Рисунки А.С. Пушкина к «Капитанской дочке»

Чудинов Валерий Алексеевич


А.С. Пушкин часто рисовал в своих черновиках. К одним произведениям, например, небольшим стихам, таких рисунков могло быть много, к другим, даже крупным произведениям – мало, что зависело от разных причин. Хотя в целом этих рисунков довольно много – около 1500. Однако на сегодня опубликовано их намного меньше, порядка 10-15 %. Еще меньше из них часто воспроизводятся. Поэтому, если рассматривать их почти все, материалов хватит на толстую монографию, за пределами которой останется еще множество неизученных рисунков, а если рассматривать одно произведение, материала может не хватить даже на статью средних размеров.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Набросок предисловия.
  • Заключение.
  • Промежуточная страница черновика.
  • Чтение текста первого рисунка.
  • Чтение текста второго рисунка.
  • Чтение текста третьего рисунка.
  • Якобы «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой.
  • Цитата из работы А.Т. Фоменко.
  • Емельян Иванович Пугачёв
  • Чтение надписей на портрете из Ростовского музея.
  • Центр Белой Орды.
  • Моё чтение надписей на урбаноглифе Оренбурга.
  • Топоглиф Тобольска.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Начало статьи.

    Меня заинтересовала серия рисунков к такому интересному произведению, как «Капитанская дочка». В процессе своей творческой эволюции поэт от стихов и поэм переходит к прозе, от ранней романтики к историческому реализму, подняв в пределах дозволенного такую неудобную для Романовых тему, как восстание Пугачева. Заранее можно предположить, что рисунков на такую острую тему вряд ли могло быть много, а сами рисунки, скорее всего, могут иметь высокую степень шифровки.

    И действительно, несмотря на то, что в интернете можно найти почти всё, рисунки А.С. Пушкина к «Капитанской дочке» мне не попадались в течение нескольких дней поиска. Я всё ближе подходил к мысли о том, что их либо нет среди опубликованных, либо нет вообще, как вдруг блеснул луч надежды. В одной из сотен просмотренных мною статей я нашел три странички с рисунками и виньетками А.С. Пушкина [1]. Это была удача.

    Теперь можно было приступить к дешифровке в том порядке расположения рисунков, который задавало исследование [1].

     

    Рис. 1. Набросок предисловия

    Набросок предисловия.

    В исследовании [1:558] говорится: «Анекдот, служащий основанием повести, нами издаваемой, известен в Оренбургском краю.

    Читателю легко будет распознать нить истинного происшествия, проведенную сквозь вымыслы романические. А для нас это было бы излишним трудом. Мы решились написать сие предисловие с совсем другим намерением.

    Несколько лет тому назад в одном из наших альманахов напечатан был …». И далее следует рис. 1. Для меня как эпиграфиста представлял интерес прочитать не столько явные надписи, сколько закодированные в виньетках и особенно в рисунках.

    Сначала идёт заглавие: «ПРЕДИСЛОВИЕ», написанное обычным способом. Ниже располагается виньетка, которую можно прочитать, как АЛЕ (Е зеркальное), КС (греческая буква КСИ строчная) АНДР, то есть, АЛЕКСАНДР ПУШКИН (второе слово получается, если росчерк повернуть влево на 90 градусов)

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на рисунке предисловия

    Далее следует рисунок пейзажа: холмы, правее – растительность, внизу – ближайшие холмы. На мой взгляд, именно тут и находится наиболее интересная зашифрованная часть рисунка. Холмы слева – это написанные вытянутыми по горизонтали буквами слово МИЛУ. Далее следует левый профиль головы А.С. Пушкина, расположенные горизонтально. Повернув его до вертикального положения, читаем в самом низу буквы: А.С., что означает АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ.

    Затем наиболее сложным оказывается рисунок кустарника на правом склоне данного холма. На нём я читаю слова и цифры: ПОЭТУ 25-35 ГОДА, что можно понять, как сокращенную запись более полных цифр: ПОЭТУ 1825-1835 ГОДА. Иначе говоря, поездку в Оренбург и публикацию своей «Капитанской дочки» Пушкин приурочил к годовщине восстания декабристов.

    Далее читается только одно слово НАШЕМУ, где кусты, примыкающие к левой части соседнего холма, я поворачиваю влево на 90 градусов. Это слов – наиболее сложное для чтения. А далее я читаю как буквы кусты на вершине этого самого правого холма вплоть до отдельного дерева как слово СОВОИНУ, а вершину близлежащих кустов, как слово ОРЕНБУРГУ. Чуть ниже на тех же кустах можно выделить буквы, образующие слово: ПОСВЯЩАЮ.

    В результате получается такая достаточно крамольная для гражданина Российской империи фраза: МИЛУ АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ, ПОЭТУ 1825-1835 ГОДА, – НАШЕМУ СОВОИНУ ОРЕНБУРГУ ПОСВЯЩАЮ. В этих 9 словах и двух числах Пушкин показал, что он по-прежнему является поэтом-декабристом, и рассматривает город Оренбург в качестве своего со-воина, то есть, соратника по борьбе. Именно этим поэту город и МИЛ. Замечу также, что вместо притяжательного прилагательного МОЕМУ, Пушкин написал: НАШЕМУ, то есть, он себя считал частичкой организации декабристов.

    Значение данной фразы и для понимания творчества А.С. Пушкина, и для роли Оренбурга в его взглядах трудно переоценить. Понятно, что открыто такую фразу сказать было невозможно без риска для репутации или даже для жизни.

     

    Рис. 3. Черновая рукопись последнего абзаца и моё чтение надписи

    Заключение.

    В работе [1] мы читаем: «Черновая рукопись последнего абзаца. Заключение.

    Здесь прекращаются записки П. А. Буланина (Первоначальное имя Гринева). Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774-го года по именному повелению, присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и мигнул и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу; вскоре потом П. А. женился на Марье Ивановне. Потомство их существует доныне. В 30 верстах от Симбирска находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских домов показывают собственноручное письмо Екатерины за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание сына его: Петр Андреевич умер в конце 1817-го года. Рукопись его досталась старшему внуку его, который и доставил нам оную, узнав, что мы заняты были историческим трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. К сожалению, мы получили ее слишком поздно, и решились с дозволения родственников напечатать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и тем сделать книгу достойною нашего века. А. Пушкин, 23 июля».

    На рис. 3 мы видим именно эти строки, начиная со слов: и решились с дозволения родственников. В конце следует росчерк, который я читаю так: ВОИН ЯРА. Иначе говоря, А.С. Пушкин знал ведическую веру наших предков и считал себя воином либо бога Яра, либо, что более вероятно, воином Яра Рюрика. А это означало, что он в своих предпочтениях находился на стороне Рюриковича Пугачева, но не на стороне Романовых.

     

    Рис. 4. Общий вид одной из промежуточных страниц черновика

    Промежуточная страница черновика.

    1. Шванвич за буйство сослан в гарнизон. Степная крепость. Подступает Пугачев. Шванвич предает ему крепость. Взятие крепости. Шванвич делается сообщником Пугачева. Ведет свое отделение в Нижний. Спасает соседа отца своего. Чика между тем чуть было не повесил старого Шванвича. Шванвич привозит сына в Петербург. Орлов выпрашивает его прощение. 31 янв. 1833»
    2. Кулачный бой. (На пиках.) Шванвич. Перфильев. Перфильев, купец. Шванвич за буйство сослан в деревню, встречает Перфильева».
    3. Крестьянский бунт. Помещик пристань держит, сын его. Метель. Кабак. Разбойник вожатый. Шванвич старый. Молодой человек едет к соседу, бывшему воеводой. Марья Ал. сосватана за племянника, которого не любит. Молодой Шванвич встречает разбойника вожатого, вступает к Пугачеву. Он предводительствует шайкой. Является к Марье Ал. Спасает семейство и всех.

    Последняя сцена. Мужики отца его бунтуют, он идет на помощь. Уезжает. Пугачев разбит. Молодой Шванвич взят. Отец едет просить. Орлов, Екатерина. Дидерот. Казнь Пугачева». Шванвич позже стал Швабриным.

    Со слов «Крестьянский бунт» мы видим рукопись А.С. Пушкина с рисунками.

     

    Рис. 5. Моё чтение первого рисунка

    Чтение текста первого рисунка.

    После слов Крестьянский бунт, под словом «Помещик» помещен рисунок (рис. 5), чтение которого довольно сложно, но возможно. В виде облака здесь помещено не менее 5 изображений мужских лиц в правый профиль. Кем они являются, я надеюсь узнать из следующего текста.

    Сам текст я читаю со слова ЕСЛИ, написанного на второй строке. А на первой строке читается слово ПОЗОВЁТ, написанное нарочито закруглёнными буквами. Строкой ниже разбросанными буквами написано слово КРИК, затем в одно слово на строке – слово МАСКИ ниже которого можно прочитать слова АРКОНЫ и практически там же – слово РЮРИКА, еще строкой ниже – слово ИЛИ.

    Далее я перехожу к наиболее сложной части рисунка, где я сначала читаю поверхность правого холма, а за тем – штриховку над его правым склоном. Итак, тут можно выделить слова: над правым холмом – КРИКИ СТАВКИ, ТО, внутри левого холма: ВОИНЫ СТОЛИТСЫ РУСИ, внутри правого холма: ТАРТАРИИ, на штриховке над правым холмом: И АРКАИМА, И АРКОНЫ.

    Соединив все слова вместе, получаем текст: ЕСЛИ ПОЗОВЁТ КРИК МАСКИ АРКОНЫ РЮРИКА, ИЛИ КРИК СТАВКИ – ТО ВОИНЫ СТОЛИТСЫ РУСИ ТАРТАРИИ, И АРКАИМА, И АРКОНЫ. Слово МАСКИ в данном случае означает ИЗОБРАЖЕНИЯ. В современном смысле и в нынешней орфографии этот текст будет выглядеть так: ЕСЛИ ПОЗОВЁТ КРИК ИЗОБРАЖЕНИЯ АРКОНЫ РЮРИКА, ИЛИ КРИК (ВОИНСКОЙ) СТАВКИ, ТО (ЭТО ЗОВУТ) ВОИНЫ СТОЛИЦЫ РУСИ ТАРТАРИИ, И АРКАИМА, И АРКОНЫ.

    Мы видим, что этот зашифрованный текст оказался вдвое длиннее зашифрованного текста предисловия, содержа уже 18 слов. Изображения лиц в виде облаков – это как бы метафора душ убитых воинов, которые зовут Пушкина рассказать их историю. Правда, этого вывода Пушкин не делает.

    Меня удивило то, что Пушкин знаком с тем, что Арконы строил Рюрик, что Сибирь называлась Тартарией, и что помимо Аркон он знал и о существовании Аркаима. Однако на данном рисунке, упоминая столицу Руси Тартарии, он ее поимённо не называет.

    Тем не менее, строки, зашифрованные в этом рисунке, так же можно считать с точки зрения политики Российской империи XIX века крамольными.

     

    Рис. 6. Моё чтение второго рисунка в виде росчерка внизу страницы

    Чтение текста второго рисунка.

    Этот росчерк пера не образует какого-либо изобразительного сюжета, и я сразу приступаю к его чтению. Так, на первой строке я опять читаю слово ЕСЛИ, на второй – слово КТО, на третьей – слово КРИЧИТ, на четвертой – слово ГРОМКО. На пятой и на шестой я сначала читаю слова слева: СЕ РУСИ РУНА ИЗ на пятой и слово ТОБОЛЬСКА – на шестой.

    Соединив воедино, получим такой текст: ЕСЛИ КТО КРИЧИТ ГРОМКО – СЕ (ЭТО) РУСИ РУНА ИЗ ТОБОЛЬСКА. Этот текст содержит всего те же 9 слов. Но он является продолжением предыдущего текста. Слова РУСИ РУНА ИЗ ТОБОЛЬСКА означают: РУССКИЕ НАДПИСИ ИЗ СТОЛИЦЫ ТАРТАРИИ, ГОРОДА ТОБОЛЬСКА. Так что помимо расспроса местных жителей, Пушкин, вероятно, почитал немало сохранившихся надписей, относящихся и к Тартарии, и к Тобольску.

     

    Рис. 7. Моё чтение изображения головы мужчины

    Чтение текста третьего рисунка.

    Третий и последний рисунок данной страницы показывает левый профиль головы мужчины после слов «Помещик пристань держит». Следовательно, показан отец Швабрина. Над рисунком имеется датировка, видимо, 30.03.30, что означает 30 МАРТА 1830 ГОДА. А далее я читаю слова на самом портрете.

    Изображен человек лет пятидесяти, с черными волосами, но усы уже тронула проседь. На левой брови можно прочитать слово ЮРИЙ, на усах – слово СТАРШИЙ. Видимо, изображая этого персонажа, Пушкин обдумывал его биографию. И снабдил его такой – далее следуют слова, занимающие по строке на изображении волос головы: ИЛИ ХРАМА ЯРА АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА МИМ ЯРА. Иначе говоря, человек, преданный Пугачеву.

    Однако, подумав, Пушкин дополняет эту характеристику, нарисовав поросль на нижней челюсти, как бы начало бакенбард: НОВЫЙ. То есть, не потомственный ЖРЕЦ ХРАМА ЯРА АРКОНЫ РЮРИКА, а НОВЫЙ, недавно пришедший к русскому ведизму.

    Такова характеристика этого персонажа из 11 слов. Выведение персонажа, который из христианства обратился в старую веру, да еще стал не просто верующим, а жрецом, – это верх «вольнодумства» Пушкина. Видимо, передумывая характеристики действующих лиц, Пушкин отказывается от первоначального замысла и зачёркивает это изображение головы одной горизонтальной чертой.

     

    Рис. 8. Пейзаж с дорожным экипажем и моё чтение надписей

    Якобы «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой.

    Здесь небольшому рисунку А.С. Пушкина посвящено целое исследование [2]. Оно звучит так: «ПО МЕСТАМ «ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА». 1833 год.

    «В рабочей тетради 1833 года рядом с древнегреческой цитатой из гомеровской «Одиссеи» Пушкин рисует «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой» (7). «Для рисунка странствий – это примечательно», – тонко замечает А.М. Эфрос, первый публикатор этого рисунка (8), справедливо датируя его 1833 годом. Исследователь связывает рисунок с путешествием поэта в сентябре по местам пугачевского бунта, но определяет его как один из волжских пейзажей (9).

    Пушкинист-филолог С.В. Денисенко так характеризует рисунок: «Возможно, что поэт и рисовал какой-то конкретный пейзаж, но конкретика приняла достаточно условные, абстрактные формы… рисунок максимально приближен к иероглифическому изображению. Это один из самых схематичных и вместе с тем самый экспрессивный пейзаж в пушкинских рукописях» (10). Однако думается, что это не «абстрактная и условная форма» рисунка и не иероглиф. Это стиль. Он рожден непосредственным восприятием движущегося предмета, когда обнажен сам процесс рисования, то есть активного переживания, видимого с карандашом или пером в руке. Прерывистые линии, удар и росчерк вместо контурной неподвижности силуэта создают впечатление движения предмета. От этого изображение выигрывает в выразительности и эмоциональности. Эффект рисунка заключается в том, что экипаж нарисован таким, каким он кажется во время его движения смотрящему со стороны. Одновременно и деревья на противоположном берегу показаны такими, какими они видятся седокам экипажа: мелькающими, убегающими назад. Поэтому они и нарисованы разорванными контурами, делающими их похожими на иероглифы.

    Включенный в пейзаж жанровый элемент – мчащаяся тройка как бытовой мотив не воспринимается. Образно и художественно он подчинен главной теме – простора, быстрой езды. Очертания тройки ритмически включены в прерывистые очертания пейзажа, сформированного разорванными линиями и штрихами. Подобная техника рисунка, отражающая стремление передать впечатление, как бы предсказывает импрессионистическую эпоху 1890-х – начала 1900-х годов. Характер рисунка индивидуален, лежит вне школы рисовального искусства первой половины XIX века. Виртуозное произведение Пушкина и технически, и образно – единственное в истории русского пейзажного рисунка первой половины XIX века. Его поэтика глубоко национальна, она сравнима (в его эпоху) лишь с литературным образом «птицы-тройки» Н.В. Гоголя. Откуда же здесь ассоциации с историей Одиссея? Форма брички, фасоны шляп путешественников на облучке (один из них, с вожжами, − возница, второй, вероятно, слуга сидящего в экипаже) указывают на время Пушкина...

    17 августа 1833 года поэт отправился из Петербурга в Оренбургскую губернию собирать материал для «Истории Пугачевского бунта». Он ехал через Москву, Нижний Новгород, далее – по большому московскому почтовому тракту, вдоль правого берега Волги и далее от Казани по левому берегу через Симбирск – в Оренбург. Сюда он приехал 18 сентября и отправился прямо на дачу оренбургского генерал-губернатора, своего старинного приятеля В.А. Перовского. Здесь он встретил В.И. Даля, с которым был знаком еще по Петербургу (11). 20 сентября Пушкин и Даль выехали из Оренбурга и следовали по правому берегу Урала (Яика) (12), по местам, где за 60 лет до того были крепости, захваченные Пугачевым. Даль был прикомандирован Перовским к поэту, чтобы местные жители не испугались чужого человека, интересующегося Пугачевым, как уже случилось прежде в Бердской слободе. В этом-то путешествии они увидели меловую гряду, которую местные жители называли «Белы горы» (13) − название, вызывающее в нашей памяти повесть «Капитанская дочка» (14).

    Смеем утверждать, что в дорожной бричке на пушкинском рисунке изображен сам поэт (собственные странствия навели его на мысль об Одиссее), а также В.И. Даль; на облучке − возница и слуга. Они едут вдоль реки Урал в Уральск (до 1775 года − городок Яицк), к яицким казакам для осмотра места, где была внутренняя крепость и где начинался пугачевский бунт в 1772 году. 20 сентября утром, миновав «Белу гору», они подъехали к бывшей крепости Нижнеозерной, которая и при Пушкине походила на деревушку…»

    Казалось бы, вот еще одно изображение, связанное с бывшей крепостью «Белогорской» вдоль реки Урал. Полдня я потратил на поиски рисунка с названием «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой». – Нашёл. Но когда я его увидел, я понял, что уже описал его в моей монографии [3:144]. Сам рисунок Пушкина у меня фигурирует под № 101, а его дешифровка, под № 102, рис. 8. Но у С.А. Фомичева, из работы которого я заимствовал это изображение, оно называлось иначе: «Пейзаж с дорожным экипажем». Именно поэтому я не мог опознать его по иному названию, нее видя самого изображения.

    Там я, в частности, писал: «На рисунке нет ни башен, ни крепостной стены, ни въездных ворот, словом, ничего, что хотя бы отдалённо напоминало крепость. Изображены какие-то домики на пригорке, и всё. Более того, экипаж явно проезжает мимо, ибо уже миновал развилку с дорогой, ведущей к домикам. Так что дорожная повозка скорее изображена удаляющейся, чем приближающейся. Ну, а если это не крепость, и к ней повозка не приближается, то откуда известно, что что тут где-то находится Белогорская крепость? Словом, похоже, что атрибуция рисунка произведена лишь из общих соображений. Действительно, речь идёт о какой-то поездке Пушкина, но какой именно? Ездил он много, и местность может быть любой. Впрочем, пояснение может дать надпись на самом рисунке. К ее чтению я и перехожу.

    Первое, что бросается в глаза при разглядывании домиков на пригорке, это то, что они прочерчены как-то незавершённо, что сразу же наводит на мысль о тайнописи, (рис. 102), рис. 9. Крыша самого левого домика вместе со стеной очень напоминает букву К, только наклонившуюся вправо. А правее видна просто-таки очень чётко выписанная буква А. Если же развернуть нужным образом все буквы и какие-то из их штрихов чуть развернуть или, напротив, чуть сблизить, мы получаем очень явную подпись: КАВКАЗЪ. Так что никакого намёка ни на Белогорскую крепость, ни на Оренбург тут нет. А левее и выше домов посёлка на рисунке изображены какие-то знаки, которые я читаю, как СВЯТОЙ. Итак, перед нами СВЯТОЙ КАВКАЗ.

       Похоже, что можно прочитать надписи и на кронах деревьев. Читая слева направо, получаем текст: ЖЕЛЕЗНЫЯ ЗЕРКАЛА ВЪ ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ, то есть, ЖЕЛЕЗНВЕ ЗЕРКАЛА В ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ. Итак, вместо ожидаемой надписи ОРЕНБУРГ. БЕЛОГОРСКАЯ КРЕПОСТЬ, мы читаем: СВЯТОЙ КАВКАЗ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗЕРКАЛА В ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ. Так что перед нами Дарьяльское ущелье Кавказа, где в святилище зеркала не серебряные или бронзовые, а дешевые, железные, в которые, вероятно, весьма сложно смотреться.

    Затем читаются и домики справа, уже на пригорке. В них сложно определить знаки, но, кажется, они могут быть сложены в нечто вроде ТО СЪНИЗУ ЛИКЪ, то есть, как раз железные зеркала и являются ОТДЕЛКОЙ ИДОЛА СНИЗУ. Можно также прочитать изображение экипажа, начиная с буквы П, расположенной левее, и читая в качестве буквы О левое заднее колесо. Так читается слово ПОВОЗКА, а также слово КЪНИ, то есть, КОНИ. А на негативном изображении можно прочитать слово ДИКЪЕ, то есть, ДИКИЕ. Следовательно, заключительным предложением оказывается: ПОВОЗКА – КОНИ ДИКИЕ. Судя по этой последней фразе, Пушкину поездка в Дарьяльское святилище не понравилась.

    Вероятно, обдумывая замысел «Капитанской дочки», Пушкин вспоминал не столько свои более или менее сносные условия путешествия, сколько мытарства с дикими конями по горной дороге Кавказа. Для нас же эта зарисовка важна тем, что даёт наглядное, почти явное отражение слова КАВКАЗЪ в деталях рисунка.

    Рис. 9. Портрет Емельяна Пугачева из Википедии

    Цитата из работы А.Т. Фоменко.

    «ПОЕЗДКА А.С.ПУШКИНА НА УРАЛ В 1833 ГОДУ ДЛЯ СБОРА СВЕДЕНИЙ К "ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА". ПОЧЕМУ ПУГАЧЕВЦЫ НАЗЫВАЛИ СВОЮ ВОЕННУЮ СТАВКУ – МОСКВОЙ. Мы уже высказали мысль, что имя Пугачев - это попросту ПУГАЧ, то есть не настоящее имя или фамилия, а ПРОЗВИЩЕ, которое романовские историки придумали либо последнему царю-хану Московской Тартарии со столицей в Тобольске, либо его главному полководцу. Скорее всего, сегодня мы просто не знаем подлинного имени этого человека. Оно было намеренно вытерто со страниц русской истории. Последнего полководца Руси-Орды середины XVIII века романовская администрация прозвала ПУГАЧЕМ. По-видимому, потому, что он действительно сильно НАПУГАЛ династию Романовых, когда попытался распространить власть огромной Московской Тартарии обратно, на территорию европейской части старой Руси-Орды. Мысль, что Пугачев – это просто прозвище-кличка ПУГАЧ, подтверждается старыми документами. Например, об этом прямо говорит В.И. Даль – современник и друг А.С. Пушкина. Отметим, что В.И. Даль служил в то время "чиновником особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе". В.И. Даль помогал А.С.Пушкину, когда тот приехал на Урал специально для сбора уцелевших здесь сведений о "Пугачевской войне" [710, т.2, с.223-224, 452]. Опираясь на подобные свидетельства, "Пугачева" называют ПУГАЧЕМ и некоторые современные комментаторы, например,».

    Был ли Пугачев «Пугачем»? – Полагаю, что эпиграфика может ответить на вопрос о том, кем был Емельян Пугачев, достаточно посмотреть на его портрет.

    В статье Википедии «Пугачев, Емельян Иванович», имеется «Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками» (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»). Музейные описи № 4588. В Ростовском музее. Ростов Великий. Фотография картины – С. М. Прокудин-Горский, 1911 г.; восстановление фотографии – ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2000-е».

    Изображение поступило на Викисклад 9 февраля 2011 года.  А текст при этом такой:

    Емельян Иванович Пугачёв

    «(1742 - 10 [21] января 1775, Москва) – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них».

    Вопрос заключается не в том, сколько самозванцев могут воспользоваться удачными обстоятельствами, а в том, почему народ Сибири решил его поддержать, рискуя собственной жизнью. И далее я использую свою статью [4].

    Рис. 10. Моё чтение надписей на портрете Емельяна Пугачева

    Чтение надписей на портрете из Ростовского музея.

    Весьма странно то, что никакой надписи на портрете нет – притом, что соотношение высоты и ширины картины нормальные. Иными словами, надпись не отрезана, она отделена и, видимо, была накладной, легко отделимой – на потребу дня.

    Теперь попробуем прочитать на портрете надписи. Сначала возьмём вертикальный фрагмент слева – там, где изображена цепь, и повернём его в горизонтальное положение.

    Мы увидим надписи в две строки над цепью, в цепи и ниже цепи. Над цепью на верхней строке можно прочитать слова МАЯК МАРЫ, что можно понять, как ЗНАК СМЕРТИ. Правее, примерно в центре фрагмента, строкой ниже читаются слова ЯРА СКИФИЯ – название государства. Заметим, что государство называлось не РУСЬ ЯРА, как Московия, а иначе.  Внутри правого звена цепи и левее него читается название храма: МАРЫ ХРАМ ЯРА. Таким образом, портрет был изготовлен в мастерской храма Мары Яра. Это означает, что на территории Скифии еще в 1775 году сохранился храм Мары, иными словами, в Сибири еще существовал русский ведизм.

    Насколько я знаю по другим портретам, обычно важные слова были написаны на усах и бороде персонажа. На усах в данном случае я читаю слова МИМ ЯРА, а на самом верху бороды – слово ХРАМА. Таким образом, Емельян Пугачев имел звание мима Яра храма – ниже, чем мима Яра, но всё-таки, перед нами – жреческое звание.

    На нижележащих строках бороды читаются интересные слова: ЯКО ХАН СИБИРИ И ХРАМА ЯРА РУКОВОДИТЕЛЬ. А правее на бороде написано: РУСЬ МАРЫ. Таким образом, за Пугачёвым был закреплён титул ХАН СИБИРИ. А это – титул того же уровня, что и ХАН РУСИ ЯРА или ХАН РИМА.

    На уровне плеча можно видеть крупные и мелкие буквы. Крупные буквы можно увидеть, если принять оторочку пол кафтана за букву У. Тогда левее видна буква П, а правее, светлее ткани, буква С. Теперь можно прочитать всю надпись в две строки: ПУСТЫНИК в верхней строке и РУКОВОДИТЕЛЬ – в нижней. Здесь же имеются надписи и мелкими буквами, которые удобнее читать в обращенном цвете. Они написаны в четыре строки. На верхней строке можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ МОСКВЫ. Строкой ниже – МАРА ЯРА, что передаёт название храма. Еще ниже написано МАСКА ЯРА и еще ниже – МАРЫ МАСКА. Это означает, что портрет делался еще прижизненно, но, когда он был готов, человека в живых уже не было.

    Как видим, слово ХАН было дважды пояснено по-русски как РУКОВОДИТЕЛЬ – Сибири и храма Яра, а также пустынник.

    Центр Белой Орды.

    «Как мы уже отмечали, победив Московскую Тартарию в тяжелой "Пугачевской войне", Романовы приложили затем много усилий, чтобы изобразить эту крупномасштабную войну как крупный, но, в общем-то, рядовой, "крестьянский бунт", возглавленный каким-то безвестным "донским казаком Пугачом". Романовские историки заявили, будто главной ставкой "Пугача" была ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО уральская "слобода Берды". Вряд ли это так. Как мы теперь начинаем понимать, романовские историки постарались преуменьшить масштаб войны 1773-1775 годов. И вообще исказить ее смысл. В рамках этой "деятельности", настоящую столицу русско-ордынского хана "переместили" (на бумаге) в уральскую станицу-слободу. Которая, скорее всего, была лишь одной из многих военных ставок ордынцев. Вероятно, БЕРДЫ – одно из многочисленных старых ОРДЫНСКИХ названий, которых на Урале и в Сибири, было тогда еще предостаточно. Как и в европейской части Руси. Не исключено, что название БЕРДЫ доносит до нас воспоминания о Б-ОРДЕ, то есть БЕЛОЙ ОРДЕ – ордынском государстве. Считается, что во времена Пугачева станица Берды находилась "в семи верстах от Оренбурга. Сейчас город распространился и на эту территорию. Во время осады Оренбурга слобода была центром повстанческой армии, ПУГАЧЕВЦЫ НАЗЫВАЛИ ЕЕ МОСКВОЙ».

    Но, возможно, не только «пугачёвцы» так называли эту территорию, но она и была таковой на самом деле? Эту возможность можно проверить, рассмотрев урбаноглиф Оренбурга. Я рассматриваю на рис. 11 северо-западную часть Оренбурга.

     

    Рис. 11. Урбаноглиф Оренбурга и моё чтение надписей

    Моё чтение надписей на урбаноглифе Оренбурга.

    К моему чтению геоглифа Оренбурга 2013 года я решил добавить сегодняшнее чтение. Естественно я искал название МОСКВА. Но не только. Так, не северо-западе (на левой верхней части изображения) я читаю слова: МИР МАРЫ. А правее и выше озера (на северо-востоке) я читаю слова: В МОСКВЕ, а чуть ниже – слова: РУСИ МАРЫ СКИФОВ ЯРА. – Таким образом, появилась еще одна Москва в дополнение к РУСИ ЯРА (Риму), к РУСИ МАРЫ (Великому Новгороду) и РУСИ ЯРА МАРЫ или РУСИ СЛАВЯН (Западному Каиру) – МОСКВА СКИФОВ ЯРА, то есть, Оренбург.

    Слово МОСКВА я встретил внутри двух фрагментов, обведенных белой и черной рамочками. При этом правее правой рамочки можно прочитать слово РЮРИКА, иными словами, Оренбург явился одной из 8 городов Москва, основанных Рюриком. А еще правее по диагонали огорожен забором какой-то парк, в верхней части которого можно прочитать слова ВОИНОВ МАРЫ, что обычно предшествует слово ХРАМ.

    А затем я обращаюсь к чтению надписей на геоглифе Оренбурга на рис. 12, который я сделал в статье [4].

     

    Рис. 12. Моё чтение надписей на геоглифе Оренбурга

    На урбаноглифе я вижу к северу от города большие массивы леса. Над озером слева имеется фрагмент, на котором в обращенном цвете можно прочитать слова МИМ и МОСКВА, а ниже, уже в прямом цвете слово МАЯК, а правее и меньшими буквами – слово ЯРА.

    Слева от озера имеется мужской лик, развёрнутый влево на ¾. У лица – сросшиеся прямые брови, прямой нос с маленькими усиками под ним и бородка клинышком. Все эти выделенные детали лица образуют надпись МИМ ЯРА МАРЫ.

    Ниже озера можно прочитать левее слова МОСКВА В ОРЕНБУРГЕ. А правее – слова МАРЫ ХРАМ. Еще правее написано МИР МАРЫ ЯРА. Наконец, правее и ниже озера я читаю слова МАРЫ ЯРА ХРАМ.

    Таким образом, слово МОСКВА написано в данной части дважды, причем один раз – МОСКВА В ОРЕНБУРГЕ. Тем самым, «пугачёвцы» говорили правду.

    Но эта правда весьма недавнего времени, ибо Оренбургская крепость закладывается 31 августа 1735 года, у слияния рек Орь и Яик, однако через шесть лет был заложен новый город с прежним названием ниже по течению Яика – на Красной горе 6 августа 1741 года. Старый город получил название Орская крепость (нынешний город Орск). Наконец, 19 (30) апреля 1743 года Оренбург был заложен в третий раз – на месте бывшей Бердянской крепости, в 70-ти верстах от Красногорского урочища. Так что влияние Москвы на строительство города возникло в 30-40-годы XVIII века, без которого этого города, скорее всего, и не существовало бы.

    Объединив сегодняшние и предыдущие чтения, получаем, что Москва Рюрика находилась в основном к северу от лесополосы и вокруг озера.

    Топоглиф Тобольска.

    Теперь осталось рассмотреть, чем был город Тобольск для Тартарии на геоглифе. Однако на урбаноглифе Тобольска я никаких надписей не нашел.

    Тогда я решил поискать надписи в ближайшей округе. И действительно, к западу от города я нашел замечательный топоглиф, на котором можно понять смысл основания здесь города. Однако сначала хочу привести данные о Тобольске из Википедии: «Тобо́льск - город в Сибири, муниципалитет, городской округ Тюменской области (в составе РФ). Ранее административный центр Тобольского района, Тобольского округа, Тобольского уезда. После муниципальной реформы на городской территории находится лишь администрация соседнего муниципалитета. Расположен в северной части юга Тюменской области, в месте впадения реки Тобол в Иртыш.

     

    Рис. 13. Топоглиф Тобольска

    Основан в 1587 году, центр русской колонизации Сибири, разрядный город Сибири в конце XVI - начале XVII вв., место пребывания первенствующих сибирских воевод на протяжении XVII в., в 1708-82 гг. административный центр Сибирской губернии».

    Меня заинтересовал вопрос: существовали ли какие-либо причины для создания города именно на этом месте? Рассмотрев геоглиф Тобольска, я понял, что существовали.

    Слева от посёлка Сузгун расположены массивы, покрытые растительностью. Верхний фрагмент содержит надписи, выполненные в две строки, где верхняя написана темно-зелеными, а нижняя - преимущественно светло-зелеными буквами. Надпись читается так: СКИФИЯ СЛАВЯН. Она даёт ответ на вопрос, из каких этносов складывалась Скифия. В любом случае, данная часть - из славян.

    Википедия даёт иную, академическую трактовку: «Ски́фия (греч. Σκυθία) - в представлении античной географии область расселения группы народов, объединенных под названием скифов (собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. - первых веков н. э. в античных источниках). Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков». В данном случае речь идёт именно о восточных скифах.

     

    Рис. 14. Моё чтение надписей на топоглифе Тобольска

    Под словом «топоглиф» я понимаю геоглиф вне города, тогда как внутри города применяется слово «урбаноглиф».

    Ниже слова СЛАВЯН располагается еще одна надпись, выполненная буквами темно-зеленого цвета так, что ее буква Ф размещается как раз под первой буквой С слова СЛАВЯН. Тут мы читаем слова СКИФЫ ЯРА, а правее, на фрагменте, который я привожу на врезке справа, читается продолжение, слово РОССИЯНЕ. Таким образом, полный текст оказывается таким: СКИФЫ ЯРА – РОССИЯНЕ. Напомню, что при исследовании скифского оружия мною была выявлена надпись РОССИЯ СКОТИЯ, что означало РУССКАЯ СКИФИЯ. Иначе говоря, слова РОССИЯ, РОССИЯНЕ идут именно от скифов, а не от Яровой Руси и не от Московии, которые употребляли слово РУСЬ.

    Еще ниже читаются слова МАРЫ СКИФИЯ. В этой надписи буква Ф лежит горизонтально под словом СКИФИЯ.

    Раньше, на глобусе из болгарского села Слатино, я выявил название Русь Мары, которое относилось к Китаю. Но соотнести это название с определённой территорией точнее, возможности не было. Позже я столкнулся с тем, что и Китай располагался на территории Скифии. В этой статье при рассмотрении урбаноглифа Оренбурга оказалось, что этот город входит в МИР МАРЫ ЯРА. А теперь выясняется, что и округа Тобольска входила в Скифию Мары. Вполне возможно, что понятия МИР МАРЫ ЯРА с точки зрения русской культуры и понятие ТАРТАРИЯ с точки зрения западной культуры совпадают. Однако эту гипотезу еще следует доказать. Хотя ТАРТАР по-гречески – это ТОТ СВЕТ, что по-русски соответствует понятию МИР МАРЫ, ибо Мара – богиня смерти.

    Последнее слово, которое я читаю ниже слова СКИФИЯ – это слово МАЯК. Оно означает, что все прочитанные названия являются не «игрой природы», а знаками, оставленными людьми сознательно.

     

    Рис. 15. Урбаноглиф Тобольска и моё чтение надписей

    На урбаноглифе Тобольска можно прочитать несколько важных утверждений. Первое находится правее нижней левой надписи: «Тобольск». Здесь можно прочитать: СТОЛИТСА РУСИ СКИФОВ. Получается, что, если Оренбург был МОСКВОЙ СКИФОВ, Тобольск был СТОЛИЦЕЙ СКИФОВ. Иначе говоря, оба города играли большую роль в Руси Скифов (то есть, в Тартарии, если называть вещи по-западноевропейски).

    Далее я читаю подпись внутри квадратной черной рамочки. Там находится цифра 35, а правее – слова ЯРА АРКОНА. Из этого следует, что Тобольск был создан строителями из ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А внутри фрагмента, очерченного белой рамочкой, можно прочитать датировку: 55-85 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас  летоисчисление, это приводит к дате: 911-941 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Однако Википедия пишет: «Основан в 1587 году как центр освоения Сибири. В 1590 году Тобольск первым в Сибири получил статус города. С конца XVI до XVIII века — главный военный, административный, политический и церковный центр Сибири. С 1708 года — город, центр Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. В XIX веке в связи с перемещением торговых путей, а затем строительством железной дороги (в стороне от города) экономическое значение Тобольска упало».

     

    Рис. 16. Поселок Берды. Рисунок О.Козельской

    Иначе говоря, 646 лет жизни города благоразумно опущены. В 1773 году городу было якобы всего 186 лет, что исключало его древность, и, следовательно, какие-либо претензии на управление Сибирью. Но если ему 832 года, и к тому же он был СТОЛИЦЕЙ РУСИ СКИФОВ, то претензии не только города, но и его руководства на Сибирь, и даже на всю Русь, были весьма обоснованы.

    Под рисунком О. Козельской [5] можно видеть подпись «Берды. Дом, в котором с 4 ноября 1773 по 23 марта 1974 года находилась ставка Е.И. Пугачева. В этом доме жил Пугачев. Рисунок. О. Козловской, тушь». А текст этой статьи, в частности, гласит: «Бердская слобода (Берда, Бердинская слобода, Бердская станица, Берды) — казачье село на левом берегу Сакмары, в семи верстах (прим. в 7,5 км.)  к северо-востоку от Оренбурга. Старейшая станица Оренбургского казачьего войска. Географические координаты Бердского поселка практически соответствуют местоположению Оренбурга 51 гр.45 мин. северной широты и 72 гр. восточной долготы. В настоящее время Берды входят в состав города.

    Бердская слобода в разное время называлась по-разному. Так, в XVIII веке это место называли Бердской Подгородной слободой, Бердой (время пугачевского восстания) или Бердской Подгородной крепостью (информация взята из духовной росписи 1779 года). С начала XIX века это место стали называть Бердской станицей. В официальных документах XIX века также упоминаются Бердинская слобода и Бердинская станица, а так же Бердский поселок. Официально Бердской станицей это поселение продолжали называть до начала 20-х годов XX века. На картах и планах, датированных 1919 годом Бердская станица обозначена, как Оренбург-Троицкий (Бердский). После этого, уже в советское время, в официальных документах место стали называть Бердским поселком. А в простонародье всегда была упрощенная трактовка названия: Берда — Бёрды. Сейчас оренбуржцы в разговоре произносят это название в форме «Бёрды». Сами жители этой исторической слободы чаще говорят: «Бёрды», «бердские», «бердинские жители» или просто «бердяши».

    Свое название, как и многие населенные пункты Оренбургской области, поселок получил по названию реки Берды (современное название Бердянка — левый приток реки Урал, протяженностью 65 км, километров на 20 выше Оренбурга.). Река же в свою очередь была богата хариусом, который на башкирском диалекте называется бярде (бэрде), что значит «хариусовая».

     

    Рис. 17. Моя фантазия на тему берега реки Сакмары у поселка Берды

     

    Моя фантазия на тему поселка Берды навеяна побережьем реки Сакмары, в названии которой мне слышится С АК-МАРЫ, то есть С БЕЛОЙ (по-тюркски) МАРЫ. В русской географии слово БЕЛЫЙ означало ВОСТОЧНЫЙ, и словосочетание ВОСТОЧНАЯ МАРА в смысле ВОСТОЧНАЯ РУСЬ МАРЫ означало АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ СКИФИИ, в отличие от ЧЕРНОЙ (по-тюркски КАРА) РУСИ МАРЫ, куда входил Великий Новгород.

    На этом побережье я вижу надписи: КРАЙ ПУШКИНА И ПУГАЧЁВА – КРАЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ХРАНИТ МНОГО ТАЙН.

    Обсуждение.

    Речь идёт о реакции А.С. Пушкина на так называемый «Пугачевский бунт, о котором Википедия пишет (статья «Крестьянская война под руководством Емельяна Пцгачёва»): «Крестьянская война 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) — восстание (бунт) яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну под предводительством Е. И. Пугачёва против императрицы Екатерины Великой.

    Восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, чуваши, мокшане, эрзяне, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Восстание началось 17 сентября 1773 года с Бударинского форпоста и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение башкирско-казацкого войска и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года». И далее: «Несмотря на то, что внутренняя готовность яицких казаков к восстанию была высокой, для выступления не хватало объединяющей идеи, стержня, который бы сплотил укрывшихся и затаившихся участников волнений 1772 года. Слух о том, что в войске появился чудом спасшийся император Пётр Фёдорович (погибший в ходе переворота после полугодового царствования император Пётр III), мгновенно разлетелся по всему Яицку.

    Мало кто из казацких вожаков верил в воскресшего царя, но все присматривались, способен ли этот человек вести за собой, собрать под свои знамёна войско, способное равняться с правительственным. Человеком, назвавшим себя Петром III, был Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, уроженец Зимовейской станицы (до этого уже давшей российской истории Степана Разина), участник Семилетней войны и войны с Турцией 1768—1774 годов».

    Однако кем был Емельян Пугачев с сакральной точки зрения, Википедия умалчивает, но публикует «Портрет Емельяна Пугачёва, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834», рис. 18.

     

    Рис. 18. Портрет Пугачева и моё чтение надписей

    Я решил прочитать наиболее понятные из неявных надписей на портрете. На чёлке я вижу надпись в две строки. На второй сверху строке читается слово ВАРЯГА, на первой – РЮРИКА, и снова на второй – САН. А вместе получается подпись: ВАРЯГА РЮРИКА САН. Иначе говоря, с точки зрения художника Пушкинской эпохи, у Емельяна Пугачёва был сан варяга Рюрика. Это, разумеется, преувеличение. Даже до миропомазания Рюрик имел сан МИМА ЯРА, тогда как у Пугачева – сан МИМА ЯРА ХРАМА (рис. 10), то есть, на одну ступень ниже. А после миропомазания, Рюрик поднялся на ту ступень, на которую после него не поднимался ни один смертный – на ступень ХАРАОНА.

    А на бороде слева (рис. 18) я читаю слово МАРЫ (написанное в две строки), на середине – слово ХРАМА и справа – слово ВОИНА. Вместе это создаёт подпись: МАРЫ ХРАМА ВОИНА, что можно считать истиной. И, наконец, на усах я читаю слова: РУСИ МАРЫ на правом усе (слева) и СКИФИИ – на левом усе (справа), что тоже истинно.

    Из этого моего чтения становится понятно, что во времена Пушкина Емельяна Пугачева считали личностью, в сакральном отношении равным Рюрику. Полагаю, что именно это обстоятельство и сыграло свою роль в обращении Пушкина к теме Пугачёва.

    Однако напрямую написать повесть, прославляющую Пугачева по политическим соображениям было невозможно. Вероятно, Пушкин знал, что династия Романовых прекратилась в 1703 году [6], так что Петр Третий, именем которого назвался Емельян Пугачёв, тем более не имел никакого права на русский престол.

    С другой стороны, и Оренбург, и, тем более Тобольск были основаны 35-й Арконой Яра, то есть ВЕЛИКИМ НОВГОРОДОМ, так что в Сибири (по-русски в Белой Скифии Яра Руси Мары, по-западноевропейски – в Тартарии) располагалась страна, в сакральном отношении равная и святой Руси Рюрика со столицей в Ладоге, и Новгородской республике с культурной столицей в Великом Новгороде. Ибо само слово ТОБОЛЬСК можно понять, как: ТО – БОЛЬШОЙ (ГОРОД). Ибо перенос ударения с корня на окончание меняет гласный окончания: хУдый – худОй, дикий – Дикой, толстый – Толстой, и, следовательно, Больский – Больской – Большой. Так что словосочетание ТО БОЛЬСКИЙ в смысле ТО БОЛЬШОЙ (ГОРОД) превратилось в ТОБОЛЬСК.

    Сколько лет Тобольску? – Такой опрос был произведен в 2008 году. Практически все читатели ответили: 420 лет. И только одна читательница, Валерия Киракосова, мыслитель, ответила: 700 лет. А, как мы видели на геоглифе, ему в этом году исполняется: 2016 – 941 = 1075 лет! Так что даже самый смелый «мыслитель» всё-таки ошибся, и притом на 300 лет в сторону занижения возраста.

    К сожалению, политические соображения воздействуют даже на археологию. Пока в самом Тобольске находят остатки построек XVII-XVIII вв. однако в статье [7] говорится: «Недалеко от Тобольска нашли захоронение древних угров X-XI веков. Как сообщает пресс-служба администрации Тобольска, группа археологов во главе с тобольским ученым, кандидатом исторических наук Александром Адамовым, обнаружили ценную находку в 65 километрах от Тобольска, в Вагайском районе, за деревней Бегишевской.

    В одной могиле находятся останки троих взрослых, в другой – ребенка. Угров можно считать предками нынешних ханты и манси, их южной ветвью. В найденных захоронениях – истлевшие скелеты, фрагменты предметов (двух сабель, пояса, сосудов, конских удил). Угры жили в этих местах примерно за пятьсот лет до прихода сюда Ермака». 

    Так что данные места в Х веке были обитаемы. Просто археологи пока плохо ищут. С другой стороны, в Тобольске отмечено: «Относительно недавно (с 2005 года) в науке сформировалось новое направление – городская археология». Так что пока археологи только приступили к серьёзным исследованиям. И предмет их изучения – походы Ермака, а не история создания древнего Тобольска.

    Вернемся, однако, к рукописи «Капитанская дочка» Пушкина.

    Судя по замыслам, Пушкин хотел показать, что крестьянский бунт дошел и до отдельной помещичьей усадьбы, однако эти заключительные главы он не опубликовал. Но зато из его черновых рукописей стало ясно, что он посвятил «Капитанскую дочку» МИЛОМУ АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ, ПОЭТУ 1825-1835 ГОДА, – НАШЕМУ СОВОИНУ ОРЕНБУРГУ. Пока о таком посвящении никто из литературоведов-пушкинистов ничего не знал. Так что Пушкин рассматривал Оренбург в качестве СОВОИНА ДЕКАБРИСТОВ, и приурочил издание «Капитанской дочки» к десятилетию восстания декабристов.

    Себя же он считал ВОИНОМ ЯРА, которого весьма возбудили КРИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ АРКОНЫ РЮРИКА, а также КРИКИ СТАВКИ, то есть, ВОИНОВ СТОЛИЦЫ РУСИ ТАРТАРИИ – ЭТИ ГРОМКО КРИЧАЩИЕ РУНЫ ИЗ ТОБОЛЬСКА, ИЗ АРКАИМА И ИЗ (ВТОРИЧНОЙ) АРКОНЫ (СИБИРИ). Из этих прочитанных на рисунке Пушкина строк следует, что он умел читать древние надписи на различных предметах по дороге в Тобольск и в Берды. О том, что он читал, как неявные надписи, так и руницу, и даже писал ими еще в годы обучения в Царскосельском Лицее, я писал в моей монографии [3]. Теперь ему эти навыки очень пригодились.

    Моё исследование геоглифа Оренбурга в данной статье показало, что его северная часть действительно являлась МОСКВОЙ СКИФОВ ЯРА, что пополнило список этих городов. В настоящее время можно говорить о трёх городах с названием МОСКВА ЯРА (первая – РИМ, папский престол; вторая – Мадрид как МОСКВА ГРАД – МАГРАД – МАДРИД, третья – Смоленск), и трёх городах с названием Москва + имя русского бога или русского этноса: МОСКВА МАРЫ (Великий Новгород), МОСКВА ЯРА МАРЫ, она же МОСКВА СКЛАВЯН (Западный Каир), и вот теперь к ним добавилась еще МОСКВА СКИФОВ ЯРА (Оренбург). Каждый из перечисленных ранее городов неоднократно упоминался в исторических сочинениях, что позволяет надеяться, что и название МОСКВА СКИФОВ ЯРА тоже встретится и прольёт свет на историю этого города до его повторного создания (возрождения) уже как Оренбурга.

    Всего Рюрик создал 8 городов с названием Москва. До сих пор я знал пять, шестой из них стал, как я выяснил в данной статье, Оренбург. Однажды мне попалось название МОСКВА ЗАПАДНОЙ ДВИНЫ, а еще существует Москва как столица РФ. Так что, возможно, все 8 городов мною определены, но с разной степенью доказательства.

    Тем не менее, история Оренбурга и Тобольска, на наш взгляд, пока исследованы недостаточно. Необходимо рассмотреть многие артефакты, найденные в этих городах и вблизи них и постараться прочитать на них надписи.

    Заключение.

    Представленный в данной статье материал по исследованию страниц черновика А.С. Пушкина «Капитанская дочка» дал массу новой информации. Возможно, что его следует углубить и расширить как с точки зрения пушкиноведения, так и в смысле краеведения Оренбурга и Тобольска. Может быть, следует даже провести в Оренбурге на эту тему специальную конференцию.

    Литература.

    1. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Варианты белового и чернового текста. Источник: http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/03edit/0901.htm
    2. Певзнер Лия. Пушкин путешествует // Русское искусство. Источник: http://www.russiskusstvo.ru/news/a1342/
    3. Чудинов В.А. Тайнопись в рисунках А.С. Пушкина. Разгадка кода гения. – М.: Поколение, 2007. 488 с., ил.
    4. Чудинов В.А. О топоглифе Тобольска. – Сайт chudinov.ru от 2 июня 2013 года
    5. О Бердах. Источник: http://berdskasloboda.ru/o-berdax/
    6. Чудинов В.А. Портрет Петра Первого храма Яра. – Сайт chudinov.ru от 15 января 2016 года
    7. В Тюменской области нашли захоронение древних угров. 11 августа 2014 года. Источник: http://72.ru/text/newsline/830160.html#comments/ca223e3d3-d753-480b-a829-9866eedbd433/last

Комментарии:

ЛИКА М.
11.03.2016 22:03
Спасибо большое за потрясающий труд Ваш! Но так жаль, что победы Пугачева со товарищи не случилась. А вот это душу согрело: "Однако напрямую написать повесть, прославляющую Пугачева по политическим соображениям было невозможно. Вероятно, Пушкин знал, что династия Романовых прекратилась в 1703 году [6], так что Петр Третий, именем которого назвался Емельян Пугачёв, тем более не имел никакого права на русский престол." Как и нынешние загребущие
Алексей Валерьевич
11.03.2016 23:03
С замиранием сердца слежу за Вашим полётом мыслей, уважаемый Валерий Алексеевич! Просто удовольствие получаю. Сил и удачи!
Александр
28.04.2017 15:04
Не простой человек был Пугачев ,мне кажется что он хотел вернуть ведизм на русь,но предали его.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову