуют комментарии.

    Алексей Сергеев, 10 марта. «Походу поигрался». – Странное мнение: человек взывает к Господу, но играется. Как-то не вяжется… Далее я привожу высказывание в орфографии и пунктуации самих авторов.

    Виктор Викторов, 10 марта. «Я вот не пойму мне одному повылазило или все не видят того , что и РАБОу и СанъДОуСОу- это вовсе не то , что нам переводят. Этож какими придурками нужно быть , чтобы в Слове САНЪДОУСОУ взять и выкиныть из слогов звук"О" при переводе. И ЧТО РАБОУ -не есть РАБУ.

    Я уже писал , но повторюсь РАБОУ- переводится как - КРЕЩЕНЫЙ , а не РАБ. РАбы назывались в те века по другому. Икак только пишет образованный - интелэгэнт того времени- то вид меняется и титла изчезает и ГИ уже не "Господи" , а реальный ГИ как в слове " помоги" - с крестом= христианский ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, как и в слове САПОГИ. Христианство не на ровном месте выросло. Кто нам помог забыть изначальное- да тоже Христианство».

    Обратив внимание на отсутствие запятых, сниженную лексику типа «повылазило» вместо нейтрального «показалось», написание «Этож», «выкиныть», «по другому» без дефиса, «интэлэгэнт» и прочие перлы, я заинтересовался невежественным автором. К тому же, не простым смертным, но фантазёром: для него ГИ = ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, такой же, как в слове САПОГИ, где, очевидно, речь идёт о САПО-ВСЕДЕРЖИТЕЛЕ; а слово РАБОУ (РАБУ) означает КРЕЩЕНЫЙ (при этом дательный падеж испаряется). Так что читать следует: ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, ПОМОЗИ КРЕЩЕНЫЙ. Возникает вопрос: а кто крестил ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ? Кто осмелился дерзнуть? И в какую религию был крещен ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ? В религию своего сына? – Но тогда до сына он жил некрещенным? – Какой бред! – Впрочем, другие участники дискуссии дали свое негативное мнение о Вите.

    Милена Рождественская, доктор филологических наук. 11 марта. «Вы, должно быть, не знаете, что буква "ук" - писалась в древнерусском языке именно как ОУ, но произносилась как звук У. Если Вы не изучали старославянский и церковно-славянский языки, то поверьте специалистам. Причем лучшим в своем деле. Они же не будут поправлять Вас в Вашей профессии, какая б она ни была. Но Вы-то не лингвист».

    Pepe Mantani. 11 марта «Виктор, в древнерусском оу соответсвует современному у: роука - рука, ги - господи - тут обычное сокращение».

    Наталья Косарева. 11 марта. «Виктор, псалмы ни читатише, знаний не набиратиши».

    Виктор Викторов, 11 марта. «Милена, А мне не надо изучать и не желаю верить , я доверяю своему родному языку , ушам и глазам и БАЛАЧКЕ, который вы ленгвисты не желаете замечать. Язык Милена это не буквы а звуки. И я вижу одно Что вы древнерусов в придурков превращаете- какой смысл писать одно ,а произносить другое, как прочем и греков делаете. И выводы свои вы делаете от увиденного как и я и не надо щеки раздувать. Налицо умирание слоговой речи с потерей начальных смыслов , под влиянием письменности с "новгородскими особенностями", появление звука "Е"(ЕЖЕ ЕСИ НА НЭБИСИ). Вы даже не в состоянии посмотреть на всю вашу "науку" с другой стороны. Например САПАГИ- так правильно звучало, надеюсь вы не будите спорить о том, что у слогослов праязыкане было количесвенных слов и родов МиЖ, с появлением ,развитием языка, появился САПОГ- и смыслы глогов древних потерялись. Книжки надо читать с начала как и языки изучать не побуквам , а позвукам. Адыгейский попробуйте воспроизвести по буквам Милена, а вот цыганский или балачку- легко. Потратьте на изучение Древнейшего языка группы БАЛАЧКУ ( так и переводится на русский-СТАРОЕ ЗВУЗАНИЕ, СТАРАЯ РЕЧЬ)столько же времени как на придуманные языки- и я посмотрю что останется от великого и могучего . Вот силлабарий моего языка, чтобы вы долго на мучались,и понимали что вы произносите , произнося слова МАМА и ПАПА, МАША МЫЛА РАМА, НОГА,РУКА, ГОЛОВА. Звуки праязыка БАЛАЧКИ описывают увиденное , а вы изучаете искаверканое недоразвитастью речевого аппарата и фантазии изобритарелей букв. Вот поэтому Милена представителям моего народа не представляет большого труда выучить любой язык группы».

    Признаюсь, давно я не видел таких перлов: «ленгвисты» (видимо, от слова «лень»), выражение «Милена это не буквы», (и действительно, человек – это не буквы), «ЕЖЕ ЕСИ НА НЭБИСИ – (так могли бы произнести болгары, но не новгородцы), написание САПАГИ как фонетическая транскрипция – (но так, с произношением гласных полного образования вместо редуцированных говорят по-русски только армяне, по-русски в фонетической транскрипции вместо первого звука «А» надо писать знак «Ъ», а вместо второго – поставить «крышечку» «Λ»), загадочное словечко «праязыкане», что, видимо, означает наших предков, говорящих на праязыке, не менее загадочное словечко ЗВУЗАНИЕ, видимо, некое «ЗВУКОВОЕ ПОЛЗАНИЕ», незнакомое слово «искаверканое», видимо, от слова «каверна», то есть, с отверстиями  внутри; неологизм «изобретарель», видимо, дериват от другого неологизма, «изобретарь».

    И далее в тот же день приводится некий словарик, из чего становится ясно, что БА – старое, родное, ЛА – сделанное (исполненное), ЧА – круглое, КА – выходящее, так что БАЛАЧАКА – старое, родное, исполненное, выходящее за круг. Примерно то, что англичане называют слово ФРИК. А слово РАБОУ, согласно словарю: РА – защитное, преграда, БО – сила (внутренняя), ОУ – рядом, снаружи, У – «разавое» действие, то есть, действие разявы. Но получается: «преграда внутренней силе рядом с разявой», а вовсе не смысл «Крещеный». Так что ФРИК в виде БАЛАЧКИ вышел неубедительным.

    А далее в тот же день Виктор Викторов пишет: «Правила придуманные "русского языка"- это полная брехня». – Мда… Если говорить подобным стилем, то для Виктора Викторова «Русского языка – это полная правила брехня, придуманная разявой». Полагаю, что лучшей характеристики, чем он дал самому себе, не придумаешь. Остальные комментарии – это попытка больному указать на его болезнь.

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на стене святой Софии

    Моё чтение граффити.

    На мой взгляд, вместо одного граффито их на стене два, и, кроме того, имеется еще и зооморфное изображение. Пока я не буду комментировать зеркальность изображения, а поверну его на 180 градусов, чтобы читать как обычное.

    Сначала я читаю первые две строки процитированного граффито, как ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ, то есть, действительно, ГОСПОДИ, ПОМОГИ РАБУ. Однако на той же строке имеется еще одно слово, написанное правее в две строки, а именно ХРАМА. Хотя христианская каноническая надпись должна была бы звучать иначе: ГОСПОДИ, ПОМОГИ РАБУ ТВОЕМУ. Следовательно, уже на этом уровне мы имеем отличие от канона.

    Строкой ниже я читаю: ЯКО, а еще строкой ниже, в лигатуру: САМОМУ, и на последней строчке – слово ХРАМОУ. Как видим, никакого мифического САНДУСА, подобно поручику КИЖЕ, в природе не существовало. А еще правее и чуть выше последней буквы «У» мы видим слово МАРЫ, что сразу же показывает, что до того, как Святая София Новгородская стала христианской, она была ведическим храмом Мары.

    Таким образом, полный текс граффито звучит так: ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ ХРАМА, ЯКО САМОМОУ ХРАМОУ МАРЫ. Или, в современном написании: ГОСПОДИ, ПОМОГИ РАБУ ХРАМА, КАК (И) САМОМУ ХРАМУ МАРЫ. Поскольку божеством в храме Мары была богиня Мара, то обращение к ней должно было бы выглядеть как ГОСПОЖА, или под титлом ГА, но не ГИ. Так что единственным «господином», к которому обращается вовсе не его раб, но раб храма, может быть только жрец Мары, или, на языке того времени, МИМ МАРЫ.

    Перехожу к чтению второго граффито. Примерно на том же уровне, что и первое граффито, нанесена первая строка второго граффито, но не путем процарапывания стены, а путём ее окраски. Так читаются слова: ЯРА АРКОНА 35, что на современном языке означает ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А вот строкой ниже надпись уже процарапана: В 200 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление эта запись означает дату В 1056 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, когда прототипу Иисуса Христа, Исе Кресеню исполнилось 4 года. Понятно, что никакого христианства до рождения Иисуса Христа и в его младенческие годы не было и быть не могло. Теперь мы понимаем, что это не только надпись не мифического Сандуса, но и не второй половины XII века, а второй половины XI века. Археологи (профессионалы или любители) ошиблись на целый век, омолодив надпись.

    Далее я читаю, переходя со строки на строку сверху вниз: ИМЕЯ НА МАСКЕ ЯРА РЮРИКА РУНА ХРАМА ВАРЯГА ЯРА КРАЯ РЮРИКА МАРЫ МИРА РУСИ РЮРИКА. Иначе говоря, ИМЕЯ НА ИЗОБРАЖЕНИИ ЯРА РЮРИКА СИМВОЛЫ ХРАМА ВАРЯГА ЯРА, КРАЯ РЮРИКА МАРЫ МИРА РУСИ РЮРИКА. Следовательно,  поясняется, что имеется изображение Яра Рюрика, а на нём – символика храма Рюрика.

    Возникает вопрос: написаны ли оба граффито одним и тем же лицом или разными лицами? – Для ответа на этот вопрос рассмотрим на левом граффито букву «О». Особенно первое «О» в слове САМОМОУ. Оно состоит из нескольких букв, образуя лигатуру. Вначале я подумал, что тут написано слово «ОУМ», но потом понял, что это – слово ПОМОЗИ в виде лигатуры. Но точно так же написан первый НОЛЬ в цифре 200 в датировке на правом граффито. – Следовательно, обе надписи сделаны одной рукой.        

    Между первым и вторым граффито имеются лики. Первый лик нарисован краской внутри второго и представляет собой мужской правый профиль молодого человека с волосами, образующими прическу «ёжик». Над головой я вижу надпись краской: СКИФЫ, ниже ВАРЯГОВ, на прическе – ВОИНОВ, ниже – слово ЛИКИ. А правее я читаю слова: 35 АРКОНЫ ЯРА, то есть, СКИФЫ, ЛИЦА ВАРЯГОВ-ВОИНОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Один из таких воинов показан в полный рост на том же месте, снаружи от первого лика. Это – левый профиль мужчины в халате; он подбоченился, уперев левую руку в бедро, а правой указывая на нечто, находящееся слева вверху. Возможно, что это и есть изображение Яра Рюрика. Что касается символов, то они находятся правее.

    Первый символ распложен чуть выше, это некая корова, скорее теленок, стоящий на задних ногах, и поднявший передние ноги. Но второй символ ниже, это такое же изображение, но крупнее. И на нём имеется надпись: ХРАМ МАРЫ. Так что действительно, подтверждается то, о чём выше говорилось на длинной подписи.

    Что же получается? Прочитанная не нами надпись гласит: «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу», то есть, она состоит из 5 слов. Я прочитал тут же 8 слов, тогда как рядом находится короткая надпись из 5 слов и 2 чисел, и длинная надпись из 15 слов. И еще на ликах 8 слов и одно число. Итого 36 слов и три числа  вместо 5 слов. Так что мои предшественники обнаружили в 7 раз меньше слов и ни одного числа! Возникает вопрос: кто осуществлял чтение?

    Этот вопрос я задал поисковику. И вот что оказалось. – Это – статья [2]. В ней говорится:

    Древнерусские надписи граффити.

    «Слово «граффито» (множественное число — граффити, с ударением на первую «и») происходит от итальянского graffiato — «поцарапанный». Этим словом называют надписи и рисунки, процарапанные на разных поверхностях. Надписи граффити, по‑видимому, были распространены во всех культурах, знакомых с письменностью. От домонгольского периода древнерусской истории до нас дошли тысячи надписей граффити на стенах церквей и сотни надписей на самых разных предметах. Больше всего надписей находится в церквях, поверхность стен которых была менее других потревожена. Кладези древнерусских надписей — это древнейшие монументальные Софийские соборы в Киеве и Новгороде и миниатюрная полоцкая Спасо-Преображенская церковь в Спасо-Евфросиниевском монастыре, основанном святой Евфросинией Полоцкой. Эти три жемчужины древнерусского искусства выделяются хорошей сохранностью древнего штукатурного слоя. Несколько уступают им в количестве древнерусских граффити стены других церквей Киева и Новгорода и стены Софийского собора в Стамбуле (Константинополе). Ниже приведены пять надписей. В них использованы две типичные формулы, которые преобладают в надписях домонгольского времени: «(имярек) писал» и «Господи, помоги рабу своему (имярек)». Вторая формула заимствована из византийской традиции».

    Мы видим, что уже второй сюжет в нашем рассмотрении оказался совсем не тем, о котором пишут авторы. Однако проследим за их иллюстрациями:

     

    Рис. 3. Надпись Ивана и моё чтение неявных надписей

    Под рис. 3 имеется такое пояснение авторов: «Надпись Ивана. Софийский собор, Новгород. Середина XI — начало XII века «Иванъ пъсалъ» / «Иван писал». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева. Колончатая надпись Ивана уперлась в верхний край другой надписи, поэтому последняя строка с последним слогом его автографа подскочила вверх». – И всё! Но читатель видит, что другое граффито выше засыпано писком, который на вертикальной стенке просто так держаться не может. Следовательно, он приклеен. Но ведь не самим писавшим! – А кем? – Понятно кем, археологами! Им эти надписи читать было неинтересно. А мне – напротив.

    Впрочем, вряд ли: это ведь должностное преступление, и археологов-фальсификаторов могли бы выдать местные священники. А вот сами христианские священники, да еще во времена реформ Никона, вполне могли бы замазать неугодные надписи. Если они напоминали о ведической вере.

    И я их прочитал. Сначала наверху: СКИФЫ ЯРА ХРАМА МАРЫ МИРА РУСИ ЯРА. Такие названия, как ХРАМ МАРЫ, или РУСЬ ЯРА христианам нужны не были ни под каким видом. – А правее виден вообще кусок поврежденной штукатурки. Однако на нем можно прочитать такие слова: 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, что означает: ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА РЮРИКА. Именно эти слова и были в определенном смысле слова замаскированы. Но зато прочитаны совершенно посторонние слова: ИВАН ПИСАЛ, написанные в расшифровке дважды в разной орфографии (сначала так, как написано, а затем – как положено).

    Я пропускаю надпись: «Г҃и помози рабоу своемоу Фарьманоу Глебовоу отрокоу».

    А далее я вижу надпись, которую я уже поместил на рис. 1, и она сопровождалась такими словами: «Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева. Надпись сделана справа налево на углу стены. Сандус — половецкое (тюркское) имя».

    Страна должна знать своих героев, и я нашел, кто впервые прочитал это граффито таким нелепым способом. Это – эпиграфист Т.В. Рождественская [3]. Эту надпись она ухитрилась прочитать по рис. 4. И далее я цитирую статью [3].

    Рис. 4. Надпись Сандуса в Мартирьевской паперти (вид с юго-востока)

    Меня смущает не черно-белая передача надписи, обычная для научных журналов, а наличие светлой части только в центре артефакта, тогда как оба граффито находятся в тени, а рисунков вообще не видно. При такой передаче источника можно прочитать всё, что угодно. Так оно и читается: «Автограф Сандуса (No 1 по Т. В. Рождественской). Местоположение: мартирьевская паперть, северная стена, западная лопатка, юго-восточный угол, 115 см от пола. граффито написано справа налево: оно начинается в 6 см правее угла (на восточной грани лопатки), а заканчивается на 9 см левее его (на южной грани). 3-я строка полностью выполнена на южной грани лопатки, остальные строки переходят с восточной грани на южную. Материал: фресковая штукатурка XII в. Размеры: высота 6 см, длина 14 см. Контекст: над стенкой кирпичной гробницы».

    Но как было прочитано имя Сандуса? – По прориси, рис. 5. На этом рисунке я сначала показываю прорись из статьи [3] (верхнее изображение), затем я ее отражаю зеркально (среднее изображение), и, наконец, показываю верную прорись (нижнее изображение).

     

    Рис. 5. Прорись в прямом и зеркальном изображении и неверное чтение имени

    И теперь, убедившись в неверном чтении (профессиональной ошибке), я попробую разобраться как эксперт-криминалист: что же именно произошло, рассмотрев все детали.

    Первое: прорись выполнена буквами гораздо более тонкими, чем исходная надпись. Тем самым, прорись соответствует (да и то в первом приближении) только форме букв, но не их толщине и не расстоянию между ними. Это уже неполное соответствие. Оно особенно заметно в трактовке буквы «О», где невозможно усмотреть вписанное в некоторые из них слово ПОМОЗИ. Как следствие – установить почерк (или, как выражаются эпиграфисты, начерк) конкретного лица по прориси становится невозможно.  

    Второе: прорись отражает только процарапанные буквы (граффито), но не написанные краской. Отсюда исчезло и второе граффито, и все рисунки с ликами. Это – дискриминация большей части надписи по способу нанесения букв. Как мы подсчитали, осталось только 1/7 часть исходной надписи, потерялись и числа, и лики. Иначе говоря, исходная надпись в прориси осталась изуродованной на 6/7.

    Третье: при рассмотрении нижней части прориси бросается в глаза, что в прочтении придуманного имени САНДУС буква «С» на исходной надписи вверху соединено в лигатуру с буквой «Я», вторая буква, буква «А» вверху содержит вписанную в нее букву «К», а третья буква «М» имеет помещенную над ней букву «О» небольшого размера. Названные небольшие буквы образуют слово ЯКО. Иначе говоря, человек, сделавший прорись, не умел разлагать лигатуры на отдельные буквы. Это – профессиональное неумение эпиграфиста.

    Четвертое: на этом нижем, самом сложном участке первого граффито при более тщательном рассмотрении можно выявить новые слова и числа, ибо после слова ЯКО написано: В 33, ТАК И В 35. Эти дополнительные 4 слова и два числа немного изменяют чтение первого граффито, которое становится таким: ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ ХРАМА, ЯКО В 33, ТАК И В 35, САМОМОУ ХРАМОУ МАРЫ, что означает: ГОСПОДИ(Н) (РЮРИК), ПОМОГИ РАБУ КАК В 33, ТАК И В 35 (ВТОРИЧНЫХ АРКОНАХ), САМОМУ ХРАМУ МАРЫ.

    Итак, если бы первое граффито было прочитано правильно, на эпиграфиста обрушились бы требования объяснить, почему христианский храм Софии в Новгороде называется храмом Мары, что означают номера 33 и 35, почему Рюрик назван господином, и прочее. И первая мысль у эпиграфиста появляется такая: в не возникнет ли конфликт между РАН и РПЦ, и что означают номера 33 и 35. Поэтому гораздо проще нафантазировать слово САНДУС, и свести его к искаженному тюркскому имени САНДУЗ.

    Что мы и читаем ниже: [3:45, Рис. 4]. «Надпись Сандуса в Мартирьевской паперти (прорись-развертка). Данная прорись выполнена совместно с В. В. Солдатенковой. Основой для прориси послужила склейка из нескольких фотографий данной надписи, сделанных с разных ракурсов». Иначе говоря, вместо одной хорошей фотографии оригинал был размещен на нескольких плохих, и их склейка, увеличивая число ошибок, привела к такому результату.

    Читаем дальше: «Прочтение (справа налево): 1 ги помо⸗, 2 зи рабоу своем⸗». Тут я прерываю цитирование, чтобы заметить, что чтение СВОЕМ есть уже фрагмент второго граффити, В 200 ГОД ЯРА, где правая мачта буквы «М» не прочитанного слова ХРАМА, написанного в виде лигатуры первого граффити, была понята как буква «С» придуманного слова СВОЕМ второго граффити, буква «В» прочитана правильно, цифра «2» воспринята как буква «В», цифра «0» воспринята как буква «О», вторая цифра «0» датировки воспринята как буква «Е», написанные одно над другим слова ГОД ЯРА восприняты, как буква «М». Словом, эпиграфистка читала только крупные буквы, не обращая внимания на мелкие. И читала то, что должно было укладываться в христианскую формулу, что можно охарактеризовать как «презумпцию христианской надписи».  

    Читаем еще дальше: «3 моу». Так прочитано выражение В 33, ТАК И В 35. Далее: «4 санъдоусоу». Неверное чтение.

    «Издания: 1. (прорись) Т. В. Рождественская [4]. Стратиграфическая датировка: середина–конец XII в. (надпись сделана по фресковой штукатурке 1140-х годов над стенкой кирпичной гробницы, которая, вероятно, перекрыла данный участок стены в конце XII в.) Внестратиграфическая датировка: после 1180 г.; предпочтительно до 1300 г. (б «высокая петля», з «правонаклонные (развилка)», р «углом вперед»)). Комментарий: имя <Сандусъ> по происхождению – тюркское двусоставное. носитель этого имени упоминается в ипатьевской летописи, где под 6668 (1159) г. говорится об убийстве половецкого князя Сантуза. по всей вероятности, писавший был этнический тюрк (например, крещеный половец). тот факт, что свое имя он записал с ъ в середине, показывает, что древнерусский язык был освоен им в эпоху до завершения падения редуцированных, когда отсутствовавшие в восточнославянской фонетической системе сочетания согласных могли, встречаясь в заимствованной лексике, факультативно разделяться неорганическими ерами (ср. Анъдреѧ и Анътон-граффити No 4 и No 130 киевского софийского собора, а также Аньдрея в берестяной грамоте No 724, 60–70-х годов XII в.; ср. также Валътыроу (< нем. Walter) в берестяной грамоте No 881 (20–30-е годы XII в.)».

    Как видим, придуманному тюрку (крещенному половцу) САНДУСУ, как поручику КИЖЕ, выдано эпиграфическое удостоверение на существование. А написание справа налево не объяснено. – Чудесны дела твои, Господи!

    Но зато выясняется, что реально на стенах храма Софии Новгородской остались следы его существования в виде храма Мары Рюрика. И это великолепно!

    Переходим к другому сюжету «Новостей археологии в контакте», рис. 6.

     

    Рис. 6. Якобы греческая расчёска и моё чтение надписей

    Подпись гласит: «Томас Микк. Греческая расчёска. 26 февраля 2016 года. – Павел Ильин. Без названия. 26 февраля 2016 года. Помогите разобраться!». – Что ж, попытаюсь.

    На артефакте можно видеть некую бляху в виде гребешка, имеющего верхнюю часть в виде завитушек, среднюю часть, где изображено три воин со щитами и копьями, стоящие на полусогнутых ногах, и нижняя часть в виде зубцов, довольно мелких для гребешка.

    Верхняя часть образует буквы слова КОЛЬТСЕ, о есть, слово КОЛЬЦО. Просто аффриката «Ц» раньше писалось через две буквы, «ТС». А перенос ударения с корня на окончание переводит само окончание со звука «Е» на звук «О», то есть, КОЛЬЦЕ-КОЛЬЦО. Следовательно, данная бляха называлась КОЛЬЦО. Возможно, что через букву «О» левой части и букву «С» правой части надписи продевался шнурок, чтобы данную бляху носить на груди.

    Затем я читаю слова на верху средней части бляхи. Нал левым персонажем можно прочитать слова: КОЛЬТСЕ, а выше, по границе – слова: РУКИ МАРЫ ХРАМА, над щитом левого персонажа – слово РЮРИКА, и над щитом среднего персонажа – слова МИРА ЯРА. Иначе говоря, более полное название данной бляхи – КОЛЬЦО АДМИНИСТРАТОРА МАРЫ ХРАМА РЮРИКА МИРА ЯРА.

    Далее я читаю слова на полоске границы между средней и нижней частью бляхи: ЯРА РЮРИКА ВЕРА В ЯРА РЮРИКА В 45-46 ГОДАХ ЯРА РЮРИКА В РИМА ХАРАОНА ЯРА ХРАМЕ. Так что в данном случае речь идёт только о тех администраторах храма Мары, которые привержены вере в Яра Рюрика. И притом приводится датировка: 45-46 года Яра, которая при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате: 901-902 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Я перехожу к чтению надписей на изображениях воинов. На голове и над левой рукой левого воина я читаю слово: МАСКИ, а затем на голове среднего и над головой правого воина читается продолжение: ВОЙСКА ЯРА ХРАМА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙСКА ЯРА ХРАМА. Иными словами, это не общее войско Рюрика, а войско только его храма Мары. При этом на правой руке и груди левого воина можно прочитать слова: ВОЙСКА СКИФИИ, на голове среднего воина можно прочитать слова: 35 ЯРА АРКОНЫ, на голове и правой руке правого воина можно прочитать слова: 35 ХРАМ МАРЫ. Иначе говоря, на бляхе представлены три рода войск: войска Скифии в целом, войска Великого Новгорода, и, наконец, войска храма Мары Рюрика Великого Новгорода.

    На этом я чтение заканчиваю, поскольку мне становится понятно, кем командовали носители данного жетона. И далее я перехожу к обычным новостям археологии.

     

    Рис. 7. Ритуальная маска из гипса и моё чтение надписей

    Маска из гипса.

    В заметке [5]говорится: «В Кемеровской области в склепе нашли ритуальные маски из гипса и другие предметы, которые относятся к Таштыкской культуре (II до н.э. — VII в н.э.). Археологические раскопки провели сотрудники Кемеровского областного краеведческого музея совместно с сотрудниками Института экологии человека Сибирского отделения Российской академии наук.

    «Археологи обнаружили уникальные находки: фрагменты гипсовых масок, бронзовые и железные пряжки, более 20 керамических сосудов разных форм, фрагменты деревянных изделий, предположительно все они использовались древними людьми в ритуальных целях», — говорится в сообщении Кемеровского областного краеведческого музея. За полевой сезон 2015 года специалисты провели детальную расчистку деревянной конструкции внутри склепа «Могильник Шестаково III». Как рассказал Сибдепо сотрудник Института экологии человека Сибирского отделения РАН Павел Герман, подобные курганы раскапывались в Кузбассе ещё в 60-х, 70-х годах прошлого века.

    «Таштыкские склепы – это сложные сооружения в плане архитектуры. На то, чтобы детально исследовать структуру склепа, мы потратили пять месяцев, — пояснил корреспонденту Сибдепо Павел Герман.

    – Мы провели тщательную расчистку сооружения, обнаружили большое количество фрагментов гипсовых масок (приблизительно V в н.э.), но работы на территории Шестковского комплекса продолжаются, поэтому в дальнейшем мы, возможно, мы будем располагать фрагментами лица человека», — добавил сотрудник Института экологии человека.По словам Павла Германа, сейчас специалисты занимаются реставрацией найденных предметов. Особую сложность представляют находки из дерева.

    «Нам ещё нужно разбирать завалы на дне склепа времён таштыкской культуры. Найденные деревянные предметы обожжены – склеп в конце погребения сожгли. Деревянная конструкция склепа смешалась с уникальными поделками, которые мы хотим извлечь», — рассказал Сибдепо Павел Герман. Сотрудник СО РАН добавил, что подобные деревянные предметы в Кузбассе найдены впервые – при нашем климате в почве дерево быстро разлагается. Ранее деревянные находки, относящиеся к таштыкской культуре (распространённой от Енисея до Кии), обнаруживали в Хакасии. Теперь все находки с Шестаковского комплекса ожидает тщательное изучение и реставрация.

    «Это и лабораторная обработка, отрисовка материала, фотографирование, — пояснил Павел Герман. – Также будем отправлять образцы на радиоуглеродный анализ, чтобы установить более точное время сооружения склепа. Впереди ещё подготовка полевого отчёта». Сотрудник Института экологии человека уточнил, что к весне материалы будут переданы в областной краеведческий музей. В музее эту информацию корреспонденту Сибдепо подтвердили».

    В статье Википедии «Таштыкская культура» отмечается: «археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

    О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти».

    Наличие огромных склепов у примитивных земледельцев представляется чем-то странным и необъяснимым. Особенно странно снятие посмертных масок. Кстати, справа от приведенного выше текста в Википедии расположена фотография именно данной маски с подписью: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком» — так в источниках описывались енисейские киргизы». А также говорится: «Первые письменные сведения о памятниках таштыкской эпохи оставлены руководителем академической экспедиции в Сибирь П. С. Палласом (1768—1774 гг.). Он сообщает со слов кладоискателей о погребальных масках: «…случалось находить сделанные на фарфор похожей материи тощие человеческие головы обыкновенной величины, раскрашенные зелёными и красными красками».

    Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 года раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на острове Тагарском близ Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник. Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи.

    В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык.

    Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30—40-е годы XX века провёл С. В. Кисёлев. Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца. В 1960—1970-е годы были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова».

    Словом, данные памятники Хакассии вызывают определенные удивление: например, наличие дворца у жителей с примитивным земледелием. Поэтому мне захотелось прочитать надписи на данной маске, рис. 7. Понятно, что я несколько усилил контраст изображения.

    Первую надпись я читаю левее ямочки под нижней губой: МАСКА РЮРИКА. Само наличие слова РЮРИКА никак не соответствует трехсотлетнему периоду II век до н. э. — V век н. э., а переносит его века на 4 ближе к нам. Но словосочетание МАСКА РЮРИКА мне встретилось во второй раз: впервые я его обнаружил на рыболовном крючке. Из Аркаима, но там действительно находилось небольшое изображение Рюрика. Здесь же явно нет никакого изображения Рюрика. А посмертная маска должна быть обозначена как МАСКА МАРЫ. – Пока я догадок строить не буду, просто приму к сведению.

    Пятно на лбу можно прочитать, как 35 ХРАМ ЯРА. – Нумерация храмов, как я недавно выяснил, предшествовала нумерации городов, так что, скорее всего, эта маска была изготовлена в IXвеке н.э. А слева от кончика носа можно прочитать датировку: 29 ГОД РЮРИКА ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату 885 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, 4 года спустя после смерти Рюрика.

    На верхней губе я читаю надпись в две строки: 35 ХРАМ МОСКВЫ МАРЫ СКИФИИ. Из этого следует, что название МОСКВА МАРЫ, по крайней мере, для Сибири, было символом ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА раньше, чем название 35 АРКОНА ЯРА. Для исследования хронологии развития городов в эпоху Рюрика это важно. А вся Евразия еще называлась Скифией.

    На кончике носа можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ, что вполне понятно, ибо перед нами – маска умершего человека. А на левой брови я читаю название страны: ЯРА СКИФИЯ. Хотя для европейской части мира уже с 25 года Яра существует Святая Русь Рюрика, для территории Хакассии, это еще Скифия, но уже не Мары, а Яра.

    Рис. 8. Маска из глины Таштыкской культуры и моё чтение надписей

    Маска из глины.

    Для понимания смысла масок хотелось бы рассмотреть их хотя бы еще парочку. Такая возможность имеется, ибо в Википедии приводится изображение двух масок из белой глины. Что же касается самих масок, Википедия пишет: «После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами. На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна».

    По поводу рис. 7-8 Википедия пишет: «Таштыкские маски из белой глины с выцветшим двухцветным орнаментом». Левая маска изображена на рис. 7. На лбу имеется красочная полоса в виде буквы «М». А на ней можно прочитать слова: МАСКА ЯРА РЮРИКА, те же самые, что и на предыдущей маске. На переносице, между бровями, я читаю датировку: 30 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате 886 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, 5 лет спустя после смерти Рюрика.

    Справа от носа на левой щеке я читаю слова ВОИНЫ РЮРИКА, а слева от носа на правой щеке – слова: ВОИНСКИЯ МАСКИ. Полагаю, что последнее словосочетание и есть объяснение слов: МАСКА РЮРИКА. А из этого следует, что и предыдущая маска из гипса тоже являлась маской воина. Еще ниже я читаю на той же щеке слова: РЮРИКА РУСИ ВОИНЫ. Эта надпись подтверждает предыдущие.

    И, наконец, слева от нижней губы можно прочитать слова: ХРАМ МАРЫ. Что, вообще говоря, понятно: некрополь и есть храм Мары.

     

    Рис. 9. Еще одна глиняная маска и моё чтение надписей

    Вторая маска из глины.

    И как бы в качестве контрольного чтения я решил прочитать надписи на третьей маске, тоже из глины. На левой щеке я читаю слова: ВОИНЫ РУСИ РЮРИКА, а на веке правого глаза – слова: ЛИКИ МИМА РЮРИКА. Последняя подпись является владельческой: все эти маски являлись собственностью ЖРЕЦА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА. Как видим, эта маска входит в ряд других масок данной серии.

    На этом я завершаю чтение надписей на данной маске, поскольку понимаю, что прочитаю примерно то же самой, что я читал на других масках.

    Археологи о Таштыкской археологической культуре.

    У меня возникает вопрос: насколько мои дешифровки представляют интерес для современной археологии? Насколько я знаком с современной археологической литературой, я могу дать ответ, совершенно противоречащий моим авторским амбициям: НИКАКОГО!

    Однако для понимания этого странного на первый взгляд положения вещей я хотел бы привести цитаты из археологических работ на эту тему: «ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА. Распространена в Минусинской котловине (Юж. Сибирь). Первые таштык. памятники исследованы А.В. Адриановым. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1929. Относится ко II в. до н. э. – V в. н. э. Т. к. представлена могильниками, поселениями, плавильнями, наскал. изображениями. Их изученность неравномерна. Известны 2 вида таштык. могильников – грунтовые и склепы. Грунт. могильники представляют собой ямы глуб. 1,5–3 м. Обложены берестой, на дне – бревенч. сруб. Хоронили от 1 до 4 чел. Умерших помещали на спине, в зим. одежде, головой на З. Имеются свидетельства подхоранивания трупа. Типичны мумификация трупа и трупосожжения с последующим помещением пепла в человекоподоб. манекене. На лицо мумии накладывали гипс. маску, иногда предварительно производили трепанацию черепа. Маски более или менее объемные, расписные. На жен. маски краской наносились спиралевид. узоры, муж. сплошь покрыты красной краской и сверху расписаны черной. Погреб. куклы с человеч. прахом изготавливали в виде набитых травой и обтянутых кожей манекенов. Обозначали лица кукол, имитируя маски, пришивали волосы умершего. Кукол одевали в одежду покойника. Позже на кукол также надевали гипс. маски. В ногах погребенных помещали деревян. посуду и 1–2 глин. горшка. Скорее всего, трупосожжение применялось к мужчинам. В могилу клали мясную пищу, иногда стебли проса или гречихи. Из одежды сохранились меховые и тканые штаны, шапки. Умерших редко хоронили с подлинными украшениями – камен. и стеклян. бусами, метал. гривнами и серьгами, чаще их изготавливали из дерева, коры, облицованной зол. фольгой. Деревян. модели имитировали подлинные предметы – оружие и конскую упряжь, причем были миниатюрными по размерам. Глин. сосуды кубковид., баночные, сферические бомбовид., украшались резным и налепным узором» [6].

    И данный текст сопровождается рисунком, фрагмент из которого представлен на рис. 10. На фрагменте я выделил еще три маски.

     

    Рис. 10. Маски таштыкской культуры по прорисям археологов

    Приглядимся к нарисованным маскам. На них нет ни малейшего намёка на какие-либо надписи, хотя все три маски представлены не с одной, а с двух сторон, анфас и в профиль. Два вида – это антураж научной добросовестности: дескать, вот как подробно описан каждый артефакт! – Но почему я употребил слово «антураж»? – Да потому, что по этим прорисям прочитать надписи не только нельзя, но их невозможно даже заподозрить!

    Но тогда возникает следующий вопрос: а почему прориси сделаны столь небрежно? – Ответ тоже очевиден: да потому, что для дописьменной культуры нет смысла тратить время для полноценной прориси каждой маска – достаточно показать, как она выглядит в принципе. Однако такой ответ опять порождает вопрос: а откуда археологи знают, что данная культура бесписьменная?

    И этот ответ лежит на поверхности: каждый раз вглядываться в очередной артефакт (а их археология при раскопках находят несколько сотен) нет смысла; просто археологами принято, что в железном веке ни у одного народа (кроме египтян, жителей Шумера и Аккада, а также кроме греков и римлян) письменности не было. А тем более, русской письменности, которая появляется лишь века с Х, а ее предшественница славянская – только с Кирилла и Мефодия, с IX века н.э. так что зная это, нет смысла делать детальные прориси, которые могли бы дать представление о каких-то письменных подписях масок.

    И я бы удовлетворился этим ответом, если бы не понял, что к земледельцам и скотоводам, которые сохраняли свой способ производства вплоть до конца IXвека н.э., вдруг нагрянули воины Рюрика, которые среди этих незамысловатых поселений устроили свой некрополь. Иначе говоря, на культуру железного века, возможно соответствующей культуре II века до н. э. — V века н. э. других частей Евразии, наложилась культура эпохи Рюрика, то есть в данном случае мы имеем не одну, а две совершенно различных археологических культуры. А для эпохи Рюрика такие прориси масок, которые мы видим на рис. 10, совершенно не годятся.

    Общий вывод: современная методика обработки и представления подъёмного материала, предлагаемая археологией, устарела, и не отвечает задачам различения археологических культур разного уровня развития, наложенных друг на друга.

     

    Рис. 11. Окаменелости, напоминающие раковины улиток, и моё чтение надписей

    Палеонтологическая находка.

    Вот очередная заметка [11], ибо я хотел закончить на находках палеонтологов. «В Якутию срочно летит мировое светило палеонтологии. 21 августа состоялась встреча руководителя Департамента биологических ресурсов Якутии Семена ТЕРЕХОВА с членами международной экспедиции, совершившими открытие мирового значения, учеными палеонтологами Андреем ЖУРАВЛЕВЫМ, Мао Яном ЖУ и Фангом Чен ЖАО.

    Семен Иннокентьевич рассказал гостям о главных проектах департамента биологических ресурсов РС(Я): реакклиматизации лесных бизонов в Якутии, расселении овцебыков в Якутии, интернациональном проекте по защите стерхов, проекте по защите белого медведя. Также руководитель департамента отметил, что охраняемая зона в Якутии за последние годы возросла с 2% до 30% территории.

    Ученые приехали из Усть-Майского района с удивительной находкой — минеральными останками древнейших позвоночных животных, примерная датировка которых составляет более 500 миллионов лет — это период между докембрийской и кембрийской эрами. Экспедиция на территорию реки Мая ближе к слиянию c Юдомой длилась около трех недель, и увенчалась сенсационным открытием. Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук, руководитель проекта №366 Международной программы геологической корреляции – ЮНЕСКО, вице-председатель Подкомиссии по кембрийской системе Международной стратиграфической комиссии, научный редактор «National Geographic Россия» Андрей Юрьевич ЖУРАВЛЕВ еще в 1998 году начал палеонтологические исследования в Якутии. «Во время конца докембрийского интервала и в начале кембрийского, Якутия и вся Сибирь — это был отдельный континент, который находился примерно в экваториальной зоне. Здесь были мелководные карбонатные моря, глубоководные бассейны. Видимо, эта географическая и климатическая ситуация позволила именно здесь появиться этим скелетным минеральным организмам», — объяснил ученый.

    Профессор Мао Ян Жу — член Китайской академии наук из Нанкинского института геологии и палеонтологии, и его молодой коллега Фанг Чен Жао показали найденные драгоценные окаменелости, напоминающие фрагменты раковин улиток. И рассказали, что международной команде предстоят многосторонние исследования по изучению останков.

    Вычисление точного возраста находки — это только начальный этап. Есть большая вероятность, что в последующем это открытие прольет свет на эволюцию позвоночных. «Весь юго-восточный район Республики Саха (Якутия) представляет для ученых большой интерес. В первый раз я приезжал в Якутию в 2008 году, и тогда твердо решил вернуться для дальнейших исследований. Если это действительно самые древнейшие окаменелости в мире, то эти образцы — сокровища планетарного масштаба. Они очень ценны для науки и смогут изменить наше представление об эволюции животных на земле», — говорил профессор ЖУ. Узнав о находке, в Якутию уже в это воскресенье приедет профессор палеонтологии из Эдинбургского университета. Дальнейшие исследования будут проходить в МГУ им. М.Н.Ломоносова, в Эдинбурге и Нанкинском институте палеонтологии Китайской академии наук.

    Функции каждого института будут четко разделены. Мао Ян ЖУ отметил в разговоре, что многое сейчас зависит от финансирования: «Возможно мы организуем фонд для сбора денег для продолжения исследований. Уже запланированы новые раскопки международной экспедиции (Россия, Китай, Британия) на юго-востоке Якутии». Лишь в трех странах планеты: Китае (Южный Китай), Канаде и России (Якутия) сохранились останки древних животных кембрийского периода. Возможно, найденные в Усть-Мае минеральные останки смогут доказать теорию о том, что жизнь зародилась именно на территории современной Якутии. В «Холодной колыбели жизни», как назвал Якутию Андрей ЖУРАВЛЕВ в своей одноименной статье».

    Я не возражаю в том плане, что в показанных двух образцах могут содержаться останки древнейших позвоночных животных, примерная датировка которых составляет более 500 миллионов лет, хотя внешне никаких костей на них не видно. Однако, подобно тому, как археологи пытаются показать наличие в Якутии древнейших следов человека (хотя, как я показал в моей предыдущей статье [11], это сделать довольно трудно), их коллеги палеонтологи пытаются то же самое сделать в отношении древнейших позвоночных. Что ж, флаг им в руки, желаю всяческих успехов; я лишь пытался показать тенденцию российских учёных из Якутии, хотя чисто внешне никаких древних костей на данном камне не видно.

    Однако меня, как обычно, заинтересовал вопрос о том, были ли известны эти камни во времена Рюрика. Поскольку меня интересует вопрос в принципе, а не детальная информация с каждого камня, я решил ограничиться только верхним камнем, рис. 11, и на нем исследовать всего несколько ликов, а именно, лики 1-6.

    Даже если природа могла сделать сколы камня такими, чтобы они напоминали человеческие лица, она не в силах создать еще и подписи, да  такие, чтобы они по смыслу согласовались с изображениями. Однако именно подписи и показывают нам, что мы имеем дело с артефактами, а не с «игрой природы».

    Первый лик, мужское лицо в правый профиль, я выделяю на верхнем камне справа в самом низу. К тому же я рассматриваю его в обращенном цвете. Чтение я начинаю с верхней строки, перемещаясь всё иже и ниже. Здесь написано: ХРАМ ВОИНОВ РЮРИКА. Итак, моё предположение о том, что я здесь могу найти следы эпохи Рюрика, подтвердились.

    Более того, по смыслу данная находка весьма похожа на маски воинов из Хакассии, только там они были сделаны из гипса и глины, а здесь воплощены в камне. – Читаю дальше на том же лике: 38 ГОД МИМА РИМА РУСИ РЮРИКА. Иначе говоря, 38 ГОД РЮРИКА, который одновременно был МИМОМ (ЖРЕЦОМ) РУСИ РИМА. Понятно, что данный портрет был создан после смерти Рюрика в честь одного из его воинов, и при пересчете на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 894 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что датировка надписи на камне произведена с точностью до одного года – перед нами конец IXвека н.э.

    Второй лик находится чуть левее от первого внутри равностороннего треугольника и расположен к зрителю почти горизонтально. Именно поэтому я поворачиваю его на 90 градусов влево (против движения часовой стрелки) и вижу, что это – весьма условное (напоминающее детский рисунок из черточек и кружочков) изображение безусого и безбородого лица, следовательно, женского. Глаза закрыты, нос прямой, рот расположен очень высоко, формируя тем самым весьма массивную нижнюю челюсть. На нижних веках глаз можно прочитать подпись: МАРА. Понятно, что это – лик покровительницы умерших солдат (в бою или в тылу от ран), русской богини смерти Мары.

    Третий лик – это верхний правый квадрант лика Мары. Перед нами находится достаточно привлекательное лицо молодой женщины, повернутое вправо на ¾ и слегка запрокинутое. Это – та же богиня Мары, но уже не как страшный символ смерти, а как богиня того света и как богиня перемен, в частности, богиня будущего возрождения умершего в новом человеческом теле.

    Четвёртый лик находится на самом левом выступе камня. Он представляет собой мужское лицо в левый профиль. Имеет довольно  крупный прямой нос, под которым нет ни усов, ни бороды, и видны едва заметные губы. На лице имеется подпись: РЮРИКА СКИФИИ АРКОНЫ 35 ВОИНЫ. Иначе говоря, ЕВРАЗИИ РЮРИКА ВОИНЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, несмотря на то, что находка сделана в Якутии. Пятый лик я не комментирую; он расположен чуть ниже правого угла треугольника лика № 2. Это – тоже мужское лицо в левый профиль, очевидно, воина.

    Наконец, шестой мужской лик в левый профиль я нахожу выше и правее лика № 4. Он представляет собой почти лежачее лицо с большой бородой, усами и намеченной глазницей левого глаза. Внизу, на уровне нижней челюсти под глазом имеется подпись: МИМ МАРЫ. На этом я перестаю выявлять лики, хотя на камне их имеется еще несколько. У меня возникло впечатление, что камень был укреплен над братской могилой, однако лица воинов, а также умершего ЖРЕЦА МАРЫ ХРАМА МАРЫ. Мне представляется, что с точки зрения истории Руси Рюрика этот камень является ценнейшим экспонатом, а вот найдут ли при его разрушении палеонтологи искомые ими древности – это большой вопрос. Остаётся только посожалеть о том, что из-за невежества археологов наши древности будут пущены в расход.

    Обсуждение.

    Честно говоря, если рассмотрение новостей археологии на официальном сайте часто посвящено не столько археологическим проблемам, то есть, событиям древнего человеческого социума, сколько приезду археологов, их высказываниям с их сиюминутными мнениями по поводу проблем, далёких от тем заголовков публикаций, и с иллюстрациями совершенно другого материала (например, в заметке [5] говорится о находках в Кемеровской области новых масок, а в качестве иллюстрации показаны маски, найденные намного раньше другими археологами, то есть, вместо «новостей» нам предлагается нечто уже известное), то в социальной сети «в контакте» показаны вырванные из контекста иллюстрации без всяких указаний на то, кто, где и когда нашел эти артефакты, а их обсуждение напоминает какую-то пародию типа приведенных высказываний Виктора Викторова. Иначе говоря, это не «новости археологии», а «новости досужих домыслов по поводу чего-то, когда-то и где-то найденного археологами» (ссылками на источники участники этого направления себя не утруждают). Так что извлечь из их призывов о помощи какие-либо сведения представляется весьма затруднительным. С другой стороны, обычным фотоаппаратом-«мыльницей» туристы делают фотографии намного лучшего качества, чем можно найти в научных журналах, где публикуются результаты крупного научного исследования, проведенного на грант РГНФ. Как объяснить то, что наука сильно отстаёт по технической вооруженности от обычного туриста, я пока не знаю, но зато соединение одних новостей с другими иногда приводит к неплохому результату.

    Прежде всего, я хотел бы выполнить своё обещание и объяснить наличие надписи справа налево, причем такое, что я почувствовал опытную руку, которая не только процарапала граффити, но и пририсовала краской нужные буквы также в зеркальном исполнении. Дело в том, что эпиграфисты, описывая историю письменности, отмечают, что примерно в период с VIII по VI век до н.э. такие письменности мира, как этрусская, римская и греческая также имели направление письма справа налево или, иногда, бустрофедон (одна строка в одном, другая – в другом направлении). Однако, когда я начал свои исследования этрусского языка, я понял, что этруски жили и во времена, и после Рюрика, то есть, их VIII век до н.э. реально соответствует IXвеку после н.э. на территории России, а их VI век до н.э.– XI веку после н.э. на Руси. Что мы и видим в рассмотренном примере надписи якобы Сандуса. Так что археологи такого не знают, а потому как комментировать такой странный способ надписи по-русски тюрка - совершенно неясно, как нужно объяснять.

    Далее я хотел бы показать, что никакой стандартной христианской формулы типа «Господи, помози рабу своему Сандусу» не получалось, ибо было написано: ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ ХРАМА, ЯКО САМОМОУ ХРАМОУ МАРЫ. Так что археологи придумали «ложь во спасение», создав археологического аналога «поручику Киже». И ответственность на это лежит на петербургской исследовательнице Т.В. Рождественской.

     

    Рис. 12. Татьяна Всеволодовна Рождественская за осмотром граффито

    Хотелось бы заметить, что я не имею ничего против деятельности эпиграфистов, моих коллег. Однако в данном случае мы имеем явный  профессиональный эпиграфический брак. Надеюсь, такие случае в ее биографии бывали не часто.

    А далее меня заинтересовал сам храм святой Софии в Новгороде. Википедия пишет о нём: «Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой».

    Это весьма любопытно: граффито (якобы Сандуса) было нанесено в 1056 году, то есть, буквально, через 6 лет после того, как храм вступил в строй.

    Но имеется некое противоречие: если, судя по граффито, храм еще в 1056 году был ведическим, храмом Мары Рюрика Яра, то христианский епископ в 1050 или 1052 году никак не мог приехать на его освящение. Более того, прототип Иисуса Христа, Иса Кресень, родился лишь в 1054 году, а до того христианство было даже теоретически невозможно. Так что освящение храма христианским епископом, вероятно, было произведено век, а, возможно, два или даже три века спустя.

    Впрочем, первая дата более вероятна, на что косвенно указывает и такая цитата из Википедии: «Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

    Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году». Так что  ремонт храма в 1151 году и был, вероятно, связан с его переделкой из ведического в христианский.

      

    Рис. 13. Софийский собор Великого Новгорода

    Несколько слов в этой статье Википедии уделено и исследованиям граффити: «Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской».

    Разумеется, было бы любопытно ознакомиться хотя бы с частью этого графического наследия. Пока на основании только одного факта далеко идущие выводы делать не следует, как бы я ни полагал, что данный факт – весьма надёжный.

    Но, как выясняется, еще одна проверка вполне возможна. Так, в монографии [12:104] говорится: «Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между 1045 и 1050 годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого времени интерьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены Константин и Елена в рост». Более того, фреска святого Константина была представлена на рис. 14 с подписью: «Цветная иллюстрация 43. Собор св. Софии, Новгород. Святой Константин. Фреска в южной галерее. Детали. Вторая половина XI века».

     

    Рис. 14. Фреска святого Константина из храма Святой Софии

    На этом изображении я выделил черной рамочкой некий фрагмент, на котором можно видеть, что изображение святого Константина было нанесено поверх другого изображения. Но фреску святого Константина в увеличенном размере удалось скачать, и усилить по контрасту. Этот фрагмент я решил изучить подробнее, и изобразил его на рис. 15.

    А далее я приступил к выявлению более древнего красочного слоя и к выделению на нём ликов с подписями на них, рис. 15. Так, в левой части выделенного на этом рисунке фрагмента я выделяю мужской лик анфас, с большой окладистой бородой и с большими усами, но с глазами-дырочками, который я обращаю в цвете, и на котором читаю несколько строк: ЯРА ВОИН 35 АРКОНЫ РЮРИКА.

    Весьма интересно: судя по всему, во времена Рюрика стены храма были расписаны лицами погибших воинов. Однако продолжаю чтение, теперь уже на нижней части лица: 35 МИМА РИМА ХРАМА МАРЫ. Иначе говоря, подтверждается та информация, которая была получена из анализа так называемой надписи Сандуса: храм Святой Софии был построен как храм Мары воинов Рюрика.

     

    Рис. 15. Моё чтение надписей на нижней части фрески Святого Константина

    Под этим мужским ликом я нахожу еще один мужской лик анфас в шапке. Борода не прослеживается, но усы видны; глаза опять обозначены как дырочки. На этом лике я опять читаю слова: РЮРИКА МИРА ЯРА ХРАМ МАРЫ. Иначе говоря, мы видим повторение тех же слов, что и на первом лике, точно под копирку.

    Третий лик я выделяю много правее, примерно на середине фрагмента на рис. 15, и уже не обращаю его в цвете. Это мужское лицо анфас, наклонённое влево, безусое и безбородое с длинным прямым носом (несколько напоминающее лицо Керенского), на котором я читаю такие слова: на уровне глаз – слово СОХРАН, а ниже – слова: ХРАМА ВСЕЯ РУСИ МАРЫ. Итак, помимо слова СОХРАН, которое означает МУЗЕЙ (в данном случае МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ) мы убеждаемся в том, что данный храм был не просто очередным храмом Мары, но храмом Мары ВСЕЯ РУСИ МАРЫ.

    Опять-таки, мне достаточно рассмотрения этих трёх ликов (хотя я их вижу тут еще не менее четырёх), чтобы понять, что всё то, что было прочитано на граффити якобы Сандуса, теперь полностью подтвердилось на красочном слое под христианской фреской.

     

    Рис. 16. Моё чтение надписей на верхней части фрески Святого Константина

    А на верхней части фрески Святого Константина внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой слева, я прочитал слова: В 35 ХРАМЕ МАРЫ РУСИ, где слово РУСИ написано руницей. А внутри правого верхнего фрагмента, обведенного черной рамочкой, я читаю слова: МИРА МАРЫ ХРАМА МАСКИ ВОИНОВ РЮРИКА ХРАМА. – Как я понимаю, это титульная надпись эпохи Рюрика на данной стене.

    Подведем некоторые итоги. Первый: нынешний христианский храм Святой Софии есть несколько изменённый Всея Руси Мары храм воинов Рюрика. Замечу, что это – второй обнаруженный мною храм Всея Руси: первым был храм Яра Всея Руси – нынешний Димитровский собор во Владимире. То есть, он был построен не как христианский.

    Второй: некоторой частью любого храма Мары являлся СОХРАН – помещение для хранения либо образцов камней с остатками древних животных или растений, представляющих интерес для палеонтологии, либо масок умерших людей, например, воинов. При этом лики могут быть написаны в той или иной художественной технике, либо вылеплены из глины или гипса, либо изображены в виде сколов на камнях. Тем самым получен ответ и на вопрос о том, что собой представляли маски Таштыкской археологической культуры: археологи раскопали СОХРАН местного храма Мары воинов.

    Итог третий: изображения обычных людей, воинов или жрецов никогда не подписывались именами, поскольку считалось, что имя имеет сакральный смысл и должен быть известен только ближайшим родственникам, но не посторонним людям. А рисунки, портреты  красками или в виде рельефа или скульптуры, посмертные маски – они вполне передавали внешние черты умерших в знак уважения к ним.

    Итог четвертый: маски погибших воинов Рюрика назывались МАСКИ РЮРИКА.

    Итог пятый: руководители храмов имели специальные нагрудные металлические таблички с изображением воинов и соответствующими подписями.

    Заключение.

    Удалось приподнять завесу над загадкой интерьера ведических храмов. Одним из помещений был СОХРАН, музей воинской славы павших воинов. И хотя это слово мне попадалось и ранее, впервые в храме Софии Новгородской его удалось локализовать: оно находилось там, где в христианское время была написана икона Святого Константина. Так что, полагаю исследование древностей этого храма следует продолжить.

    Литература.

    1. Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века. 10 марта 2016 года. Источник: https://vk.com/archaeologynews
    2. Успенский Федор. О домонгольской Руси и ее месте в средневековом мире. Что осталось от домонгольской Руси. По просьбе Arzamas четыре историка описывают то немногочисленное наследие, которое досталось нам от домонгольских времен, — от имен и отдельных слов до монет и древнерусских граффити. Источник: http://arzamas.academy/materials/717
    3. Гиппиус А.А., Михеев С.М. Заметки о надписях-граффити Новгородского Софийского собора. Ч. III. продолжение, предыдущие части см.: Михеев С. М. Заметки о надписях-граффити новгородского софийского собора // древняя русь вопросы медиевистики. 2010. No 2 (40). с. 91–102. §1–3; 2010. No 3 (41). с.74–84 (§5–7– sic!). работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант No 10–01–00101а).
    4. Рождественская Т. В. Новонайденные древнерусские надписи-граффити мартирьевской паперти новгородского софийского собора // Труды отдела древнерусской литературы, СПб, 2004. т. LV. с. 538–554
    5. При раскопках в Кузбассе нашли ритуальные маски из гипса. 1 сентября 2015 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2015/09/blog-post_90.html#more
    6. Молодин В.И. Таштыкская культура // Библиотека сибирского краеведения. Источник: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/tashtykskaya-kultura
    7. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951
    8. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960;
    9. Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992
    10. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб, 1999.
    11. Чудинов В.А. Стена Всея Руси в Британии и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ru от 13 марта 2016 года
    12. Лазарев В.Н. Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. — М.: Искусство, 2000. — 304 с.: ил.

Комментарии:

ЛИКА М.
25.03.2016 23:03
ЯПЛАКАЛЬ! Вы меня простите, Валерий Алексеевич, что использую сленг молодежи, но первая часть статьи вызвала слезы сквозь смех... Слов нет... А вот маски воинов, что тысячу лет назад защищали свою землю и свой Мир вызвали чувство гордости и глубочайшего уважения к реальным людям. Смотрела на их лица и думала, что внешне мы не отличаемся от них. А внутренне? Собор- просто чудо, сколько ни смотри на него. Должен ли быть гипотетически еще один ХРАМ ВСЕЯ РУСИ? Макоши или Рода? Может Храм Рюрика? Как думаете?
Владимир Н
17.04.2016 17:04
Здравия всем! В моём представлении, эти маски сделаны после смерти людей. Тела потом сжигались либо мумифицировались.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову